Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Сборник "Казачьи сказки"

Березовская Татьяна Николаевна Березовская Татьяна Николаевна
DOCX
1484
88

В казачьем фольклоре особое место занимает сказка, как элемент духовно-нравственного, исторического и патриотического воспитания детей. В сказке изображаются вымышленные события и лица, но многие герои точно передают типологические черты казачьего характера. Сказка тесно связана с фольклорно-мифологическими корнями этнического самосознания.

Предпросмотр


Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Северяночка»




Picture 4





Автор: воспитатель Березовская Т.Н.


гп. Приобье


Содержание
1. Казак и лиса………………………………………………………………………….3
2. Папаха………………………………………………………………………………..4
3. Курень………………………………………………………………………………..5
4. Прутик……………………………………………………………………..................6
5. Казак и солнце……………………………………………………………………….7
6. Казак и птицы………………………………………………………………………..8
7. Козёл и баран………………………………………………………………………...9
8. Непутёвая собака…………………………………………………………………...10
9. Коза и кума лиса……………………………………………………………………11
10. Репка………………………………………………………………………………..12
11. Рябая баба и чертёнок……………………………………………………………...13
12. Докучные сказки…………………………………………………………………...15












«Казак и лиса»
Бежит по дороге лиса. От кургана к кургану, из куста в кусточек. Хвост к земле, нюхает поживу. Побежит, побежит – сядет, оглянется по сторонам – и снова вперед.
Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак сидит, сапоги тачает.
Увидала его лиса – шасть под кочку. Притаилась, а глаза во дворе. За плетнем куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают. Облизнулась лиса, язык за щеку – и захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала:
– Бог помощь, добрый человек.
– Куда путь держишь? – спрашивает казак,
– Иду издалека. Да со шляха, вишь, сбилась. Обходить силы нет, отвори воротца, пройду напрямик к околице.
Поверил казак лисе, отложил ворота:
– Проходи, да поаккуратнее, птицу не всполоши.
– До птицы ли мне? Еле ноги волоку. – сказала лиса и поплелась, вот-вот упадет.
А казак опять за свое дело – что время терять? Кольнул шилом раз, другой – слышит, переполох птичий. «Что такое? – думает. – Кто потревожил птицу?»
Подскочил к воротам, видит: через гумно наметом лиса бежит с петухом в зубах.
– Ах ты, каналья, обманщица окаянная! А лиса казаку:
– Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще – готовь курочку:
Расхвасталась лиса, обо всем забыла.
– Я те вязы скручу! – крикнул казак. И собаку на нее. – От моей собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.
Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Круть - верть – не уйти, цепко держит за кабаржину собака. Тут и хитростям лисы конец, а мне – бражки корец.
Казачьи слова: ТАЧАТЬ — устар. термин в сапожном и портновском деле: шить сквозной строчкой (Т. сапоги, Т. одежду). Отсюда стачать, притачать, обтачать детали и т. д; КАНАЛЬЯ - свора собак, позже значение трансформировалось в ругательство. Оно стало синонимом сброда, негодяев, плутов, подлецов и мошенников; КАБАРЖИНА - острый хребет у худого скота.






«Папаха»
Жила – была молодая казачка. Красивая – залюбуешься. Родители у неё давно умерли – сироткой осталась.
Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.
Проснулась казачка как-то ранним утром и решила стирку растеять. Собрала бельё и на речку отправилась. А там прохладно, тишина. Солнышко подниматься начало, залюбовалась девушка, вдруг слышит: «Ква-ква, глянь, красавица, по реке папаха плывёт». Удивилась она, что лягушка разговаривает по-человечьи. Стала искать её, а той и след уж простыл.
Посмотрела, а по реке и впрямь папаха плывёт, наклонилась, а та ей в руки, словно живая. Как только девица папаху-то в руки взяла, сразу почувствовала, будто та зовёт её куда-то. Подумала-подумала, да и пошла. День идёт, второй, третий, уже черики истоптала, парочка на солнце выгорела, запон весь истрепался.
Вдруг видит: конь вороной стоит, а рядом казак недвижим лежит. Принесла девица воды, омыла казаку раны, перевязала. Открыл глаза удалой храбрец и зажмурился от красоты такой.
И женился на своей спасительнице. Они и сейчас счастливо живут, пампушки жуют, вам привет передают.
Казачьи слова: ГРУБКА – печка; ЧЕРИКИ – невысокая кожаная обувь (тапки); ПАРОЧКА – юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН – фартук.








