Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Курсовая работа по теме "Отражение природы в деятельности детей" (рисование)

Беспалова Маргарита Михайловна Беспалова Маргарита Михайловна
DOCX
173
4
Предпросмотр

КОГОБУ СПО
«Омутнинский колледж педагогики, экономики и права»





Курсовая работа
по МДК 03.03 «Теория и методика экологического образования дошкольников»



Тема: Отражение природы в деятельности детей (рисование)



Выполнила: Беспалова
Маргарита Михайловна
Специальность 44.02.01.
Дошкольное образование,
курс 5, группа 54
Руководитель: Ромашова
Елена Владиславовна


Омутнинск 2015
Р е ф е р а т
Беспалова М. М. Отражение природы в деятельности детей (рисование): ПЗ: Курс. работа / ОКПЭиП, пцк преподавателей педагогики; рук. Е. В. Ромашова. - Омутнинск, 2015. ПЗ 26 с., Ромашова 2 табл., 22 источника


ПРИРОДА, ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА, ЭКОЛОГИЯ, ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ, РИСОВАНИЕ, ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ
Объект исследования и разработки – Рисунки детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы – Определить особенности изображения детьми дошкольного возраста, разнообразие природных явлений и объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.
Рассмотрено влияние природы на формирование личности дошкольников. Выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование эстетического отношения к природе посредством изобразительной деятельности дошкольников (овладение детьми средствами создания выразительного образа природы в рисунке, разнообразие форм и методов осуществления знакомства с природой и проведения занятий и уроков по изобразительной деятельности и другие).
Содержание




Введение
Актуальность темы. В настоящее время на практике учёными, педагогами и психологами доказано, что возникают трудности восприятия детьми природы. Решением данной проблемы занимались известные педагоги и психологи А. В. Запорожец, Э. И. Залкинд, Н. М. Зубарева, В. Б. Косминская и др. Известный педагог Л. В. Компанцева обуславливает это тем, что «У детей, особенно городских, мало знаний о явлениях природы и её образах и поэтому они не могут активно принимать свой опыт в изобразительной деятельности». В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.
По мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знание о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами.
Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы и явлениях, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания.
Объект исследования – изобразительная деятельность как способ отражения впечатлений от окружающей действительности.
развитие художественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования –рисование объектов природы, как средств развития художественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста
Цель. Определить особенности изображения детьми дошкольного возраста, разнообразие природных явлений и объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.
Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития художественно-изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста при изображении природных объектов.

  2. Отобрать методы и приемы рисования объектов природы доступные изображению детьми старшего дошкольного возраста

  3. Разработать серию занятий, дидактических игр и упражнений по развитию эстетического восприятия природы.

  4. Экспериментально проверить эффективность предложенной серии занятий для развития художественно-изобразительных умений детей по рисованию объектов природы.

  5. Разработать рекомендации для родителей.

Гипотеза исследования заключается в следующем: формирование эстетического отношения детей к природе в процессе познания и изображения её объектов и явлений будет успешным, если педагогический процесс будет отвечать следующим условиям:
- овладение детьми средствами создания выразительного образа природы в изобразительной деятельности;
- разнообразие форм и методов осуществления знакомства с природой и проведения занятий (уроков) по изобразительной деятельности;
- широкое использование произведений детского изобразительного творчества (включая народное декоративно-прикладное в познании и отражении природы в изобразительной деятельности детей) - взаимодействие с семьёй в вопросе формирования эстетического отношения детей к природе.
Методологическую основу исследования составили:
- положение об изобразительном искусстве как средстве формирования эстетического отношения к действительности, развития художественно-творческих способностей детей ; Н. П. Сакулина , Е. И. Игнатьев , А.А Мелик-Пашаев, Т. С. Комарова, Е. А. Флёрина);
- положение о развитии художественного творчества детей с помощью эстетического освоения природы (Л.С Давыдова, Л.В.Компанцева , Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой.- М







Глава I. Теоретические основы формирования эстетического отношения к природе у дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

1.1. Роль природы в формировании личности дошкольника.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Специалисты по эстетическому воспитанию (А. А. Адаскина, Н. А. Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое единство мира.
Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста - деятельность, отражающая и передающая в образах объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического оформления результатов естественно-научного познания природы, и при этом всегда она есть и выражение отношения к объектам природы.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного, творчества. Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа “вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества”. То же самое могли бы сказать о природе, вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы является естественной и органичной.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное творчество.
Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского творчества образами природы. В детских рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.
Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.
Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и природу) в образах, преобразует её (С. Т. Котенков, Е. А. Чарушин, народное декоративное искусство и др.). Но чтобы её преобразить, её надо познать.
В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.
В исследовании Елки Янакиевой (специалиста по детскому изобразительному творчеству) подчёркивается, что взаимосвязь изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами природы имеет две стороны: первая- приобретение ребёнком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них, как источник детского творчества; вторая- влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы, на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование его представлений. При этом важно подчеркнуть необходимость давать детям научно достоверные знания об объектах природы, не подменять их сказками и легендами, которые затем при переходе ребёнка в школу вступают в противоречие с тем, что говорит учитель и о чём написано в книгах.
Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей отмечал известный педагог Е. А. Аркин: “…когда воспитание ведётся вне стен комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания её”.

