Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Методические хитрости, или об особенностях организации театрально-игровой деятельности.

Кузьмина Татьяна Александровна Кузьмина Татьяна Александровна
DOC
101
0
Предпросмотр

Кузьмина Татьяна Александровна, воспитатель I КК
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №27«Сказка»
муниципального образования г.Саяногорск
Методические хитрости, или об особенностях организации театрально-игровой деятельности.
Театрально-игровая деятельность – это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных временных пространственных характеристиках; в этой деятельности принятия образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, речью, пением и т.п.).
Подготовка к театрализовано-игровой деятельности детей должна проходить в несколько этапов.
Вначале необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Например, после чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?».
Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении желательно широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической выразительности. От педагога требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребёнок, слушая его чтение. Это подчеркивал В. А Сухомлинский. Если ребёнок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
Именно поэтому перед нами встают две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации  типа «Ты с этим согласен?». Например, показывает иллюстрацию с лисой и спрашивает: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?». Отвечая, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определённый образ.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации, видеофильмы по различным произведениям. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).
После беседы о прочитанном необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно поправить, и не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.
Из многообразия средств выразительности в д/с рекомендуется:
- во 2-й младшей гр. формируется образно-выразительное умение (имитация движения животных);
- в средней гр. обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
- в старшей гр. совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
- в подготовительной гр. развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Имитационным движениям можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
В старших группах для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» и т.д. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения: «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д.
Выполнение таких упражнений закономерно приводить к необходимости ознакомления детей с основными состояниями (радость, печаль, страх, злость и др.) и способами невербального и вербального выражения.
Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения» (по карточкам - пиктограмма), чтения произведений просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (Л. Толстой «Лев и собачка», Н. Носов «Живая шляпа»)., упражнения типа «Я радуюсь когда…», «Я грушу когда…» и т.д..
При этом воспитатель должен быть особенно тактичным, придерживаться чувством меры. Моменты фиксации эмоциональных состояний должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.
Можно предложить разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенность ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или ребёнок испугался медведя. Хорошо если проиграют эту сценку несколько пар. При этом не следует обращаться с вопросом у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого похоже и почему.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главную роль наиболее робких;
- распределение роли по карточкам(выбирается любая карточка с изображением персонажа );
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
- что делать, если не хватает на всех ролей;
- кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую помогает решить подгрупповая организация, кроме того можно придумать дополнительные роли.
Вторая проблема-исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то и дети, хотят исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрально-игровой деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, и они должны уметь играть и положительных и отрицательных роли. Причём отрицательного героя сыграть намного сложнее.
Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театральной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно этот образ как бы прилипает к нему, и в конце концов этот ребёнок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Таким образом, театрально-игорвая деятельность в целях формирования социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенностью и последовательностью ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;
- совместное участия в данном процессе детей и педагогов.  
Литература:

  1. О. А. Гнедова, Л.Е.Майдонюк «Театрализация сказок в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками». Санк - Пет. «Детство Пресс» 2007г.

  2. А. Н. Брызгалова, М.А.Калиновская «Театрально – игровая деятельность дошкольников». Минск «Изд.Юнипресс» 2006г.

  3. М. Ю. Картушина «Забавы для малышей» (Театрализованные развлечения) М. «Сфера» 2008г.

  4. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» М., «Аркти»1999г.