Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Хореография как система воспитания дошкольников

Бастрыкина Наталия Вячеславовна Бастрыкина Наталия Вячеславовна
DOC
409
11
Предпросмотр

МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка»





«Хореография как система воспитания дошкольников»



Бастрыкина Наталия Вячеславовна





Тамбов-2016
Содержание


Введение………………………………………………………3
I Глава. Хореография как система воспитания……………..8
1.1 Структурные принципы воспитательной работы
Цели и задачи воспитательной работы…………....................8
Основные функции…………………………………………..10
Формы…………………………………………………………13
Методы и принципы…………………………………………14
1.2 Особенности воспитание средствами хореографии……18
Воспитательная основа в музыкально-танцевальных
произведениях………………………………………………...19
Художественный образ……………………………………….20
Хореографическая лексика…………………………………...21
Список литературы……………………………………………23
















Введение
Актуальность исследования данной работы обусловлена современной тенденцией роста числа хореографических коллективов, не удаляющих в достаточной мере внимания формированию и развитию творческих потенциалов личности на занятии хореографии. Сегодня мы имеем много примеров хорошей постановки воспитательной работы во многих коллективах, но , вместе с тем, есть и такие коллективы, которые упускают основную цель воспитания. Увлекаясь чисто танцевальных, технических навыков исполнения танцев, что само по себе не плохо, они часто упускают возможность развивать внутренний мир, что неминуемо сказывается на исполнительской культуре. Поскольку богатство внутренней жизни, наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет танец, делает самые простые движения содержательными, тем самым формируя всесторонне развитую личность участников.
Отсюда возникает проблема воспитания и развития творческого потенциала личности средствами хореографии. Существующая проблема воспитания и развития творческого потенциала личности средствами хореографии. Существует проблема обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования является хореографическое самодеятельное творчество на современном этапе.
Предмет исследования- процесс развития личностных качеств,
средствами хореографии.
Цель иследования: разобраться в сущности процесса воспитания личности в самодеятельном хореографическом коллективе.
Задача исследования:

  1. проанализировать структуру учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе;

  2. выделить специфику средств хореографического искусства в процессе воспитания;








  1. выявить и определить особенности учебно-воспитательного процесса в условиях работы в самодеятельном коллективе;

  2. определить роль руководителя в воспитательном процессе.

Гипотеза исследования: если занятия хореографией в самодеятельном коллективе это учебно-воспитательный процесс, то в результате происходит формирование и развитие личности.
В качестве методов были использованы теоретические и эмпирические.
Теоретические:

  1. изучение и анализ литературных источников;

  2. системный анализ хореографического искусства;

  3. анализ воспитательной работы в хореографическом самодеятельном коллективе.

Эмпирические:
1.беседа с руководителями самодеятельных коллективов;
2. собственный опыт педагогический и балетмейстерской работы.
Краткий обзор литературы:
Фундаментальными трудами по данной теме явились научные труды основоположника психологии Рубинштейна Сергея Леонидовича «Основы общей психологии»- в основе учебника «деятельностная» теория учения о личности.
Учебные пособия Каргина Анатолия Степановича « Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе» и « Самодеятельное художественное творчество»- в его работе затронут широкий круг вопросов становление и развития художественной самодеятельности. Автор собран ценный материал с точки зрения практики и теории.
Балетмейстера Захарова Ростислава Владимировича «Сочинение танца». Страницы педагогического опыта- в своей книге автор отводит много места разговору о педагогической деятельности как своей, так и ведущих педагогов-хореографов.









Данная работа имеет следующую структуру, введение, две главы, заключение, список литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
определяются цель и задачи, а также объект, предмет и методы исследования.



В первой главе «Хореография как средство воспитания» содержится два параграфа.
В этой главе рассматриваются и анализируются структурные принципы воспитательной работы в хореографическом коллективе, а также выделяется специфика средств хореографического искусства.
Анализ показал: цель воспитательной работы в хореографическом коллективе является формирование всесторонне развитие личности. Цель определяет задачи учебно-воспитательные, учебно-образовательные, художественно-творческие.
Функции хореографического искусства воспитательные, образовательные, коммуникативные. Основными направлениями является нравственное, художественное и эстетическое воспитание. Внешнее выражение процесса воспитания выражаются в форме. Формы можно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического воспитания. Воспитание в хореографическом коллективе осуществляется с помощью методов. Методика учебно-воспитательной работы не может быть единой для всей хореографической самодеятельности. Процесс обучения основывается на основных принципах, их содержания является единым для проведения процесса обучения в любом коллективе.
Проанализировав структуру и принципы воспитательной работы в хореографическом коллективе можно с уверенностью сказать, что основой является педагогическая система и тогда получается, что хореографическое воспитание носит системный характер. Особенности воспитательной работы в хореографическом коллективе выражается в специфике средств хореографического искусства, такие как художественный образ,






хореографическая лексика, и воспитательной основной в музыкально-танцевальных произведениях.


Во второй главе «Специфика педагогической работы в самодеятельном коллективе» содержится три параграфа, где определяется направленность воспитательного процесса в условиях самодеятельного коллектива, а также определяется роль руководителя в формировании творческой личности.
Вывод: Специфика работы в самодеятельности коллективе заключается в учебно-творческой, концертно-творческой и репетиционной работе, это дает возможность не только физическому совершенствованию участника и приобретению в процессе обучения специальных навыков, но несет и смысловую воспитательную нагрузку. Она существенно отлична от профессиональной, но даже ее ограниченное применение должно основывается на педагогической деятельности, что обеспечивает гармоничное художественно-эстетическое развитие. Роль руководителя хореографического коллектива заключается в привнесении в деятельность участников педагогической целесообразности, превращении любительских занятий в воспитывающий процесс. Руководитель с помощью учебных занятий, образовательных мероприятий, репетиционной и концертно-исполнительской работы коллектива решает не только узкие исполнительские задачи, но и педагогические. Тем самым он обеспечивает выполнение своих функций перед обществом.
Заключение:
«Хореография как вид искусства имеет свою специфику, которая определяет специфику профессии. Педагог-хореограф должен знать методику педагогики, изучить анатомию, музыку, стать в какой то степени психологом, способным анализировать душевное состояние своих подопечных. От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральные и эстетические принципы его участников, все хорошее, как и все плохое, что есть в учителе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с участниками состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности».



Р.В. Захаров


Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что основные положения и материалы исследования работы могут быть разработаны и использованы руководителями в самодеятельных хореографических коллектива.
I Глава. Хореография как система воспитания
1.1 Структурные принципы воспитательной работы


Цели и задачи воспитательной работы
Учебно-воспитательная работа- составная часть деятельности хореографического коллектива. Формы воспитания и обучения в процессе деятельности коллектива теснейшим образом переплетаются в единый комплекс, способствующий гармоническому развитию исполнителей.
К.С. Станиславский считал, сто учебно-воспитательная работа должна строится в двух направлениях. Одно- воспитание идейных и моральных качеств у каждого члена коллектива, другое- совершенствование профессионально- технических навыков. Недооценка идейно-эстетической стороны ведет к превращению исполнителя в бездушного ремесленника.
Несовершенство исполнительского мастерства делает артиста беспомощным.
Любой вид искусства имеет свой выразительный язык, свои творческие закономерности, которые обязательны и для профессионалов, и для самодеятелных артистов. Однако, методы обучения отличны. Задача руководителя самодеятельного коллектива заключается в правильном использовании форм и методов работы профессионального искусства, осуществлении необходимой перестановки акцентов в учебной и творческой работе, учете специфики условий, целей и задач художественной самодеятельности.
Целью учебной- воспитательной работы в самодеятельном хореографическом коллективе является не столько приобретение профессиональных качеств, знаний и навыков, сколько воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, высоких моральных качеств.










Цели воспитания


Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянным в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения - изменяются и цели воспитания.
Но если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры, если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальные повороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять и продолжить то лучше, что было в прошлом, если общество желает оставаться в ряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели с понятием добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это еще и духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг нее порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, добра.
Цель учебных занятий:
- формировать необходимую хореографическую культуру, без которой
невозможно овладеть танцевальной лексикой;
- постоянно поддерживать необходимую хореографическую форму, без
которой исполнители не в состоянии овладеть танцевальными композициями. К конкретным задачам тренажных занятий относится и воспитание единой танцевальной манерой коллектива, без которой не возможно исполнение массовых танцев, составляющих основу репертуара и требующих единства и четкости.
Методика учебной - воспитательной работы не может быть единой для всех хореографической самодеятельности, так как отличается творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем участников. Это определяет специфику работы, формы, методы и программы.


Основные функции


Воспитание в хореографическом коллективе направленно на два объекта: на зрителей и участников. При этом процессе выступления перед зрителями участники становятся воспитателями. В наши дни, когда самодеятельное хореографическое творчество стало одним из аспектов общественно- культурной деятельности, воспитание самих участников, т.е. «воспитание воспитателей», становится одним из главных направлений его деятельности. Остановимся на трех основных функциях воспитания, развитию которых способствует участие в хореографическом коллективе - эстетическом, нравственном, художественном и воспитанию трудолюбия.


