Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности. Театр сказок.

Носова Светлана Борисовна Носова Светлана Борисовна
DOCX
30
0
Предпросмотр

МБОУ «Лицей «МОК №2»
Советский район
Г. Воронеж



Развитие речи детей посредством
театрализованной деятельности
Театр сказок.


Выступление на МО




Подготовила: воспитатель В.К.К.
Носова Светлана Борисовна



2015год.

СЛАЙД 1
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня – развитие связной речи детей. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Её формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребёнка дошкольника является игра. Благоприятные условия для развития детской игры создаются в театрализованной деятельности. Для детей театрализованная деятельность – это необходимое условие развития интеллекта, психологических процессов. Основу театрализованной деятельности составляет устное народное творчество и фольклор.
Театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Развиваются сила голоса и дикция. Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим всё было хорошо слышно и понятно. Формируется словарь, то есть идёт обогащение словаря новыми словами. Например, детей знакомят со сказкой «Колобок», в которой есть новые слова: сусеки, амбары, печка. Сначала дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова и т.д. Развивается звуковая культура речи. Отрабатывается правильное произношение звуков. Например, дети подражают животным, издавая характерные им звуки (звукоподражание). В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Работа начинается с потешек, например: «Кисонька-Мурысонька», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик». Далее обыгрываются небольшие рассказы. Осуществляется развитие фонематического слуха. Используются музыкальные инструменты – колокольчик, барабан, дудочка. Проводятся музыкальные игры, например: «Мышка – мишка», «Птичка – птенчики» и др. Дети под музыку имитируют движения маленькой мышки и большого медведя. Развивается интонационная выразительность речи. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Если герой чем-то недоволен, он говорит сердито. Если боится – говорит со страхом.
СЛАЙД 2
Развивается связная и монологическая речь. После прочтения сказки детям предлагается закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать. Всё это обыгрывается. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
СЛАЙД 3 Этапы работы в ДОУ по театрализованной деятельности.
СЛАЙД 4
С детьми второй младшей группы я определила основные направления по развитию речи посредством театрализованной деятельности: постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.
СЛАЙД 5
Поставила следующие задачи:
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогащать словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.
СЛАЙД 6 Предполагаемые результаты


СЛАЙД 7 Основные направления работы: Развивающая среда - дети - взрослые.


СЛАЙД 8 Первое направление - формирование развивающей среды
При проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, создаём необходимые условия, где учитываем:
• индивидуальные социально психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.
Театрализованная деятельность в нашей группе проходит красной нитью через всю воспитательную работу. В своей группе мы создали музей театра – театральный уголок, в который входят разные виды театра. Работа по театрализованной деятельности мы ведётся от простого к сложному. Сначала с детьми рассматриваем иллюстрации в детских книгах, показываем детям сказки на коврографе, используем пальчиковый, настольный театры.
Особенно детям нравится театр кукол, которые веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Ребёнок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.


СЛАЙД 9
Пальчиковый театр (вязаный театр, конусный театр, театр на перчатке) способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность. А развитие рук помогает ребёнку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. Театр картинок (ковролин) – способствует внесению разнообразия игры в группах. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их развитию. Обогащает пассивный и активный словарь.
СЛАЙД 10Второе направление - это работа с детьмиВиды занятий:
- музыкально-ритмическая разминка;
- дыхательная и речевая гимнастика;
- литературно-художественная практика (связная речь);
- игры, минута шалости, физическая минутка;
- театрализованная деятельность.


СЛАЙД 11 Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые:
а) развивают двигательные способности детей: ловкость, подвижность, гибкость, выносливость;
б) развивают пластическую выразительность: ритмичность, музыкальность, быстроту реакции и др.;
в) развивают воображение и способности к пластической импровизации.
СЛАЙД 12
Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия).
СЛАЙДЫ 13,14
В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.


