Публикации воспитателей детских садов
О проекте

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Пчелинцева Марина Дмитриевна Пчелинцева Марина Дмитриевна
DOC
1
0
Предпросмотр

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ.
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Музыка в области музыкально-ритмического преподавания занимает одно из видных мест. Мы говорим:»Следует научить детей красиво двигаться.» Но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движений на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию.
Надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. Есть дети, у которых заторможена реакция на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вступить вовремя на нужной доле такта, сменить вид танцевального шага, выполнять движение в предложенном ритме.
Упражнение – ходьба под маршевую музыку позволяет наглядно убедиться в том, как дети воспринимают счет сначала на две четверти, а позже на четыре четверти.
Начиная с самых первых занятий, преподаватель проверяет детей на восприятие счета на две и четыре четверти (ходьба под музыку марша), в старшем дошкольном возрасте - счета на три четверти (переменный шаг), улавливают ли они разницу между форте и пиано, между аллегро и адажио, между диминуэндо и крещендо – элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенка.
Важно установить взаимосвязь музыки и упражнений. Идейное и эмоциональное содержание музыкального произведения передается с помощью средств музыкальной выразительности - мелодии, гармонии, темпа, ритма. С первых занятий следует учить детей понимать содержание музыки, вникать в ее сущность. В этом помогают название музыкального произведения, например, «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др. Помогают понять замысел композитора указания в нотном тексте для исполнения произведения: «задушевно», «энергично», «весело», «спокойно», «быстро» и т. д. Содержание песен и хороводов раскрывается в тексте. Можно придумать специальные двигательные задания, котрые помогают лучше понять содержание музыки и выразить его в движении:

  • ходьба на полной ступне, с высоким поднятием колена, на носках – ритмичная, задорная, веселая, маршевая музыка;

  • - бесшумный, мягкий шаг на носочках – лирическая музыка и т. д.

