Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Доклад на тему "Способы коррекции нарушений интонационной стороны речи"

Мельникова Дарья Николаевна Мельникова Дарья Николаевна
DOCX
68
0
Предпросмотр


Способы коррекции нарушений интонационной стороны речи



Подготовила учитель – логопед:
Дарья Николаевна Мельникова






Казань 2016







СОДЕРЖАНИЕ


Введение
I.Дыхательная гимнастика (автоматизация навыков нижнереберного дыхания)
1Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха.
2Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.
3Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движением.
4Упражнения для удлинения, продолжительности речевого выдоха(синхронизация речи с движением при произнесения каждого слога “встречное дережирование” )
II. Артикуляционно-мимическая гимнастика.
1Упражнения для мышц лба.
2Упражнения для мышц глаза.
3Упражнения для мышц щек.
4Упражнения для мышц губ.
5Упражнения для мышц языка.
III.Голосовая и интонационная гимнастика.
1Упражнения направленные на тренировку силы и высоты голоса.
2Интонационные упражнения.
IV.Логоритмические упражнения.
V. Формирования навыков мягкой голосопадачи, ритмизация речи.
VI.Формирование темпо-ритмической организации речи.
VII.Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи.
VIII.Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием методов коррекции просодических компонентов речи.
Заключение.
Литература.
Введение


Процесс овладения интонацией, в качестве компонента звуковой системы языка, не подвергался столь тщательному изучению, как процесс овладения звукопроизношением.
Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. "Интонации, фразовые ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен владеть и этими средствами, в первую очередь научиться по ним, как по звукам распознавать разные по значению высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, т.е. использовать их как фонологические средства языка" .
Относясь к фонологическим средствам языка, интонация представляет собой ту языковую область, которая непосредственно воспринимается и усваивается при помощи речевого слуха. Согласно существующим психолингвистическим исследованиям, в его состав наряду с другими компонентами физическим, звуковысотным слухом и чувством ритма, входит фонематический слух. Каждый из составляющих речевой слух компонентов, будучи развитым в той или иной мере, определяет степень развития последнего .
Установлено, что даже в норме у детей 6-7 лет зачастую речевой слух оказывается недостаточно сформированным, что отражается на общем звучании речи: слишком тихое и невнятное произношение, чрезмерная быстрота речи или, наоборот, ее чрезмерная замедленность, монотонность, невыразительность .
Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. В работах, характеризующих речь детей, имеющих различные речевые дефекты и посещающих специальные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что, наряду с фонетико-фонематическими нарушениями, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмом, у этих детей наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значений слов, фразеологических оборотов, что является причиной интонационно монотонной и лексически невыразительной речи .
Ввиду того, что проблема изучения особенностей интонационной стороны речи у детей специально не исследовалась, фактические данные об интонационных особенностях устной речи детей старшего дошкольного возраста малочисленны. Вместе с тем, подробное изучение особенностей овладения различными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники испытывают, позволит целенаправленно строить работу по воспитанию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи.


I.Дыхательная гимнастика (автоматизация навыков нижнереберного дыхания)
Дыхание — главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, струей через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным.
Дыхание бывает трех типов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное нижнереберное).
Ключичное дыхание — поверхностное. При этом типе дыхания поднимаются плечи, так как воздух входит только в верхушки легких, не раздвигая грудную клетку.
При грудном типе дыхания реберная часть раздвигается на треть.
При нижнереберном диафрагмальном типе дыхания грудная клетка раскрывается полностью. Наполняются воздухом нижние отделы легких, в свою очередь они оказывают давление на диафрагму, которая опускается, при этом «выпячивается» живот. Плечи остаются спокойными, спина — прямой.
Задачи дыхательной гимнастики: освоить технику нижнереберного диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.
Рекомендации при выполнении упражнений:
·         Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
 Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий;
·         «Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;
·         Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;
·         Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;
·         Выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.
В дыхательной гимнастике используются упражнения:
1. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
Данные упражнения делают лежа, сидя, стоя. Упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.
Упражнение 1, Руку положить на область диафрагмы. Выдохнуть остатки воздуха, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.
Упражнение 2. Руки положить ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.
2. Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха
Упражнение 1. Очень глубоко и резко взять дыхание через нос (в нижние ребра). Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей.
Упражнение 2. «Задуть воображаемую свечу». Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавно и постепенно, ребра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.
Упражнение 3. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя интенсивность выдоха). Следить за правильной осанкой и за расслабленностью мышц плечевого пояса, шеи, лица.
Упражнение 4. Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить выдох на 10-12-15 и более секунд.
3.  Упражнение для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
Данная группа упражнений базируется на упражнениях для воспитания правильного выдоха в сочетании с включением голоса, начиная с произнесения отдельных звуков до произнесения цепочек слогов. Примеры упражнений:
Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков с-с-с, ш-щ-ш, ф-ф-ф, м, н, л и т.д. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плавность выдоха.
Упражнение 2. На выдохе протяжно произносятся слоговые цепочки: сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе,
·         полунапевно произносить на выдохе: ммаммоммуммэммиммыннанноннуннэнниннунна
·         произносить на выдохе: мму!ммо!мма! ммэ!мми!ммо!
·         протяжно произносить на выдохе: м а а   н а а   в а а  з а а
Упражнение 3. Активно (через рот) взять дыхание, а на выдохе произносить слог «да-да-да». Говорить, ощущая корни передних зубов, щелочку между двумя передними зубами, через которую «идет ниточка воздуха». Язык дробно ударяет по твердому небу около верхних резцов. Нижняя челюсть свободна, но не падает. Следить, чтобы дыхание было плавным, без толчков.
Упражнение 4. Произнести два слога, на втором сделать ударение, гласный второго слога потянуть, послушать: «ма-ма». Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следить, чтобы смена слога, смена гласного не меняла окраски звука, его силы и объема.
ма-ма на-на ва-ва за-за
ма-мо на-но ва-во за-зо                                 
ма-му на-ну ва-ву за-зу
ма-ми на-ни ва-ви за-зи
ма-мэ на-нэ ва-вэ за-зэ
4. Дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движениями
Примеры упражнений:
Упражнение 1. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох носом порционно. Медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося пффф.
Упражнение 2. «Лесорубы». Сделать вдох, выдох делать с наклоном, выдыхая порционно в три раза и произносить ах-ух-ох, имитируя удар топора.
Упражнение 3. «Спустить мяч». Сделать вдох. Руки на уровне груди. Сжимаем воображаемый мяч, произнося звук с-с-с.
Упражнение 4. «Раздвинем стены». Делается аналогично упражнению «спустить мяч», только используются разные звуки: вперед — звук ж, назад — з, в стороны — ш, вверх — с.
Д. Упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога — «встречное дирижирование»)
Рекомендации при выполнении упражнений:
·         Обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания.
·         Придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме.
·         При чтении стихотворений, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с величиной текста.
Упражнение 1. Использование люфт-паузы (воздух добирается после каждой строчки).
Пример: С радости-веселья I Хмелем кудри вьются, I С горести-печали I Русые секутся. II
В дальнейшем произносится возрастающее количество слов на одном выдохе.
Упражнение 2. «Трубач». Сделать вдох. К губам прижать воображаемый мундштук горна или трубы. Без звука одним воздухом нужно «выдышать» мелодию на одном выдохе. Пример: Солнечный круг, Небо вокруг — Это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке И подписал в уголке: «Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я!»
Упражнение 3.Сделать вдох. На выдохе посчитать. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев. Следить за проговариванием, равномерностью и длительностью выдоха. Упражнение 4. Распределение речевого дыхания: чтение стихотворения «Дом, который построил Джек».
II. Артикуляционно-мимическая гимнастика.
Эти упражнения помогают: создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.  


Рекомендации при выполнении упражнений:
·         выполнять упражнения только перед зеркалом;
·         избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);
·         выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.
Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики
1Упражнения для мышц лба:
·         нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;
·         удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»
2Упражнения для мышц глаз:
·         зажмуриться — «распахнуть» глаза;
·         поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;
·         озорно, со значением подмигивать;
·         спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;
3Упражнения для щёк:
·         надувать щёки;
·         втягивать щёки;
·         перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);
·         «полоскать рот» воображаемой водой;
4Упражнения для губ:
·         улыбнуться («и-и-и»);
·         сложить губы в трубочку («у-у-у»);
·         двигать губами от правой щеки к левой;
·         двигать губами по кругу;
развесить губы»;
5Упражнения для языка:
·         расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»);
·         пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;
·         вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);
·         облизывать губы;
 Изобразить:
·         грозного владыку;
·         лазутчика;
·         кокетливую барышню;
·         деревенского дурачка.
III.Голосовая и интонационная гимнастика.
Голосовая гимнастика
Целью голосовой гимнастики является развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интонационно-мелодической речи.
Рекомендации при выполнении упражнений:
·         работая над гласными, необходимо следить за мягкой атакой звука (бархатистое звучание, чуть приглушенное, с теплым выходом);
·         не следует допускать горлового и других призвуков;
·         при выполнении упражнений с гласными следует соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляции, равномерное распределение выдоха.
1. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса
Упражнение 1. Звук произносится шепотом с присоединением голоса, мягко и негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания.
Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.
а        а                                                  У       У
а а        а                                                 У У       У
 «Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.
Упражнение 3. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».
Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (отработка мягкой голосоподачи и включение грудного регистра).
Упражнение 5. «Разбойники увидели жертву». На выдохе произносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), затем на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают).
Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, повышая/понижая тональность на каждом последующем звуке/слоге. Образуется своеобразная лестница.
2. Интонационные упражнения
Упражнение 1. При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).
Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием:
·         Восторженно
·         Спокойно и блаженно
·         Категорически
·         Вопросительно
·         Задумчиво
·         Скорбно
·         Дерзко    
·         С сожалением
По аналогии в этом упражнении можно использовать фразу.


IV.Логоритмические упражнения.
 
Логоритмические упражнения
Коррекционный курс для заикающихся включает в себя работу над темпом и ритмом речи. Большое значение для этого имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, хлопки, притопывания, прыжки). В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:
·         двигаться в заданном темпе;
·         чередовать движения в различном темпе;
·         согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.
Рекомендации к упражнениям
Упражнение необходимо выполнять:
·         с четкой артикуляцией;
·         с равномерным распределением выдоха;
     соблюдая умеренный темп;
·         синхронизируя произнесение и движение (на слог).
Большую помощь заикающимся окажут специальные упражнения, направленные на согласование речи с движением рук в стиле «робота», с хлопками в ладоши, ходьба на месте, по кругу, встречное дирижирование и т.д.
Например:
Mo-ем, мо-ем тру-бо-чис-та                                    
Чи-сто, чи-сто, чи-сто, чи-сто.                       
Бу-дет, бу-дет тру-бо-чист
Чист, чист, чист, чист.
V. Формирования навыков мягкой голосопадачи, ритмизация речи.
Гласный в начале предложения необходимо произносить с придыханием, в сопровождении дирижирования (на слог).                                
Упражнения:
Алмаз и в мутной воде блестит.                                                     
Алчный всегда в нужде.                    
Уши обманывают, Глаза правдивы.
И волки сыты, И овцы целы.
Ищи ветра в поле. Обогащайся знанием.
Ах ты, Лешка, простота, Купил лошадь без хвоста.
Один говорит — Двое смотрят, Двое слушают.
А счастье было так возможно!..
...От шума вдалеке,
Живу я в городке...
…О князь, наперсник муз,
Люблю твои забавы...
...О вы, в моей пустыне
Любимые творцы!
...И тихо дремлют рощи,
И шорох по лесам...
...Один во тьме ночной над дикою скалою
Сидел Наполеон...
...И муза верная со мной:
Хвала тебе, богиня!
...Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался...
...Уж полем всадники спешат,
Дубравы кров покинув зыбкой.
...Унылая пора, очей очарованье...
...О вы, поэзии прелестной
Благословенные мечты!
...Ах! Обмануть меня не трудно!..


VI.Формирование темпо-ритмической организации речи.
 ритмизация речи, говорение с жестким или мягким слоговым ритмом, то есть синхронизация речи с движением на слог. «Буксиром», который потянет за собой слог, может быть прием развернутого и свернутого дирижирования, метроном. Высокоэффективна методика Л. З. Арутюнян (Андроновой) — синхронизация речи с движениями пальцев кисти ведущей руки.
Большое значение этому приему придается В. М. Шкловским и сотрудниками московского Центра патологии речи и нейрореабилитации. В начале курса обучения применяется жесткий послоговой ритм, с течением времени он ослабляется (нивелируется), подключается «мягкий» слоговой ритм, а затем и он интериоризируется (убирается внутрь). Таким образом, делается расчет на выработку нового способа плавной, слитной, ритмически организованной речи, которая должна вытеснить старый патологический стереотип речи с запинками.
Значительный период времени отводится тому, чтобы ритмизированной речи придать выразительность, то есть приспособить ее для передачи, эмоционального состояния говорящего. Большую роль в этом играют групповые логопедические и психокоррекционные занятия, где больные общаются в рамках приемов ролевой терапии. Постепенно больные должны «приспособить» речь с нивелированным ритмом к использованию ее в различных жизненных ситуациях и в конце концов перейти на нормативный способ говорения, лишенный ритмических опор, имеющих внешнее выражение. Следовательно, медленная и ритмизированная речь может рассматриваться как этап на пути к нормализации речи. Ее роль в основном состоит в том, чтобы убедить пациента, что он может говорить без запинок.
Заключительный этап коррекции речи при заикании рассчитан на выработку навыка публичной речи. Это особенно актуально для взрослых заикающихся. Для этого также существует ряд специфических функциональных тренировок, требующих длительного грамотного профессионального сопровождения заикающегося.
Упражнения: чтение пословиц, поговорок и чистоговорок (синхронизация речи с движением или работа с метрономом):
Мимозы Мила маме купила.
Маму я молю упрямо://
«Молочка налей мне,/ мама,/
Мам,/ мам,/ мам,/ — молока бы нам».//
(Вторую и третью строчки надо канючить.)
Вы малину мыли ли?/
Мыли,/ но не мылили.//
Мама Милу мылом мыла,/
Мила мыла не любила,/
Но не ныла Мила.//
Медный ковш упал на дно -/
И обидно,/ и досадно,/
Ну да ладно,/ всё одно./
ОСЕННЯЯ РОСКА                                                 
Заосеняло.// Мухи стучат в потолок.// Воробьи табунятся.// Грачи/ — на    < убранных полях.// Сороки семьями/ пасутся на дорогах.// Роски холодные,/ серые.// Иная росинка/ в пазухе листа/ весь день просверкает...//
VII.Практические упражнения и задания для формирования интонационной стороны речи.
1. Работа по формированию мелкой моторики.
Цель: формировать тонкие движения пальцев рук.
1.1. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Работу по формированию тонких движений пальцев рук у детей нужно проводить самостоятельно, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно.
Например, упражнения "я мечем круги катаю", "я перчатку надеваю", "Белка", "Этот пальчик".
При проведении этих игр необходимо учитывать речевые возможности детей. В связи с этим при первом знакомстве с игрой необходимо читать текст стихотворения полностью и выполнять соответствующие движения пальцами. Непривычные детям слова и выражения подробно объясняются.
1.2. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.
Например, следующие упражнения.
"Здороваются" сначала большой палец с большим, потом указательный с указательным и т.д.
2. Работа над ритмом (методика Рычковой Н.А.).
Цель: развивать чувство и восприятие ритма.
Проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.
Упражнение 1. Детям предлагается прослушать серию ударов, сначала простую, затем акцентированную. После предъявления ритмических структур определяется, какое количество и какие удары были услышаны. Для этого детям предлагается показать карточки с записанными на них соответствующими ритмическими рисунками:
та-тата-та-та
I - I I - I – I.
Упражнение 2. Услышанные удары отстукиваются детьми по подражанию (без опоры на зрительное восприятие), записываются условными знаками, самостоятельно воспроизводятся по предъявленной карточке.
3. Работа над развитием мимики.
Цель: научить выражать эмоции при помощи мимики.
Мимика - прежде всего отражение эмоций. То же можно сказать и о жестикуляции.
Прочитаем детям хороший литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего. Очень удобны для этого произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над "Путаницей", когда "утки замяукали", а "кошечки заxрюкали". Они должны по крайней мере нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук "муху-цокотуху в уголок поволок".
Упражнения перед зеркалом.
"Удивилки" - поднять брови.
"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.
"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.
Примечание: если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу "пассивных действий": чисто вымытыми руками поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т.д., потом он сам руками поможет себе.
"Хмурилки" - нахмурить брови.
"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.
"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.
1. Логоритмические минутки.
Цель: научить соотносить движения с музыкой и со словами.
Логоритмические минутки могут быть использованы на любом этапе логопедической работы - на уровне звука, слова, фразы, текста разной степени сложности. Они хорошо вписываются как физпаузы в середине занятия. Практически к любой лексической теме можно подобрать соответствующую логоритмику, так что она лишь продолжит единый игровой сюжет занятия, Логоритмические занятия вообще очень любимы детьми.
Например, зарядка.
А - руки в стороны вверх.
О - руки соединить.
И - руки развести в стороны.
У - руки вперед,назад, вместе.
2. Медленные стихи.
Цель: развивать чувство ритма.
(Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).
Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
Ко-зел ша-га-ет по цве-там.
Занудливый дождь.
(Медленно постукивать пальцами по столу, изображая капли).
Стеной стеклянной идет
Противный дождь, занудливый.
И льет, и льет, и льет, и льет
Противный дождь, занудливый.
3. Подбор рифмы.
Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.
Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не ... (Ешь? Кушаешь? Млеешь?)
Я залез на коня
И держусь руками,
Посмотрите на меня.
Я поехал к... (Дедушке? Маме? Леше?)
4. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.
Цель: развивать чувство ритма.
Паузация - один из важнейших и сложнейших элементов просодики. Возможность выдержать нужную по длительности паузу, не начинать речевое высказывание даже секундой раньше или позже - свидетельство тончайшим образом организованного внутреннего ритма человека.
Дети маршируют и произносят текст, затем продолжают маршировать, произнося текст про себя.
Дети поют песню, по музыкальному сигналу останавливаются и про себя пропевают окончание куплета, слушая продолжающуюся музыку.
Дета считают и топают: раз-два-три-четыре-пять, затем прекращают считать вслух и топать, продолжая счет до десяти про себя в том же темпе.
5. Работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания.
Цель: научить детей повышать и понижать голос
Упражнение "Укачивание" (имитация укачивания куклы):
А А А А А
А А А А
6. Работа над интонацией.
Основываясь на лингвистических представлениях об интонации, в процессе обучения осуществляется работа над основными компонентами интонации, над фразовым ударение, мелодикой, темпом, паузацией, тембром и силой голоса. В процессе обучения осуществляется работа над основными компонентами интонации: над фразовым ударением, мелодикой, темпом, паузацией, тембром, силой голоса. Учитывая то, что интонация, включаясь в структуру языкового знака, усиливает и уточняет его значение, в процессе логопедической работы над интонационной структурой основополагающим моментом является опора на семантику языкового знака в целом.
С помощью правильного интонирования можно сделать речь более эмоционально-выразительной. Упражнения на интонирование следует начинать со слушания сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос.
Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки мы просим детей пересказать текст, подражая голосам актеров.
VIII.Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием методов коррекции просодических компонентов речи.
задачи по развитию голоса:

  • формировать правильное дыхание;

  • формировать звонкий, сильный голос;

  • формировать плавность и слитность произношения;

  • развивать методико-интонационную сторону речи;

  • формировать навык владения голосовыми модуляциями;

  • развивать слуховой контроль.

В подготовительный и первый период коррекционная РАБОТА по развитию голоса строится на правильно произносимых гласных и согласных звуках. Начинаем с постановки правильного дыхания. Работу по формированию дыхания проводим в определенной последовательности:

  • формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию

  • дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания)

  • развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Для развития нижнереберного дыхания и нижних резонаторов делаем такие упражнения:

  1. Ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваясь от пола.

  2. Руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.

  3. Правое колено к левому локтю - выдох «ф», и наоборот.

  4. Наклоняемся – выдох «ф».

Первоначально проводится РАБОТА над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.
Предлагаем детям следующие упражнения.
«Листья шелестят» 
Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу: «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
«Снежинки летят» 
На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу: «Снежинки летят».
Развитие мимических мышц строится на использовании естественных движений в игровых ситуациях:

  • «Плакса» - зажмуривание глаз;

  • «Мы удивились»- приподнимание и опускание надбровных дуг;

  • «Надуем шарик»- надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

  • «Тигренок»- оскаливание зубов;

  • «Упрямые бараны»- нахмуривание мышц лба;

  • «Веселый клоун»- улыбнуться и т.д.

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводим упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:

  • «Нашинкуем язык» - покусывая язык, постепенно высовывать его 4-8 раз.

  • «Лошадки цокает копытцем»- пощелкивание языком, меняя размеры и конфигурацию рта цокает далеко - близко, громко - тихо, маленькая-большая лошадка, грустно-весело, задумчиво, игриво.

