Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Семинар-практикум в ДОУ "Обучение детей рассказыванию"

Каракутова Светлана Александровна Каракутова Светлана Александровна
DOCX
37
0
Предпросмотр

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Обучение детей рассказыванию»
Подготовил старший воспитатель С.А. Каракутова
Актуальность
Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Особый интерес вызывает обучение детей рассказыванию по картине, серии сюжетных картин, так как их подготовка и проведение всегда были и остаются одним из самых трудных как для детей, так и для педагога. В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь.
Задачи
Совершенствование лексической, грамматической и фонетической стороны речи детей, обогащение словаря; воспитание умения рассказывать логично, содержательно, интересно и выразительно; совершенствование монологической речи через различные формы работы; интеллектуальных, творческих способностей детей (умение составлять творческие рассказы).
Этапы обучения
Определение состава картины; установление взаимосвязей между объектами; описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств; составление загадок и метафор по картине; преобразование объектов во времени; описание местонахождения объектов на картине; Составление рассказов от лица разных объектов; смысловая характеристика картины; составление рассказов фантазий; сказок нравственно-этического характера.
Виды рассказывания
1. Рассказывание по игрушкам и предметам;
2. Рассказывание по картине;
3. Рассказывание из личного опыта;
4. Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:
Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).
Репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;
Натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН
Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Виды рассказывания по картине
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Этапы обучения рассказыванию по картине
(старший воспитатель Каракутова С.А.)
Первый этап
Характеристика развития речи детей Раннего возраста.
Для ребёнка–дошкольника восприятие предмета это, прежде всего ознакомление с ним (его назначением, свойствами, деталями). Предметы — это окружающие ребёнка игрушки, животные, одежда, посуда и т.д. Поэтому развитию понимания речи придаётся особое значение на протяжении всего обучения. Воспитатель строит диалог сам, давая образцы ответов, придумывая разнообразные игровые ситуации. Уже на втором году жизни, во второй половине года рассматриваются разные предметы, картинки, где также дети учатся понимать вопросы педагога и элементарно на них отвечать.
На третьем году жизни постепенно ребенок сможет не только отвечать на вопросы, слушать рассказ, но и самостоятельно составлять небольшой рассказ, а это очень существенный показатель становления  монологической речи. Однако педагоги должны  знать   то, что нельзя заставлять ребенка рассказывать о том,  что нарисовано на картинке. Захочет он рассказать – прекрасно, в  другом случае надо проявлять максимум терпения и изподволь вызывать у него такое желание.
Можно предложить  нескольким детям  рассмотреть картинку, задать простые вопросы, сочинить простой рассказ, затем повторять этот рассказ вместе. Один ребенок будет повторять рассказ – это хороший результат. Другие дети будут обяйзательно слушать, а через некоторое время смогут и повторить.
 Виды занятий: :

  1. Занятия с картинками

  2. Рассматривание иллюстраций в книгах.

  3. Рассматривание картины «Наша Таня громко плачет» и т.д

  4. Рассматривание предметных и сюжетных картин «Мы играем» и т.д

  5.  Рассматривание предметных картинок  (мебель, одежда, игрушки, животные и т.д)

Младший дошкольный возраст:
Осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине.
Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное изложения. Дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.
На данном этапе главным  является учить детей рассматривать картину, замечать  в ней  самое главное и постепенно переводить  их от простого к связным высказываниям (Ответы на вопросы воспитателя).
Первые картины в этом возрасте – это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные), а также  несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.
Мероприятия по ознакомлению детей с картиной могут проводиться разнообразно. Например, можно  начать с вводной беседы, цель которой – выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. основной методический прием – вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.
 После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованной картине.  Иногда используем художественное произведение, рассказ писателя о домашних животных, небольшое стихотворение или потешку, загадать загадку, спеть с детьми знакомую песенку « о кошечке, собачке, курочке» ( интеграция образовательных областей коммуникация  интегрирует с художественной литературой, музыкой)
Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Воспитатель задает вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.
После мероприятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее, замечают то, что не заметили, высказываются. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.
Второй этап
В среднем дошкольном возрасте становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
Детей среднего возраста учат составлять главным образом описательные  рассказы как по предметным, так и по сюжетным картинам.
Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. Первое время некоторые дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постоянно в их рассказах все чаще начинают появляться элементы творчества.
В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задание можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»). Можно ввести рассказывание по плану.:
Структура занятия: 
1. дети молча рассматривают картину, 
2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали, 
3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный), 
4. дети воспроизводят образец,
5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество. 
 Третий этап
Старший дошкольный возраст:
В связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказа по картинам. К рассказам детям предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ – образец дается в старшей группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.
Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картинок для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Сюжеты могут быть самые разные. Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях воспитатель ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.
Интересно проходят  составления коллективного рассказа.  Один  ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий - последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умения оценивать рассказы( и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.
Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.
Детей этого возраста необходимо учить замечать в  картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описание природы.
Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место,
но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами.  
Детей обучают следующим типам высказываний: 
- описанию и сравнению предметных картин; 
- описанию сюжетных картин; 
- повествованию по серии сюжетных картин.
Описательный рассказ 
Цель: 
развитие связной речи на основе отображения увиденного. 
Виды описательного рассказа: 
фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей; 
описание картины как раскрытие заданной темы; 
развернутое описание конкретного объекта; 
словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.). 
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – 
это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;

  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу  “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.
Обучение детей рассматриванию картин этапы обучения рассказыванию по картине.
Младший дошкольный возраст (воспитатель Изварина С.Ю.)
Осуществляется подготовительный этап
Цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают. В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют: «Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки.
Описательный рассказ
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного. Виды описательного рассказа: фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие заданной темы; развернутое описание конкретного объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).
Структура занятия:
1. дети молча рассматривают картину;
2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали;
3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный);
4. дети воспроизводят образец;
5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество
Средний дошкольный возраст(воспитатель Акименко Н.А.)
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
Старший дошкольный возраст:(воспитатель Пилипчук Л.М.)
Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам. В старшей группе рекомендуются картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др. Детей обучают следующим типам высказываний: - описанию и сравнению предметных картин; - описанию сюжетных картин; - повествованию по серии сюжетных картин
Структура занятия:
Используется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета. Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний. Продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии 1. На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; 2. Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное; 3. Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. 4. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.
Подготовительная к школе группа (воспитатель БестаеваН.В.)
Дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина, В. Бианки.
Структура занятия
Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Обучение детей рассказыванию по картине
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу «Оживи картину». Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.
Заключение
В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»). Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Используемые источники
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева; «Программа развития речи дошкольников» О.С.Ушакова; «Технологии развития связной речи дошкольников» Т.А.Сидорчук, Хоменко Н.Н.;«Обучение творческому рассказыванию по картине» Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова.