Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Методическая разработка "Технология изготовления головного убора из бумаги"

Титова Наталья Юрьевна Титова Наталья Юрьевна
DOC
2
0
Предпросмотр

Управление образования администрации
Выксунского муниципального района
МОУ ДОД Центр детского технического творчества






Методическая разработка
Тема:«Технология изготовления головного убора из бумаги»



педагог дополнительного
образования
высшей категории
Титова Наталья Юрьевна






г.Выкса
2009г.

Аннотация
Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству.
В данной методической разработке представлено занятие по теме «Технология изготовления головного убора из бумаги». Эта методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования для работы с детьми 10-14лет. С её помощью можно содержательно, интересно провести занятие в объединении и узнать некоторые секреты мастерства.


Пояснительная записка
Современная мо­да многообразна и придает большое значение аксессуарам, среди которых головной убор яв­ляется одним из главных дополнений костю­ма. Он не только защищает от ветра, солнца или мороза, но и определяет стиль, создавая неповторимый образ и подчеркивая индиви­дуальность. Естественно, в том случае, если его выбор сделан правильно. На занятии дети, смогут узнать, из каких частей состоит головной убор, как правильно выбрать шляпку и как её изготовить из бумаги.
Целью методической разработки является описание методики организации занятия с детьми по технологии изготовления шляпки из бумаги.
Предлагаемая разработка выполнена в форме комбинированного занятия. Эта форма обучения позволяет организовать продуктивную деятельность учеников и качественное усвоение теоретического материала. В центре внимания педагога находится сам ребенок, его самореализация, его творческая деятельность.
Данный вариант учебного занятия методической разработки можно использовать в представленном виде или трансформировать его в зависимости от условий проведения занятия, возраста и уровня подготовленности обучающихся, их личных интересов.


Тип занятия: изучение нового материала.


Место занятия в учебном курсе: вводное занятие в блоке «Шляпная мастерская».


Цель занятия: изучение технологии изготовления головного убора из бумаги.
Задачи:

  • познакомить детей с современным искусством дизайна головных уборов;

  • обучать приемам работы с бумагой и необходимым инструментом;

  • способствовать развитию творческого мышления ребенка;

  • способствовать воспитанию аккуратности при работе с бумагой.


Материально-техническое обеспечение, оформление


Инструменты

Материалы

  1. линейка;

  2. сантиметр;

  3. циркуль;

  4. клей ПВА и карандашный;

  5. подкладная доска;

  6. маркеры;

  7. макетный нож;

  8. ножницы;

  9. карандаш;

  10. ластик.

  1. цветная бумага;

  2. цветной картон;

  3. ватман;

  4. лента для упаковки;

  5. шаблоны деталей;

  6. материалы для декорирования.


Дидактические материалы:

  • образцы изделий;

  • схема изготовления шляпки;

  • плакаты: «ТБ при работе с инструментами», «Правила работы с картоном и бумагой»;

  • экспресс-метод «Как найти гармонию своего лица и модной шляпки».


Технические средства:

  • музыкальный центр;

  • фотоаппарат.


Методические советы на подготовительный период
При планировании занятия особое внимание необходимо обратить на поставленные цели, содержание занятия, форму подведения итогов. В реализации учебно-воспитательных задач и результативности процесса обучения решающее значение имеет умелое использование и оптимальное сочетание форм, методов и приёмов обучения. При подготовке к занятию, всегда важно помнить обо всех этапах его проведения. Педагог должен разработать подробный план-конспект и поэтапное описание хода занятий. А также следует заранее подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный, наглядный и дидактический материал, аудиотеку.


План занятия

  1. Вводная часть. Приветствие. Тема занятия. Вступление. Демонстрация изделий, фотографий. (5 мин)

  2. Основная часть. Из каких частей состоит головной убор. Как выбрать шляпу. Экспресс - метод «Как найти гармонию своего лица и модной шляпки». Беседа о технике безопасной работы с инструментами и материалами. Правила работы с картоном и бумагой. Организация рабочих мест. Техника поэтапного изготовления головного убора. Декорирование головного убора. Самостоятельная работа. (30 мин)

  3. Заключительная часть. Подведение итогов. Вопросы для коллективного обсуждения. Методика «Прощальный автограф».Уборка рабочих мест. (10 мин)


Сценарий занятия

  1. Вводная часть.

