Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Обобщенный опыт работы на тему: "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста"

Корнева Наталья Александровна Корнева Наталья Александровна
DOCX
72
5

Формирование у детей дошкольного возраста эстетического и художественного вкуса, способности к творчеству.

Предпросмотр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вязьма-Брянский детский сад «Солнышко» Вяземского района Смоленской области

Обобщённый опыт работы на тему:
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».
Подготовила:
Корнева Н.А. методист



















Содержание:
Аннотация
1. Пояснительная записка
Актуальность.
Новизна.
2. Целеполагание, цель и задачи.
3. Описание опыта.
Литература.
Приложения (дидактические игры, консультации, анкеты, выступления)





















Аннотация
В последние годы уделяется все больше внимания развитию художественно-эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Представленный материал содержит информацию об опыте, методические рекомендации реализации его работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Большое внимание уделено организации развивающей предметно-пространственной среды, как одному из важных условий реализации системы работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном учреждении. Опыт работы может быть полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.
1. Пояснительная записка
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность и она, пожалуй, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: «Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности способствуют разностороннему развитию ребенка, создают основу для полноценного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние».
Поэтому так важно в процесс воспитания включать разнообразные занятия нетрадиционной художественной, творческой деятельностью, где каждый ребенок, экспериментируя, может наиболее полно проявить себя без какого – либо давления со стороны взрослого.
Актуальность
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству, формирования отношения к действительности, творческому развитию, средству познавательного интереса, нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Комплексное использование видов деятельности помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных средств, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств. Поэтому становление эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Художественная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире, увлекает сказочным миром формы и цвета, незаметно развивая воображение и способности каждого ребенка.
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Новизна
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным и доступным видом детской деятельности. Новизна моего опыта состоит в освоении традиционных и нетрадиционных форм обучения по изобразительной деятельности в осуществлении художественно-эстетического развития. Использования игровых поисковых приемов в продуктивной деятельности дошкольников, нетрадиционных техник рисования, их интеграции, через включение необычной экспериментальной деятельности в занятия.
2. Целеполагание работы
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что данные занятия направлены на художественно-эстетическое развитие детей с помощью интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»).
Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического и художественного вкуса, способности к творчеству.
Задачи:
1. Приобретение теоретических знаний:
- Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
- Развитие интереса к мировой художественной культуре.
- Формирование потребности в красоте.
- Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
2. Формирование практических умений:
- Развитие творческих способностей.
- Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
- Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
3. Воспитание
Для каждой группы дошкольников в обучении использовались приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Наглядные приемы: наблюдение; визуальное обследование предметов; рассматривание образца; изучение картин, репродукций и иллюстраций; демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями); анализ детских работ; игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
Словесные: ситуативный разговор; метод сравнения картин; искусствоведческий рассказ, художественное слово; символическое моделирование; использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, потешки); указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам; игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).
Практические: обрабатывание формообразующих движений рукой; доведение движений до автоматизма; работа на черновиках.
Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД
Рассматривание картин и репродукций, рассказывание по картине, художественное слово, аэротерапия, игра, сюрприз, занимательный и мотивационный момент.
Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников
- Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
- Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
- Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
- Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
- Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
- Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх - всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.
3. Описание опыта.
На первом этапе работы над темой я изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», программу художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, опыт работы «Ступеньки творчества» автора Е. Н. Черниченко, «Природа и художник» Т. А. Копцевой, Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду».
Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени, боятся испачкать мебель красками). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой не только с детьми, но и с родителями.
Организация самостоятельной деятельности начиналась с оборудования уголка художественного творчества, в котором проводилась работа по изготовлению поделок с детьми. Специальный стол не выделялся, так как дети всегда найдут удобное, хорошо освещённое место за свободными столами. В уголке появились чудесные мешочки и коробочки для инструментов и необходимых мелочей, различные традиционные и нетрадиционные материалы. В уголке художественного творчества сочеталась эстетика с рациональностью и удобным размещением всевозможного материала для рисования, изготовления творческих работ, поделок.
Работа по художественно-эстетическому развитию формирует у ребенка положительное отношение к продуктивным видам деятельности, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего творчества. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтому в работе подбирались посильные по объему и сложности выполнения различные задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Все это выполняется для поддержания у него уверенности в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.
Очень любят дети экспериментировать с изобразительными материалами и техниками. Для них я проводила игры, эксперименты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой. Также в своей работе я использовала нетрадиционные техники изображения. Это ладонная, пальчиковая, пластилиновая живопись, рисование цветным песком, на восковой поверхности, крупами, печатками, кляксография, ниткография и другие. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и вызывают желание творить дальше. Очень нравится детям лепить из соленого теста, сочетать разные по фактуре материалы (вату, бумагу, бумажные салфетки, природный материал), использовать пищевой материал (крупы, макароны, яичную скорлупу). Проводила такие ситуации, как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали, на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа; «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики). А также в создании творческой работы предлагала сочетать рисование с аппликацией, лепку с аппликацией «прием торцевания». На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации. У своих детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью. Для малышей рисовала круг – солнышко, а лучи рисовали ладошками, или на одном ватмане рисовала курочку, а дети «печатали» цыплят. Старшие дети выполняли коллективную аппликацию на ватмане. Это панно потом долго украшало группу. Для придания завершенности каждой работе используем бисер, бусинки, разные декоративные элементы.
Использование приема сотворчества и коллективных работ.
Одно из условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью я провела ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками", "Нетрадиционные способы рисования», «Современные изо материалов в работе с детьми дошкольного возраста», «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики», «Основы формирования графических умений и навыков детей старшего возраста в процессе рисования», «Как организовать домашнюю лепку и рисование», Мастер-класс, «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности».
Создание условий работы по художественно-эстетическому развитию детей
Одним из важных условий реализации системы работы по художественно-эстетическому развитию детей в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно- пространственной среды.
Изучив психолого-педагогические исследования (В.В. Давыдова, Л.Б. Переверзева, Л.П. Печко, В.А. Петровского и др.), а в 2013 году требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, исходя из поставленных нами задач формирования художественно-творческих способностей детей, позволили нам определить требования к развивающей предметно-пространственной среде:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В создание среды активно включали детей, т.к. это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы детского сада.
В детском саду созданы все необходимые условия для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников:
Для приобщения детей к миру музыки, детский сад располагает помещением для музыкального развития дошкольников – музыкальным залом. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала отвечает требованиям, обозначенным в ФГОС ДО.
Музыкальный зал для детей старшего дошкольного возраста мы оформили в теплых х тонах, Комфортное сочетание форм и цвета рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Предметная среда создает не только внешнюю привлекательность. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Музыкальные залы, оборудованы всем необходимым для педагогического процесса (фортепиано, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, микрофон, большая фонотека). Музыкальный зал – это маленькая планета в детском саду, на которой дети и взрослые получают возможность реализоваться в разных видах музыкально-театральной деятельности, это место для ежедневных музыкальных занятий и развлечений, площадка для утренней гимнастики, концертная или театральная сцена, музыкальной гостиная и место встреч с родителями и педагогами. Продуманная среда развития, сама побуждает детей к активности, проявлению инициативы и творчества, позволяет быстро адаптироваться в пространстве детского сада.
В детском саду есть отдельно оборудованная изостудия, оформленная в ярких тонах, одну из стен изостудии (городецкой росписью) расписала родительница детского сада. В изостудии собран весь необходимый материал для обучения детей изобразительной деятельности: богатый выбор демонстрационного материала, доступные дошкольникам изобразительные материалы (краски гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, угольные палочки, кисточки 3-х размеров, карандаши ...). Есть разнообразный материал для нетрадиционных форм рисования: трубочки, заостренные палочки, перо, ручки, поролоновая губка, ватные палочки и т.д.). Развивающая предметно-пространственная среда изостудии обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства: наличие специальных столов для работы с различными изобразительными материалами. Наличие экспонатов с учётом национально-культурных традиций: изделия народно-прикладного творчества. Эмоциональное благополучие детей обеспечивается созданием и использованием в работе настенных панно - напоминалок по цветосмешению и арсеналом «помощников» - игровых персонажей: Королева кисточка, Карандашик, Кляксочка - что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Мини-музей «Русская изба» в ДОУ особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, приобщению к вечным ценностям. Главная наша задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности. Важная особенность мини-музея— участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Очень часто мы используем помещение музея для проведения фольклорных досугов и праздников, занятий-экскурсий, занятий посиделок, тематические занятия, совместной деятельности, тематических выставок, организации Дня открытых дверей для родителей. У воспитателей есть возможность, благодаря перечню и паспорту экспонатов самостоятельно собрать экспозицию и разместить ее в группе в соответствии с образовательной программой. План работы музея координируется с годовым планом работы образовательного учреждения. Фонды нашего музея постоянно пополняются. Мини-музей МБДОУ детский сад № 8– живой, развивающийся организм, он стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада. Можно сказать, даже больше – он стал культурным центром детского сада, на базе которого происходят различного рода события.
Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, оснащены театральные, игровые центры в группах; центры искусства; музыкальные, центр книги; наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты, разнообразные виды театров; атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.
Эстетическая развивающая среда в группе включает:
Центры изобразительного искусства здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства — живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования. Включение в среду изобразительных материалов (репродукции картин художников, произведений народного искусства, книжной графики, произведений детского творчества) способствует творческой активности детей. Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в группе отведено специальное место. На стене на уровне глаз ребенка вывешивается небольшая «полочка красоты». Под ней оборудован стол со стульями — место для встреч с прекрасным готово! Развивающая эстетическая среда включает содержательные компоненты, которые активизируют эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (дымковские, филимоновские, богородские).
Театральный центр важный объект развивающей среды группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. В театральном центре размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Музыкальный центр оборудован полочкой для хранения музыкальных пособий, столом со стульями (1—2) для музицирования и настольных дидактических игр. Имеются портреты композиторов, фотографии детей, играющих на музыкальных инструментах. Основное содержание центра представляет разнообразные музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты (в том числе комплект народных инструментов), элементы костюмов. Имеются экранные (слайды), звуковые (грамзаписи, видео и магнитофонные записи), аудио, видеотехнику (музыкальный центр, телевизор — в старшем дошкольном возрасте).
Центр «Моя семья» здесь размещены альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы различных жанров, сделанные членами семьи.
Эстетическая среда немыслима без природного содержания, на участке детского сада весной организуется огород, на котором педагоги с детьми выращивают овощи. Это также создает природную среду, обладающую эстетическими свойствами и качествами, позволяющими формировать у детей эстетическое отношение к природе. К созданию эстетической, предметной и природной среды мы активно привлекаем детей, вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой активности у детей формируется художественное чутье, развиваются необходимые способности. Эстетическая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей.