«Курень»
Было время, когда казаки жили бессемейно, потому что некогда им было семьёй обзаводиться, надо было границы родины беречь, от супостатов охранять. А потом перемирие выпало, присмирели враги.
Пришёл казак, сел на бережок Дона-батюшки и стал думу о дальнейшем житье-бытье думать. Надо бы жёнкой обзавестись, да привести некуда, как дом построить? Вдруг ему на руку камешек с неба упал. Поднял казак голову и видит: ласточка-касатка кружит, знак какой-то подаёт. На второй день уронила комочек глины, на третий – камышинку, а на четвёртый – деревянную палочку.
Догадался казак, о чём ему птаха сказать хотела, и принялся за дело. Низы дома сделал каменные, чтоб вода не заливала, верхи - из глины, чтоб семья не замерзала, крышу - камышовую, чтоб дождь не мочил, окна, двери, украшения- деревянные, чтоб душа, глядя на красоту, радовалась.
И назвал свой дом куренём, что означает «круглый», потому как все комнаты по кругу обойти можно.
Поехал казак по белу свету супружницу себе искать. И нашел. Красавица чудная: брови-стрелы, глаза-изумруды, губы - ягода спелая. Привёз на родину. И зажили они ладно да мирно: казак в поле хлеб растит, на охоту и рыбалку ходит, в
кузнице молотком стучит, из лозы корзины плетет; ладушка его по дому хозяйничает: стряпает, рукодельничает, чистоту блюдёт да детушек малых растит.
Так и сейчас живут да вам того же желают.
Казачьи слова: СУПРУЖНИЦА, ЛАДУШКА – жена.










«Прутик»
Жили-были в давние времена в наших краях казачьих дедуня с бабуней.
Жизнь пролетела, работы переделано – на несколько жизней хватило бы, курень – полная чаша, а вот деток Бог не дал. А казак мастер был на все руки, а особенно хорошо лозу плёл. И вот однажды вечерком засиделся старик за работой, а утром суружница его глаза открыла и ахнула: посреди стола в зале плетёный мальчишка стоит. Ну точь-в-точь как живой.
Вдруг глазками заморгал, в ладоши захлопал, ножкой топнул и прыг на пол. «Здорово ночевали, батяня и маманя!» - говорит. Старуха в слёзы от радости, а казак повё л мальца во двор: хозяйство показывать да со станичниками знакомить. И назвали мальчишку Прутиком. Что ни день, новому чему-нибудь научится. Скоро уже мог и подкову выковать, и седло сделать, и глечиков накрутить, и сапоги отцу справить. А с лозой так ближе всего сошёлся: такие вещи стал плести, что со всей округи народ посмотреть приходил.
И вот однажды собрались казаки на ярмарку. Взяли и мальца с собой, пусть свои поделки продаёт: и людям в радость, и семейству прибыток. Шумит ярмарка, заливается смехом и говором казачьим, звуками гармошки. Торгует Прутик своими вещицами, уж дело к концу подходит. Понравилась его работа одному купцу заморскому. Стоял, любовался, нахваливал-нахваливал да стал Прутика к себе сманивать. А казачонок ни в какую. Тогда купец мальчишку в мешок, мешок на коня и был таков. Примчался к реке, сел в свою лодку и отплыл в дальние дали. Долго ли, коротко ли носило их по волнам, прибыли в земли чужбинные. Купец для Прутика самую гибкую лозу приготовил, опытных работников дал, инструмент хороший.
Да не идёт дело, загрустил малец по дому, по родимой сторонушке, всё из рук валится. И задумал Прутик бежать из неволи. Выбрал ночку потемнее, взял коня побыстрее, выехал за ворота и только его и видели. Только учуяли псы охранные цокот копыт, лай подняли. Снарядил купец погоню. Слышит казачонок: догоняют его. Вытащил из-за пазухи платочек голубой, матушкой расшитый, бросил – разлилась река глубокая, как Дон-батюшка. Пока слуги купца искали на чём переправиться, Прутика уже и след простыл.
Вот и курень родной. Родители от горя-печали уж все слёзы повыплакали. Как увидали сыночка родного, обрадовались, и началось у них веселье. Жизнь с тех пор жизнь наладилась, и всё пошло своим чередом.
Казачьи слова: ДЕДУНЯ, БАБУНЯ – дедушка и бабушка, БАТЯНЯ, МАМАНЯ – отец и мать, СУПРУЖНИЦА – жена, ГЛЕЧИК – глиняный сосуд.