Педагог:Добрый день! Тема нашего занятия «Технология изготовления головного убора». Поэтому, сегодня вы узнаете, как можно сделать модную шляпку из бумаги.
Педагог: Вы, конечно, знаете, что современная мо­да многообразна и придает большое значение аксессуарам, среди которых головной убор яв­ляется одним из главных дополнений костю­ма. Он не только защищает от ветра, солнца или мороза, но и определяет стиль, создавая неповторимый образ и подчеркивая индиви­дуальность. Естественно, в том случае, если его выбор сделан правильно.
Педагог: Филипп Трейси, трижды отмеченный британской премией как лучший дизайнер аксессуаров, помогает своим клиентам выбирать головной убор: «Дело не в том, чтобы полностью изменить вашу внешность, шляпы должны помочь вам стать привлекательнее». То есть яркому сильному характеру и шляпа требуется соответствующая - неординарная.
Педагог демонстрирует детям фотографий с известным дизайнером и его работами.

  1. Основная часть.

Педагог:Акто может назвать основные элементы головного убора? Учащиеся отвечают: поля, дно.
Педагог:Головной убор состоит из 3-х частей: поля, тулья, дно. Головные уборы отличаются разнообразием. Это и панама, и берет и кепка, цилиндр, шляпка с большими и маленькими полями, шляпка ассиметричной формы и т.д.
Педагог показывает детям основные элементы головного убора. И демонстрирует различные виды головных уборов, используя куклу и кукольные шляпки.
Педагог:А сейчас я расскажу вам, как правильно выбрать шляпу.
Педагог подкрепляет свой рассказ фотографиями и рисунками.

  • Полные дамы могут смело носить широкополые шляпы, если их рост не ниже среднего.

  • Высоким женщинам, наоборот, шляпы без полей носить не рекомендуется.

  • Женщинам низкого роста не идут шляпы с большими полями. Но и маленькие шапочки не всегда хороши.

  • При удлиненном носе рекомендуется шляпа, берет и другой головной убор, свисающие надо лбом, при вздернутом носе - открытая шляпа.

  • При бледном лице желательно избегать головных уборов нежных, пастельных тонов.

  • В большинстве случаев блондинкам не идет желтый цвет и беж, им лучше выбирать, например, серый, синий, черный, красный, бирюзовый, коричневый, а если цвет лица яркий, то и зеленый.

  • Рыжеватым женщинам нужно опасаться красных тонов. Их цвет - серый, зеленый, синий разных оттенков, а также кремовый и черный.

  • Темноволосые женщины могут носить шляпы любого цвета, конечно учитывая цвет кожи и тип одежды.

  • Прическа должна гармонировать с фасоном шляпы. Если шляпа оставляет открытым затылок, нельзя носить гладко зачесанные книзу волосы. К такой шляпе подойдет большой пучок или валик.

  • Если шляпа надевается на затылок, тогда лучше короткая стрижка.

Педагог:При выборе шляпки нужно учитывать, прежде всего, тип лица. Как только вы определите свой тип лица (по списку, приведенному ниже), вы без труда подберете себе подходящую шляпку, которая будет вам к лицу - причем, в буквальном смысле слова.
Педагог:А сейчас проведем мини-тест, и вы узнаете, какая шляпка будет подходить именно вам.
Проведение экспресс-метода «Как найти гармонию своего лица и модной шляпки». Детям раздаётся экспресс- метод, напечатанный на бумаге. Педагог совместно с детьми определяет, какой головной убор будет подходить конкретному ребенку.
Педагог:Вы узнали некоторые секреты шляпной моды. А теперь я научу вас, как сделать красивую и модную шляпку из бумаги. Для работы нам понадобятся различные инструменты и материалы. Давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит? (ножницы; карандаш; циркуль; линейка; шило).
Учащиеся вспоминают правила работы с инструментом.
Педагог:Сегодня мы будем работать с таким материалом, как бумага. А теперь, расскажите мне основные правила работы с бумагой и картоном.
Учащиеся предлагают свои варианты.
Педагог:Молодцы! Всё знаете! Теперь преступим к непосредственному выполнению головного убора.
Педагог:Измерьте обхват головы. Рассчитайте радиус окружности по формуле 2Пr. Начертите окружность на бумаге - внут­реннюю границу полей шля­пы, радиусом 9см. Прочер­тите внешнюю границу полей шля­пы радиусом 17см. Вы­режьте поля по внешнему кон­туру, затем внутреннюю часть, отступив от линии приблизительно 1см. Над­режьте припуск зубчиками.
Учащиеся выполняют работу
Педагог:Начертите и вырежьте круг радиусом 9см - дно шляпы, затем вырежьте из бумаги полосу шириной 9см и длиной – равной обхвату головы. Вырезайте с припуском 1.5 см по одной из длинных сторон. Припуск надрежьте зубчика­ми.
Учащиеся выполняют работу