Заключение
Образовательная деятельность, которая осуществлялась одновременно с освоением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволила значительно расширить использование нетрадиционных техник, игровых приемов работы с различным изо материалами, что повлекло за собой свободное экспериментирование и создание оригинальных образов, поделок детьми. Это в свою очередь отразилось на результативности.


Литература:
1 Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2004
2 Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. СПб: Детство-ПРЕСС, 2007
3 Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, апплиуацией) М.: Просвещение
4 Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6 -7 лет: Конспекты занятий. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
5 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, 2007
6 Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика, 2008
7 Комарова Т.С., Антонова А.В., Программа эстетического воспитания дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005
8 Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез 2009
9 Коротеева Е.И., Серия «Умное поколение. Школа творчества» М.: ОЛМА медиа Групп, 2009
10 Лыкова И.А. Серия «Мастерилка» М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008
11 Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2009
12 Малышева А.Н. Подарки к праздникам в детском саду. Бумага, ткань, тесьма, аппликация. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012
13 Пантелеев Г.Н., Максимов Д.В. Декоративное искусство - детям. М.: Просвещение, 1976
14 Румянцева Е.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге для души. М: ООО ТД «Издательство Мир книги» 2009
15 Цирулик Н.А. Умейка. Рабочие тетради по ручному труду для детей 6 – 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009
16 Чен Н.В. Замечательные поделки своими руками. / С. С. Скляр – Белгород: ООО «Книжный клуб»2007
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию.
Старшая группа.
«Волшебные цвета» Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Материал: карточки с разными цветами. Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
«Матрёшкин сарафан» Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде. Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.
«Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги. Ход игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. Творческие задания: A) нарисуй «теплый» натюрморт; Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
Консультация для родителей
В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.
Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
Выступление на родительском собрании на тему: «Устное народное творчество»
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др. – это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия русских народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.
Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной форме выражены практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании дошкольников, так как и их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнородными предметами, явлениями.
Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является очень важным моментом в нравственно – эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.
Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, творчески использовать слово способствуют формированию воображения детей дошкольного возраста.
Воспитатель знакомит родителей с пословицами, понятными детям старшего дошкольного возраста, которые легки для запоминания и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.