«Казак и солнце»
Случилось как-то в Кубанской области, что стояла большая жара. Солнце пекло так, что не было от него бедным станичникам спасу.
Одному казаку очень не нравилось, что солнце все печет да печет, тогда как другие казаки относились к этой жаре как к неотъемлемой части непредсказуемой кубанской природы.
Однажды казак так разозлился, что не было у него никакого терпения.
Вот зарядил он свое ружье, залез на крышу своего дома, прицелился прямо в солнце и выстрелил. Пуля до цели не долетела, но солнце все равно прогневалось на казака и говорит: — Теперь я тебя проучу, нетерпеливый и злой казак. И после этого взяло солнце самую грозную тучу и повесило ее прямо над двором этого казака. И пошел в его дворе дождь, и не видно стало яркого неба, и теплого солнца.
Станичники глядят и удивляются—везде солнце и жара, а в одном дворе тень и гроза. Никогда такого не видели.
А казаку в первый день такой ливень понравился. Вышел он на крыльцо и говорит: — Испугалось солнце меня. Будет знать в следующий раз, как честных казаков шмалить своим жаром.
Но прошел день, другой, третий. Затем неделя, другая, а туча как висела над двором казака, так и висит. И как лил дождь из нее, так и льет. По всему двору казака глубокие лужи стоят, урожай на корню гибнуть стал.
А на сороковой день грозы в доме крыша стала протекать, а постройки размыло, и они стали потихоньку рушиться. И все птицы, и животные, которые были у казака в хозяйстве, разбежались от него, и деревья поломались и повалились, а некоторые погорели от молнии.
А затем и дом начал проседать, и стена треснула. Воды было и во дворе, и в доме высотою в косую сажень. Горевал-горевал казак, да и решил влезть на крышу и просить у солнца прощения. Три дня он сидел на крыше и каялся перед солнцем за то, что так плохо поступил, за свою злобу и нетерпение.
Улыбнулось солнце, жалко ему стало бедного казака. И простило его. Убрало тучу с неба и озарило его двор своим сиянием. И занялся казак восстановлением своего жилища и хозяйства. И помогали ему в этом деле все станичники.
С тех пор стал он уважительно относиться ко всем явлениям природы и терпеливо переносить все ненастья, зной, дождь и морозы. И счастье после этого никогда не покидало казака.





«Казак и птицы»
Давным-давно в одной из станиц Кубанской области жил казак по имени Сашко. И так как война с турками в то время прекратилась, Сашко аккуратно сложил казацкое обмундирование в шкаф, ружье и шашку поставил в угол и занялся земледелием.
Он пахал землю и сеял зерно, собирал урожай и молол муку, выпекал душистый хлеб и варил крепкую кубанскую горилку. Сашко достаточно преуспел в этом деле и прославился на всю свою станицу соседние поселения. Со всей округи съезжались казаки к его дому за мягким хлебом и крепкой горилкой.
Но случилось однажды у казака большое несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Вспыхнул в той станице пожар, и погорели почти все деревянные постройки в казачьих дворах и лишь глиняные хаты да сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти. И набралось у него зерна всего мешок.
Прошла осень и наступила зима. И стужа стояла такая, какой в Кубанской области казаки еще не видели. Даже река Кубань – быстрая и бурлящая – покрылась льдом от берега до берега, чего никогда не бывало. Надел Сашко тулуп из овчины и вышел во двор поглядеть, что там делается. Набил люльку табаком, закурил и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают. Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться. А птица, когда не голодная, ей и тепло и не замерзнет в лютый мороз.
С этого дня стал казак каждый день в кормушки для птиц по две жмени зерна сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался с хлеба на квас.
Так и прошла зима, и в последний ее день высыпал Сашко птицам последнюю пшеницу из своего мешка и только сейчас заметил, что весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился, курит люльку и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.
И вот пришла пора посевной. Сидит Сашко в хате, слышит – шум, гам да удивление соседей на улице. “Что такое?” – думает, и вышел во двор. Глядит, а над его землей стая разных птиц кружится. Среди них и голуби, и скворцы, и воробьи, и множество других птиц, и каждая делом занята – бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань и так много раз. Казаки со всей станицы собрались, смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.
А Сашко в тот год зерна собрал немерено, даже пришлось новый амбар построить. И стал после этого он жить в постоянном достатке, а затем взял в жены самую красивую девушку в Кубанской области и родилось у них много казачат. И были они счастливы до конца.




