Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук на занятиях по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования

Жижина Екатерина Валерьевна Жижина Екатерина Валерьевна
DOCX
676
10

Анализ педагогического опыта

Предпросмотр

«Формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук на занятиях по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования»
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития мелкой моторики рук ребенка, а именно, движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Перед логопедами, психологами, воспитателями в ДОУ остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создание педагогами оптимальных условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, трудовая, музыкальная и др.) имеют большой потенциал в преодолении задержки психического развития у детей дошкольного возраста.
Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А также памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью.
Л.С. Выготский говорил, что задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения. Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина отмечают, что для детей с недоразвитием общей и мелкой моторики, т.е. речевым недоразвитием характерны: недостаточная устойчивость внимания; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; отставание в развитии словесно-логического мышления; недостаточная подвижность, общая психофизиологическая расторможенность.
Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме.

  • Так, у детей с афазией наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования.

  • При акустико-мнестической афазии отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, не дорисовываются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.).

  • У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию.

  • . В ряде случаев при дизартрии наблюдаются легкие двигательные расстройства (тремор пальцев рук). Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность.

В целом, у детей с различными нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию "заученных" изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур, неадекватное использование цвета (например, снеговик изображен красным цветом. Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.
Итак, поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а в конечном счете, интереса к самой изобразительной деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования. Все вышесказанное сформулировало актуальность представленной работы – анализ педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Детский сад №11» Жижиной Е. В. при формировании и совершенствовании тонкой моторики кисти и пальцев рук на занятиях по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования.
Для развития зрительно-двигательной координации, развития функций руки, совершенствования мелкой моторики кистей и пальцев рук детей в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов.
В основу занятий положены как ранее разработанные методики по изобразительной деятельности (Т.К. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Л.Т. Петрачкова), такие как:

  • Рисование пальчиками и ладошками

  • Точечное рисование

  • Монотипия

  • Граттаж

  • Оттиски фруктами

  • Пескография

  • Рисование пластилином

  • Рисование трубочками,

так и собственные авторские наработки, касающиеся нетрадиционных инструментов изображения:

Рисование по-мокрому

Рисование тканью, свернутой в трубочку

Рисование щетками

Рисование по сжатой бумаге

Оттиск целлофаном

Рисование косметическими тенями и блестками

Рисование солью

Рисование мыльными пузырями

Рисование на больших форматах

Рисование пеной для бритья


Рисование по клею ПВА

Рисование вилками

Рисование на природном материале

Закрашивание рисунков
«Спрятать мышку от кошки»


а также их сочетаний. Так, например, на одном занятии предусматривается и обрывание бумаги, и тычкование, и восковые мелки, и акварель; на другом - косметические тени, рисование по мокрой бумаге пальчиками. В итоге создается сложная композиционная работа в смешанной технике. Несомненным достоинством нетрадиционных техник рисования является универсальность использования
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?)
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот
Так, создавая изображение с помощью выдувания красок ("рисование мыльными пузырями", техника "кляксография"), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д.
Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.
При проведении занятий по изобразительной деятельности мы непременно учитываем возраст детей, требования программы. Темы занятий по рисованию нетрадиционными техниками изображения рационально связываю с разделами программы воспитания и обучения детей, ознакомлением с окружающим миром, развитием речи. Например, при прохождении тем: «Домашние животные», «Насекомые», «Рыбы» дети рисовали рыб ребром картона, бабочек техникой - монотипия, котенка – в технике граттаж.
Важной составляющей деятельностью при работе с детьми является организация работы с родителями. Проводятся консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционных техник изображения для детей и родителей, привлекаю взрослых к оснащению уголка для рисования, к оформлению выставок детских работ, и другим мероприятиям. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для стимуляции интеллектуального развития ребенка, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, через формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук на занятиях по изобразительной деятельности, не владеют нетрадиционными техниками рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам