Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста

Азанова Валентина Семеновна Азанова Валентина Семеновна
DOC
181
0
Предпросмотр


Программа
«Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста»
Педагог-психолог:
Азанова В.С.
МАДОУ №13
Г. Нытва


Цель: Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста через игры.


Задачи:

  • Способствовать освоению детьми навыков установления контакта со сверстниками;

  • Развивать способность к согласованному взаимодействию;

  • Развивать у детей умения уступать друг другу.


Игра 1. Раздувайся, пузырь!
Задача игры. Научить ребёнка последовательному выполнению двух ролей – приглашаемого и приглашающего; дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнёру.
Описание игры. Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть («Как тебя зовут?», «Машенька, пойдём играть!»). Взяв ребёнка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. повторяя имя ребёнка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроём они идут приглашать следующего ребёнка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе со взрослым берутся за руки, образуя круг. («Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! – говорит взрослый. – А теперь давайте сделаем маленький кружок».) Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп» и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.
Правила игры:

  1. Когда пузырь раздувается – двигаться назад и к концу текста взяться за руки.

  2. На слово «Хлоп» руки разнимаются и все бегут к центру.

  3. Давать руку любому, кто оказался рядом.


Игра 2. Карусели.
Задача игры. Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.
Описание игры. Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру. Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: «Еле-еле-еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончена игра». Движения: сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова «побежали» карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на слове «раз-два» все останавливаются.
Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.
Правила игры:

  1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.

  2. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.

  3. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.


Игра 3. Куклы пляшут
Задача игры. Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определёнными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.
Описание игры. Взрослый говорит детям: «Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). «А теперь, - говорит взрослый, - подумайте, кому передать свою куклу». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.
Правила игры:

  1. В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя.

  2. Куклу можно передавать только тому, кто ещё не плясал.


Игра 4. По дорожке Валя шла
Задача игры. Развить у ребёнка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнёра, который осуществляется ребёнком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.
Описание игры. Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: «По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла». Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь в центре круга, - влево. «Валя тапки примеряла, чуть надела – захромала. (Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем, прыгает на одной ноге, будто хромает.) Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши». (Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.) валя и Коля пляшут в середине круга и игра начинается сначала.
Правила игры:

  1. Выполнять движения в строгом соответствии с текстом.

  2. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.


Игра 5. Салочки-догонялочки
Задача игры. Воспитание у детей смелости, способности мобилизоваться и избежать опасности.
Описание игры. На полу выделяются две «зоны» - дом для салочки и дом для остальных ребят. Между ними остаётся свободное пространство. Дети берутся за руки, строятся в шеренгу и дружно шагают от черты со словами: «Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать!» - С последними словами текста, но не раньше, все поворачиваются спиной к салочке и бегут в свой дом, а салочка старается их догнать. Если ей это удаётся, то пойманный ребёнок идёт в дом для салочки, а игра продолжается, если нет, то выбирается новый водящий.
Правила игры:

  1. Идти к салочке дружно, смело, ровной шеренгой, держась за руки и согласуя свои движения с движениями других детей.

  2. Бежать только после того, как будет сказано последнее слово «догнать».

  3. Не ловить тех, кто намеренно замедляет движение к дому. Со всеми правилами игры следует познакомить детей наглядно. В конце игры следует поощрить тех участников, которые соблюдали правила.


Игра 6. Пустое место
Задачи игры. Формирование волевых качеств и овладение своим поведением. В отличие от предыдущих игр в данной дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребёнка мобилизации своих усилий. Ребёнок сам должен выбрать себе партнёра, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Содержащийся в ней элемент соревнования заставляет ребёнка быть очень внимательным, собранным, а также не нарушать правила поведения в совместной деятельности.
Описание игры. Дети берутся за руки, строятся в круг и садятся на пол лицом внутрь круга. Взрослый, находясь за кругом, обходит его, приговаривая: «Огонь горит, вода кипит, тебя сегодня будут мыть, не буду я тебя ловить». Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого-нибудь ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три – беги!» - и показывает в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Взрослый и ребёнок с разных сторон обегают круг. Взрослый даёт малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он ещё раз обходит круг и повторяет слова, давая детям возможность освоить правила игры. Выбрав другого ребёнка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребёнок становиться водящим и сам выбирает себе партнёра по соревнованию. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.


Игра 7. Нарисуй свой страх
Цель: снятие страхов.
Процедура игры. Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».
После того как дети нарисуют рисунки, необходимо обсудить, чего боится каждый ребёнок.


Игра 8. «Кляксы»
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.
Процедура игры. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» из краски на лист и сложить лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса».
Агрессивные или подавленные дети выбирают краску тёмных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит вовне, тем самым он освобождается от негативных эмоций, страха.
К агрессивному ребёнку полезно посадить спокойного ребёнка. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные сюжеты, стрекоз и др.). посредством общения со спокойным ребёнком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребёнок успокаивается.
Замечания к игре:

  1. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно чёрную или красную краску.

  2. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые или сиреневые тона (цвета грусти).

  3. Серые или коричневые тона выбираются детьми напряжёнными, конфликтными, расторможенными (пристрастие к этим тонам говорит о том, что ребёнок нуждается в успокоении).

  4. возможны такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается чёткой связи между цветом и психическим состоянием ребёнка.


Игра 9. Сочинение историй
Цель игры: снятие страхов.
Процедура игры. Из группы детей выбирается ребёнок, который сочинил историю (на любой сюжет, по желанию ребёнка), другие дети – «зрители».
Ребёнок рассказывает свою историю. Затем её продолжает ведущий, который вводит в повествование более «здоровые» и гармоничные способы адаптации и разрешения конфликтов, нежели те, что изложены ребёнком. Затем предлагается продолжить историю ребёнку, пот Ом – опять ведущий и т.д.
Игру можно модифицировать следующим образом: все дети садятся в круг. ведущий произносит первое предложение: «Маша пошла в школу». По часовой стрелке второй ребёнок называет своё предложение, продолжая ведущего, третий – третье и т.д. В итоге должен получиться общий коллективный рассказ про то, как Маша пошла в школу.


Игра 10. Найди отличие
Цель игры: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Инструкция. Ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось на рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать какие изменения произошли.


Игра 11. Ласковые лапки
Цель игры: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.
Инструкция. Взрослый подбирает 6 – 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.


Игра 12. Броуновское движение
Цель: развить умение распределять внимание.
Инструкция. Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.


Игра 13. Передай мяч
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Инструкция. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.


Игра 14. Представь
Цель: обогащение социального опыта ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Обучение ребёнка познанию своей индивидуальности, особенности, отличию от других. (Этот вариант разработан группой американских психологов во главе с Майклом Ла Броссом).
Игровой материал. Бумага, цветные карандаши.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям представить какую-либо ситуацию, ощущение и описать их словами или изобразить на бумаге. Задания могут быть следующего содержания:

  1. Представь, что ты можешь записать свои любимые звуки на магнитофон. Опиши, как они звучат.

  2. Представь, как звучит мягкое, пушистое облако.

  3. Представь и изобрази звук солёного огурчика.

  4. Придумай свой собственный звук.

  5. Представь, как выглядит смех, доброта, печаль, острая боль, красота, ложь, счастье.

  6. Представь обед из своих любимых блюд.

  7. Каков вкус у солнечного света?

  8. Как пахнет лунный свет? А твоя любимая телепередача? Придумай запах, который, кроме тебя, никто не знает.

  9. Что ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги, до друга, до счастья, о мамы?

Затем дети совместно с воспитателем обсуждают результаты работы. Взрослый должен по достоинству оценить каждого ребёнка, обратить внимание на то, что все по-разному выполнили одинаковое задание и каждый результат по-своему интересен, необычен, не похож на остальные.


Игра 15. Львы
Цель: обучение преодолению скованности и пассивности.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям представить следующую ситуацию: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздастся самое громкое рычание». После того, как задание выполнено, взрослый спрашивает: «А кто может рычать ещё громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котёнка. Нужен громогласный рёв». После этого взрослый предлагает детям построиться в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящему впереди. Воспитатель становиться паровозом, а дети вагончиками. «Состав» медленно двигается по периметру комнаты с пыхтением и свистом. Обойдя комнату один раз, воспитатель становиться в конце «состава», а место «паровоза» занимает стоящий за ним ребёнок. Он должен двигаться немного быстрее и звуки производить более громкие. продолжайте игру, пока каждый не побывает в роли паровоза. В конце игры может произойти «крушение»: все валятся на пол.
При последующем проведении игры можно предложить порычать, как тигры, и поездит на лошадке.


Игра 16. Братья
Цель: обучение преодолению боязливости, тревожности, снятию эмоционального напряжения.
Игровой материал: изображение людей: один – сильный, смелый (рис. 1), другой – слабый, боязливый (рис. 2), изображение злого дракона (рис. 3).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям следующий сюжет: «Жили-были два брата – Миша и Саша. Миша был сильный, смелый и никогда не унывал (воспитатель показывает изображение первого брата, сам пытается «превратиться» в него, просит детей повторить), а Саша всего боялся, плакал и часто не знал, что делать (воспитатель показывает второго брата, «превращается» в него, просит детей повторить). Братья очень дружили и всегда были вместе (взрослый побуждает детей показать, как это бывает). Но вот однажды на их страну напал злой дракон. Он отнял у людей всю еду (взрослый показывает иллюстрацию дракона, потом дети вместе с воспитателем изображают злого дракона, «летают» по комнате). Тогда Миша решил прогнать этого дракона. Собрался он, попрощался с родителями, братом и друзьями, сел на коня и уехал. ( Дети и воспитатель изображают прощание с семьёй). Саша хотел поехать с братом, но очень боялся, поэтому остался дома (воспитатель вместе с детьми изображают боязливого брата). Прошло много времени, а от Миши не было никаких известий. Тогда родители послали Сашу выручать брата и прогонять дракона. Саша долго плакал, но делать нечего – собрался, сел он на коня и отправился в путь. (Ребята уже сами показывают, как Саша плакал, сел на коня и медленно поехал). Приехал Саша к пещере дракона. Смотрит, а дракон Мишу превратил в камень (ребята изображают камень). Испугался Саша, хотел уже убежать (дети изображают испуг), но тут появился добрый волшебник…»
Воспитатель предлагает детям следующие вопросы:
- Что произошло дальше?
- Что сделал Саша?
После того, как ребята предложат свои варианты окончания сказки, выбирается лучший, и проводится беседа об особенностях братьев, присущих им черт характера.


Игра 17. Очень злая бабушка
Цель: снижение уровня тревожности, воспитание смелости.
Игровой материал: изображение злой Бабы-Яги, злого волка.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям другой вариант сюжета сказки о двух братьях: «Жили-были



Литература


  1. Я работаю психологом / под. ред. И.В. Дубровиной / М., 1999

  2. Коррекционно-развивающие занятия (в помощь психологу ДОУ) / составители: С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко / Волгоград, 2007

  3. Дошкольник в современном мире / Е.О. Смирнова / М., 2006

  4. Работа детского сада с семьёй / Л.Е. Осипова / Псков, 2008