«Козёл и баран»
Давным -давно жил да был в одной кубанской станице казак. Было у этого казака большое хозяйство. И были в этом хозяйстве, среди прочих животных, козел и баран. Покормил хозяин свою живность, насыпал всем корма и ушел. Чтобы все животные были сыты. Съел козел свой корм и глядит на барана, как тот отправляет еду себе в желудок. Затем разбегается и как даст своими рогами барану в бок. Тот отскакивает и говорит козлу: - Ты что это, козел, совсем очумел? Зачем меня бодаешь? 
- По-моему, ты сильно много ешь, отвечает козел, - отойди, а то я тебя еще раз бодну. Баран отошел, а козел стал доедать его корм. «Ну, нет».
- Думает баран, разгоняется и как боднет козла. Козел отскакивает в сторону и кричит: - Ах ты так, ну держись!  И побежал на барана, чтобы забодать его. А баран уже приготовился к атаке, наставив свои рога на козла. Так и началась у козла с бараном драка. Бились они, бодали друг друга так, что только шерсть во все стороны разлеталась. Через время устали и немного успокоились. 
Вдруг смотрят, проходит мимо овечка, увидала корм, за который они дрались, и хотела полакомиться им. 
- А, так вот кто во всем виноват,- говорит баран, показывая козлу на овечку. 
- Да она хочет всю нашу еду съесть,- отвечает козел, - а мы из-за нее чуть не забили друг друга. Надо эту овцу проучить. И бросились они на овечку и вдвоем забодали ее со всех сторон, так, что та еле ноги унесла. 
Подошли козел с бараном к еде, разделили ее и съели. А затем пошли вместе по всему двору. Глядят, а невдалеке бедная овечка снова что-то кушает. Разгоняются они и снова забодали ее со всех сторон. Та убежала, а они разделили еду и отправили в свои животы. 
Вот так они и жили в казачьем хозяйстве. И если не могли поделить между собой еду, то начинали драться и бодать друг друга до тех пор, пока не увидят бедную овечку. А однажды к казаку в гости пришло много станичников, так как был у него большой праздник. Взял хозяин сначала барана и зарезал его на шашлык. Затем зарезал и козла, чтобы все его гости могли отведать жаркого. Все станичники были довольны. А овцу хозяин не стал трогать до определенного времени, но перевел ее в отдельный двор, чтоб не лазила где попало, а довольствовалась тем, что ей дают. 
А в скотном дворе наступил с тех пор мир и порядок. Тут и сказке конец.





«Непутёвая собака»
  Жил да был в одной кубанской казачьей станице очень добрый казак. И было у того казака славное хозяйство: быки, лошади, кролики, птицы и прочие животные. И была у него еще породистая собака. Собака эта была английской породы, и чтобы она была здоровой и красивой, кормить ее нужно было один раз в день.
Хозяин растил ее еще с того времени, когда она была щенком, правильно кормил и оберегал ее. Собака росла красивой, здоровой, но было у нее мало ума. Как ни пытался казак учить ее, она все равно выделывала иногда такие штуки, которые были ему неприятны. Но каждый раз он прощал ее и снова ухаживал за ней. 
А у казака был сосед. Очень злой, вредный и льстивый кацап. Он не так давно поселился рядом с казаком и постоянно строил ему всякие козни. Вредил казаку. 
И вот однажды кацап соседу говорит: 
- Слушай, друг, отдай мне свою собаку. Зачем она тебе нужна? 
- Как это - зачем? - Удивился казак. – Я ее люблю и хочу, чтоб она стала мне настоящим другом. Никому я собаку не отдам. - Ну, хорошо,- говорит злой кацап,- тогда я сделаю так, что она сама ко мне прибежит. Казак ничего ему не ответил. На том и разошлись. 
А так как у соседей между дворами была общая ограда, кацап и начал каждый день подкармливать собаку казака. Что сам ест, то и собаке кидает. Самые вкусные кусочки ей дает. Бегала она к кацапу полакомиться, бегала и через некоторое время перебежала к нему совсем. Опечалился казак, сидит и думает: "Чем же я своей собаке не подошел? Что не так сделал?”. А собака живет у кацапа и радуется. Новый хозяин ей все позволяет, кормит несколько раз в день самой вкусной едой и разрешает вволю гулять с другими псами. Поначалу так оно и было.
А спустя время привязал ее кацап к тяжелой цепи и не отпускал. А кормить стал, чем попало, лишь бы не сдохла. Долго ли, коротко ли, но завыла собака от такой жизни. Она сделалась злой, противной и некрасивой. А по ночам издавала страшный вой. Казак слышал и видел это, но ничего не мог поделать. Его собака сама сделала выбор… 
А однажды выходит он из хаты, глядит, а у крыльца его собака сидит. Увидела старого хозяина, легла к его ногам и скулит, а из глаз слезы катятся. 
Посмотрел на нее казак, помолчал с минуту и все простил. Стал снова заботиться о ней и кормить, как следует. И собака постепенно стала здоровой и красивой. И стала она хозяину настоящим другом.