1.2. Выразительно - изобразительные средства в рисунках дошкольников.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - это главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). Как же удаётся ребёнку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?
Нужно сказать, что выразительность в рисунке – качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребёнок пяти лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил её в клеточку. В отличие от пятилетнего старший дошкольник понимает, что для любимого котёнка клеточка - не украшение.
Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребёнок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством замысла.
Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому- то определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым. В чём причина? Что это- предпочтение или равнодушие к цвету?
Ребёнок может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечён изображением, скорее его содержанием, и делает своеобразный “подарок” (Е. А. Флёрина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением, является применение нескольких ярких цветов сразу.
К примеру, яркий осенний колорит солнечного дня контрастирует с тёмно-серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру.
Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами ребёнок обычно изображает любимых героев, животных, приятные события и явления, а тёмными (“грязными”) - не любимых героев, объектов, явлений и т.д. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые тона, а неприятных - холодные.
Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времён года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках старших дошкольников.
Многими исследователями детского рисунка отмечено, что иногда дети используют цвет однозначно, земля - всегда чёрная (коричневая), небо - синее, солнце - жёлтое (красное), трава - зелёная и т.п. То есть цвет не является выражением отношения ребёнка, а лишь средством обозначения предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.
Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к реальному, и “неподражательный”. У ребёнка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником,- линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.
Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребёнок строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья – справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.)
Как и взрослые, дошкольники нередко используют приём гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
Ребёнок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро будет дождь, гроза.
Девочка изобразила цветы на поляне, которые “выросли” до облаков, были больше домов и деревьев. Для этой девочки важно было показать красоту, яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.
Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.
Для старших дошкольников, в отличие от детей младшего и среднего возраста, характерным является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развёрнутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребёнок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребёнка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.
Ребёнку очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер, раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребёнок использует и такое средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом, цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев).
В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур. Мальчик увидел в море дельфинов, и они так поразили его воображение, что он нарисовал двух больших дельфинов, тщательно прорисовывая их, давая изгибающийся хвост (“чтобы они плавали”). В данном случае дельфины явились центральными “фигурами” рисунка.
Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 6-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании. Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, следует рассматривать как творческую.

1.3. Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой..

Познание ребёнком-дошкольником окружающей природы должно осуществляться “по законам красоты”. Это зависит от педагога, который сам чувствует, понимает красоту природы и может передавать это детям.
Необходимо развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться.
В задачу ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. И предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, “Белая берёза” “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей.
Также дети вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев и веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.
Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы.
Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают листья, рассматривают их, стремятся обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по цвету”), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.
Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины.
Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки.
Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо организовать восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними в живом уголке в саду, при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, месте расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах. Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и, изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями и объектами природы обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства.

1.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) дошкольников.


На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство- метод наблюдения.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.
Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками т. п.
Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение.
На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи.
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.
Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно - активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке.


Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эстетического отношения к природе посредством изобразительной деятельности.

Следуя художественным задачам программы “Детство” Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, 3. А. Михайлова и др. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000г.
и «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. которые направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к природе и последующего изображения её в рисунках, мною будут проведены практические эксперименты.
Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в курсовой работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, я смогу подтвердить, либо опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия, которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.
База исследования: МДОУ детский сад комбинированного вида №10 «Золотой ключик» г. Дмитрова логопедическая группа (старший возраст).
Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве.

2.1. Эксперимент № 1 (констатирующий).


