Развитие воображения дошкольников на занятиях рисования
материал полезен педагогам и родителям
"Развитие воображения дошкольников на занятиях рисования"
Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности. Личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов
Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие творческих способностей.
Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Воображение-это уникальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всем многообразии предметов и их качеств. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. Л.С. Выготский доказал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта, что все образы воображения основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Поэтому, воображение необходимо развивать с детства, т.к. наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для развития воображения, как отмечал Выготский - это дошкольное детство.
Творческое воображение дошкольника — это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя. Одновременно и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая младший школьный возраст.
Необходимо, чтобы уровень развития воображения, достигнутый в дошкольном детстве, становился одним из компонентов школьной готовности и одновременно условием формирования полноценной структуры учебной деятельности.
Развивая воображения с раннего детства, не только совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируется личность ребёнка.
Таким образом, проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной.
Изобразительная деятельность, в частности рисование, позволяет, на мой взгляд, решить названную проблему, т.к. рисование ребенка, как отметил Выготский, составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте. Рисование – это, прежде всего, одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Рисование помогает лучше узнать ребёнка, даёт возможность получить материал раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребёнка думать и анализировать, сочинять и воображать.
Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, мною была выбрана тема «Развитие творческого воображения дошкольников в рисовании».
Цель опыта.
Цель: способствовать развитию творческого воображения дошкольников в рисовании.
Задачи:
Развивать воображение и творческие возможности детей.
Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Побуждать ребенка экспериментировать.
Поощрять и поддерживать творческие находки.
Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
Новизна опыта.
Подбор и систематизация различных игр, пособий, литературы;
Комплексное использование дидактического материала через организацию творческой деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ ОПЫТА
Детство — это период усиленного развития, изменения и обучения — такое определение дала психолог Л. Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Детство является наиболее благоприятным для развития творчества ребенка, в том числе и творческого воображения.
Говорят: «Без воображения нет соображения».
А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.
Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л. С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и т.п.).
Л.С. .Выготский считал, что деятельность человека может быть разделена на два вида:
воспроизводящую (репродуктивную);
комбинирующую (творческую).
Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, воскрешает следы из прежних впечатлений, а комбинирующая или творческая — это такая деятельность, когда человек приставляет, что было бы, если.
Творческая деятельность психологии называется воображением или фантазией.
Лев Семенович Выготский сформулировал три закона развития творческого воображения.
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.
Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт— богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Согласно определению: Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом.Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования, и любой другой деятельности до ее начала. С воображением тесно связаны и готовность к школе, становление личности ребенка, его творчество. Воображение относят к центральному психологическому новообразованию дошкольного возраста.
Б. М. Теплов писал: «Воображение — это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества».
Таким образом, воображение тесно связано с образным мышлением, и оба этих процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно-творческой деятельности. Итак, воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый смысл. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение — не простая сумма представлений. Они изменяются, взаимодействуют с ранее образовавшимися, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы.
А.А. Мелик–Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук под художественным воображением понимается способность человека создавать выразительный образ, раскрывающий не – образное внутреннее содержание произведения. Это качество проявляется, с одной стороны, в отборе и акцентировании тех чувственных признаков явлений действительности, т.е. того реального материала, который поможет облечь в образ «сверхчувственное», эмоционально- ценностное ядро художественного замысла. С другой стороны, воображение столь же ярко проявляется в привлечении адекватных художественных средств для убедительного воплощения, складывающегося образа.
На основе вышеизложенного, эти исследователи разработали четыре уровня решения заданий (задач), характеризующих творческое воображение, в частности результат решения задания дважды изобразить один и тот же предмет, реально присутствующий на занятии, но с различной ценностной окраской, как бы увиденный человеком в разных состояниях, в разные моменты жизни, вышеназванными исследователями описаны следующим образом:
Первый уровень. Ребенок не может создать два действительно непохожих образа, передающих состояние описывающего (рисующего) человека.
Второй уровень. Ребенок передает это состояние, отношение к предмету, но не опосредованно, через выразительный образ предмета, а с помощью прямых высказываний и оценок.
Третий уровень. Ребенок создает два ярко различающихся образа, но - с помощью придуманных признаков; это не тот предмет, который он реально видит.