  • «Футбол» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки.

  • «Иголочка» - протыкать языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки несколько раз.

  • «Щеточка» - проводить языком между деснами и губами - чистить зубы языком.

  • «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов. «Обиделись» - вывернуть нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение.

Позднее детям предлагаются задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движением разных частей тела.
Основной задачей в работе над силой голоса – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Используем следующие приемы работы:

  • произнесение изолированных гласных звуков ( шепотом, тихо, громко);

  • произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса ( используем схемы ↑ ↓ ↑ ↓ ↑);

  • произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;

  • произнесение коротких фраз с разной силой голоса;

  • воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

  • чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;

  • выполнение установки – читать стихотворение громко или тихо;

  • повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.

Примерные игровые задания, которые мы используем на занятиях.

  • «Певцы» (пение гласных звуков).

  • «Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко).

  • «Кукла спит» (гласный - а -, укачай куклу).

  • «Учим мишку петь» (гласные звуки).

  • «Строим домик» (тук – тук - тук).

  • «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да).

  • «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).

  • «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».

  • «Песня вьюги, ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы).

  • «Забиваем гвозди» (произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган).

  • «Эхо» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма).

  • «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом).

  • Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивлённо, сердито, весело и печально).

Формированию вокальной артикуляции способствуют чтение двустиший, четверостиший. При чтению в двух регистрах (высоком и низком) необходимо использовать образные сравнения, которые соответствуют фальцетному звучанию и грудному. Например: «говорим как маленький котёнок» или «как кошка – мама», или «как большая добрая корова» и т.д. Двустишия и четверостишия разбиты на группы для различных гласных: о, а, у, и, е. На начальном этапе необходимо вырабатывать навык тянуть округлые гласные – о, а, у. И лишь после того, как появиться навык открывать рот и тянуть эти гласные, можно включать двустишия и четверостишия, содержащие гласные и и е. При проговаривании должны тянуться только гласные, на которые приходиться ударение. Например: «О» Кошка смотрит за окошко.
Для активизации резонаторных зон используем резонаторный массаж. (Постукивание пальцами рук по частям тела)

  1. Постукивание по груди – звучим «м».

  2. Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».

  3. Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри «м – м – м».

  4. Постукивать над верхней губой «ви – ви - ви».

  5. Постукивать над нижней губой «зи – зи - зи».

  6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м – м – м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).

  7. По спине в области лопаток – звучим «м – м – м».

  8. Кончик языка между губами – звучим «м – м – м».

Развитию диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:

  • РАБОТА над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычной разговорной манере;

  • использование слов и стихотворных текстов – голос при этом движется, как по лестнице – живот, грудь, ротовая полость;

  • сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;

  • озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;

  • пение отдельных слогов – «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;

  • пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем все полностью.

РАБОТА над голосом с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у 92% детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.


Заключение
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего.
Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи
Интонация содержательна синтаксически и семантически и оформляет не только устную, но и письменную речь. На письме средствами обозначение интонации служат знаки препинания, порядок слов, организация строф, структура предложений и других композиционных элементов текста.
Интонация как средство выразительности выполняет свое назначение в тесной связи с другими выразительными средствами языка, прежде всего синтаксическими. Однако взаимоотношение интонации и синтаксиса нельзя свести к некоему параллелизму. Интонационных моделей, динамических и мелодических, всегда меньше, чем моделей синтаксических. Одни и те же интонационные средства русского языка используются для выражения в разных речевых ситуациях различных синтаксических значений. В то же время интонационные и синтаксические характеристики речи могут взаимно компенсироваться. Интонация тесно связана с ритмом. С ритмом и мелодикой связана организация гармонического центра, который помогает обозначить границы высказывания, границы его композиционных частей.
Учет интонационных стилей языка способствует успешности коммуникации, достижению целей общения. Нарушение интонационной целесообразности вызывает ощущение ошибки, сигнал спонтанности речи или как стилистический прием. Носитель языка интуитивно овладевает интонационными моделями родной речи.





Список литературы.
1. Алмазова Е.С. Логопедическая РАБОТА по восстановлению голоса. - М.: Просвещение, 2003.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007.

3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие

4. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда

. ——М.: Просвещение, 1984. 

5. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания

. -- М.: В.Секачев, 2005 - 128 с.