Публикации воспитателей детских садов
О проекте

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ КОЛЛАЖА

Кирильчук Татьяна Ионасовна Кирильчук Татьяна Ионасовна
DOCX
109
4

В статье рассмотрены теоретико-методические аспекты осуществления художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта специфика и техника «коллаж» как средства художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предпросмотр

8

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ КОЛЛАЖА
Кирильчук Т. И.
Постановкапроблемы.Исследование и анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, материалов и публикаций в педагогической и периодической печати, изучение педагогического и опыта работы с коллажем. Эмпирические методы связаны с анкетированием, целенаправленным наблюдением, индивидуальными и групповыми беседами с детьми старшего дошкольного возраста, пробными выборочными исследованиями. Частные эмпирические методы дополняются общими методами этого уровня: опытно-поисковой работой, включающей организацию констатирующего этапа по определению начального уровня художественно-эстетической культуры.
Анализлитературы.Внастоящеевремявпедагогическойлитературе накоплен проблемы формирования художественно-эстетической культуры нашли отражение в работах Ю.Б.Борева, М.А.Верба, С.А.Герасимова, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачева богатый исследовательскийматериал,обращенныйкпроцесса в образовательныхорганизациях
Цельстатьи – раскрыть цели и задачи эстетического развития детей дошкольного возраста посредством коллажа.
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития старших дошкольников определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы становления художественно-эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника
Развитие теории и практики художественно-эстетического развития, цели, содержание и формы художественно-эстетического развития тесно связаны и зависят от доминирующих нравственных, эстетических представлений, от этнических особенностей, культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий. Значимость эмоционально-образных воздействий и переживаний для формирования человека была замечена, вероятно, ещё в первобытном обществе, когда в освоении мира преобладало чувственное постижение. Оно вместе со специфическим магическим объяснением действительности становилось основой и для создания художественных образов предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действиях.
Накопление и обобщение теоретических представлений о природе эстетического в искусстве и в действительности, о его влиянии на развитие человека привели в середине XVIII в. к выделению эстетики как самостоятельной отрасли науки (название дано немецким философом Баумгартеном). Развитие искусствознания в Европе позволило глубоко раскрыть природу искусства и выявить особенности эстетической культуры человека. Немецкий историк искусства И.Г. Винкельман одним из первых показал, что изучение искусства может быть главным средством воспитания хорошего вкуса и нравственного поведения. Г.Э. Лессинг раскрыл познавательно-воспитательные возможности театра, поэзии, скульптуры, их значение для становления личности гражданина («Гамбургская драматургия», «Лаокоон»). Значение искусства в становлении национальных культур осмыслил И.Г. Гердер. Рассматривая искусство как произвольную «игру» сущностных сил человека, И. Кант сформулировал принцип автономности искусства и эстетического, обосновал природу эстетического суждения («суждения вкуса»)[59].
Художественное творчество, художественное мышление, художество (др.-русск. худогъ — «сведущий, опытный»; заимств. из готск. handags — «ловкий» от handus — «рука»; handugs — «мудрый») — часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность. Под словом «искусство» мы понимаем искусную, умелую деятельность вообще (например, искусство вождения автомобиля, кулинарное, парикмахерское искусство); «художество» — деятельность по созданию исключительно художественных образов. Точно так же следует различать художественное творчество и эстетическую деятельность [54 C 64-68].
Художественно-эстетическое развитие осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного художественно-эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.
Игра – первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству [9].
Непрерывный процесс совершенствования дошкольного образования требует проведения фундаментальных исследований, имеющих целью раскрытие внутреннего мира растущего человека, его художественно-эстетических и творческих способностей, наряду с когнитивным, социальным и духовным развитием детей старшего дошкольного возраста (И.Е. Емельянова, А.М. Матюшкин, Л.В. Трубайчук и др.). [53]
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны активно перестраивать собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС ДО). [2
Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен», поэтому и формирование целостной картины мира как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей [2].
Мы уже отметили, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Художественно-эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции. Одна из особенностей художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов дошкольника. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше.
В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», – отмечал в своей работе Б.Т. Лихачев [33]. Воспитателю необходимо знать особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста:
– рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.
– художественно-эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием средствами искусства, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.
– ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.
Воспитание и обучение должны находиться в непрерывной связи. Для их объединения необходимо организовать учебную, познавательную деятельность так, чтобы она могла
Таким образом, под художественно-эстетическим развитием детей старшего дошкольного возраста под средствами коллажа, нами понимается наиболее специфическое для художественной деятельности, а именно: развитие художественно-эстетического восприятия и представления в передаче композиции, умение оценить художественный материал и передать художественный образ в работе с помощью подручных материалов; умение грамотно, точно и аккуратно исполнять художественные комбинации; умение импровизировать на знакомую тему, желание сочинять художественные композиции; этическое отношение к сверстникам и взрослым.
Метод коллажа позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Метод коллажа направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов. Когда функция зрительного восприятия расширена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке визуальных форм и образов окружающей среды, что является профессиональным качеством дизайнера.
Структура метода коллажа и его функции находятся в прямой зависимости. Метод коллажа выполняет такие функции как приращение новых знаний в процессе приобретения опыта творческой деятельности, регуляция познавательных и творческих процессов, установление последовательности, характера учебно-творческих действий. Данные функции метода коллажа – познавательная, нормативная и инструментальная – определяют и его структурные компоненты. [7, с. 24 -28]. Коллаж - это техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, фрагментов, отличающихся от нее цвету и фактуре (фотографии, глянцевые журналы, бумага разных фактур, ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, растения, металл и многое др.). Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения [7] В коллаже можно комбинировать самые разные техники, сочетать аппликацию и живопись, использовать разные предметы - все работает на то, чтобы создать свой неповторимый образ, найти подходящие средства для воплощения замысла. Важно дать детям возможность проявить свои способности, реализовать творческие замыслы; а наличие разнообразного подручного материала, используемого в коллажной технике, обеспечивает развитие творческой деятельности школьников. Коллаж обладает большим развивающим потенциалом. Развивающий компонент предусматривает развитие психических процессов – эстетического сознания, памяти, творческого воображения, ассоциативного мышления; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская, К. А. Особенности типологического подхода и методы исследования личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Принцип системности в психологических исследованиях. – Москва, 1990. – С. 18-25.

  2. Алиев, Ю.Б. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / Ю.Б. Алиев. – М.: Просвещение, 1986. – 238 с.

  3. Антипова, А.М. Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы: дис. … д-ра пед. наук / А.М. Антипова. – М., 2005. – 405 с.

  4. Арт-терапия в эпоху постмодерна. / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

  5. Бакулина Л.Ю. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания дошкольников» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников

  6. образования: [сайт]. – 28.03.2014. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/28/integratsiya-obrazovatelnogo-protsessa-na-osnove-khudozhestvenno (03.07.16).

  7. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] // К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3.- С.4-13.

  8. Борев, Ю.Б. Основные эстетические категории / Ю.Б. Борев. – М.: Высш. шк., 1960. – 446 с.

  9. Лихачев, Д. С. Очерки по философии художественного творчества [Текст] / Д. С. Лихачев. – Санкт-Петербург: БЛИЦ, 1999. – 191 с.

  10. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др.; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – Москва: Академия, 2002. – 256 с.