Четвертый, высший уровень, свидетельствующий о силе художественного воображения. Ребенок создает два разных образа предмета, может быть, даже противоположных по «эмоциональному тону», но в обоих случаях – узнаваемых, а не произвольно придуманных. То есть ребенок, настроившись на определенный лад, замечает, усиливает, вычерпывает из неисчерпаемого запаса чувственных признаков предмета именно те, которые соответствуют его замыслу.
Большое внимание уделяется исследователями выявлению условий развития творческого воображения.
Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
По мнению Т. С. Комаровой, воображение является общим психологическим процессом необходимым для развития детского художественного творчества.
Многие исследователи считают, что развитию воображения и мышления способствует накопление сенсорного опыта ребенка.
Накоплению представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно-образовательная работа, весь жизненный опыт ребенка. Уместно вспомнить, что говорил по этому поводу Л. С Выготский: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».
Было бы ошибочным думать, что воображение развивается само собой и для этого достаточно включить детей в художественную деятельность. Воображение необходимо развивать, и делать это можно разными средствами: с помощью упражнений, прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы и поговорки, сказки) и к художественно-творческой деятельности, в том числе изобразительной.
Таким образом, можно сказать, что процесс воображения имеет следующие особенности:
воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;
специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переконструирования имеющегося опыта, т.е. обеспечить ориентацию человека в вероятной среде;
воображение находиться в отношениях тесной связи и взаимосвязи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.
Поскольку сущность воображения составляют механизмы по переконструированию опыта, следовательно, необходимым условием их формирования является включение ребёнка в активные формы деятельности, прежде всего предметно – практической.
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке выделены следующие этапы развития воображения:
I этап (до 3 лет)
Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечётки, неадекватны содержанию. Ребёнок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».
IIэтап (3 года)
Происходит становление словесных форм воображения. Появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идёт детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребёнком своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становиться самостоятельным процессом.
IIIэтап (4-5 лет)
Ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребёнок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
IV этап (6-7 лет)
Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчества.
Вопросом изучения развития творческого воображения дошкольников посвящено немало педагогических исследований Н.П. Саккулина, А.М. Страунинг – развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности; Т.С. Комарова – развитие художественного творчества детей и др.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие другие.
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливался его важностью для развития личности ребенка. Формируются психические процессы: восприятие, воображение, память, внимание ребенка.
Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Изобразительная деятельность детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности. В. Н. Шацкая подчеркивала, что детское художественное творчество рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей.
Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
Таким образом Е.А. Флерина подчеркивает, что в основе творчества детей лежит именно воображение. Данный аспект подчеркивается Волковой, которая выделяет воображение как непременный компонент творческой деятельности объединения ее в одну группу с знаниями и мышлением. При этом воспитание этих сторон личности у ребенка выделяются ей, как особая задача, которая способствует развитию творчества.
Т.С. Комарова отмечает, что знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Поэтому, овладев способом изображения одного из предметов той или иной формы (круглой, прямоугольной и др.) в рисунке, лепке или аппликации и получив знания о взаимосвязи формы предмета и способа его изображения, дети свободно переносят усвоенный способ при рисовании (лепке, аппликации) на другие предметы сходной формы. Овладение способами рисования линий разного характера (сплошной, слитной, пунктирной, волнистой, тонкой, толстой и др.) позволяет ребенку использовать их при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению. Так рисуя птичку, некоторые дети могут изображать ее с раскрытым клювом и по своему замыслу передавать, как она поет. В других рисунках дети волнистой линией передают бегущий ручеек, змейку, вьющийся стебель цветка, а пунктирная линия позволяет изобразить дождик, передать перышки птицы и т.п.
Таким образом, приобретая знания и умения в изобразительной деятельности, дети получают возможность свободного творческого их применения.
Как показывает опыт и исследования Т.С. Комаровой, необходимо так планировать занятия с детьми по рисованию, чтобы изображение предметов и явлений, способы, используемые для этого, были вариативны и вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обогащался, усложнялся. Это способствует развитию творческого воображения. Усложнение изображений происходит за счет передачи все большего количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей, что позволяет сформировать у детей представление о том, что один и тот же предмет (объект) можно изображать по-разному, закрепить навыки и умения вариативного изображения. Все это способствует развитию творческого воображения.
Таким образом, создавая изображение, ребенок осмысливает качества воспроизводимого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, активно комбинирует их.
Развитие творческого воображения уделяет большое внимание развитию умения представить предмет, явление, осуществить взаимосвязь между ними в процессе замысла рисунка; умению адекватно передать замысел в соответствии с требованиями задания и достаточно аргументировано оценить результат, умению выделить наиболее характерные, выразительные особенности изображения предмета, персонажа.
Успех этого процесса зависит от понимания детьми художественного образа как в произведениях искусства, так и в собственных рисунках; умения эстетически воспринимать и оценивать предметы и явления действительности; от сформировано изобразительных навыков и умений.
Для развития творческого воображения необходимы определенные условия:
а) опыт художественных впечатлений;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной
деятельностью.
В организации не должно быть шаблона, нужно развивать активность детей, предоставлять им большую самостоятельность.
По мнению Т.С. Комаровой разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых детям для рисования. Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо кроме развития восприятия предоставлять им для выбора бумагу разного формата и ставить задачу подумать, как лучше положить лист бумаги, чтобы изображение разместилось красиво, причем такую работу нужно вести уже в младшей группе. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Считаю, что это тоже влияет на развитие творческого воображения дошкольников.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станет развиваться детское воображение.
Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике — это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это — художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен.
Выделяют следующие недостатки, влияющие на развитие творческого воображения.
Одним из существенных недостатков организации учебных занятий
по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования; небольшое число используемых детьми способов изображения. Распространено мнение (Э.Г. Пилюгина, О.Г. Тихонова), согласно которому детям не стоит показывать разнообразнуютехнику изображения, это, формализует, засушивает детское творчество. Однако, на мой взгляд, такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут выделить и воспроизвести определенные способы изображения.
Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений.
Опыт многих педагогов показывает, что нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющие представлять образы, например, сказочные), а затем творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы). Этот период – сензетивный для формирования воображения. Оно начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готов к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связанно с необходимостью что-то представить, вообразить.
Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый, необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать.
В результате анализа работ психологов и педагогов, изучавших проблему воображения, было отмечено следующее:
воображение – это отражательная функция, универсальная человеческая способность;
воображение развивается по тем же законам, по которым идёт развитие всех психических процессов;
воображение включает перекомбинирование элементов имеющегося опыта. Происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого;
воображение находится во взаимосвязи и взаимовлияющем взаимодействии со всеми психическими процессами;
воображение связано с потребностями, интересами, эмоциями и характером личности;
воображение возникает в процессе деятельности, является важным фактором деятельности, активизирует ее. В свою очередь сама деятельность способствует развитию воображения;
воображение связано с реальной действительностью;
воображение зависит от социальной среды, методики обучения и воспитания, возраста, особенности развития и индивидуальных особенностей.
Одним из эффективных способов развития творческого воображения детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА
С самого начала работы в детском саду меня интересовало художественное направление в программе.
Работая в подготовительной группе, я заметила, что в процессе изобразительной деятельности многие дети не проявляют инициативу или испытывают затруднение при изображении какого-либо объекта или явления.
Изучив детские рисунки, многие из которых мало чем отличались друг от друга, я пришла к выводу, что рисунки не отражали индивидуального отношения ребёнка к создаваемому образу.
На мои вопросы: «Представь себе такую ситуацию…», «Вообрази, что ты…», «Придумай…» многие дети затруднялись ответить или отвечали «не знаю, не могу, не получается…».
Всё это свидетельствовало о низком уровне творческого воображения детей.
Исходя из этого, сложилась необходимость проведения работы по развитию творческого воображения детей.
Свою работу по развитию творческого воображения детей я начала с определения исходного уровня развития воображения ребёнка. Для этого я использовала методику О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур», которая направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы (Приложение).
По результатам диагностики можно сказать, что в группе преобладают дети со средним и низким уровнем воображения. Поэтому необходимо провести работу по развитию творческого воображения.
Планируя работу с детьми, я опиралась на рекомендации педагогов- психологов Е.Н Журавлёвой, А.М. Страунинг, Л.Ю. Субботиной, О.М.Дьяченко, О.В Боровик.
Работа состояла из двух частей
1 часть: проводила игровые упражнения, творческие задания(«Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует»)главной целью которых было формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учила построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировала умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.
2 часть: проводилась специальная работа по развитию изобразительных навыков с помощью нетрадиционных техник рисования. Разнообразие способов рисования рождало оригинальные идеи, развивало фантазию, воображение, вызывало желание придумывать новые композиции. Дети освоили такие способы как кляксография, монотопия, рисование по-сырому. На мой взгляд, эти методы способствуют развитию воображения.