Эстетическое воспитание – предполагает целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию действительности, а также к самостоятельному творчеству в области искусства. Одним из наиболее действенных чувств эстетического воспитания в танцевальном коллективе является изучение лучших образцов профессионального и самодеятельного искусства, способных привить хороший вкус. Формы могут быть разными: это проведение всевозможных бесед, лекций, проводить в дни очередных занятий за 30-40 мин до начала урока. В качестве примера можно привести деятельность знаменитого ансамбля И. Моисеева и т.д. лекции должны сопровождаться показом слайдов. Так же по музыкальному искусству. Большую помощь в организации воспитательной работы оказывают коллективные посещение спектаклей, концертов, музеев. Каждое совместное мероприятие должно завершаться обсуждением.
Художественное воспитание является составной частью эстетического.
Основным средством художественного воспитания является общение с произведениями искусства различных видов, родов и жанров. Наиболее важной для танцоров-любителей является работа, связанная с учебно-художественными задачами коллектива, когда участники изучают материал, необходимый для более глубокого постижения репертуара, направленная на расширение и обогащение знаний. Учитывая все эти особенности художественного воспитания, руководителю необходимо рассматривать его в первую очередь как средство развития личности.
Основной задачей нравственного воспитания является, прежде всего, формирование норм и правил поведения участников коллектива, развитие чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи, честности, любви к танцевальному искусству, которое оказывает особенно глубокое воздействие на личность.
Все это ставит перед руководителями задачу обдуманного и целенаправленного использования средств хореографического искусства.
Детство – это пора формирования нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной жизни целого поколения. Наконец в школьные годы закладываются основы мировоззрения, понимания целей и задач становления идейной личности, способной ради общего блага пожертвовать своими эгоистическими интересами. Любой школьный коллектив, и конечно художественный, должен создать такую атмосферу, при которой эти качества личности развивались бы гармонично.
Нравственное развитие школьников можно разделить на два этапа. На первом этапе (младший школьный возраст) «закладывается нравственный фундамент личности на уровне простых норм нравственности, того общечеловеческого минимума морали, который необходим в условиях человеческого общежития…», в частности, коллективизм. Нравственная активность на этом этапе формируется главным образом на уровне воспитания у ребёнка «способности к эмоциональному нравственному чувствованию, способности к состраданию, сопереживанию». В этом возрасте воспитание чувства долга затрудняется возрастными социально-психологическими особенностями детей, недостаточно развитой волей,- преобладают ориентации на внешние авторитеты, желание одобрения, похвалы, боязнь осуждения.
На основе уже достаточно развитой эмоциональной сферы младших школьников создаются “благоприятные возможности формирования таких важных в моральном отношении качеств, как добросердечие, человеколюбие, благожелательность”. Второй этап- период среднего и старшего школьного возраста – в нравственном воспитании падает на нормы морали, несущие нюансы нравственности, на формирование классовой направленности нравственного создания.
Здесь как считает педагог А. Н. Зотов, выступает уже специфическая направлённость нравственности как активность сознания и воли. Сознание необходимости исполнения простейших обязанностей преобразуется в развитое чувство долга.
Следует иметь ввиду, что нравственное воспитание происходит каждый день на занятиях, выступлениях, репетициях. «Звёздная болезнь» несправедливость, наверное отношение педагога к детям- безнравственны, всё это отравляет атмосферу в коллективе. Часто мальчики «с улицы» попавшие в коллектив, становятся настоящими энтузиастами, выходят из коллектива людьми, на которых можно положится, морально устойчивыми и трудолюбивыми. Таких примеров много. Таким образом, если бы воспитательная работа стала увлечением руководителей, то она помогла бы в конечном счёте, как общим задачами воспитания, так и танцевальным успехам – наполнила бы смыслом и одухотворённостью танцевальный репертуар, облегчила занятия и трудный процесс работы руководителя и установила бы взаимоотношения детей в коллективе на основе дружелюбия, уважения друг к другу, любви к своему делу, к традициям своего коллектива воспитательная работа помогла бы развитию личности, ребёнка, позволила бы ему вырасти человечным, доброжелательным, чутким к друзьям, обладающим духовной стойкостью и чувством долга.







Трудолюбие - один из важнейших качеств личности школьника. Занятия хореографией должны развивать трудолюбия, а они тренируются в постепенном и неуклонном овладении учениками качеством своего танцевально- творческого труда. В танцевальном коллективе, где основой занятий является материал учебной программы, важно донести до учеников задачи и требования к его усвоению.
Как часто, едва усвоив структуру движения, ученик считает, что он овладел танцем, это ведет к очень серьезным нравственным издержкам, привычке не затрачивать ни физического, ни духовного труда. Особенно это вредно для подростка, который перестает уважать танец как искусство и переносит это чувство на «большую» хореографию, да заодно и на все искусство. Необходимо внушить ребятам, что занятия искусством – профессиональное или непрофессиональное – требует затраты физических и внутренних сил и этим самым развивает в человеке его скрытые возможности. Руководитель, ставя перед учениками задачи улучшения качества исполнения танца, должен указывать, в чем именно эти качества состоят. Например, в этом случае это будет ритмическая точность движения, в других – красота пространственного рисунка и поз, в - третьих выразительная одухотворенность движения, культура общения с партнерами, передача национального характера.
Постепенно наполняя движение всеми этими компонентами, ученик приучается работать над собой, а это уже труд, который он и сам будет уважать. Несомненно, это навык аккуратности, точности, согласованности движений, радость достижения результата и радость самого процесса преодоления трудностей будут перенесены им на жизнь, на решение других задач.



Формы


Формы воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания.
Содержание воспитательного процесса, как нам уже известно, составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – эстетические, художественные, нравственные, трудовые. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать.
Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно – эстетического самовыражения.
К основным формам относится; репетиция, генеральная репетиция, концертная деятельность, дополнительные или индивидуальные посещения концертов, театров, просмотр специальных фильмов – балетов. Их проведение организуются в свободное, удобное для участников время.
К формам художественно – эстетического самообразования относится самостоятельное изучение теории и истории театра, балета, искусства. Организуется самообразование в основном в индивидуальном порядке и не регламентируется.


Методы и принципы
Руководителю, для успешной профессиональной деятельности нужны определенные знания педагогике и психологии. Иногда руководители считают, что главное в творческой работе – это показ танца, но стакнувшись с тем, что участники, добросовестно повторяющие за ними движения, не могут ими овладеть, понимают – что бы научится танцевать надо иметь, прежде всего, педагогические знания. Педагогические способности руководителя развиваются, и укрепляются в процессе работы с коллективом, и основывается на показе танцевальных движений и их объяснениях. В период проведения учебной – тренировочных занятий руководитель должен разъяснить важность и необходимость хореографических упражнений, которые являются основой совершенствования исполнительского мастерства, развивает у исполнителей чувства самоконтроля. Порядок и систему обучения хореографическим навыкам необходимо продумывать заблаговременно.
Не менее важным моментом в деятельности руководителя является его роль воспитателя. Воспитание осуществляет с помощью методов, которые представляют собой определенную систему работы руководителя с участниками. Одним из методов воспитания является метод внушения, с помощью которого руководитель стремится передать исполнителям отношения к художественному произведению - танцевальной лексике, музыке, характеру исполнения и т.д., а также свое мнение, оценку, настроение.
Путем внушения подключить участников к активному переживанию. Руководитель, используя музыку и танец, одновременно влияет на слуховые и зрительные восприятия.
В практике работы широко применяется метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что здесь руководитель воздействует на сознание и мышление танцоров, адресуя к их разуму, и обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе надо исполнить то или иное движение, тот или иной танец, воспринимать танцевальную музыку. В ходе убеждения необходимо сочетать изложение и показ танцевального материала с выводами и оценками.
С методом убеждения взаимодействует метод побуждения – призыв к действию. Специфика в том, что положения, идеи, вкусы, сформированные участниками сознательно должны стать привычкой традицией как у каждого из них, так и у коллектива в целом. Для укрепления накопленного положительного опыта и содержания отрицательных поступков , используются методы поощрения и наказания. Обращаясь к методу поощрения, рекомендуется соблюдать определенные правила:
- оценивать действия , независимо от способностей;
- подбадривать тех – кто не всегда достигает успеха;
- не поощрять одних и тех же;
- принимать во внимание мотив поступка.
Важно чтобы поощрение выражалось публично, а мнение руководителя опиралось на общественное мнение.
Метод наказания направлен на содержания негативных поступков внутри и в неколлективной деятельности и взаимоотношениях. Он помогает иметь форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения, наказания. Эти методы эффективны только в том случае, если имеют воспитательную направленность, применяются объективно и справедливо.
Ведущая роль все же остается за руководителем, личный пример которого, чистота и безупречность морального облика, профессиональные знания создают ему авторитет в коллективе и дают право на выбор и применение определенных требований при решении возникающих острых вопрос. Его организаторские способности, профессиональный опыт, творческий размах предопределяют, какой будет учебно – воспитательная работа, а значит, и каким будет самодеятельный коллектив.
Процесс обучения основывается на знании и соблюдении руководителем основных принципов. Их содержание является единым для проведения процесса обучения в любом коллективе. Однако, в зависимости от особенностей учебной деятельности, предмета и характера организации, эти принципы принимают специфические формы претворения и реализации.


Принцип активности- одно из наиболее ярких и желаемых качеств личности. Активность характеризует отношение человека к явления, предметам, процессам окружающей жизни. Активность может быть хаотической, подражательной и сознательной. Существенным моментом в работе руководителя является умение активизировать творческий потенциал участников, сконцентрировать и развивать его в максимально короткие сроки в нужном направлении. Для поддержания активности в обучении важно при определении и постановке участникам цели – художественного совершенства – одновременно обратить внимание на роль упорства, настойчивости, активности, сознательного усвоения при овладении необходимыми знаниями.





Принцип единства теории и практике


Данный принцип является одним из основополагающих в теории воспитания и обучения. Практика проверяет теорию, придает или обуславливает ей свойства истинности. Одновременно зная, теория служат практике, ее более глубокому познанию, выявлению в ней скрытых закономерностей, т.е. выступают эффективным средством ее совершенствования и прогресса.
Говоря о задаче руководителя обеспечении соединения теории и практике, важно подчеркнуть, что он должен, во-первых, доказать участникам на практике необходимость теоретической подготовки, во-вторых, научить владеть методикой перевода знаний в навыки.


Принцип наглядности. В основном этого принципа – известная формула процесса познания человеком окружающей действительности. Наглядность обучения имеет важное и многоаспектное значение. Прежде всего, она облегчает запоминание изученного материала.
Принцип доступности. Принцип доступности изучаемого материала основывается на глубоком знании уровня развития обучающихся и их потенциальных возможностей – умственных, психических, физических и др.
Основными особенностями реализации принципа доступности являются:
- занятия терминов и понятия, которыми оперируется руководитель;
- доступность речи и стили изложения материала;
- постепенность изложения материала, знаний;
- постепенность при необходимости – скачкообразность усложнения эмоционально-образного содержания изучаемых произведений;
- обеспечение движения от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к известного.


Принцип систематичности. Включает в себя постоянную регулярность знаний и определенную систему в организации изучаемого материала. Систематичность в занятиях – черта профессионализма.
Систематичность в подаче материала, поиска его последовательности тесно связаны с принципом доступности и именно самостоятельное значение с точки зрения построения процесса обучения, его внутренней структуры.


Принципы прочности усвоение знаний. Эффективность обучения может быть оценка одним показателем – несколько прочно усвоены теоретически или практические знания.




1.2 Особенности воспитания средствами хореографии


Хореографию смело можно представить как систему воспитания личности ребенка. Обращаясь к танцевальной культуре, дети и подростки проходят школу духовного, музыкально – танцевального воспитания.
Создавать содержательный репертуар, хореографы ставят ребят объективно под непосредственное влияние музыки и танцевального образа, воспитывая в них различные нравственные чувства в них различные нравственные чувства и мысли, подводят их к пониманию как моральных, так и нравственных мотивов поведения, поэтому содержательной линии развития танца придается особое значение.
Танцевально-музыкальная культура способствует эстетическому развитию личности, эмоциональному росту.
Хореографический кружок – одна из распространенных форм эстетического и нравственного воспитания школьников, он объединяет детей, склонных к танцевальному искусству и желающий получить основу танцевальной грамотности. Получая эстетическое развитие на занятиях хореографией, вступая на вечерах в концертах и смотрах, дети и подростки оказывают эстетическое воздействие и на своих сверстников- школьников, поэтому результат эстетического воспитания зависит от серьезности поставленного дела.
Для того чтобы перевести акцент в работе на воспитание, необходимо овладеть педагогическим мастерством, научиться использовать процесс занятий, репетиций, выступлений для раскрытия содержания танцевальной деятельности школьников. Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Живописность и графичность поз и положений танцоров роднит ее с живописью и скульптурой. Это позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого профиля. Культура, образованность руководителя необходимы так же, как его профессиональное владение методикой обучения танцу, ибо эта общая культура позволит ему сосредоточивать внимание ребят на связи движений с музыкой, выразительностью, красотой формы движений, позволит как бы выйти за пределы танца в сферу других искусств, объединенных художественностью выражения правды жизни.


Воспитательная основа в музыкально – танцевальных произведениях


Музыка и танец развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то музыкально – танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира. Скажем, музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных с представлением об этом времени года: запахами зелени, травы, листьев, яркостью неба и солнца, предчувствием перемен, может вызвать приподнятое праздничное настроение, ассоциирующееся с весенними днями, образом родной природы.
Эти эмоции могут быть вызваны музыкой, такой, как «Подснежник» П.И. Чайковского. «Весенние воды» С. Рахманинова. «Времена года» Ал. Глазунова, «Весна» С.Прокофьева из балета «Золушка».
Танец поставлен на эту музыку, вносит новые ассоциации – борения, трепетности, нежности и хрупкости первых ростков, тянущих к солнцу, и т. д.Переходя с помощью искусства из – области конкретных знаний о весне в сфере человеческих переживаний, ученик ничего не теряет из достоверности своих знаний о мире, которые лишь приобретают новую форму в виде чувственной информации, построенной на ощущении. Чувства восторга, нежности, бережности и доброты, пережитые учащимися в их танцевальной практике, оставят след в душе ребенка и станут нравственным качеством.
Таким образом, в танцевальном репертуаре для всех возрастов может быть использована музыка классическая, современная, народная, а в тематику должны включаться моменты школьной жизни и пронизанные патриотическим, гражданским, лирическим, героическим духом более широкие общественные темы.


Художественный образ


В самодеятельных коллективах – В том числе и детских – создание танцевального образа требует отражения поэтических аналогов с жизнью, которые могут вызвать различные ассоциации в соответствии с музыкальным материалом. Если мы что-то проиграем в конкретности образа, то выиграем в емкости тех ощущений, которые он не должен пробудить. Сказанное не означает игнорирования понимания отношений действующих лиц. Напротив- они должны быть явными и определенными.
Сила художественного образа, в частности танцевального, заключается в той эмоциональной силе, которая заставляет исполнителей или воспринимающих лучше оценивать свои и чужие поступки не только потому, что они будут поняты (что хорошо и что плохо), а потому, что будут глубоко пережиты (например, чувство стыда и неловкости за плохой поступок или неправильное отношение, чувство гордости и радости за проявленный героизм, чуткость, находчивость).


Переживания учащихся, связанные с положительными эмоциями. Должны сочетаться с отрицательными, вызываемыми негативной стороной жизни воспитывая нетерпимость к ним. Осмеяние и порицание может служить содержанием танцевального образа, дабы вызвать по признаку «от противного» позитивные чувства. Пробудить нравственную реакцию на то или иное произведение или явление жизни. Подобное тому, как игры детей своими сюжетами всегда связаны с эпохой, средой, особенностями времени, так и танцевальные произведения для учащихся должны в образной форме отражать современное отношение человека к действительности.
Художественное пережитое чувство заставляет ребенка порицать зло, эгоизм, жестокость, зависть, невежество, леность, помогает ему полюбить доброту, которая интуитивно прокладывает путь к истине, помогает ему научиться любить природу, тонко ощущая символику ее духовного и материального богатства. Исполняя танцевальные хороводы вокруг березки, пластически награждая ее нежными и трогательными качествами, дети проникаются глубоким чувством к родной природе, сливаясь пластикой с ее сокровенным характером. «Снежинки», «Снегурочки», «Веснянки», образы родной земли глубоко западают в память сердца, пополняют тот запас нравственной прочности, который помогает затем ориентироваться и в жизни, принимать, как показывает практика, в критических ситуациях решения, направленные на нравственно – положительное действие.
Профессиональная хореография, классические балеты, ансамбли народно – сценического танца представляют в наше распоряжение многообразие тем и сюжетов, фокусирующих идеи времени и образы в высокохудожественной форме музыкально- хореографических произведений.
Воспитывая детскую аудиторию через образы хореографии, мы раскрываем в детях эстетическую чуткость к прекрасному и безобразному, возвышенному, низменному, комическому, трагическому в различных его проявлениях. В опосредованной форме, по сравнению с драматическим искусством, мы учим детей любить и ненавидеть, страдать и радоваться, чувствовать нравственную красоту и уродство и, в конечном счете, чутьем угадывать классовую сущность нравственного содержания танцевальных образов. Содержание образа в сочетании его с условной формы вызывает комплексное ощущение действительности (цепь рефлексов) и постепенно становится такой же естественной, как сочетание слова и звука в песне. Отсюда делают дальнейшие шаги, углубляющие и расширяющие представления школьников о танцевальном образе и тех компонентов, из которых он складывается. Актерской и музыкальной выразительности, логике танцевального движения – его органичности, в сочетании с эстетическими правилами движений классического, народного и бального танца.
Отталкиваясь от многозначности танцевального образа, мы развиваем в детях многообразие их духовных качеств, так как сфера человеческих переживаний, отраженных в искусстве, равно как и их осознание, является такой же достоверной, как и логические сведения, раскрытые наукой. Через искусство хореографии, через душевные волнения мы открываем ребятам красоту жизни. Действительность до них приобретает в искусстве танца новую форму в виде чувственной информации, построенной на ощущении движения, и имеет назначение развивать творческий потенциал личности.
Создание танцев для детей с исполнением классики дает возможность в постановочной работе развивать их кругозор, в частности, творческое отношение к народным темам.
Классика помогает раскрыть духовные черты каждого народа. Например, если мы интерпретируем в танце белорусскую песню «Перепелочка», то вовсе не обязательно подтекстовывать движения под слова. Главное, что здесь следует подчеркнуть,- это чувство более сильного к слабому, требующему помощи, поддержки, в нем, в этом чувстве, основа музыкальной интонации песни. При создании сюжетных постановок важно понимать процесс роста ребенка, идти от его прошлого опыта к явлениям настоящего. Драматургия танца может отразить борьбу противоречивых чувств между правом и обязанностью, сознание и несознательностью, волей и безволием, коллективизмом и индивидуализмом, интересом к природе, любовью к ней и равнодушием, непониманием ее эстетического и нравственного значения.
В танцевальном произведении, имеющем тему, важно ставить задачу выявления «противника» (будь то в области морали, долга, отношений действующих лиц друг к другу, к природе). Даже в танцевальной миниатюре должен быть элемент борьбы. В танцах же вариационного или повествовательного характера ставится задача создания определенного настроения и передачи в пластике музыкальных интонаций. Такие танцевальные произведения мы считаем весьма полезными для учащихся, так как они заставляют исполнителей более глубоко переживать чувства, заложенные в музыку. Поэтому музыкальный материал должен быть высокохудожественным, относится ли он к классической, современной или народной музыке.
Естественно, что при создание танцев для учащихся следует непременно учитывать возрастные особенности, возможности и интересы, вместе с тем не сводить отражение жизни к мелкому правдоподобию,иллюстративности.
Драматург-балетмейстер должен проникнуться психологией и интересами своих воспитанников. «Ребенок в 7-8 лет находится как бы на рубеже двух возрастных категорий»: он еще в плену детских игр и ощущений, связанных с домашней обстановкой, и вместе с тем входит в школьную жизнь, накладывающую новые обязанности. Постепенно ученик начинает понимать свое место в коллективе, необходимость подчинения ему своих личных интересов. Новые знания расширяют кругозор и развивают любознательность в отношении всего окружающего.
Эмоциональная сфера учащихся 9-10 лет значительно расширяется. Школьник огорчается, когда ему не доверяют, не верят в его силу, ловкость, умение быть не хуже других.
Чувство страха исходит не столько из внешних явлений, как в раннем детстве, сколько из нежелания показаться смешным, трусливым, неловким. Часто дети, чтобы скрыть свою стеснительность, неуверенность, прибегают к маскировке- внешней браваде, к игре в бесстрашие.
Учитывая, что в играх детей возникают такие общественные мотивы, как взаимная поддержка, товарищество, самоотверженность и смелость, можно использовать в танце темы путешествий, походов, приключений, образы любимых героев, космонавтов и т. п. Отражение таких чувств в танцевальной практике закрепляет эмоциональное общественное сознание детей.
Огромное значение в жизни школы играют традиции, понимание их общественного значения. Торжественные церемонии, связанные с различными праздничными датами, могут быть отражены в танцах, и это сыграет свою воспитательную роль.
Искусство хореографии, близкое к “растительным” и “животным” формам движении животной природы, ассоциативно может показать всю ее многоплановую красоту и духовность. Мысль о том, что человек и человеческий ум, человеческая совесть возносят его над природой, проходит красной нитью в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», ведь это перекликается с великим произведением музыкально-балетного искусства «Лебединым озером» П. И. Чайковского. Драматургия конфликта человека и природы может стать воспитывающей основой танцевальных произведений для детей и подростков.
Большое место в детских коллективах занимает гражданская тематика, часто интерпретирующая в детском танце героические образы прошлого нашей Родины. Изучая репертуар детских коллективов во время просмотров
концертных номеров, знакомясь с ним по сообщениям периодической печати, мы можем сказать о тенденции обращения балетмейстеров детской самодеятельности к нравственным темам.
Значительно расширилась тематика детских танцевальных номеров. Диапазон нравственных вопросов, затрагиваемых в них, достаточно широк. Они выражают и отношение ребят друг к другу, чувства товарищества, уважения, взаимопомощи и более обобщенные чувства-любви и уважения к людям, другим народам, героический пафос, бесстрашие, смелость, верность своему народу, долгу. Школьная тематика позволяет детям ощутить красоту школьной жизни, её тревоги, волнения, радость общения с друзьями, чувства взаимопомощи, любви к школьным годам. Мы перечислим темы некоторых танцевальных постановок, чтобы показать их идейно-художественную направленность и разнообразие. Например, «Танец костра» , «Фантазия на военные темы» , «День победы», «Путь отцов», «Красные тачанки», «Памятник» , «Непокорённая», «Гимн пионерии», «Олимпиада-80», «Цветы Туркмении», «Дружба», балет «Красные дьяволята», «Неуловимые», «Сто дорог – одна твоя», «Коммунарские плясуны, поэма «Журавли», «Журавлик», посвящённый детям Хиросимы, балеты-сказки «Белоснежка и семь гномов», «Красная шапочка», « Кошкин дом, «Снежная королева»,
« Доктор Айболит», « Чипполино», и т. д.! Один перечень этих тем и сюжетов говорит о широте затрагиваемых нравственных проблем. В них представлены добро и зло, любовь и жестокость, человеколюбие и эгоизм.
Эти образы не могут не оставить следы нравственного очищения, так как вживаются в психическую сферу детей, определяя их оценочное отношение к явлениям жизни и искусства.
Интересны наблюдения балетмейстера В.Л. Зака, руководителя Ульяновского Дворца пионеров, ставившего балет « Кошкин дом», который рассказал, как он использовал находки самих ребят, выражавших свое отношение к кошке, вначале такой благополучной, а потом жалкой. Дети и выражали по-разному своё отношение к её поведению, одни хотели во что бы то ни стало наказать кошку, другие её жалели. Возникала та « партитура чувств», о которой говорил Жан-Жак Новерр в своих « Письмах о танце и балетах», - если она есть, то поставить те или иные движения уже значительно легче, они всегда будут выразительны. Известно, что дети не желают танцевать отрицательных персонажей, большого труда стоит уговорить их.
Расширилась тематика массовых современных детских номеров. Обычно танцы на современную музыку и ритмы исполнялись вне образа, сейчас есть попытка приблизить их к детской специфике. Данное направление оказывает большое влияние на детскую аудиторию в силу чувства современности, развития в детях способностей и возможностей в чисто танцевальной форме выразить, например, озорство Буратино и воспитанность Мальвины, ловкость и юмор в танце « Олег Попов», детскую фантазию и весёлость в экзотике « Чунги Чанги ». Например, в танце « Сапожник» (балетмейстера В Зака) порицается леность, герой, не желающий трудится, противопоставлен слаженному ритму работающих сапожников
Хореографическая лексика


Каким же должен быть танцевальный язык для детских произведений?
Несомненно, он зависит от возможностей и способностей учащихся. Поэтому с точки зрения количества движений и их технических трудности они ограничены. Однако это не исключает необходимости создания качественного богатства движений, сочетающих в себе естественный импульс движений с условно танцевальным языком.
Ставя танец для детей, балетмейстер не может идти по линии наименьшего сопротивления и выбирать просто доступные детям движения. Он должен учитывать стиль, характер сочинения, какие комбинации могут включать в себя те или иные элементы классического танца, что может быть использовано из исторических, народных, современных танцев, оправдают себя в создаваемом образе наиболее доступные движения танцевального шага, бега, па польки, па вальса, па шоссе, па балансе, па де баск и другие, соединение с изобразительной и выразительной пластикой комбинации разнообразных линий и поворотов корпуса. Специфика танцевального языка состоит в том, что, подобно лейтмотиву, основное движение, созданное балетмейстером, может повторятся, варьироваться, видоизменятся. Поэтому следуют создавать не просто движения, а их динамическую картину ( по аналогии с картиной звуков в музыке). В связи с этим, задачей балетмейстера является постоянное обогащение знаний в области своего искусства и музыки, с одной стороны, и психологии учащихся, с другой. Например, в работе со школьниками младшего возраста особенно важно и при исполнении танцев, и на репетициях творчества создавать ситуацию игры; в этом залог детского сотворчества. В условиях игры мы знакомим их с языком сценического танца. Сама условность танцевального языка воспринимается детьми как игра , имеющая правила. Ученикам даётся возможность самим называть качества танцевального образа по линии изобразительности, выразительности и формы.
Вывод. Целью нашего общества является формирование всесторонне развитой личности. Хореографическая работа опирается на воспитательную роль хореографии как явления искусства имеющего единым источником танцевальную практику в области классического, народного, историко-бытового танца. В руках педагога действенные средства воспитания. Всестороннее использование этих средств должно привести к широкому распространению танцевальной культуры. А это в свою очередь внесёт свой вклад в дело формирования нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Учебно-воспитательная работа – это составная часть деятельности хореографического коллектива. Формы воспитания и обучения тесно переплетаются в единый комплекс. Целью учебно-воспитательной работы является воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, высоких моральных качеств.
Воспитание осуществляется с помощью методов, которые представляют собой систему работ, в самодеятельности основывается на учебной работе. Систематические учебные занятия основа основ жизнедеятельности художественного коллектива. Процесс обучения основывается на знании и соблюдении руководителем основных принципов, их содержание является единым.











Список литературы


1.Боголюбская, М.С. Музыкально - хореографической искусство в системе эстетического и нравственного воспитания; учебное – методическое пособие для клубных работников.
2. Боголюбская, М.С. Учебно-воспитательная работа в детском самодеятельном хореографическом коллективах: учебно-методическое пособие.
3. Бурцева, Г.В. Развитие творческого мышления специалиста-хореографа: Монография.
4. Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества: учебное пособие.
5 Громов Ю.А. Работа педагога- балетмейстера в детском хореографическом коллективе.
6 Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание.
7 Ермолаева-Томилина Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие
8 Захаров Р.В. Записки балетмейстера.
9 Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта
10 Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе.
11 Каргин А.С.Воспитательная работа в самодеятельном коллективе.
12 Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество.