Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Цвет и музыка. Музыкальная палитра

Сон Надежда Валерьевна Сон Надежда Валерьевна
DOCX
245
6
Предпросмотр

Тема занятия

Музыкальная палитра - «Цвет и музыка»
Сон Надежда Валерьевн
педагог дополнительного образования,
объединение «Взаимодействие детей»
Предмет: Музыкальные игры
Возраст учащихся:2-3года


Цель:Дать понятие музыки и цвета. Их изобразительная роль. Выражение цветом содержания музыкального произведения.
Задачи:


1. Учить слушать музыку и пытаться передать ее настроение с помощью цвета.
2. Развивать цветоэмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму у детей, двигательную активность, ориентирование в пространстве.
3. Воспитывать интерес к совместной деятельности с взрослым, расширение опыта эмоционального переживания музыкальных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре.


Тип занятия: тематическое.
Год обучения: первый год обучения.
Оборудование: компьютер, синтезатор, CD (А. Вивальди. Времена года.), ТСО.
Учебно-методические пособия: презентация, картинки: разноцветные цветы, солнце, облака, обручи, разноцветные кружки, палитра из ватмана.


Ход занятия.

  1. Организационный момент (1мин.)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Сегодня у нас необычное занятие, занятие разноцветное. Посадите вашего ребенка рядом с собой на стульчик. Наступила зима, на улице выпало много снега, чтобы нам раскрасить нашу зиму давайте для начала споем «Просыпайку» и сделаем самомассаж.
2. Объявление темы. Познавательно-исследовательская деятельность (2мин.)
Сегодня мы послушаем музыку в красках. Посмотрите, на доске висит белый кружок - палитра, похожий на снежный ком, давайте вместе наполним его цветом. Родители и дети выберите по одному кружку понравившегося вам цвета. Теперь с помощью родителей наклеим эти кружки на снежный ком (родители помогают детям клеить разноцветные кружки). Посмотрите, какая яркая получилась у нас палитра.
3. Основная часть (5 мин.)
Что такое цвет – это то, что мы видим, различаем. Вопрос: «Что может изображать цвет?». Сейчас мы с вами посмотрим презентацию, в которой мы увидим, что цвет может изображать окраску листьев, цветов, животного, предметы, здания, воду, небо и т.д. (просмотр презентации.)
     Вспомните, какие цвета вы видели. Ответы детей (красный, желтый, зеленый).
А что такое музыка? Музыка – то, что мы слышим. И музыка тоже имеет цвет. Посмотрите! У нас в зале три полянки (на полу лежит три накрытых обруча) проверим, что там.

  • Упражнение на формирование правильной осанки.

И так родители возьмите детей за руки и тихо на носочках подойдем к первой полянке (дети с родителями подходят к первому обручу).

  • Слушание музыки.

Закройте глазки. Сейчас мы будем слушать музыку. Попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка красного, желтого или зеленого. Но только - тсс… Никому не говорите! ( Звучат первые такты А. Вивальди. Времена года. Концерт №3, Осень. Дети слушают с закрытыми глазами).

  • Физминутка «Осенние листочки».

Превратимся в листочки и покружимся, пока звучит музыка. (Дети с родителями кружатся, взявшись за руки). Посмотрите, на полянке появились цветы желтого цвета. Возьмите по одному цветочку. Дети, какого цвета звучала музыка? (Ответы детей). Молодцы! Нам пора к следующей полянке.

  • Упражнение на укрепления мышц ног.

Родители возьмите детей за руки попрыгаем как зайки до второй полянки (дети с родителями прыгают ко второму обручу).

  • Слушание музыки.

Представьте, что вы снежные комочки. (Дети сворачиваются калачиком). Внимательно послушайте и попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка красного, желтого или зеленого. ( Звучит муз. А. Вивальди. Времена года. Концерт №4, Зима.Дети слушают с закрытыми глазами). Посмотрите, на полянке вновь появились цветы. Какого они цвета? (Ответы детей). Возьмите по одному зеленому цветочку. Молодцы! Осталась последняя полянка.

  • Упражнение на формирование правильной осанки и укрепление мышц ног.

К ней мы пройдем на пяточках. Родители возьмите детей за руки на пяточках доберемся до третей полянки (дети с родителями идут к третьему обручу).

  • Слушание музыки.

Теперь детки превращаются в птичек. Закройте глазки и машите крылышками. Пока звучит музыка, помашем крылышками как птички, а родители нам помогут. Представьте себе, какого цвета эта музыка красного, желтого или зеленого. ( Звучит муз. А. Вивальди. Времена года. Концерт №2 Весна. Родители, взяв детей за руки помогают им «летать» во круг полянки. Дети слушают с закрытыми глазами). Посмотрите, на полянке вновь появились цветы красного цвета. Возьмите по одному цветочку. Какого они цвета? (Ответы детей). Молодцы! Вот мы и прошли все полянки и набрали много цветочков разного цвета и прослушали прекрасную музыку.
4. Заключительная часть. (1мин.)
Предлагаю сделать свою музыкальную поляну. У деток в руках разноцветные цветы, а родителям предлагаю выбрать себе солнышко и облака и выложить все на этой полянке. (Звучит музыкаА. Вивальди. Времена года. Концерт №1 Весна. Дети с родителями выкладывают картину в пустом обруче). Замечательная у нас получилась полянка. На которой растут красные, желтые и зеленные цветы.
5..Рефлексивный круг.(1мин.)
Вспомним, чем занимались. Вам было весело, вы много играли, слушали музыку, превращались в птичек, были листочками и даже снежными комочками. Собирали цветы, делали гимнастику, выкладывали картину. А теперь нам пора прощаться, скажем «До свидания! До новых встреч»!
Под музыкальное сопровождение дети с родителями уходят.


Самоанализ занятия
На занятии использовались следующие виды детской деятельности, позволяющие формировать музыкальные способности и содействовать их двигательной активности: дифиринтация, познавательно-исследовательская, предметная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, проектная деятельность. Они были организованы педагогом совместно с родителями, логически связывались в единый сюжет «Цвет и музыка» и соответствовали типу – тематическое. Организационный момент с использованием приветствия–пропевания педагогом и детьми является постоянным любимым ритуалом встречи. Он позволил создать ситуацию психологического комфорта. Удачно использовались информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные средства обучения, повышающие мотивацию ребенка к совместной деятельности с взрослыми. Детям предлагались такие различные практические задания, как игры, активное слушание музыки, которые способствовали благополучному эмоциональному состоянию детей, раскрытию их познавательных возможностей, соответствовали возрастным психологическим особенностям. Занятие прошло в оптимальном темпе. Для развития познавательных способностей и формирования практического опыта детям предложено исследовать музыку в цвете с целью. Таким образом, элементы исследовательской деятельности стимулировали самостоятельность детей в поиске знаний, что было подкреплено слушанием музыки, формирующим способность к цветоэмоциональному реагированию на музыку. Так же выделялся принцип инвариантности – где педагог предлагал детям похожие друг на друга задания, где форма одна и та же, но музыка звучит разная по характеру. Контрастные музыкальные произведения не дали ребятам скучать, а процесс собирания разноцветных цветов усилил интерес и повысил их внимание.
В ходе занятия дети услышали четыре музыкальных отрывка из серии «Временна года» А. Вивальди. Просмотрели презентацию «Цвета» из которой вспомнили, что может обозначать цвет. С целью укрепления мышц ног и спины использовались упражнения «Осенние листочки», «Птички», ходьба на носочках, пяточках реализовали задачу здоровьесбережения и формирования самосознания. Игра «Цветочные полянки» активизировала и расширила музыкально-двигательное поле малышей, а мультимедийное сопровождение («Времена года» А. Вивальди) помогло создать пик эмоционального единения в триаде ребенок-родитель - педагог. Музыкальное сопровождение помогло расслаблению, закреплению двигательного опыта и профилактике здоровья воспитанников. Взрослые осуществляли роль помощников, напарников, контролеров, наблюдателей. Тем самым были созданы условия для активной творческой деятельности малышей, эмоциональной насыщенности и удовлетворения от совместного успеха при подведении итогов занятия.


Проектная деятельность – общий рисунок.
Исследовательская деятельность – слушание музыки и соотношение ее с цветом.
Дифиринтация- один ребенок на полянку кладет травку и жука.


Программа «Музыкальная палитра»
Основной принцип построения программы - пропорциональность и равновесие музыки и живописи, равноценность и взаимодополнительность двух видов искусств на занятиях. Музыка не является фоном по отношению к изобразительной деятельности, так же как живописные образы не служат лишь иллюстрацией к музыкальным произведениям. Мы говорим о формировании способности к цветоэмоциональному реагированию на музыку у старших дошкольников; дети как будто "рисуют портреты музыки с натуры".
Еще выделяется принцип инвариантности - мы предлагаем детям похожие друг на друга задания, где форма одна и та же, но музыка звучит разная по характеру. Контрастные музыкальные произведения не дадут ребятам скучать, а процесс создания цветовых картин усилит интерес и повысит их внимание.
Также можно говорить о принципе невмешательства в процесс создания цветомузыкальных композиций. Педагог выступает организатором игровой ситуации "рисуем музыку", а роль учителя отводится искусству.
Принцип постепенности перехода от целого к частному, от спонтанного эмоционального реагирования к интеллектуальному анализу. Сначала ребенок накапливает опыт слушания музыки и пытается передать ее настроение с помощью цвета, и лишь затем мы переходим к обсуждению музыкальной формы и законов цветоведения.
Основные задачи программы развития цветомузыкального восприятия дошкольников:

  1. накопление детьми опыта восприятия музыки композиторов разных эпох и стилей;

  2. развитие цветоэмоциональной отзывчивости на музыку и способности различать музыкальную форму у детей;

  3. расширение опыта эмоционального переживания музыкальных произведений как основы развития эстетического сознания и элемента приобщения к художественной культуре

Программа «Музыкальная палитра» рассчитана на 2 полугодия. Занятия по программе рекомендуется проводить как дополнительные по отношению к основным традиционным формам эстетической деятельности. Содержание программы включает преподавание детям музыки и изобразительного искусства с целью установления их интеграции и комплексного воздействия на эстетическое развитие личности.
Ребенку необходимо самому преодолеть привычно возвышающуюся стену непонимания между его внутренним миром и миром "взрослого" искусства, и всей душой почувствовать, что искусство и творчество столь же необходимы ему, как и любые другие доступные или более привычные виды деятельности. Задачей педагога в этом случае является создание условий для углубленного ознакомления детей с миром классической музыки и шедевров изобразительного искусства.
Возможность решения этой задачи с использованием синтеза музыки и живописи коренится в эмоциональной основе восприятия произведений этих двух видов искусств. Использование их взаимосвязи может служить основой для развития эмоциональной стороны личности ребенка.
В своей работе мы опирались на программу О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры", а ознакомление детей со способами рисования непредметных цветовых композиций осуществляется по рекомендациям Р.Г.Казаковой и Л.Г.Беляковой.


Первый блок - "Мир цвета" - посвящен ознакомлению детей с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью блока является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознанию цвета как самостоятельного выразительного средства. В этом блоке предполагается проведение 5 занятий.
Задача педагога на этом этапе - это обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Для этого подойдут любые творческие идеи педагога, перед которым открывается возможность сочинить сказки, придумать игры и подобрать по своему вкусу репродукции художников-живописцев. Мы рассказываем ребятам сказку про трех разноцветных котят - красного, синего и желтого, - которые отправились в путешествие. Это история о том, как они заблудились в тумане (добавление белого цвета для получения розового, голубого и светло-желтого), выкупались в синей реке (создание фиолетового и зеленого), вместе встретили ясный рассвет, отчего их шкурки позолотило солнышко (оранжевый, салатовый). И, конечно, не забываем за играми об аккуратности в работе, закреплении навыка владения кистью, тщательного промывания ее и о чистоте красок, которые так легко превращаются одна в другую!
Рисование "цветовых настроений" способствует пониманию той возможности, которая открывается перед художником, чувствующим выразительность колорита. И оказывается, что вовсе не обязательно рисовать что-то конкретное, имеющее узнаваемый контур. Дети охотно включаются в игровую ситуацию, где краски на листе встречаются друг с другом и разговаривают на своем языке. Рисуем радость и страх - какие разные получаются работы! Два контрастных эмоциональных состояния - и ребята с легкостью выбирают из известных им оттенков наиболее подходящие - теплые, позитивные и мрачные, грязноватые. Потом более тонкие градации - ласка, тревога. Многие малыши рисуют нежные светлые цветовые пятна, используя приобретенный навык добавления белой краски. А тревога получается в сероватых пятнах, быстрых и отрывистых движениях кистью по квадрату настроения. Покой, грусть - сближенные эмоциональные состояния. И все же даже это не кажется слишком сложным, ведь в распоряжении у маленьких художников целый Мир Цвета!
Центральный блок - "Цветомузыка" - состоит из 20 однотипных заданий, цель которых развивать цветоэмоциональную отзывчивость на музыку, дать детям представление о том, что музыка разных времен, направлений, стилей может вызывать разные цветовые ассоциации и способствовать цветовой визуализации.
Звучит музыка. Какие образы она навевает? Дерево на ветру? Или скачущая девочка с мячом? Птенчик на краю гнезда или быстрые капли дождя за окном? А может быть, и не стоит задумываться о том, как именно назвать то, что мы чувствуем, слушая музыкальные произведения? Можно просто потанцевать кисточкой по бумаге. Все изменения характера музыки, смена частей, настроений могут быть выражены с помощью цвета. Рисование во время слушания позволяет чувствам ребенка проявиться сразу, подобно жестам взволнованного человека; эмоции не скованы необходимостью соблюдать спокойствие в процессе слушания и, выплескиваясь на бумаге, углубляются и совершенствуются, тогда как в процессе пассивного слушания они постепенно затухают и, не успев развиться, стать более осознанными, могут исчезнуть.
А педагог вначале занятия говорит: "Закройте глазки. Попробуйте представить себе, какого цвета эта музыка. Но только - тсс… Никому не говорите!" Звучат первые такты. Дети слушают с закрытыми глазами. И ничего, что на первом занятии кое-где прозвенит тихое хихиканье - скоро они привыкнут, и станут чуть посерьезнее. А потом уже можно открыть глаза и приступить к смешиванию красок - сначала на палитре, а потом и на своем квадратике.
Заключительный блок - "Музыкальная форма" - включает в себя занятия по ознакомлению с простой одночастной, контрастной трехчастной формой, рондо и сонатным аллегро. Переход от простого к сложному, постепенное углубление представлений детей об особенностях музыкального построения проходит в игровой деятельности; привлекательная для детей форма преподнесения усложняющихся задач стимулирует их активность и заинтересованность. Планируется 7 занятий.
Нами предлагается использовать для рисования разные геометрические формы. Детям интересно рисовать в круге, сегменте, они с любопытством слушают объяснения педагога о том, что музыка состоит из частей, которые различаются по настроению. Для рисования простой одночастной формы мы выбрали знакомые по цветовым настроениям квадраты 5х5 см и яркие по характеру пьесы, имеющие непродолжительное время звучания и отличающиеся эмоциональной контрастностью. Дети с помощью взрослого выясняют, "какое у музыки настроение" и какие она любит краски, нравится ли ей, когда ее гладят кисточкой, или она порхает так, что ее не удержишь. Далее рисуем по привычной схеме.
Блок 2. Рисуем музыку
На всех занятиях этого блока используется следующая схема. Рисование выполняется на квадратах 14х14 см. В самом начале руководитель просит ребят закрыть глаза и просто послушать первые такты музыки, а также попытаться представить (увидеть), какие цвета переливаются перед их мысленным взором, и минуту помечтать, какой бы краской нарисовать эту музыку. Потом дети открывают глаза и начинают работу с палитрой. По желанию можно начинать с квадратов, нарисовав простым карандашом ориентировочные линии, которые помогли бы им в композиционном освоении пространства листа. Занятие длится столько, сколько хотят дети. Музыку необходимо повторять до тех пор, пока последний ребенок не закончит работу, но после первых 2-3 повторений спрашивать, хотят ли дети прослушать еще раз. Средней длительности произведение (5-6 мин.) возможно повторять около 6-7 раз по просьбе детей. Кто заканчивает раньше, может уйти играть в соседнюю комнату. Название занятий может подсказать педагогу, с помощью каких слов или невербальных подсказок активизировать внимание детей перед началом занятия и настроить их на внимательное слушание музыки. Педагог может сам выбрать определения доминирующего настроения на занятии, но описывать музыку, еще не начавшую звучать, не рекомендуется. Обсуждение должно проводиться по окончании занятия или перед началом следующего.
Вид занятий: рисование гуашью в процессе слушания музыки.
Цель: развитие цветомузыкального восприятия детей.
Дидактические задачи: знакомство детей с произведениями классической музыки композиторов разных эпох и стилей, формирование у детей способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета.
Методы и приемы: невербальные определения, дирижирование, рисование под музыку.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, квадраты бумаги 14х14 см, палитры, салфетки для кистей, грамзаписи.

Тема 3. Привычные гармонии, ясные чувства
Занятие 6. "Изобразительность в музыке: традиционные звучания"
Э. Григ. "Утро" из сюиты "Пер Гюнт"
Занятие 7. "Особые тембры"
П. И. Чайковский. Танец Феи Драже
Занятие 8. "В.-А. Моцарт"
В.-А. Моцарт. Симфония № 22, ч. 2.
Занятие 9. "Орган: сосредоточение, серьезность"
И.-С. Бах. Хоральная Прелюдия f-moll
Занятие 10. "Тревожная легкость - легкая тревога"
И.-С. Бах. "Шутка" из сюиты № 5
Занятие 11. "Подпрыгивания"
А. Вивальди. Времена года. Концерт 1, ч. 1
Занятие 12. "Светлая печаль без границ"
Т. Альбинони. Adagio
Тема 4. Привычные гармонии, изменчивые чувства
Занятие 13. "Таинственность"
Э. Григ. Ноктюрн
Занятие 14. "Непрерывное развитие: ни минуты на месте"
М. Равель. Болеро
Занятие 15. "Орган: Яркий свет"
И.-С. Бах. Органная месса Preludium Es-dur
Занятие 16. "Кульминация"
П. И. Чайковский. Andante из балета "Щелкунчик"
Занятие 17. "Мелодия вьется"
Н. А. Римский-Корсаков. Шехеразада
Занятие 18. "Музыка изменяется: то прячется, то ярко сияет"
Й. Брамс. Симфония № 4, ч. 2

Тема 5. Новые гармонии, новые чувства
Занятие 19. "Где мелодия?"
К. Дебюсси. Три ноктюрна "Облака"
Занятие 20. "Особые звучания"
П. Хиндемит. Соната для органа № 2, ч. 1
Занятие 21. "Дороги, просторы"
П. И. Чайковский. Симфония №1 "Зимние грезы" соль минор, ч. 1
Занятие 22. "Яркие краски"
А. Н. Скрябин. Симфония № 1, ч. 2
Занятие 23. "Необычайная музыка"
Ч. Айвз. Звуковые пути
Занятие 24. "Изобразительность в музыке: особые звучания"
М. Чюрленис. "В лесу"
Занятие 25. "Симфония"
С. С. Прокофьев. Симфония № 1, ч. 1
Блок 3. Рисуем музыкальную форму

Тема 6. Рисуем небольшие пьесы. Квадрат
Занятие 26. "Так как же рисовать музыку?"
Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с музыкальной пьесой, развитие цветомузыкального восприятия детей, обогащение представлений о способах "изображения" музыки.
Дидактические задачи: определение эмоционального содержания пьесы, способов цветовой передачи ее выразительных средств.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 5-6, карандаши простые, квадрат бумаги 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:
Л. Боккерини. Менуэт
Занятие 27. "Маленькие пьески"
Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с контрастными, образно противоположными друг другу одночастными пьесами.
Дидактические задачи: ознакомление детей со способами изображения музыкальных произведений, контрастных по характеру.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 5-6, карандаши простые, 2 квадратика 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:

  1. Ж.-Ф. Рамо. "Пение птиц" (фрагмент)

  2. Ф. Шопен. Прелюдия ми минор

    Тема 7. Рисуем небольшие пьесы. Прямоугольник
    Занятие 28. "Трехчастная форма"

Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с музыкальной пьесой трехчастной формы, развитие цветомузыкального восприятия детей, обогащение представлений о способах "изображения" музыки.
Дидактические задачи: определение эмоционального содержания частей пьесы, способов цветовой передачи выразительных средств каждой из них, ознакомление с формой АВА.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 5-6, карандаши простые, прямоугольный шаблон, поделенный на три квадрата 5х5 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:

  1. М. И. Глинка. Арагонская хота

    Тема 8. Рисуем небольшие пьесы. Сегмент
    Занятие 29. "Трехчастная форма со вступлением и заключением"

Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с музыкальной пьесой, более сложной по форме (аАВАа), развитие цветомузыкального восприятия детей, обогащение представлений о способах "изображения" музыки.
Дидактические задачи: определение эмоционального содержания пьесы, способов цветовой передачи выразительных средств каждой из частей.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 5-6, карандаши простые, шаблон в форме сегмента с тремя разделительными полосами, обозначающими более короткие вступление и заключение и три части пьесы, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:

  1. М. П. Мусоргский. Слеза

    Тема 9. Рисуем небольшие пьесы. Круг
    Занятие 30. "Форма рондо"

Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с музыкальной формой рондо (ABACADA), развитие цветомузыкального восприятия детей, обогащение представлений о способах "изображения" музыки.
Дидактические задачи: определение эмоционального содержания пьесы, способов цветовой передачи выразительных средств каждой из частей.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ ее особенностей, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 3-4, карандаши простые, шаблон в форме сегмента с тремя разделительными полосами, обозначающими более короткие вступление и заключение и три части пьесы, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:

  1. К. Сен-Санс. "Аквариум" из цикла "Карнавал животных"
    Тема 10. Рисуем сложные произведения. Триптихи
    Занятие 31. "Сонатное аллегро"

Вид занятия: рисование гуашью под музыку.
Цель: ознакомление детей с формой сонатного аллегро, совершенствование цветомузыкального восприятия детей и способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета в динамике.
Дидактические задачи: развитие способности детей рисовать быстро меняющиеся музыкальные образы, учить чувствовать моменты музыкального развития (разработку), кульминации и завершения.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ особенностей формы, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, квадраты бумаги 14х14 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:

  1. С. В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Занятие 32. "Сонатное аллегро"

Вид занятия: рисование гуашью под музыку
Цель: ознакомление детей с формой сонатного аллегро, совершенствование цветомузыкального восприятия детей и способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета в динамике.
Дидактические задачи: совершенствование способности детей рисовать быстро меняющиеся музыкальные образы, учить чувствовать моменты музыкального развития (разработку), кульминации и завершения.
Методы и приемы: беседа о музыке, анализ особенностей формы, обсуждение с детьми способов ее цветового изображения, невербальные приемы: дирижирование, танец; рисование.
Материал: гуашь (12 цветов), кисти № 8-10, карандаши простые, квадраты бумаги 14х14 см, бумага для палитры, салфетки для кистей, грамзапись.
Рекомендуемый музыкальный материал:

  1. П. И. Чайковский. Концерт № 1, ч. 1

Список использованных репродукций произведений живописи 

  1. А. Матисс. Вид Колиура. (1906)

  2. П. Боннар. Средиземное море. Триптих. (1911)

  3. И. К. Айвазовский. Утро на море. (1849)

  4. К. Моне. Регата в Аржантее. (1872)

  5. Дж. Сарджент. Акварели. (1908)

  6. И. Глазунов. Петербург Ф.М.Достоевского. (1956)

  7. В. Ван-Гог. Натюрморт с бутылками. (1884)

  8. Микеланджело Меризи де Караваджо. Смерть Марии. (XVII в.)

  9. М. Чюрленис. Весна

  10. В. Васнецов. Иллюстрации к сказкам "Хрустальная гора" (Битва Ивана со змеем)

  11. В. Васнецов. Баба яга (Похищение девочки)

  12. К. Брюллов. Последний день Помпеи

  13. З. Е. Серебрякова. Озими. (1910)

  14. В. Г. Чернецов. Вид Саратова при закате. (1860)

  15. А. Куинджи. Ночь на Днепре. (1882)

  16. В. Борисов-Мусатов. Сон божества

  17. А. Дерен. Стволы деревьев. (1912)

  18. А. Дерен. Тропинка в лесу Фонтенбло. (1912)

Список рекомендуемых музыкальных произведений 
(в скобках указано время звучания)

  1. Э. Григ. "Утро" из сюиты "Пер Гюнт" (4.47)

  2. П. И. Чайковский. Танец Феи Драже (01.36)

  3. В.-А. Моцарт. Симфония № 22, ч. 2. (03.43)

  4. И.-С. Бах. Хоральная Прелюдия f-moll (03.23)

  5. И.-С. Бах. "Шутка" из сюиты № 5 (01.14)

  6. А. Вивальди. Времена года. Концерт 1, ч. 1 (03.38)

  7. Т. Альбинони. Adagio

  8. Э. Григ. Ноктюрн (4.30)

  9. М. Равель. Болеро (14.03)

  10. И.-С. Бах. Органная месса Preludium Es-dur (09.20)

  11. П. И. Чайковский. Andante из балета "Щелкунчик" (05.23)

  12. Й. Брамс. Симфония ми минор, ч. 2 (11.36)

  13. К. Дебюсси. Три ноктюрна "Облака" (06.36)

  14. П. Хиндемит. Соната для органа № 2, ч. 1 (04.06)

  15. П. И. Чайковский. Симфония №1 "Зимние грезы" соль минор, ч. 1 (11.48)

  16. А. Н. Скрябин. Симфония № 1, ч. 2 (07.37)

  17. Ч. Айвз. Звуковые пути (2.58)

  18. М. Чюрленис. В лесу (19.06)

  19. С. С. Прокофьев. Симфония № 1, ч. 1 (06.34)