Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Педагогический проект по формированию представлений о нетрадиционных техниках рисования в детском саду

Лешукова Наталья Сергеевна Лешукова Наталья Сергеевна
DOC
143
1
Предпросмотр

31

Педагогический проект Тема: ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ» Разработчик: Лешукова Наталья Сергеевна 2015 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА: Введение………………………………………………………………………………….3 1. Реферативная часть. 1.1.Методологические предпосылки использования нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.…………… ……………………………7 1.2. Роль метода проектов для успешного овладения детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования…………………………………...…….…..14 2. Проектная часть. Проектирование профессиональной педагогической деятельности для успешного овладения детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования……………………………………………………………………………..…18 Заключение …………………………………………………………………………..25 Список информационных источников ……………………………………………….26 Приложение 1

Введение Источники способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В.А.Сухомлинский В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, ищущей, способной использовать свои знания в любой ситуации и творчески преломлять их согласно обстановке, ситуации. Возрастает ответственность дошкольных образовательных учреждений, регламентируемая - Федеральным государственным образовательным стандартом Дошкольного образования: «Стандарт направлен на решение следующих задач: … развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1]; - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: «Педагогические работники обязаны: …развивать у обучающихся … самостоятельность, инициативу, творческие способности…» [2]; - Концепцией содержания непрерывного образования: «В процессе обучения важно поощрять фантазию и воображение ребёнка, его способности к импровизации, поддерживать детскую непосредственность, стимулируя детей к созданию творческих работ по собственному замыслу – художественному воплощению того, что для них интересно и эмоционально значимо. При этом необходимо предоставлять ребёнку возможность выбора сюжетов, материалов и средств», «Поэтому целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника личных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - … творческого воображения» [10]. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей [7]. Особенностью преподавания изобразительного искусства детей дошкольного возраста является то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание. В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это – обучение без творчества. Во втором случае для детей создаются благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. Но это – творчество без обучения. Оно поднимается на волне "возрастной талантливости", как бы помимо самого ребѐнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник "не вступает во владение" собственным творческим потенциалом. Нужен третий путь – целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, – это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребѐнка, не даст "верного" решения стоящей перед ним творческой задачи. Но многие дети боятся рисовать обычными методами, так как им кажется, что они не умеют, и у них ничего не получится. Чем же можно повысить интерес дошкольников к рисованию? Существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности и повышать самостоятельную творческую деятельность ребёнка. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приёмов, а как эффект игровой манипуляции. Часто ребёнку неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Следовательно, создавая условия для спонтанного рисования (развивая умения ребёнка создавать изображения нетрадиционными техниками) можно способствовать развитию творческих способностей детей; можно стимулировать положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывать радостное настроение у детей, снимать страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования [13]. Исходя, из выше изложенного можно сделать вывод, что формирование представлений у детей дошкольного возраста о нетрадиционных техниках рисования наиболее актуально в профессиональной деятельности педагога. Таким образом,перед нами встала проблема: какие педагогические методы будут способствовать наиболее эффективному формированию представлений дошкольников о нетрадиционных техниках рисования. Объект: процесс формирования представлений о нетрадиционных техниках рисования. Предмет: метод проектов как средство формирования представлений о нетрадиционных техниках рисования. Цель: определить и обосновать особенности формирования у детей дошкольного возраста представлений о нетрадиционных техниках рисования посредством реализации проекта «Такие разные рыбы». Задачи: 1. Проанализировать педагогические исследования с целью выявления значения для детей дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования. 2. Подобрать методы овладения нетрадиционными техниками рисования с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. 3. Изучить особенности метода проектов в формировании представлений дошкольника о нетрадиционных техниках рисования. 4. Разработать образовательный проект, реализация которого будет способствовать формированию представлений детей о нетрадиционных техниках рисования и развитию творческих способностей детей. 1. Реферативная часть
1.1. Методологические предпосылки использования нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста. Жизнь в современном информационном обществе новой культуры сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, стремительным увеличением его объёмов, что требует от сегодняшних детей, завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как инициативность, предприимчивость, изобретательность, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Что же подразумевается под детским творчеством? Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов – это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным опытом становится возможным, когда ребёнок сам оказывается в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности. А.А.Выготский определил творчество как деятельность, которая создаёт новое, «всё равно будет ли это созданная творческой деятельностью какая-либо вещь внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека» Е.Н.Степанов предложил опираться в практике развития творческих способностей на следующие критерии:

  • Чувство новизны;

  • Способность преобразовать структуру объекта;

  • Направленность на творчество;

  • Критичность.

