Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством методики сказкотерапии на занятиях хореографии

Московец Анна Сергеевна Московец Анна Сергеевна
DOCX
392
10
Предпросмотр

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством методики сказкотерапии на занятиях хореографии.

Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям.

Одним из направлений занятий танцем является развитие творческих способностей детей.

Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата я используют различные методы и технологии работы.

Каждый творческий человек создает свои 'правила художественного видения, и, исходя, из них выстраивает свое творчество.

На занятиях по хореографии детям даются задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождают их внимание и силы для творческой деятельности.
В процессе организации обучения развитию творческих способностей
большое значение придается общедидактическим принципам:

- научности;
- систематичности;
- последовательности;
- доступности;
- наглядности;
- активности;
- прочности;
- индивидуального подхода.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.

На начальном этапе обучения детей дошкольного возраста танцам используют общеразвивающие игровые танцы, изучающиеся в дошкольном возрасте. Основная цель занятий хореографии на данном этапе - укрепление здоровья учащихся, их творческое развитие и социализация, а также дальнейшая заинтересованность ими изучения и занятия танцами.

Но возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий предусмотрена и определена нормативными документами. Но особенности физиологического и психического развития дошкольников, их подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам-хореографам приходят нетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация танцевального обучения (право свободного выбора форм, средств, методов работы) должна гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательно-активной танцевальной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Это обязывает педагога уметь определить ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать эффективность используемых методик. Сказко и игротерапии являются уникальными новейшими методиками, которые эффективно действуют в работе над двигательной активностью детей дошкольного возраста и помогают педагогу-хореографу реализовать свои методы обучения для эффективного конечного результата. Слияние игр, сказок и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными движениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у педагога-хореографа, после игры, как на занятии, так и вне коллектива, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее в танцевальном коллективе, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениями и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой. В этом случае полностью воплотится цель родителей и педагога заинтересовать и вовлечь ребёнка в дальнейшее изучение и занятие танцами.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы обучения детей дошкольного возраста танцам. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, двигательно-танцевальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс обучения танцам путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Включение фольклора в процесс приобщения к танцевально-двигательной активности требует выполнения определённых условий:

1) Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические и танцевальные упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, игры в виде сказок, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.

2) Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.

3) Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.

4) Хореограф должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.

5) Моторная плотность танцевально-двигательных занятий в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80% .

Физические и танцевальные упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить танцевальное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных движений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физических занятий:

1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении движений можно использовать 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками или загадками.

2. Сюжетные танцевальные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.

3. Театрализованные танцевальные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр – драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.

4. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, игра и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.

5. Игровые танцевальные занятия на основе русских народных подвижных игр.

6. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента танцевального занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.

7. Интегрированные физкультурно-танцевальные занятия с элементами фольклора позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.

Необходимо помнить, что это занятие – сказка. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки педагогом-хореографом. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество движений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов разные виды ритмических хлопков), звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием.

Дети получают удовлетворение не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от самого процесса игры.

Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями, что помогает им приобщиться в дальнейшем к изучению хореографии. Слово сказки живет в детском сознании. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий и танцевально-двигательных движений воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и телом с помощью элементов хореографии и выражает своё знание в танцевальных движениях. Таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. В сочетании с хореографией сказкотерапия интегрирует личность, развивает творческие способности детей, оздоравливает и заинтересовывает их дальнейшим изучением хореографии.

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет.

Сказки  разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!