Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Диагностика нарушения голоса у детей с ДЦП.

Яковлева Нина Павловна Яковлева Нина Павловна
DOCX
63
0
Предпросмотр

Диагностика нарушения голоса у детей с ДЦП
 
Нарушение голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Типы нарушения голоса: нарушение тембра; нарушение резонанса; нарушение громкости; нарушение высоты тона.
Нарушение тембра голоса вызваны нарушением ларингиального тона, в основе которого лежит звук, образующийся на уровне голосовых складок. Тембр голоса определяется четырьмя основными факторами:
1.    -он может изменяться из-за нарушения строения одной или нескольких частей голосового механизма;
2.    -физиологическое состояние мышц и поверхностей гортани, глотки, полости рта и носа должно соответствовать норме ;
3.    -серьёзное воздействие на тембр голоса могут оказать эмоциональные перегрузки;
4.    -тембр голоса зависит от того, как используется голосовой аппарат.
Разновидности огрубения голоса могут сопровождаться дикротической  дисфонией, напряжением, локализованным в области гортани, а также частым возникновением твёрдой  атаки.
Придыхание-голос с придыханием представляет собой комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками, и похожих на шёпот компонентов шума, производимого турбулетным потоком воздуха.
Придыхание-это утечка воздуха через голосовую щель в следствии недостаточного смыкания голосовых складок.
Охриплость можно описать как сочетание огрубелости голоса и придыхания с преобладанием в одних случаях огрубелости, в других- придыхание. Дикротическая  дисфония  возникает в результате последовательных дискретных возбуждений или импульсов низкой частоты.
Нарушение резонанса. Логопед сталкивается с двумя основными типами нарушений резонанса: гиперназальностью- чрезмерным использованием носовой полости как резонатора и гипоназальности- недостаточным её использованием.
Гиперназальность (гнусавость) может имитироваться сознательно или неосознанно. Гиперназальность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса.
Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается, как гиперназальность. Существует два типа назальной эмиссии звука. В первом случае возникает слышимая турбулентность в результате неполного закрытия нёбно- глоточного канала при произношении этих согласных. Во втором случае- резонанс возникает при произнесении в процессе речи гласных и звонких согласных.
Гиперназальность- представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах «М», «Н», «НЬ». Человек говорит, как будто он простужен, а при резко выраженной форме гипоназальности «Б» звучит как «М», «Д» как «Н», что приводит к словесной путанице.
Нарушение громкости. Ребёнок в силу привычки может разговаривать так громко, что все соседи находятся в курсе его дел. И наоборот, всегда найдётся ребёнок с тихим голосом, которого очень трудно расслышать.
Нарушение высоты тона. Об отклонении высоты тона говорят в тех случаях, когда его голос имеет одну или несколько следующих характеристик: слишком высокую или слишком низкую частоту основного тона, очень узкий частотный диапазон, чрезмерные провалы высоты тона, слишком высокий или низкий для данной ситуации тон.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата основной диагноз-детский церебральный паралич.
Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП- дизартрия. Проблемами дизартрии у детей с ДЦП занимались многие авторы: Е.М. Мастюкова, И.В.Ипполитова, Н.В. Смирнова, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская.
Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят , в первую очередь, от локализации  и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психологической деятельности.
Особенностью дизартрии у детей с детским церебральным параличом является их смешанный характер, частое сочетание различных вариантов дизартрий у одного и того же больного. Дизартрические расстройства речи у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата нередко сочетаются также  с общей задержкой речевого развития, с псевдоаламичекими и аламическими проявлениями, недоразвитием слуховой  функциональной системы.
Изучение состояния голоса у детей с дизартрией требует специальных методов и приёмов, что и является актуальностью этой проблемы.
Диагностическое исследование в нашем детском саду № 242 для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата ведётся по следующим разделам.
1.Строение и подвижность артикуляционного аппарата.
Исследовательская работа по этому разделу осуществляется через систему  игр и упражнений. При выполнении этих упражнений обращаем внимание на подвижность органов артикуляционного аппарата, точность движений, координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении периферического   отдела артикуляционного аппарата: челюстей, губ, языка, мягкости нёба, мышц листа.
Исследование подвижности артикуляционного аппарата проводится через систему следующих упражнений.
Для языка: 1.Иголочка. 2.Лопаточка.
Для губ: 1.Поднять верхнюю губу вверх; 2. Опустить нижнюю губу  вниз; 3.Улыбочка- трубочка.
Для мышц лица: 1.Нахмурить брови (рассердился); 2.Надуть щёки («толстячок»); 3. Втянуть щёки («худышка»); 4. Зажмурить глаза.