В качестве показателей автор предложил такие показатели как:

  • Умение и стремление к познанию;

  • Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;

  • Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;

  • Обладание способностью к рефлексии, оценке и самооценке.

Наиболее эффективно развитие творческих способностей будет реализовываться через изобразительное творчество, так как детское изобразительное творчество – мир ярких удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью и буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.[6] Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребёнок может выразить своё отношение к окружающему миру. Для того чтобы ребёнок в будущем мог адаптироваться в ситуации постоянных изменений и адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение. Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Каждый ребёнок-это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Для развития творческого воображения, необходимо особая организация изобразительной деятельности. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Эти техники рисования помогают развивать ребёнка всесторонне, способствуют развитию детской художественной одарённости. Нетрадиционные техники рисования разрабатывали такие исследователи как Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина, А.А.Фатеева, Г.Н.Давыдова, они смогли доказать, что нетрадиционные техники рисования необходимы для развития дошкольников.[19] Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь" [21] Нетрадиционные техники рисования соответствуют одному из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразию и вариативности работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. [20]
Существует много приёмов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, печать по трафарету, пластилинография, раздувание краски.[9] Познакомимся с некоторыми из них:

  • Пальчикография - оттиск ладошки, пальчика, кулачка - увлекательный изобразительный метод и очень простой в выполнении. [13]

  • Акварель+восковые мелки - магическая техника, проявление картинки из воска при закрашивании фона акварелью.[14]

  • Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. [17]

  • Кляксография – то есть рисование кляксами, развивает фантазию, воображение, творчество. [18]

  • Рисование ватными палочками – необычная техника, естественный этап перехода от рисования пальчиками к рисованию кистью.[11]

  • Рисование с помощью трафарета - название говорит само за себя, сложность состоит в том, чтобы создать единую композицию.

  • Монотипия - уникальная не тиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Монотипия (от «моно» - один и греч. «типия» - отпечаток, оттиск, касание, образ) – вид печатной графики, которая заключается в нанесении красок на ровную поверхность с последующим отпечатыванием на бумагу. Полученный оттиск всегда бывает уникальным и единственным.[12]

  • Рисование солью и мятой бумагой - совмещение двух нетрадиционных техник – нанесение на клеевую основу соли и печатание мятой бумаги, благодаря которой получается хаотичное неравномерное ретуширование.[15]

  • Ещё одна очень занимательная и необычная техника - граттаж – (от фр. gratter – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники – воскография.[12]

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как пальчикография, рисование ватными палочками и т.п., а потом эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. [21] Очень важно чтобы воспитание и обучение детей в детском саду формировало знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  • Внимания и усидчивости;

  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Воспитателю, работающему в дошкольном учреждении в своей работе необходимо придерживаться основных правил использования нетрадиционных способов рисования. Так, ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте во время всего пребывания его в детском саду. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;

  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

  • музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.[20] Чем же хороши нетрадиционные техники?

  • Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети.

  • Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

  • Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

  • Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии.

Сегодня есть огромный выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, но они требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. Проанализировав методологическую основу использования нетрадиционных техник рисования можно сделать вывод о том, что данные техники эффективно влияют на развитие творческих способностей детей. Более того, именно дошкольный возраст является благоприятным для формирования представлений о нетрадиционных техниках рисования. 1.3. Роль метода проектов для успешного овладения детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования. В детском саду, осваивая изобразительную деятельность, ребёнок двигается от простого к сложному и достигает технического совершенства в создании какого-либо продукта, что является конечной целью взаимодействия ребёнка со взрослым. К сожалению, такое взаимодействие чаще всего не попадает в зону ближайшего развития ребёнка, поскольку большую часть времени дети выполняют инструкцию взрослого и конечный продукт выражает не творческий замысел ребёнка, а педагогический замысел воспитателя. Более того, стремление к окончательному результату приводит к тому, что сам процесс обучения новому уходит на второй план.[3] Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребёнка и взрослого и соответствует принципам дошкольного образования, которые прописаны в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования: «…содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьёй; формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности…»[1], так как педагогическая технология - метод проектов – это совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.[15] Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Очень легко запомнить, что проект – это 5 «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация. Возможно шестое «П» - портфолио. [15] Таким образом, получается целостный образовательный процесс, который поможет ребёнку «прожить» тему, усвоить больший объём информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Проектная деятельность строится на следующих принципах:

  • Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным – ребёнок видит проблему и задумывается над её решением, действия ребёнка попадают в зону ближайшего развития;

  • Проектная деятельность предполагает движение ребёнка в пространстве возможного - исследует варианты решения проблемы и предлагает варианты решения, реализация замысла требует совместного взаимодействия ребёнка и взрослого;

  • Проектная деятельность опирается на субъективность ребёнка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности – наличие собственного мнения ребёнка, поддержка инициативы педагогом;

  • Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребёнка, но и реализацию его смыслов – определение ребёнком своих переживаний и умение их выражать в словах и в продуктах деятельности;

  • Проектная деятельность имеет адресный характер – ярко выраженная социальная окраска.[3]

Изучив, метод проектов, как педагогическую технологию, можно сделать вывод, что данный метод будет наиболее эффективным для формирования у детей дошкольного возраста представлений о нетрадиционных техниках рисования. Также проектная деятельность влияет и на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. От педагога требуется умение заранее продумывать возможные варианты социальной ситуации развития, постоянно импровизировать и учитывать необходимые для изучения и освоения детьми нетрадиционными техниками рисования психолого-педагогические условия, такие как: обеспечениедидактическим материалом;создание эмоционально – комфортной атмосферы обучения детей; своевременное диагностирование и развитие творческих способностей у детей; взаимосвязь воспитания, обучения и творчества связи с этим большое внимание уделяем развитию самостоятельности, детям предоставляется возможность выражения собственных замыслов); творческий подход педагога к отбору содержания образования, а так же к организации занятий с использованием разнообразных методов и приёмов; создание художественно-эстетической среды. При этом активное участие в этом принимают дети; использование в педагогическом процессе игры, игровой ситуации; правильное размещение центра изобразительного искусства ( он должен располагаться около туалетной комнаты, в которой дети могли бы вымыть руки после работы, заменить воду в баночках, помыть кисти, и другие предметы, использованные на изобразительном занятии, пространство вокруг рабочего стола должно быть свободное, дети должны свободно перемещаться во время коллективной работы, не мешая друг другу); организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения; учёт индивидуальных особенностей ребенка (важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в этот день) учитываются при разработке проектов и являются Подводя итог реферативной части, можно сделать вывод, что оригинальные нетрадиционные техники рисования привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Использование нестандартных техник рисования эффективно для развития творческих способностей детей. Но техники и приемы должны выбираться исходя из их простоты и эффективности. При их использовании у ребенка не должно возникать затруднений и сложностей. При применении нетрадиционных техник рисования процесс создания изображения и получение конечного результата должны быть интересными и привлекательными для ребенка. Наиболее эффективным методом освоения данными техниками является метод проектов. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка – дошкольника.
2. Проектная часть Проектирование профессиональной деятельности педагога для успешного овладения детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования Для успешного овладения детьми нетрадиционными техниками рисования разработан образовательный краткосрочный творческий проект «Такие разные рыбы». Цель проекта: формирование представлений детей дошкольного возраста о нетрадиционных техниках рисования Задачи проекта: Образовательные:

  • Познакомить с нетрадиционными техниками рисования (пальчикография, акварель+восковые мелки, пластилинография, рисование ватными палочками, рисование с помощью трафарета, рисование солью и мятой бумагой, граттаж)

  • Научить детей рисовать виды рыб различными способами с использованием разнообразного материала

  • Познакомить с подводными обитателями

Развивающие:

  • Развивать творческие способности и воображение детей

  • Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма и цвета

  • Развивать интерес к изобразительному искусству

Воспитательные:

  • Вызывать положительное отношение к рисованию

  • Воспитание аккуратности

  • Вызывать желание помочь

  • Воспитывать бережное отношение к природе

Для родителей:

  • помочь детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности;

  • включаться в совместную деятельность с детьми при использовании нетрадиционных техник рисования дома.

Для реализации творческого образовательного проекта «Такие разные рыбы» педагог отбирает и систематизирует методы овладения нетрадиционными техниками рисования. На данном этапе отлично выручают интернет ресурсы, так как в существующих печатных изданиях почти невозможно подобрать отдельные занятия, объединённые единой тематикой. Основой для овладения детьми конкретными нетрадиционными техниками рисования взяты пособие «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, авторские программы «Акварелька» О.А.Иванищевой, «В гостях у Кляксы-Ваксы» Л.Г.Орловой и методика Г.С.Комаровой «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе». Таким образом, изучив конкретные нетрадиционные техники рисования, подбираются необходимые художественные образы самим педагогом. Также реализация данного проекта требует оформления развивающей предметно-пространственной среды, включающей в себя различные средства достижения результата. Например, музыкальные (звуки моря, речного окружения, спокойная инструментальная музыка, детские песни о разных обитателях подводного мира и о самом мире воды); наглядные (презентация «Подводный мир» с комментариями, картины и иллюстрации с представителями подводного мира, журналы и книги с цветными картинками оформления аквариумов, набор открыток «Аквариумные рыбки»); дидактические (разрезные картинки с рыбами, игра «Рыболов», рыбки и ракушки – домики разных цветов для подбора соответствующей рыбке своей ракушки); литературные (стихи и рассказы об обитателях подводного мира, загадки); материалы и оборудование (гуашь, бумага, соль, зубочистки, ватные палочки, акварель, восковые мелки, пластилин, салфетки, поролоновые подушки, кисти, картон, клей, блюдца для краски в достаточном количестве). Пополнение развивающей предметно – пространственной среды предполагается по ходу проектной деятельности и используются ресурсы совместных исследований детей, родителей и педагогов. Творческий проект «Такие разные рыбы» проводится в три этапа: подготовительный, деятельностный, завершающий. На подготовительном этапе создаётся проблемная ситуация, решениями которой могут быть изучение условий и требований для создания подводного мира в домашних условиях (аквариум); изучение интересных и занимательных фактов об обитателях подводного мира; помощь с заселением подводного мира в домашних условиях. Для решения проблемной ситуации исследуются различные источники информации и привлекаются родители, как один из источников. Деятельностный этап – это совместная продуктивная деятельность детей дошкольного возраста и педагога с использованием нетрадиционных техник рисования. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. При реализации творческого образовательного проекта «Такие разные рыбы» осуществляется овладение такими нетрадиционными техниками рисования, как: 1. Пальчикография 2. Рисование ватными палочками 3. Рисование восковыми мелками и акварелью 4. Рисование мятой бумагой и солью 5. Граттаж 6. Пластилинография 7. Рисование с использованием трафарета Ознакомление и овладение нетрадиционными техниками рисования предполагается именно в таком порядке с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и в соответствии с принципом изучения «от простого к сложному». Ознакомление с техникой «Граттаж» происходит на пятом этапе изучения, так как подготовка листа бумаги для процарапывания рисунка полностью ложится на воспитателя. Последним этапом предполагается техника «Рисование с использованием трафарета», так как данная техника требует умение дорисовывать детали, продумывать образ, используя собственное воображение. Во время овладения нетрадиционными техниками рисования используются различные педагогические методы:

  • Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс продуктивной деятельности на занятии.

  • Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

  • Педагогическую драматургию. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение. Также используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках. Во время этих путешествий художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.

  • Пластику. Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

  • Игру - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические. На занятиях с использованием нетрадиционных способов рисования используются игры: художественно-развивающие, дидактические, графические.

Такие занятия сохранят психическое равновесие, дадут возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность. На заключительном этапе дети совместно с педагогом делают выводы проектной деятельности, оформляют выставку готовых работ продуктивной деятельности воспитанников, а совместно с родителями презентуют свой аквариум мечты. При успешной реализации образовательного проекта «Такие разные рыбы» ожидаются такие результаты у детей дошкольного возраста, как:

  • приобретение необходимых знаний и представлений о подводных обитателях;

  • осознанное отношение детей к живой природе;

  • умение решать предложенные задачи;

  • желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

  • проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности;

  • овладение детьми нетрадиционными техниками рисования (пальчикография, акварель+восковые мелки, пластилинография, рисование ватными палочками, рисование с помощью трафарета, рисование солью и мятой бумагой, граттаж);

  • стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности;

  • произвольная регуляция детьми своих действий и эмоциональных состояний.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". В проекте использована возможность взаимодействия с родителями: были определены специально для них задачи проектной деятельности и предполагается участие родителей на каждом этапе. Родители при реализации данного проекта становятся источником информации для ребёнка, помощниками при пополнении и насыщении развивающей предметно – пространственной среды, партнёрами детей при овладении и закреплении освоения нетрадиционными техниками рисования, исследователями при поиске материала для детской презентации и, конечно же, благодарными и отзывчивыми зрителями. По завершении образовательного проекта предполагается провести оценку достижений воспитанников в направлении освоения нетрадиционными техниками рисования. Для занесения результатов обследования используется таблица для обследования умений и навыков, разработанная А.Н.Малышевой на каждого ребёнка. [19]

Таблица 1 Параметры развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.

Параметры развития

Виды творческого развития

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями.

Нетрадиционные техники

Полностью владеет техническими навыками и умениями.

Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Развитие цветового восприятия.

Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками.

Использует всю цветовую гамму.

Использует не более 2-3 цветов.

Развитие композиционных умений

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.

Испытывает затруднения в композиционном решении.

Изображает предметы не объединяя их единым содержанием.

Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения.

Видит красоту окружающего мира, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.

Видит красоту окружающего мира. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы.

Чувствует красоту окружающего мира. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет.

Таким образом, можно будет увидеть насколько эффективно прошла реализация образовательного творческого проекта «Такие разные рыбы» при формировании представлений о нетрадиционных техниках рисования. Заключение Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. В соответствии с нормативными документами дошкольного образования, которые предписывают развивать творческие способности ребёнка, необходимо искать новые методы и способы решения данной задачи. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда. Метод проектов позволяет расширять интересы детей, индивидуализировать работу с воспитанниками, трансформировать развивающую предметно – пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей воспитанников. Кроме того, выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступных средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Таким образом, наиболее эффективный педагогический метод при формировании представлений о нетрадиционных техниках рисования - реализация образовательного проекта. Список информационных источников: Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; Литература: 3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2014 год; 4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ Сфера, 2000 год; 5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – СПб,: Детство-пресс, 2002 год; 6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-пресс, 2004 год; 7. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Карапуз дидактика», 2004 год; 8. Комарова Г.С. «Обучение детей технике рисования». Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005 год; 9. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование , конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005 год; Журналы: 10. «Начальная школа». Ежемесячный научно-методический журнал №4 – 2000 год; Интернет – сайты: 11. В гостях у Мэри Поппинс – Рисование ватными палочками, или Пуантилизм для детей –http://merypoppins.com/risovanie-…/ - 25.07.2015 год; 12. Википедия – Граттаж. Монотипия –http://ru.wikipedia.org/ - 24.07.2015 год; 13. Группа «Акварелька» – Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду» -http://xydoshnik-ds1.blogspot.ru/ - 25.07.2015 год; 14. Дневник – Художка – 3. Рисование восковыми мелками, акварелью и солью –http://m.babyblog.ru/user/Marylya…/ - 24.07.2015 год; 15. Дошколёнок.ру – Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Познаю и рисую» -http://doshcolonoc.ru/planirovanie/ - 25.07.2015 год; 16. Дошкольник. Сайт для всей семьи. – Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО – http:/doshkolnik.ru/ - 20.07.2015 год; 17. Учебно-методический кабинет – «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ –http://ped-kopilka.ru/pedagogika/… - 24.07.2015 год; 18. Фламинго – Студия «Весёлая палитра» -http://flamingo42.ru/index.php/20.. - 24.07.2015 год; 19. Фестиваль «Открытый урок» - проект системы работы по обучению нетрадиционным техникам рисования как средства развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста» -htpps://festival.1september.ru/ - 23.07.2015 год; Интернет – ресурсы: 20. Использование нетрадиционных способов рисования – dou43.rybadm.ru/…/… - 12/08/2015 год; 21. Развитие творчества старших дошкольников средствами – ggpi.org/files/Yagovkina%20Y.pdf – 12/08/2015 год. ПРИЛОЖЕНИЯ к педагогическому проекту ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»