Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Конспект мастер – класса Тема: «Социо-игровая педагогическая технология»

Страхова Екатерина Леонидовна Страхова Екатерина Леонидовна
DOCX
1252
19

Социоигровая технология –это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности. Подобное происходит, когда на занятии воспитатель использует работу малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью детей. Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Предпросмотр

Конспект мастер – класса
Тема: ««Социо-игровая педагогическая технология»
Автор мастер-класса: Страхова Екатерина Леонидовна воспитатель высшей категории
Ход мастер-класса
Вводная часть (5 мин.)
     Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер - классе по теме «Социоигровые технологии в ДОУ».
Я предлагаю поздороваться всем,
Кто пришел на мастер - класс
И поделиться хорошим настроением
Своим талантом, творчеством, умением.
Давайте скажем "Здравствуйте" руками!
Скажем "Здравствуйте" глазами!
Скажем "Здравствуйте" плечами,
Скажем "Здравствуйте" словами.
Как стало радостно кругом!
А я расскажу вам одну легенду.
"Жил мудрец на свете, который знал все. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?"
А сам думает: "Скажет - живая я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу".
Мудрец, подумав, ответил:
"Все в твоих руках". Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя любимым, красивым, нужным, а главное успешным.
У меня в коробочке бабочки разных цветов выберите себе любую бабочку.
Основная часть (20 мин.)


Из разнообразия существующих технологий я остановила свой выбор на социо-игровой технологии. По замыслу авторов Шулешко, Букатова, первая часть - социо - означает малый социум. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность.
Таким образом, социо-игровая технология - это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками.Эта технология основана на взаимодействии детей в микроколлективах с принятием игровых правил, с двигательной активностью, выполнением различного рода заданий.
Работа в малых группах является ключевой в данной технологии.

Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников
Социо-игровую технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей.
Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Социо - игровая технология стоит на нескольких «китах», на 6 самых основных правилах и условиях:
1 «КИТ»/правило: Работа проводится малыми группами 
Оптимальным, для продуктивного общения являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей.
Сам процесс деления на группы представляет собой игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, развитию умения договориться. Варианты объединения могут быть различные. Можно использовать деление по следующим условиям:

  1. Деление детей на малые группы по их желанию, сходству,

например,

  • по цвету волос, глаз, одежды;

  • чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

  1. Деление на подгруппы по предметам,

например,

  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;




2 «КИТ»/ правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды), которого выбирают сами дети (голосованием, по считалочке и проч.). Каждый раз, когда меняется состав группы, - меняется и лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3 «КИТ»/ правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.


4 «КИТ»/ правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.


5 «КИТ»/ правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 «КИТ»/ правило: ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца»: В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то, глядишь, с десяток наловишь. Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание, и память, развивается речевое взаимодействие, формируется позитивное отношение самому себе, к сверстникам


Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности и авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игры-задания для рабочего настроя.

Начало занятия должно стать определенным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и другие.


Для педагогов:

  1. Приветствие «Я рада тебя видеть» + «Комплимент».


  1. Игра «Встань по пальцам».

Цель: развивает слаженные, скоординированные отношения в коллективе.
Инструкция: Встают около стульев и остаются стоять столько детей, сколько я покажу пальцев. Я отвернусь и покажу пальцы, сосчитаю до трех. Со словом «Замри!» я поворачиваюсь.  Игра проводится несколько раз. Самые сложные задания 1, 10 пальцев. Участники должны суметь молча договориться, кто останется стоять, а кто сядет.
Комментарий: В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть.

  • Игры-разминки (разрядки).

Разрядка снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, смешного, несерьезного выигрыша. Используемые игры: «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение», «Слухачи» и др. 
Для педагогов:
Игра  «Я рисую»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
- Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.
Возможные фигуры: треугольник; ромб; круг; квадрат; угол; буква; птичий косяк;
Обсуждение:
- Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность?
- Что помогло при его выполнении?

  • Игры социо-игрового приобщения к делу.

Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.
Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу. («Эхо», «Знаки препинания», «Так и не так», «Превращение предмета», «Фраза с заданными словами», «Живая буква», и т. д.)  
Для педагогов:
1.«Радио».
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику. Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.
2.«Слова на одну букву (звук)»
Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.


  • Игры творческого самоутверждения.

При и выполнении игр учитывается художественно-исполнительский результат действия. Этому способствуют игры «Стихи по ролям», «Тело в деле», «Собрать диалог» и другие.
В этой группе игр для активизации общения детей, их инициативных высказываний, можно использовать такую форму работы. как моделирование игровых проблемных ситуаций.
Для педагогов:
1. Проигрывание ситуаций (в тех же парах).
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?
- У тебя потерялась игрушка в д/с как ты поступишь?
2.«Передай эмоции»
1 вариант – передать эмоции движением рук.
2 вариант – передать эмоции мимикой.
Игры вольные.
В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи - вороны» и др.
Для педагогов:
«Люблю – не люблю»
Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Рефлексия.  Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов вопросы - помещают их в шапку, потом вытягивают кому какая достанется. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия. 
Вопросы могут быть самые разнообразные. Например,

  1. Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?

  2. Что было сложным?

  3. Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?

  4.  Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?

  5. Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?

III. Заключительная часть.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).
Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.


6