Направляла дошкольников на поиск способов создания образов и умение переносить знакомые приёмы работы в новую творческую ситуацию. Предлагала разные темы по рисованию. Дети проявляли большой интерес к рисованию. Один и тот же художественный образ передавали, используя разные выразительные средства, приёмы изображения.
Чтобы ребёнок был свободен в творчестве, я придерживалась, следующих правил:
- предоставить детям свободу выбора места, вида, содержания, предметов и технологий;
- уважение к детям и результатам их творчества;
- помощь и своевременная поддержка оказывается только индивидуально;
-создание в группе условий для самостоятельной работы по изодеятельности;
-организация в группе выставки детских работ и для её просмотра приглашение детей из других групп, родителей.
В группе были созданы условия для самостоятельной художественной деятельности детей, такие как: зоны для занятия творческой деятельности расположены так, что дети могут свободно в любой момент реализовать свой творческий замысел. В данных зонах, в свободном доступе находятся коробки с трафаретами, печатями, штампами, пробками, куски поролона, бумага нарезанная различными геометрическими формами (круги, кольца, квадраты, треугольники и т.д.). Книжки – раскраски, альбомы для художественного творчества.
Учитывая, что на формирование образа влияют художественное слово, музыка, обогатила содержание соответствующих уголков, изготовила дидактические игры, пособия, которые использовала в предварительной работе. Подготовила серии репродукций с картин художников, презентации, диски с музыкой, книги для детей об искусстве.
Я понимала, что прежде чем ребенок приступит к непосредственному изображению какого-либо объекта или явления, выражая при этом свое личное отношение к нему, у него должен сложиться его конкретный образ. Эти представления дошкольник получает из окружающей действительности в процессе наблюдения, общения, исследования. Поэтому на прогулках и совместной деятельности старалась поставить каждого ребенка в активную позицию, пробуждающую в нем исследовательское отношение к окружающему. Кроме того, использовала такие формы предварительной работы, как рассматривание репродукций картин и беседы по картинам. Много внимания уделяла тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведений изобразительного искусства, желание знакомиться с творчеством художников. Использование литературных и музыкальных произведений о природе с одновременным рассматриванием картин способствовало формированию образов в сознании детей. Они возникали благодаря таким психическим процессам, как восприятие, мышление, эмоциям, которые тесно связаны с творческим воображением.
Согласно комплексно-тематическому плану ДОУ разработано планирование по развитию у детей творческого воображения. При планировании учитывался принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
На следующий год я продолжила свою работу по развитию творческого воображения с детьми во второй младшей группе, т.к. именно с трех лет появляются первые проблески направленного воображения, те его элементы, которые необходимы для «взрослого» творчества.
Для того, чтобы успешно прошел процесс воспитания и обучения, изготовила следующие дидактические игры и пособия для упражнений: «Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Геометрические фигуры в предметах», «Волшебные превращения» и другие. (Приложение) Подобрала техники рисования, соответствующие возрасту (рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, кляксография, печатание пробкой и т.д.)
Говоря о проблеме развития творческого воображения детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что его эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателя, так и со стороны семьи. Так как именно с накопления опыта начинается детское воображение, взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем он интересуется, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний.
С родителями воспитанников были проведены специальные беседы и консультации, на которых рассказывалось о том, почему так важно развивать творческое воображение с детства, какие условия необходимо создавать в семье, какие приёмы и игры можно использовать, а также родителям рекомендовалось специальная литература по этой проблеме. Разработала анкету для родителей.
Родителям рекомендовала завести специальную папку, куда помещались бы наиболее удачные рисунки. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. А затем совместно с родителями создали альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Такая работа способствовала проявлению творческой активности родителей, интереса к развитию творческого воображения собственных детей.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными помощниками педагога, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали ощущать себя более компетентными в творческом воспитании детей. Дети начали воспринимать родителей по новому - как союзников, так как родители стараются понять чувства ребенка, его точку зрения. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о развитии творческого воображения является актуальным. Это, прежде всего, связано с социально – экономическими преобразованиями в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. Дошкольный возраст наиболее чувствительный, «сензитивный» для развития воображения. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
При планомерной, методически грамотной работе со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями можно достичь высоких результатов в развитии творческого воображения у дошкольников.