Для челюсти: 1.Рот широко открыть- закрыть; 2. Нижняя челюсть вправо- влево; 3.Имитация жевания.
Для мягкого нёба: 1.Имитация кашля при открытом рте; 2. Длительное пропевание звука «А» при широко открытом рте; 3.Произнесение звука «А» на твёрдой атаке.
2. Состояние речевого дыхания.
Исследовательская работа по этому разделу осуществляется через систему упражнений. При выполнении упражнений обращаем внимание на тип дыхания (ключичное, диафрагмально- рёберное), на длительность и плавность речевого выдоха. Задание предлагается в игровой форме. Их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
1. «Шторм в стакане»-ребёнку предлагается подуть через трубочку в стакан с водой.
2. «Снежинка»- вырезанные из бумаги снежинки висят на уровне лица ребёнка. Ребёнку предлагается подуть на снежинку.
3. «Бабочка»-вырезанная из бумаги бабочка сидит на цветке. Ребёнку предлагают подуть на бабочку.
3.Исследование голоса.
Сила голоса.
При исследовании голоса необходимо определить умение изменять силу голоса, умение говорить громко, но не крикливо, ясно, чётко, постепенно изменяя силу голоса от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот. Для этого используют ряд упражнений.
1. «Игра на пианино». Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом:
Ударяй тихонечко: стук-стук-стук (тихо), и тогда услышишь ты нежный звук (тихо).
Ударяй сильнее: стук-стук-стук (громко), и тогда услышишь громкий звук (громко).
2. «Паровозик»- ослабление и усиление голоса (у-у-у).
3.Стихотворение: «Тише, тише- кот на крыше (тихо), а котята ещё выше (громко).
Высота голоса.
Для оценки высоты голоса предлагаются упражнения на постепенное расширение диапазона (объёма) голоса, развитие гибкости.
1. «Волк и козлята». Радостно, весело, звонко поёт коза, «толстым» голосом кричит волк.
2.Изобразить голосом особенности высоты голоса при произнесении одной и той же фразы. Сказка «Колобок»: «Колобок, колобок, я тебя съем!».
3. «Музыкальная лесенка». Сделать из кубиков лесенку. Матрёшка поднимается по лесенке и поёт сначала толстым голосом, а затем тоньше и тоньше.
Тембр голоса.
Тембр голоса связан с эмоциями. При оценке тембра предполагаются упражнения, где необходимо оценить модуляции голоса, уверенное звучание при всякой высоте, силе и длительности, проверить выносливость голоса.
1. Попросить рассказать стихотворение: «Уронили мишку на пол, оторвали  мишке лапу (грустно). Всё равно его не брошу, потому что он хороший (весело)».
2. «Наша Таня громко плачет (громко), уронила в речку мячик (грустно). Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч (весело)».
4. Мелодико- интонационная сторона и темпо- ритмические характеристики.
Ритм
1.Игра на барабане.
2.Ударь по стулу 1 раз, сделай паузу, ударь ещё 2 раза.
3. Воспроизведение ритма хлопками.
Состояние темповой организации
Основной задачей по обследованию темповой организации высказывания является: выявление умения использовать различные темповые характеристики, как звуковое средство выразительности речи.
1.Произнесение цепочки слов, предложений со сменой темпа: быстрым, нормальным, медленным. «Мам, мёду нам» (быстро).
2. «Мам, мам, молока бы нам» (медленно).
3.-Тили- бом, тили- бом,
Загорелся Кошкин дом (медленно).
Кошка выскочила,
Глаза выпучила(убыстряя).
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом(быстро).
Обследование интонационной структуры.
Обследование интонационной структуры заключается в умении различать разнообразные интонационные структуры: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Логопед дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз- без интонационного оформления текста, второй — выразительно, с интонационным оформлением.
Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны подражать голосом интонациям героев.
1.Исследование повествовательного предложения:
« Это мой стол. Я спешу домой. Мне понравилась сказка.»
2.Исследование вопросительной интонации в стихах (по подражанию):
 Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом,
Завертелось, закружилось,
И помчалось колесом?
3.Исследование интонации восклицательного предложения в стихах:
-Катит лыжа вперёд,
Я за лыжей позади.
Я кричу ей: «Погоди!
Лыжа, лыжа, не кати!»
Итак, нарушения голоса у детей с ДЦП характеризуются своеобразным и сложным нарушением высоты, силы, тембра голоса со многими нейродинамическими наслоениями. Основной причиной расстройства голоса в одних случаях является асинхронность в деятельности артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а в других — паретичность движений голосовых складок и артикуляционной моторики.
Проведённые исследования голоса у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата показали следующие особенности: сила голоса быстро иссякающая, произвольные голосовые модуляции отсутствуют. Звуковысотные изменения недоступны, голос монотонный, звонкость непостоянная (в начале фонации- голос звонкий, в конце-глухой). Дети не умеют различать основные характеристики интонационной стороны речи.
 
Учитель-логопед Яковлева Нина Павловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 242»
Г.Ижевск