Наиболее приемлема музыка танцевального характера. Это польки, вальсы, мазурки, кадрили и т. д. Можно применять музыку детского песенного репертуара.
1.Связь упражнений с мелодией заключается в том, что мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которую выполняется упражнение или танец, дети могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно восстановить последовательность движений. Мелодия всегда как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов танца.
2.Связь упражнений с ритмом и размером музыкального сопровождения. Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, которые записываются нотами. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок мелодии. Длительность нот легко воспроизвести движениями: хлопками, ударами ноги, шагами. Знание ритмического рисунка для выразительности очень велико, т. к. ритмический рисунок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки (вальсы, польки, марши, колыбельные). Воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает музыкальную память, координацию движений, быстроту реакции. Педагогу очень важно знать размер музыкальных произведений, сопровождающих упражнения. Для выполнения разновидностей ходьбы подбирается маршевая музыка размером 4/4, для легкого бега, галопа, поскоков – полька размером 2/4. Быстрые, отрывистые движения удобнее выполнять под музыку размером 2/4, а плавные, мягкие, медленные движения выполнять размером ¾ .
3.Связь упражнений с темпом и динамическими оттенками музыки. Темпом называется скорость исполнения музыки. Произвольно менять темп музыки нельзя, т. к. это влечет за собой изменение его содержания. Темп обозначается в начале произведения, обозначений музыкальных темпов довольно много (адажио – медленно, анданте – умеренно, аллегро – быстро). Для овладения различными темпами дают специальные задания – выполнять движения, соответственно темпу (быстрый темп – легкий бег, умеренный темп – ходьба, медленный темп – мягкий шаг и т. д. ). Задания на изменение темпа преследуют задачу научить переходить от медленных движений к быстрым и обратно. В быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела – рук, ног, головы, кистей, предплечий, стоп. Умеренный и медленный темпы позволяют выполнять упражнения с участием более крупных частей тела.
Динамические оттенки очень важны для передачи выразительности музыки. Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком. К динамическим оттенкам в музыке относятся: изменение силы звучания, постепенное замедление или ускорение темпа, плавность или прерывистость звучания мелодии. В зависимости о динамических оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными.
Считая музыку второстепенным, придаточным элементом, задающим только ритмическую основу танца, лишает музыкальное исполнение настоящей выразительности, обедняет значение занятия для ребенка.
Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лирических до энергичных, волевых, серьезных.
Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метрометрическим строением, положительно влияет на развитие слуха. Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся детей.
Аккомпанимент к упражнениям следует подбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен детям. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным.
Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого следует подбирать ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых занятиях. Для выполнения этого условия можно несколько упростить композиторский вариант мелодии, аранжировать его.
Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Его критериями являются такие понятия , как доходчивость, ясность, законченность мелодии.
Известно, дети увлекаются всем сказочным и волшебным, очень необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку.
Итак, целью музыкально- ритмических занятий являются: сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движении.
Успешное решение поставленных задач на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения.
Принцип доступности и индивидуализации – предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий.
Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий ребенка .Это достигается преемственностью и постепенностью усложнения заданий, правильным распределением материала на занятии, использования подготовительных и подводящих упражнений для освоения многих двигательных навыков.
Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка (своеобразные функциональные возможности, различный процесс усвоения движений, разная реакция организма на физическую нагрузку). Задача в том, чтобы улучшить врожденные способности ребенка, его задатки.
Принцип постепенного повышения требований – постановка и выполнение все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности ведущий принцип. Имеется непрерывность и регулярность занятий. Нарушение принципа приводит к снижению уже достигнутого уровня умелости. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать его можно только лишь по болезни или из-за непредвиденных обстоятельств. Позиция – сегодня малыш занимается, а завтра не хочет и можно пропустить недельку – совершенно не допустима. Это вредно для самого дошкольника. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело надо доводить до конца и выполнять добросовестно. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, котрая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают к методичной и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности- это сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так , а не иначе.
Принцип повторяемости материала - музыкально-ритмические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнение вносятся какие-то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности– в обучении музыкально-ритмическим движениям понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.
В начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, в заключительной стадии – двигательный анализатор. Большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Эти принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только в взаимосвязи.
Организация занятий музыкально-ритмическими движениями обеспечивается рядомметодических приемов, котрые вызывают у детей желание творчества.
Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
Метод показа – разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Дети сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. Вначале работы педагог должен выполнять упражнение вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Словесный метод – методический показ не может обойтись без словесного сопровождения или пояснения. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.
Словесное объяснения должно быть кратким, точным, образным и конкретным. На первых занятиях детей нужно знакомить с терминами или образными названиями, обозначающими определенные движения.. В словесном методе очень важна интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность детей, но можно и убить веру в себя. Для шести-семилетних детей можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.
Музыкальное сопровождение как методический прием – рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь ребятам приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод – на занятиях музыкально-ритмическими движениями имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Вначале педагог сталкивается с мышечной зажатостью, стеснительностью, и только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не надо. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать более успевающих, ибо это приводит к копированию. Не надо мешать ребятам свободно импровизировать, но при этом нужно следить за тем, чтобы они не придумывали движения ,не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности - занятие с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки. Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Это не должно быть пассивным созерцанием материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет, почему, а может и помочь разобраться в увиденном.
Игровой метод – подвижная игра определяется как упражнение, при помощикотрого ребенок готовится к жизни (П.Ф. Лесгафт,Х1Х век).У детей четырех – шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше все воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает такую игру для детей, котрая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей. При обучении детей хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (напрмер:»Прыгать как зайчики»; «Бежать легко и тихо как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. Интерес к игре не снижается, даже если по ходу игры вносить те или иные изменения,усложняя или упрощая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение дошкольника. Подбадривающее слово вызывает положительные эмоции, а сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
Концентрический метод – заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким методом пользуется педагог. Какой бы метод он не выбрал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.













СТАТЬЯ
«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
ПРИНЧИПЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ»


музыкальный руководитель МДОУ ЦРР детский сад №31 г. Пятигорска
Пчелинцева Марина Дмитриевна