СЛАЙД 15
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
СЛАЙД 16
В совместной деятельности с детьми провожу во второй половине одного из дней недели (четверг) «час театра». Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно.
СЛАЙД 17 Третье направление – взрослые Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной, скоординированной работы воспитателей и родителей детей. Стараемся, чтобы родители не находились в роли наблюдателей, обычных зрителей. Напротив, они также привлекаются к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В этом году с помощью родителей были сделаны театры: «Сказка Урожайная», «Сказка из овощей», «Сказка «Пурга», нарисованы атрибуты – шапочки, изготовлены костюмы к сказке «Пурга».
В течение года детям были показаны настольные театры: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Курочка ряба», «Ленивая Бручолина», «Про кораблик», «Снегурочка и лиса», «Волшебные жернова», «Лиса и заяц», «Про гномов», «Про бабочку», «Колосок», «Два жадных медвежонка», «Маша – растеряша» и др.
Изготовлены сказки на коврографе: «Воробьишко» М Горького, «Колобок» Р.Н.С., «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка.
Дети приняли участие в постановке сказок: «Колобок», «Теремок», «Муха-цокотуха», «Лиса и заяц», «Сказка о глупом мышонке», «Мужичок и звери».
Если в начале года дети все хотели принимать участие в сказке, но не было чёткости в произношении звуков, громкости, то сейчас малыши относятся к выбору роли очень качественно. Результат – постановка сказок «Мужичок и звери» и «Сказка о глупом мышонке». Дети все сами выбирали артистов, учитывая интонационную выразительность речи, громкость, чтобы окружающим всё было хорошо слышно и понятно.
СЛАЙД 18 Творчество детей в театрально – игровой деятельности Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Сначала это делает сам воспитатель, а затем привлекает и детей. Если на первых занятиях дети только слушают и выполняют действия, задания, то на четвертом занятии дети превращаются из  пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, дети начинают вступать активно в речевое взаимодействие не только со взрослым, но и со сверстниками. «Я обращаюсь только к боль­шим лягушкам: как они квакают? А мамам вторят лягушата. Как они ква­кают? Сейчас квакают только лягуша­та   (2 раза).  Кто   так  громко квакает:  ква-ква-ква? Кто тихонечко квакает: ква-ква-ква?»
Одной из важнейших особенностей  данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями.  Дети принимают занятия  с удовольствием, активно участвуют в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами  в лесу  и все мы медведи – ищем мёд!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяет движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы. Принесенные костюмы, шапочки, маски, атрибуты  к сказке делают игру эмоциональней и искренней. Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают в разговорной речи использовать слова, пословицы, поговорки из сценария. На четвёртом году жизни разные стороны речи формируются через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий развивающий эффект. Особое значение приобретают инсценированные представления и игры-драматизации. В них текст художественного произведения, прежде всего сказки, создаёт естественную канву для выстраивания действий в соответствии с сюжетом и поведением персонажей. Одновременно ребёнок воспринимает высокохудожественные образцы родного языка. Такая игра побуждает к импровизации, позволяет брать из литературного источника только то, что нравится и соответствует его внутреннему миру. Дети узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Старюсь для такого понимания использовать пластические этюды, в которых выразительные движения сопровождаются метким словом. Сначала все дети показывают, как бежит лисичка и хвостиком заметает след. Затем выбираю ребёнка, у которого самые интересные движения, и он показывает их индивидуально. Говорю: «Посмотрите, какая у нас лисичка (какой лисёнок) – она красивая, хитрая, игривая. Давайте вместе на неё полюбуемся». После этого все дети ещё раз повторяют движения лисы. Такие упражнения помогают ребёнку вжиться в образ, а слова усиливают представления о том или ином персонаже. Аналогично дети демонстрируют движения других животных. Медведь неуклюжий, косолапый, неповоротливый. Зайчик быстрый, весёлый, шустрый, но трусливый, всего боится. После чтения сказки «Курочка Ряба» предлагаю детям показать движения курочки и мышки: курочка зёрнышки клюёт, мышка, быстрая, юркая, серым хвостиком машет. Параллельно с выполнением пластических этюдов организуется «ряжение». Детям предлагаю выбрать роль и в соответствии с этим костюмы: бабе – сарафан и платок, деду – длинную рубаху и шапку и т.п. Каждый костюм рассматриваем с детьми и беседуем о том, кому он больше подойдёт. Младшие дошкольники не сразу понимают, что кому нужно по роли, они просто примеряют на себя сарафаны, рубахи, шапки. Здесь включаюсь в процесс: «Посмотрите на бабку. Какой у неё красивый сарафан. Надо ей повязать платок. А сейчас она нам покажет, что умеет делать». Бабка начинает «пить чай, убирать со стола, мыть посуду». Так обыгрываю каждый персонаж сказки. Всем детям, сначала без костюмов, предлагаю показать, как ходят, плачут дед и баба, как бежит и пищит мышка, как кудахчет курочка. Переход к театрализованному действию (участвуют актёры и зрители) осуществляется постепенно. Участие детей в постановке спектаклей способствует развитию пластики, координации движений, артикуляции, речевой выразительности. У детей развивается умение интонационно, разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.
Таким образом, театральная деятельность способствует расширению кругозора, развивает речь детей, обогащает внутренний мир, а главное, учит детей взаимопониманию, сближает их.Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность.