«Музыкально-игровой тренинг как технология формирования начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников». Цель тренинга: Формирование начальной социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Задачи: развивать музыкальные и актерские способности, фантазию, коммуникативные навыки, навыки самоконтроля; создавать оптимальные условия для ранней социализации дошкольников; воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия; способствовать «сглаживанию» эмоционально-волевых акцентов детского поведения (гиперактивность, агрессивность, застенчивость, повышенная тревожность).
Практическая значимость музыкально-игрового тренинга состоит в том, чтобы в доступной игровой форме способствовать, помимо решения образовательных задач области «Музыка», развитию конструктивного межличностного общения, коммуникативных навыков дошкольников. Доступность инициативы заключается в отсутствии больших финансовых затрат на ее реализацию. Необходимы следующие ресурсы: кадровый (музыкальный руководитель или другой педагог дошкольного образования), технический (музыкальный центр или mp3 CD проигрыватель, в некоторых случаях экран и ноутбук) и сконструированная соответствующая предметно-развивающая среда (музыкальный зал или другое помещение для совместной деятельности с детьми, удобное для разноплановых музыкально-игровых двигательных упражнений). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Музыкально-игровой тренинг – форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей. Он представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач. Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей. Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно-развивающую смысловую нагрузку. Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает: Коммуникативно – релаксирующие (способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения); Моторно – двигательные (развивают моторику и координацию); Музыкально – речевые (обеспечивают совершенствование речевых функций); Имитационно – моделирующие (способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами); Коммуникативно – тактильные; (способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений).
Организация и проведение музыкально-игрового тренинга условно разделяется на 5 модулей: 1. Диагностический модуль. На этом этапе происходит стартовая диагностикавоспитанников, посредством которой выявляются дети с эмоционально-волевыми акцентами (описанными выше). Диагностический инструментарий: диагностические ситуации (смотрится реакция ребенка на смоделированные ситуации); метод вербальных выборов (ответы на вопросы в индивидуальной беседе); наблюдение; проективные методики; педагогическая и психологическая диагностика (стартовая, промежуточная, конечная).
2. Модуль формирования групп. Данный этап предполагает по результатам диагностики, а так же учитывая запрос родителей и педагогов, формирование группы дошкольников. В группу входят дети, имеющие проблемы межличностного общения в возрастной группе, обусловленные неразвитостью эмоционально-волевой сферы. Оптимальное количество 10-12 человек в одной группе. Групп может быть и несколько, все зависит от результатов диагностики. Но важно, что музыкально-игровой тренинг конструируется и проводится отдельно на каждой группе. 3. Модуль конструирования. Здесь предполагается конструирование педагогом самого музыкально-игрового тренинга. Оптимально для достижения положительной динамики проводить тренинг не реже одного раза в неделю в течение 1-2 месяцев. Таким образом, если мы планируем создать программу музыкально-игрового тренинга, это предполагает конструирование и проведение 4-8 тренингов. В процессе конструирования педагог определяет, для какой возрастной группы предназначены упражнения, количество участников, оценивает степень сформированности того или иного умения, учитывает психологические и поведенческие характеристики воспитанников. Так же необходимо определить цель музыкально-игрового тренинга, его содержание и структуру (последовательность и объем упражнений). Проведение музыкально-игрового тренинга имеет 3 последовательных этапа: Организационный этап включает коммуникативно – тактильные и музыкально – речевые упражнения. Основной этап включает моторно – двигательные и имитационно – моделирующие упражнения. На заключительном этапе проводятся коммуникативно – релаксирующие упражнения. 4. Модуль проведения. Данный модуль предполагает проведение ранее сконструированного музыкально-игрового тренинга. Важно не просто провести этот тренинг как запланированное игровое мероприятие, необходимо отследить наблюдением динамику каждого, входящего в группу, ребенка и зафиксировать результат. Следующий тренинг конструируется уже в соответствии с наблюдаемыми показателями (положительной или отрицательной (такое тоже не исключено) динамикой). 5. Диагностический модуль. На этом этапе (в конце серии музыкально-игровых тренингов) происходит конечная диагностикавоспитанников, посредством которой выявляется динамика показателей в сравнении со стартовой диагностикой. Диагностическим этапом каждого, отдельно взятого, музыкально-игрового тренинга будет промежуточная диагностика методом наблюдения (музыкальный руководитель - на тренинге, воспитатели - во время межличностного общения в группе, родители - дома). Диагностический инструментарий для конечной диагностики используется тот же, что и для стартовой (см. Модуль 1). Технологическая карта музыкально - игрового тренинга «Давайте улыбнемся» в группе детей старшего дошкольного возраста. (интегрируемые образовательные области « Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Развитие речи», «Социализация») Данный тренинг входит в серию музыкально-игровых тренингов, дети между собой хорошо знакомы. Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, умения общаться. Задачи: Совершенствовать навыки исполнения простейших движений под музыку, умение перевоплощаться, стимулировать речевую и музыкальную память. Обогащать опыт игрового взаимодействия. Побуждать к трансляции полученных впечатлений и опыта другим детям в процессе совместной деятельности.
Предварительная работа: Прослушивание и подпевание несложных песен и мелодий, знакомство с нестандартными шумовыми инструментами, игра на инструментах, работа над ритмом ( прихлопы, притопы). Загадки и стихи об инструментах, животных, временах года, явлениях природы. Используемый материал: музыкально – игровые упражнения «Доброе утро», «По дорожке я иду», «По кругу мы шагаем», «Как котята. По программе Т.И.Суворовой «Весна – красна», «Оркестр», Веселая зарядка «Солнышко лучистое Количество детей: 12 человек. Используемые методы и приемы направлены на развитие коммуникативных навыков, эмоциональности, творческих способностей, самостоятельности, повышение познавательной активности. Подобранный материал позволяет поддерживать интерес детей на протяжении всего времени деятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»». - СПб.: «Детство-пресс», 2011. «ФГТ в дошкольном образовании». - М.: Творческий центр «Сфера», 2012. Л.А. Венгер «Психология развития. Словарь».- М.: «Просвещение», 2005. Журнал «Музыкальная палитра» №4 – 2006, №2, №3 – 2009, №4 – 2011, №4 – 2012. Журнал «Музыкальный руководитель» №7 – 2010. Сборник «Музыкальные игры для дошкольников». - СПб.: «Детство-пресс», 2011.
|