Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Подвижные игры в старшей группе.

Чернова Татьяна Васильевна Чернова Татьяна Васильевна
DOCX
0
0
Предпросмотр

Подвижные игры для детей старшей группы


Ситуация месяца. Мой дом детский сад.


Игра малой подвижности «Дружба»
Дети вместе с родителями встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу
Найдем себе друга
Найдем себе друга
Найдем себе дружка
По окончании текста, дети останавливаются. Педагог говорит: Раз, два, три, друга себе найди! После этих слов дети должны найти себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга.
Чье звено скорее соберется
Дети делятся на 3—4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого-либо одного цвета. В разных концах площадки или по одной стороне ставятся на подставках 3—4 флажка тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флажком своего цвета.Когда играющие построятся, воспитатель ударяет в бубен и дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем.По сигналу «на места!» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну (лицом к флагу). Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.
Затейники (Ровным кругом)
Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:
Ровным кругом,
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем... вот так!
По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга.
Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается.
Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.


Дракон кусает свой хвост
Содержание. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракону, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
Поваренок и пирожок. С помощью считалки выбирается Поваренок. Он стоит в кругу и выполняет движения (имитирует замес теста).Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки и произносят слова:
Повар наш муку носил,
Тесто густо замесил.
Испек пирожок,
Ты поймай меня, дружок!
После этих слов ребята разбегаются в разные стороны. Поваренок догоняет их, пойманному передает "пирожок".
 
Вкусный обед.
Ведущий
Ребята, скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Румяные котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки обеды?
Дети: Повар.
Дети выбирают медальоны на которых изображены овощи и фрукты, ведущий надевает поварской колпак и фартук. Под музыку дети прыгают поскоками. С окончанием музыки все продукты бегут к своим кастрюлям - обручам: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч – в нем готовится компот. Побеждает команда которая быстрей собралась. Дети меняются медальонами друг с другом, игра повторяется сначала.
Айболит
В детской подвижной игре принимает участие 10-15 человек. Один из играющих получает роль доктора Айболита, остальные строятся в колонну по одному и кладут руки на плечи друг другу. Во главе колонны стоит голова змеи. Замыкает колонну хвост. Доктор Айболит сидит под деревом. Змея должна подползти так, чтобы оказаться лицом к лицу с Айболитом, а Айболит имеет право поворачивать голову направо и налево, как ему угодно, но только оставаться на одном и том же месте. Вот когда змея окажется перед Айболитом, начинается такой игровой разговор:
- Дома доктор Айболит? — хором спрашивает вся колонна.
- Дома, дома,- отвечает доктор.
- Давай лекарство,- хором просит колонна.
- Для кого?
- Для ребенка моего,- отвечает хитрый хвост, игрок, стоящий последним в колонне.
- Дай мне голову змеи.
- Не дам,- отвечает вся колонна.
- Тогда беру хвост.
- Возьми,- говорит голова,- только попробуй, схвати его сам!
Доктор Айболит быстро поднимается и начинает ловить хвост — последнего в колонне. Голова и вся колонна движутся в одну и в другую сторону, мешают Айболиту, преграждают ему путь. Того, кого Айболит поймал, он сажает под дерево и продолжает ловить последнего в хвосте, пока не поймает половину змеи. Тогда голова сдается, и игра начинается сначала. Доктор занимает в колонне место головы, голова становится хвостом, а первый, кого сумел схватить доктор, становится теперь Айболитом.
Но если Айболит не сумел поймать ни одного в течение 3-5 минут, игра останавливается. Теперь голова становится доктором Айболитом, хвост — головой, а доктор – неудачник — хвостом, и игра начинается снова.
Я живу в Москве .
Защищай город.
Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага, у всех есть маленькие мячи. В середине круга построен городок, т. е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч.Городок охраняют три сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто, прокатывая мяч, собьет кеглю, встает на место сторожа.
1. Мяч игроки должны только прокатывать.
2. Нельзя пропускать отбитый сторожем мяч за круг; кто пропустил мяч, выходит из игры.
3. Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны круга на другую.
4. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.


Повороты(малой подвижности)
Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».
Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.


Такси
Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым. Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке выполняя правила. Через некоторое время (по свистку) меняются ролями.
Мои соседи
Играющие делятся на равные группы и встают в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки — ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!» Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй!» — и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими. Дети должны повторять движения ведущего. Тот, кто неточно выполняет движения, выходит из игры. По ходу игры ведущий выполняет разнообразные упражнения, а играющие их повторяют. Они прыгают на левой ноге, на двух ногах, на правой, на двух ногах боком, выполняют подскоки и т. д.


Ветер и желтые листочки
По считалке выбирают водящего, он будет изображать «ветер», остальные дети – «желтые листочки». «Ветер» летает, взмахивая руками:
Хмурится октябрь,
Нет уже цветочков.
В парке ветер кружит
Желтые листочки.
Ветер кружит листья
В вихре золотом.
Осень в желтом платье
Бродит за окном. По сигналу педагога «Раз, два, три, беги!» дети – «желтые листочки» разбегаются по площадке, а «Ветер» старается их поймать (коснуться


Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками: -
Линь, динь, динь!
Кто там?
Почта!
Откуда?
Из города...
А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие
должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает
фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные
задания. Дети танцуют, поют, прыгают ,имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.
Я житель земного шара.
Аист и Лягушка
В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтaми, островами и мысами. Игроки выбирают одного ведущего-"аиста", а остальные все игроки становятся "аистами".“Лягушки ” сидят в "воде", не имея права выбраться на "сушу"."Аист" должен ходить по берегу и пытаться поймать “лягушку”. “Аист” имеет право прыгать с “острова” на “остров”, но не может заходить в “воду”. Последняя пойманная "лягушка" - становится “аистом”.
ДОБРОЕ УТРО, ОХОТНИК! ( Швейцария)
Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотни­ка, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он при­касается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, повора­чивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.


Хромая Уточка (Украина)
Ход игры: обозначают границы площадки. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произволь­но на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солн­це разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить дру­гих. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточ­кой».
Правило: игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнув­ший за пределы площадки, считается осаленным.
Слепая корова (немецкая игра)Дети, используя считалку, выбирают водящего и завязывают ему глаза. Остальные игроки разбегаются от «слепой коровы», которая пытается их поймать, помогая ей при этом обнаружить свое местоположение хлопками. После того, как игрока поймали, корова должна узнать его и назвать по имени. Если игрока узнали, то он становится «слепой коровой», если нет, то его отпускают, и игра продолжается.
Рождественский подарок
Ворон.
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон. (он стоит в кругу вместе со всеми).
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
(дети идут к центру круга дробным шагом)
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
(ворон пляшет, дети повторяют его движения)
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.


Взятие крепости
Инвентарь 4—6 кеглей (высотой 20—25 см); бутылочка с окрашенной водой.
Описание игры
На игровой площадке взрослый с ребенком строят из снега крепость (высотой 50—80 см). На верхнем краю крепости расставляются кегли на расстоянии 10—15 см друг от друга. После этого напротив крепости на расстоянии 2—3 м от нее «цветной» водой обозначается линия броска. Первым за линию становится взрослый, лепит 5—8 снежков и кладет их рядом с собой. Затем произносит: «Раз-два, раз-два, начинается игра!» После этого кидает в кегли подряд все снежки. Если ему удалось сбить все кегли, то крепость считается взятой. В игру вступает ребенок и выполняет те же действия, что и взрослый.
Примечание. Игроки меняются каждый раз после того, как все снежки будут использованы, независимо от того, были сбиты все кегли (т. е. крепость взята) или нет.
Малечина-Колечина
В такую игру в старину играли во время зимних посиделок. В процессе игры развивается ловкость, координация, умение владеть своим телом. На ладонь ставят палочку или карандаш и пытаются удержать его дольше остальных, при этом приговаривают: «Малечина-Колечина», сколько часов до вечера?» И считают сколько палочка продержится на ладони. Если это получается у детей с легкостью, то усложняем задание: держим палочку на кончиках пальцев, на определенной части ноги, на локте, на колене.
Снежная карусель.
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика  и  изображают снежинки.  По сигналу  взрослого  они  идут сначала  медленно,  потом  все  быстрее,  в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении.  Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется.
Метелица.
Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый -  он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой. Ребята стараются не разорвать цепочку и не натыкаться на предметы.


Мальчики и девочки


Жмурки «Ваня» и «Маня».
Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.
Король и королева Детям раздают мешочки (или другой подходящий предмет, они принимают правильную осанку, кладут мешочки на голову - это короны. Мальчики - короли, девочки - королевы. По сигналу «Короли» - мальчики руки кладут за спину, ходят по залу. На сигнал «Королевы» - мальчики замирают, а девочки двигаются. На сигнал «Бал!» король и королева должна встать в пару, удерживая мешочки на голове. Тот у кого упадет корона - выбывает из игры.
Пять имён
(игра малой подвижности) Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд, становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой, сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики - имена девочек, девочки - имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён.


Пограничники и парашютисты
Все участники делятся на 2 команды – парашютистов и пограничников. Парашютисты бегают в одиночку, а пограничники – взявшись за руки. Во время игры пограничники стараются поймать парашютистов, окружая их в кольцо. Каждый пойманный парашютист приносит одно очко команде пограничников. Пойманный парашютист продолжает игру, а пограничники должны следить за тем, чтобы их руки не размыкались. Через некоторое время команды меняются ролями.
Часовые и Разведчики
Участники делятся на 2 команды – «часовых» и «разведчиков» - и становятся на расстоянии 10-15 м одна от другой. Перед командами проводятся линии. В центре рисуется кружок, в котором находится мяч. По сигналу к мячу выходят два игрока – «разведчик» и «часовой». «Разведчик» выполняет различные движения, которые «часовой» должен повторять. Улучив момент, «разведчик» должен взять мяч и унести в свой лагерь. «Часовой», выполняя все движения за «разведчиком», внимательно следит за мячом. Как только «разведчик» схватит мяч, «часовой» старается поймать его и взять в плен. Если он поймает «разведчика», то уводит в плен в свой лагерь. Если он до линии другой команды не успеет догнать «разведчика», то сам попадает в плен. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не примут в ней участие. Подсчитывается количество пленных. Затем команды меняются ролями, и снова подсчитываются пленные. Выигрывает команда, имеющая больше пленных.


Моя семья мои корни.
«Дедушка сапожник».Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему.
Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги.
Дедушка: Подождите, дети, потерял очки!
Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь?
Дедушка: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел?
Дедушка: Подождите, дети, я очки нашел!
Дети разбегаются, водящий старается осалить .Тот ребёнок которого осалили ,становиться водящим.


«Постарайся отгадать»
Дети становятся рядом друг с другом один ребенок – водящий – отворачивается от них спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:
Раз, два, три, четыре, пять,
Постарайся отгадать.
Я с тобою рядом тут,
Скажи, как меня зовут.
Последнюю строчку произносит один ребенок, чья очередь подошла дотрагиваться до воды. Водящий ребенок пытается отгадать, кто его позвал, поворачивается к детям и называет имя.
Если отгадал, ребенок отвечает:
Это я, это я,
Догоню я вас друзья.
Дети разбегаются, а ребенок пытается их догнать и запятнать. Через некоторое время педагог останавливает игру словами «Стоп игра». По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.
Если не отгадал, ребенок отвечает:
Нет не я, нет, не я,
Это …(имя ребенка), друзья.
Водящий опять отворачивается, игра повторяется еще раз.
«Бабушка, распутай нас!»
Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной догоняет детей, кого поймает, то и водит.
«Бабушка Маланья»
Задачи: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом. Описание игры: дети берутся за руки, образуют круг, взрослый произносит слова:
У Маланьи, у старушки 
Жили в маленькой избушке 
Семь сыновей, все без бровей, 
Вот с такими глазами, 
Вот с такими ушами, 
Вот с такими носами, 
С такой головой, 
С такой бородой... 
Ничего не ели, 
Целый день сидели, 
На неё глядели, 
Делали вот так...

Под эти слова дети сначала идут в одну сторону по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «Круглые глаза». «Большой нос», большую голову, бороду и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т.д.
Мы веселые ребята...
Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.
Дети хором произносят текст:
Мы веселые и ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать:
Раз, два, три — лови!
После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка
Коврик-домик
Перед детьми на ковре разложены геометрические коврики - домики, один набор таких же геометрических фигур у воспитателя. Под музыку вы бегаете по ковру, когда музыка остановится, я вам покажу фигуру. Вы должны найти такой же коврик-домик и спрятаться в него.


Космос .Я часть вселенной.
Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.
«Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.


«Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.


«Солнце – чемпион»
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Мы живем в России.
Русская народная игра «Ручеёк» Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Русская народная игра «Капуста» Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».
Русская народная игра «Дедушка Рожок»
Дети по считалке выбирают Дедушку.
По божьей росе,
По поповой полосе
Там шишки, орешки,
Медок, сахарок
Поди вон, дедушка Рожок!
Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого  - у них свой «дом».
Дети:              Ах ты, дедушка Рожок,
На плече дыру прожёг!
Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто!
Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в

«Липкие пеньки» (башкирская  народная  игра)

Водящие (их несколько человек одновременно) при­саживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это уда­лось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.
Привило:

  1. Нельзя ловить игроков за одежду.

  2. «Пеньки» не должны сходить с места.



Игра народов Севера «Я есть»
Дети делятся на две одинаковые команды. В середине площадки, на расстоянии 2–3 метров, обозначаются две линии, за которыми строятся две друг против друга шеренги. Игроки убегающей команды дружно хлопают в ладоши, поворачиваются и быстро бегут к своему краю площадки. Водящая команда бежит за ними, стараясь поймать хоть одного из убегающих, прежде чем они пересекут линию, очерчивающую площадку. Тот игрок, до дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила игры: игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих. До кого дотронулись, должен громко крикнуть: «Я есть!» После этого он и вся его команда поворачиваются и ловят игроков водящей команды, которые стремятся убежать за черту на конце своей площадки. Правила игры. Ловить можно любого игрока. Пойманный должен обязательно крикнуть: «Я есть!» Не разрешается убегать за боковую линию площадки.

Русская народная игра «Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно.
Русская народная игра «Скакалка»
 Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.
Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Правила игры:
Кто задел за скакалку, выбывает из игры.
Таинственнй остров.
 «Акула, рыбки и пираты» 
Дети делятся на две команды рыбки и пираты В разных местах зала или участка спрятано изображение самого опасного морского жителя – акулы, кто его найдет, становиться этим хищником, выкрикивает «Я - АКУЛА» и начинает догонять остальных.
Раз, дав, три – ищи!
Водящий салит детей и те замирают на месте . Пираты в свою очередь дотрагиваясь до осаленных рыбок размораживают их и они становятся пиратами. Игра повторяется пока все дети не будут переловлены и не станут пиратами.
«Солнце – чемпион» Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
«Передай – встань» Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч. .Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.
«Найди клад» Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки клад. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого предмет. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался клад или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место. Предмет передают в любом направлении только соседу. Нельзя передавать предмет соседу после требования водящего показать руки.












Подвижные игры.
(старшая группа).

Ситуация месяца.


Название подвижной игры.

Мой дом детский сад.

Игра малой подвижности «Дружба». Чье звено скорее соберется. Затейники (Ровным кругом). Поваренок и пирожок . Айболит.

Я живу в Москве .

Защищай город. «Повороты»(малой подвижности). Мои соседи. Почта.

Я житель земного шара.

Аист и Лягушка(Япония) . Доброе утро, охотник! ( Швейцария). Хромая уточка. (Украина) Слепая корова(Германия).

Рождественский подарок.

«Взятие крепости». Метелица. Малечина-Колечина .Снежная карусель.

Мальчики и девочки.


Жмурки «Ваня» и «Маня». «Король и королева» «Пограничники и парашютисты» . «Пять имён»

Моя семья мои корни.

«Бабушка, распутай нас!» «Дедушка сапожник». «Коврик- домик». «Бабушка Маланья».

Космос .Я часть вселенной.

Ждут нас быстрые ракеты». «Ракетодром». «Невесомость». «Солнце – чемпион».

Мы живем в России.

Русская народная игра «Ручеёк». Русская народная игра «Золотые ворота». «Липкие пеньки»(башкирская  народная  игра). Игра народов Севера «Я есть».

Таинственнй остров.

«Акула, рыбки и пираты». «Солнце – чемпион . «Передай – встань». «Найди клад».