«Коза и кума лиса»
Вот, значит, паслась в лесу коза, паслась она целый день. Наелась коза сочной травы, а напиться воды негде. В это время бежит кума-лиса, видит козу – и до ней:
– Здравствуй, коза, – гутарит лиса.
– Здравствуй, кумушка. Куда ты побегла? – коза-то спрашивает лису.
Вот, значит, паслась в лесу коза, паслась она целый день. Наелась коза сочной травы, а напиться воды негде. В это время бежит кума-лиса, видит козу – и до ней:
– Здравствуй, коза, – гутарит лиса.
– Здравствуй, кумушка. Куда ты побегла? – коза-то спрашивает лису.
– Я тебе, козушка, могла бы советом угодить, да боюсь – не поверишь ты, мне, скажешь, корысть я имею, да еще и отругаешь.
– Что это ты, Кумушка, такую напраслину гутаришь про меня? За добрый совет разе можно ругать?
– Я, козушка, свеженинки поела, у меня в роте соку много, мне вода не надобна. А жалеючи тебя скажу: прянем в копонь, напьемся, вылезем и пойдем по лесу, будем гутарить друг с дружкой. Давно мне не доводилось с вашей сестрой гутарить.
– Ну чего же, лисушка, давай, да и прянем. Уговорились они и прянули в копонь. Напились. Лиса-то больше козы пила. Напились они, а вылезти не могут. Лиса поглядела вверх из копоня, примерила глазом расстояние и гутарит:
– Моя козочка, будь у тебя умная головушка, ты бы вздумала, что и я вздумала!
– А чегой-то ты, кумушка, вздумала? – спрашивает коза.
– А вот чего: встань на задние ноги, подыми передние вверх, обопрись о сруб, а я по тебе выйду, сяду сверху и тебя за рога буду рятовать наверх.
Стала коза на задние ноги, подняла голову вверх, а лиса и вылезла из копоня и побегла. Стоит так-то коза и ждет. Ждала она, ждала и закричала:
– Мэ-мэ-мэ! На ту пору медведь шел. Идет он и слышит: где-то коза кричит. Поглядел кругом, увидел копонь. Коза в это время кричать стала. Подошел до копоня, глядит в него – а там Коза. Он ее спрашивает:
– Чего это ты, коза, в копоне делаешь?
– Воду пила,- отвечает коза,- а вылезти не могу, пособи мне, куманек, а то я намокла вся.
– А зачем прыгнула, раз не можешь вытить из копоня?
– Лиса меня уговорила. Сказала, что свеженинкой ты ее угостил, пить ей не охота, а мне хотелось, вот она и совет дала прыгнуть в копонь. Напилась она, сказала: «Выйду из копоня, коза, тебя буду рятовать».
Жалко стало медведю глупую козу, он ее рятовать стал. Поднял козу из копоня мeдведь и гутарит:
– Ну, иди домонь, хозяин тебя ждет. А я пойду, коза, ту лису искать: она у меня покушала мясо. Коза пошла домонь, а медведь побег лису искать. Обсохла коза и есть ей захотелось. Смеркаться стало. Коза домонь не пошла, завернула к лесу и думает: «Поем еще травки и домонь пойду. Старик подождет, делать ему нечего».
Подумала и к лесу идет, а в это время бирюк ей навстречу. Увидал он козу и съел ее, глупую.


«Репка»
Случилось как-то казаку ехать селом. Подъезжает к барскому дому, а на крыльцо в ту нору вышел барин. Увидал казака, подбоченился, да и орет во всю глотку:
– Ты что за человек будешь, может быть, коновал, фельдшер, лекарь, а может быть, аптекарь? Казак помахивает плетью и на барина поглядывает.
– А что хочешь – я и коновал, и фельдшер, и лекарь, и сам себе аптекарь!
– Ну, если так, то вылечи мою собачку!
– Это можно. Казак с коня слез, и барин повел его в свои хоромы. Входят, а на ковре лежит пес большущий, жирный, ленивый от сытости. Хвостом по полу бьет. Казак поглядел на него и спрашивает:
– А чем же он болен? Барин и пошел расписывать. Столько у своего пса насчитал болезней, что казаку их все и не запомнить. Главная же беда, что ничего даже с барином из одной тарелки жрать не хочет. Казак головой покачал, губами почмокал. Барин просит его:
– Сто рублей не пожалею, только вылечи. Казак в уме прикинул – хорошо бы получить такие деньги. Подумал и говорит:
– Так и быть, твою собачку вылечу, но только с тем уговором, что бы я ни сказал, всё, по-моему, делать. Барин согласен на всё, перечить не смеет. И казак тут за леку взялся. Первым делом распорядился приковать барского пса на цепь. Караул поставил. Никого, даже самого барина, не велел к нему подпускать. Прошёл день, другой, третий. Казак и завалящей корочки не даёт псу. Тот вой на всё село поднял. Барин к нему, а караул близко не подпускает. Ещё прошло три дня. Барский пес отощал так, что выть уже не может. Тут к барину пришел казак, спрашивает:
– Скажи-ка, хозяин, какая у твоей собачки хворь была?
– Вкус потеряла она к хорошей пище.
– Значит, тогда я ее вылечил. Пойдем, сам поглядишь. Пришли, глядят. Пес сидит, шерсть вся на нем дыбом, ребра – хоть считай, барину стало чуть не до слез жаль свою собачку, казак же говорит:
– Скажи, чтобы принесли репы. Барин распорядился. Слуги да лакеи рады стараться: целый мешок верхом приволокли. Казак одну репку взял, псу бросил. Тот поймал ее на лету и тут же сожрал. Казак барина толкает в бок локтем.
– Видишь, жрет сырую репу, значит вылечил. Барин не стал перечить, побоялся, как бы казак его собачку совсем не уморил. Отдал сто рублей. А казак спрятал денежки, собрался быстренько, сел на коня и барину крикнул на прощание:
– Знаешь, что, когда ты сам потеряешь вкус к хорошей пище, то меня с Тихого Дона покличь, уж я, так и быть, к тебе приеду, и ты будешь не хуже своей собачки жрать сырую репу.




«Рябая баба и чертёнок»
У казака была жена – баба страховитая, рябая. Это бы пустяк, а вот то горе, что оказалась она злющей-презлющей. Не человек, а настоящее зелье. Житья казаку от нее не стало. Вконец измучился и решил сбыть ее куда-нибудь. Уговорил поехать по ягоды. Приехали они в лес, баба начала по кустам шарить. Собирает ягодку ежевику, а сама ругает мужа. Казак терпит, молчит. А когда она к самому краю бездонной пропасти подошла, казак поскорее столкнул ее туда. Домой из леса приехал рад-радешенек. Теперь его некому ни ругать, ни бранить, да и по спине никто не съездит железной кочергой.
Прошла неделя, другая – казак про жену вспомнил. Без нее плохо, некому испечь хлебов, щей сварить. Везде по хозяйству одни убытки да ущерб. Почесал он затылок, да и поехал к бездонной пропасти. Приехал, камень привязал к длинной веревке и начал полегоньку спускать ее в пропасть. Спускал, спускал и слышит, камень обо что-то ударился. К себе казак потянул – тяжело. Думает – значит, уцепилась моя баба. Вытащу. Тянул веревку, тянул, глядит – на камне чертенок маленький, горбатый. Казак хотел его назад в пропасть сбросить. Но чертенок взмолился, начал просить:
– Не бросай, казачок, меня, век служить тебе буду, а в пропасти мне верная погибель. Там объявилась у нас рябая баба, старые черти все разбежались от нее, а я никак не могу из пропасти выскочить – и, видишь, мне она обгрызла нос и уши. Пожалел казак чертенка, вытащил.
Стали вдвоем жить они, вместе нужду терпеть. Чертенок на казака и его жизнь поглядел, да и говорит:
– Эдак не пойдет дело, от бедности мы с тобой того и гляди зачахнем. Давай вот что сделаем: пойду-ка я по домам богатых казаков, начну у них по ночам кричать дурным голосом, по-собачьи, по-кошачьи царапать, скресть ногтями. Не дам житья, а ты объявишься знахарем, будешь нечистого духа – меня – выгонять. Вот тогда-то заживем без хлопот и заботы, как сыр в масле будем кататься.
Так и сделали. Скоро прослыл казак мастером своего дела. Стала им не жизнь – сплошная масленица, пить, есть что хочешь.
Вскоре из Петербурга в свое родовое поместье прикатил генерал. Чертенок к нему. Не дает покоя: то воет по-собачьи, то по-кошачьи ревет, а потом примется когтями драть, да так, что по спине у генерала мурашки пойдут. Что генерал ни делал, – не помогает. Тогда позвал нашего казачка, просит:
– Выгони беса, не пожалею, отдам тебе бочонок с золотом.
Казак наш сразу за дело, – походил по дому, пошептал, поплевал по углам, и бес сгинул.
Генерал не знал, как благодарить казака. Бочонок с золотом отдал ему и обещал никогда не оставлять своей милостью. Домой казак к себе пришел, только переступил через порог, а чертенок из мышиной норы выскочил. Пищит:
– Знай, казак, теперь с тобою я за все расплатился, вышел срок моей службы. Сейчас я пойду к царю, в его дворец, буду себя тешить. Запомни, если звать тебя к нему будут, – не ходи, съем. Сказал чертенок и пропал.
Прошло два года. Генерал укатил в Петербург. И видит, в царском дворце суматоха, житья нет царю от чертенка.


Генерал и посоветовал за нашим казачком послать. Царь снарядил тут же гонцов. Явились они в станицу и с собою зовут казачка в Петербург, чтобы выгнал беса из царского дворца. А казак уперся и ни в какую ехать не хочет. Так гонцы к царю ни с чем вернулись. Чертенок же так его допек, что он и слушать их не захотел. Затопал ногами и погнал назад за знахарем. Приказал на глаза без него не являться. Гонцы к казаку опять, силою взяли и к царю. Ввели во дворец его, а чертенок уже сидит в уголке, глаза огнем горят, грозит:
– Ты зачем, казак, приехал, что тебе я говорил, – съем.
А казаку все равно было от царского гнева или от дьявольских когтей пропадать, осмелел:
– Знаешь, я не тебя приехал выгонять, а только сказать, что моя жена, рябая баба, вылезла из пропасти, за мной гонится, вот-вот явится сюда, тогда что мы с тобой будем делать? Больше чертенок не захотел слушать казака, поскорее в печь нырнул, а оттуда в трубу, только его и видели.
Правда, после прошел слух, что он перебрался через Черное море к турецкому султану во дворец – и теперь там на разные голоса по ночам орет, на потолке скребет когтями, знает, что уж тут рябая баба его ни за что не сыщет.












«Докучные сказки»
Докучная (докучливая) сказка - коротенький рассказ, без большого смысла, которого конец переходит опять в начало, и повторяется одно и то же. Докучной сказкой дразнят ребят, которые сами докучают просьбами сказать им сказку.
- Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи! - Хорошо!
Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..
---
- Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? - и т. д.
---
Жил был царь Тофута - и сказка вся тута.
---
Ты скажи, я скажи - не сказать ли тебе про белого бычка? Да скажи!
---
Жил бы журавль с журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?
---
Был себе человек Яшка (Сашка), на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка - хороша ли моя сказка?
---
- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся? - Расскажи. - Вот она и вся.
---


Мы с тобой шли? - Шли!
- Сапог нашли?- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли.
---
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..
---
Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
---
Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело...
---
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,


Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали —
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь — удивился,
Со страху спать повалился...
Когда он проснётся —
Тогда и сказка дальше поведётся!
---
Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…
 
 
Picture 4