Педагог:Склейте полосу в ци­линдр, зубчики загните к центру. Чтобы бумага не заламы­валась, а зубчики хорошо за­гибались, перед склеиванием сделайте следующее: поло­жив линейку по линии припу­ска, проведите по ней почти без нажима лезвием макетно­го ножа (рицовка).
Учащиеся выполняют работу
Педагог:Склеив тулью, приклейте поля шляпы, спря­тав зубчики внутрь. Приклей­те дно шляпы.
Учащиеся выполняют работу
Педагог:Приклейте небольшие искус­ственные цветы и бабочки. Ими ук­расьте тулью и верх шляпы. Задекорируйте шляпку на ваш вкус.
Учащиеся изготавливают головной убор.
Педагог:Молодцы ребята! Получились очень симпатичные шляпки!

  1. Заключительная часть.

Педагог: А теперь предлагаю подвести итоги занятия.
Педагог:Итак, головной убор состоит из трёх элементов. Каких?
Расскажите, как правильно выбрать шляпу?
Учащиеся: Шляпка в современном костюме – это презентация на элегантность, её надо уметь носить. Шляпа меняет осанку. Походку, даже манеру поведения. Выбор формы и размера шляпы зависит от овала и черт лица, от роста, пропорций фигуры. Большие широкополые шляпы хорошо смотрятся на высоких людях, низкорослым же идут небольшие аккуратные шляпки с загнутыми вверх полями. Помните также, что тулья шляпы должна быть не уже и не шире лица, а её высота – не превышать длину лица. Полям шляпы не полагается быть шире плечевой линии.
Педагог:Всё правильно, молодцы!
Педагог: А ещё, шляпку следует примерять вместе с платьем, чтобы понять, как она смотрится в общем ансамбле. Внимательно рассмотрите себя в зеркале со всех сторон: спереди, сзади, с обоих боков. Шляпка, которая хорошо смотрится спереди, не всегда хорошо смотрится сзади или с боков. А вы должны быть уверены, что выглядите безупречно!
Педагог: Я подготовила для вас маленькое творческое задание. По итогам занятия вам нужно оставить «прощальный автограф». На ватмане необходимо обвести свою ладонь. В нарисованной ладошке указать, чему научились, что узнали нового, а также оставить свои отзывы и предложения о занятии.
Учащиеся выполняют задание.(методика «Прощальный автограф)
Педагог:Итак, расскажите, что же вы написали в своей ладошке? Чему научились, что узнали нового?
Педагог: Шляпа - способ общения человека с самим собой, где возможность мгновенного преображения позволяет почувствовать себя значительнее и прекраснее.
Педагог: Занятие наше подошло к концу. Давайте уберем инструменты, наведем порядок на рабочих местах.
Учащиеся наводят порядок. Уборка рабочих мест.
Педагог:Благодарю всех за работу! Всего вам доброго! До свидания!


Методические советы на период проведения занятия
Тщательная подготовка – необходимое условие грамотного проведения занятия. Однако необходима также творческая реализация намеченного плана в ходе учебного занятия. Выстраивая учебное занятие, педагог должен соблюдать строгие переходы от одной его части к другой в соответствии с дидактической целью занятия и общими закономерностями процесса обучения. В нашем случае такими частями являются: водная часть, основная и заключительная. В процессе теоретического объяснения учебного материала исключительное значение имеет продуманная и интересная логика изложения материала, а именно, использование экспресс метода «Как найти гармонию своего лица и модной шляпки» и поэтапное объяснение технологии изготовления головного убора.
На занятиях особое внимание необходимо уделять правильному осуществлению принципа наглядности. При проведении инструктажей педагогу будут необходимы следующие плакаты: «ТБ при работе с инструментами», «Правила работы с картоном и бумагой»; и схема поэтапного изготовления шляпки.
Обучение невозможно без соблюдения дисциплины на занятии. Решение вопроса дисциплины в основном зависит от того, сумеет ли педагог заинтересовать учащихся предлагаемой темой, сумеет ли найти верный тон в обращении с ними. Для установления хорошей дисциплины необходимо оговорить с детьми правила поведения в самом начале занятия, в водном блоке.
Большой такт надо проявлять, отмечая промахи учеников, делать это надо, как правило, в извиняющих ученика тонах, в виде ненавязчивой подсказки, делая вид, что с вашей точки зрения, ошибка ученика лишь досадная случайность и не более. Такой подход к успехам и недостаткам в работе обучающихся способствует созданию в творческом объединении хорошего психологического климата.


Методические советы на период подведения итогов
Подведение итогов занятия можно организовать в следующих формах: выставки, защита работ, коллективное обсуждение и. т.д.
Подводя итоги занятию необходимо акцентировать внимание учеников на то, какие знания были приобретены ими в ходе занятия, а также какими умениями они овладели.





Список литературы

  1. Андреева А.Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб.: «Паритет», 2001.г.

  2. Кем я наряжусь? Москва «Росмэн». 1998г.

  3. Мейстер Н. Г. Бумажная пластика. Н. Г. Мейстер. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001, -64 с.: ил.

  4. Подарки: Техники. Приёмы. Изделия. – М: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 304 с.: ил. – (энциклопедия).

  5. Современная энциклопедия Аванта + Мода и стиль. Москва.2002.

  6. Шляпки. Автор-составитель М. Пермякова; М.: «Премьера», 2000. - 64с.: ил. (Серия «Для девочек»).

  7. Щуркова. Н.Е.Собрание пестрых дел. – М., 1994.

  8. Энциклопедия рукоделия. – М., 1997.




















Приложение


Шляпа – не просто средство защиты от дождя и ветра, а украшение, завершающее образ, делающее его еще прекраснее.
Филипп Трейси






Экспресс-метод
«Какнайти гармонию своего лица и модной шляпки»

  1. Квадратное лицо. Носи головной убор с асимметричными полями или одевай его под наклоном. Крупные броские серьги не всегда хорошо смотрятся со шляпой, но вам такой вариант подойдет.

  2. Круглое лицо. Тебе пойдут го­ловные уборы с большим объемом, а также с полями,
    но только если носить их под углом. Учти, что тулья ша­почки не должна быть уже, чем твое лицо. Широкие прямые поля - не для вас. К вашему типу лица, как ни к какому другому, подходят ассиметричные модели, то есть шляпы, поля которых шире с одной стороны и значительно уже - с другой.

  3. Овальное лицо или треугольное лицо. Вам повезло! Вам подходит практически любая модель и любой фасон, хотя, если следовать рекомендациям стилистов, вам нужно носить шляпы прямо (не сдвигая их набок), так чтобы нижняя часть приходилась на середину лба или на линию роста волос. И еще вам не следует носить шляпы с узкой тульей. Тулья шляпки не должна быть уже скул.

  4. Узкое лицо. Старайся избе­гать высоких узких головных уборов. Экспериментируй с полями и объемны­ ми шапочками.

  5. Удлиненное лицо. Узкие, высокие шляпы и шляпы без полей вам не подходят. Зато вам подходят практически все модели с полями - кроме высоких и узких, как уже говорилось выше.

  6. Широкое лицо. Все фасоны, от­крывающие лицо. Например, шапочки без полей с плоским верхом.

  7. Широкие скулы. Такое лицо поз­воляет носить прак­тически все фасоны шапочек — типа «тюрбан», в форме колокола, канотье. Одевай их прямо. Старайся, чтобы тулья шапочки ни­когда не была уже ширины скул.

  8. Большой нос. Надевая головные уборы, надвигай их на лоб. Можешь носить шапочки с полями и козырька­ми. Главное, чтобы акцент был именно на них.









Общие правила безопасности

    1. Работу начинать только с разрешения педагога. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

    2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

    3. Употребляй инструменты только по назначению.

    4. При работе держи инструмент так, как показал педагог.

    5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

    6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

    7. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.


Инструкция по технике безопасности
Правила обращения с ножницами

  1. Лежать на столе ножницы должны только со сведёнными лезвиями.

  2. Передавай ножницы только кольцами вперёд.

  3. Не размахивай ножницами, ты можешь поранить соседа.


Правила обращения с шилом

  1. Держи прокалываемый предмет на подкладной доске.

  2. Прокалывая отверстие, будь осторожен, не применяй излишних усилий.

  3. Не пользуйся шилом не по назначению.

  4. Храниться шило должно остриём вниз в карандашнице.


Правила обращения с макетным ножом

  1. Хранить и передавать макетный нож необходимо только в сложенном виде.

  2. Пользоваться (резать) необходимо только на подкладной доске.

  3. Использовать нож только строго по назначению.


Правила работы с картоном и бумагой

  1. Все линии, сделанные карандашом, должны быть на обратной стороне цветного картона или бумаги. Исключение составляют те линии, которые должны быть непосредственно на лицевой части изделия.

  2. Все сгибы на картоне выполняются только при помощи рицовки. Рицовка - это операция, выполняемая для сгибания картона: лезвием раскрытых ножниц или канцелярским шилом с небольшим нажимом провести по намеченной линии сгиба вдоль линейки.

  3. Если необходимо вырезать детали в зеркальном отображении (симметричные детали), следует сложить пополам кусок бумаги, перевести на него контурные линии детали и вырезать сразу две детали.

  4. Если требуется много маленьких деталей, например: цветочков, листочков, сердечек, кружочков и т. д., для оформления чего-либо, то можно отрезать полоску бумаги подходящей ширины, сложить её гармошкой, нарисовать или обвести нужную деталь и вырезать. Получится сразу несколько одинаковых цветочков, кружочков и т. д.

  5. Для склеивания изделий из картона и бумаги клей стоит наносить на картон, так как он более прочный и менее деформируется от намокания. Клей наносить тонким слоем, а затем склеиваемые поверхности прижать. Очень удобен для склеивания картона и бумаги карандашный клей, а для более прочного соединения, например, картона с картоном - клей ПВА.

  6. К используемым материалам, бумаге и картону необходимо относиться по возможности экономно. К примеру, выкройки располагать как можно ближе к краю листа и друг к другу.


Детали головного убора









Инструкционная карта изготовления головного убора


Этапы работы

Графическое изображение

Рекомендации и комментарии

Изготовление полей.
Измерьте обхват головы (например 56.5см)
Начертите окружность на бумаге - внут­реннюю границу полей шля­пы, радиусом 9см. Прочер­тите внешнюю границу полей шля­пы радиусом 17см. Вы­режьте поля по внешнему кон­туру, затем внутреннюю часть, отступив от линии приблизительно 1см. Над­режьте припуск зубчиками.


Рассчитайте радиус окружности по формуле Д=2Пr. (Д-обхват головы, r- радиус, П=3.14)
56.5=2*3.14*r
r = 9
Надрезы делайте аккуратно и точно до начерченной линии.

Изготовление дна.
Начертите и вырежьте круг радиусом 9см - дно шляпы.



Вырежьте деталь аккуратно, по строго намеченной линии. Держите ножницы под необходимым углом для лучшего вырезания заданной формы.

Изготовление тульи.
Затем вырежьте из бумаги полосу шириной 9см и длиной – равной обхвату головы – 56.5см.



Чтобы бумага не заламы­валась, а зубчики хорошо за­гибались, перед склеиванием сделайте следующее: поло­жив линейку по линии припу­ска, проведите по ней почти без нажима лезвием макетно­го ножа (рицовка).

Соединение деталей.
Склейте полосу в ци­линдр, зубчики загните к центру. Склеив тулью, приклейте поля шляпы, спря­тав зубчики внутрь. Приклей­те дно шляпы.

Нанесите первый слой клея на несколько зубчиков. Дайте ему впитаться в течение 1 минуты и нанесите второй слой клея. Плотно прижмите соединяющие детали между собой при склеивании.

Декорирование.
Приклейте небольшие цветы и бабочки из бумаги. Ими ук­расьте тулью и верх шляпы.

Задекорируйте шляпку на ваш вкус. Соблюдайте основные правила сочетания цвета и композиции.



14