Цель: Определить особенности эстетического отношения старших дошкольников к природе и к своему рисунку.
Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте;
2.Определение своеобразия эстетического отношения
детей к своему рисунку.
Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” (по выбору).
В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего возраста) по 10 человек.
Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя детей к пониманию того, что красота - это то, от чего человек получает удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).
I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать “красивое”? ”.
Полученные данные эксперимента № 1.
Из 20 детей определили в своих рисунках как “красивое”:


Таблица 1

Тематика

Кол-во рисунков

Труд людей, орудия труда


3

Семья, семейные отношения


4

Природа, природные объекты и явления

10

Герои сказок и мультфильмов


2

Цветовые пятна и цветосочетания

1


Таким образом, самым красивым для детей явилась природа, её объекты и явления (рисунков о природе было 10). Дети использовали очень яркие краски, к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий, оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий, тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.
II. Следующей задачей эксперимента являлось определение эстетического отношения детей к своему рисунку. Оно определялось вопросами: “Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми? Какие из этих ты назвал (а) бы красивыми? Как ты считаешь, твой рисунок красивый?» и др.
Таким образом эстетическая выразительность, красота рисунка для ребёнка заключалась в:
Таблица 2.

цветовом решении

37,2%

многоплановой композиции

26,8%

детализации

27,0%

аккуратность

62,8%


На вопрос: “Что бы ты внёс в свой рисунок, чтобы он стал красивее? ”- дети отвечали: “Закрашу красивым цветом”; “Нарисую ещё что-нибудь красивое… Цветы”; “Не знаю ещё пока”.
Мною было обозначено четыре условных уровня представлений детей о красоте своего рисунка:

  • “Нулевой” (26,5%): дети затруднялись в высказываниях и не давали ответа.

  • “Низкий” уровень(40%): красоту своего рисунка дети объясняли старанием.

  • “Средний”(20%): красоту дети соотносили с колористическим решением и аккуратностью.

  • “Высокий” уровень зафиксирован в 13,5% случаев. Красота рисунка объяснялась с позиций содержательной (смысловой) стороны, композиционного решения, соответствия колорита содержанию, аккуратного исполнения и законченности работы.

Следовательно, эстетическое отношение детей к своему рисунку во многом определяется использованием различных средств выразительности, таких как: цвет, форма, линия, композиция и других. Что подтвердила глава II, в которой подробно описываются средства выразительности и их использование детьми дошкольного возраста.
Вывод: из полученных данных эксперимента №1, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления (цвет, форма предметов, орнаменты), положительно эмоционально переживаемые явления природы, хорошие поступки людей, результаты человеческой деятельности, труд и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям.
Мы убедились в том, что обогащение представлений детей о красоте вообще и о способах её достижения приводит к развитию образно-эстетической выразительности рисунков.
Подтвердили теоретическую часть работы, сделав выводы о том, что дети глубоко воспринимают природу, определяют её как красивое, значимое явление, делая её предметом своего творчества.


2.2. Эксперимент № 2 (формирующий).

На основе результатов констатирующего эксперимента мы определили задачи для дальнейшей работы:

  • осуществить подбор иллюстраций и репродукций работ художников, чтобы познакомить детей с разнообразием объектов природы и явлений;

  • разработать систему занятий по отображению природы в деятельности детей;

  • подобрать дидактические игры и упражнения на развитие эстетического восприятия.

Формирующий эксперимент в нашем исследовании осуществлялся по двум направлениям:

  • обогащение знаний детей о природе и средств выразительности использованных художниками для создания образа;

  • выявление путей и методов формирования умений использовать различные материалы и техники изображения природы.

  1. Мы отобрали для работы с детьми следующие репродукции и иллюстрации, исходя из рекомендаций программы «Детство»:

  • И. И. Шишкин «Зима»

  • И. И. Шишкин «На севере диком»

  • А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

  • И. И. Левитан «Золотая осень»

  • И. И. Левитан «Золотая осень. Слободка»

  • И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

  • И. И. Левитан «Березовая роща»

  • Ф. И. Васильев «Мокрый луг»

  • В. И. Суриков «Вид памятника Петру I»

  • Н. К. Рерих «Гималаи»

  • И. К. Айвазовский «Волна»

  • А. К. Соколов «На луне»


  1. Были проведены 8 занятий по ознакомлению детей с пейзажной живописью и изображением пейзажа .

Таблица 3

Тема занятия

Содержание занятия

Задачи

«Выставка картин»

Дать понятие – пейзаж Познакомить детей с разнообразием пейзажей.. Беседа о том кто создает произведения искусства.

Формировать представления детей о пейзаже как жанре живописи. Развивать знания детей о видах пейзажа, о том кто создает их.

«Зимние деревья»

Рассматривание картины И. И. Шишкина «На севере диком… » с последующем рисованием зимних деревьев нетрадиционным способом - ватными палочками, поролоном.


Развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Развивать память, вызвать эмоциональный отклик на художественное произведение и от собственного рисунка

«Зимняя сказка»

Рассматривание картины И. И. Шишкин «Зима» с последующим рисованием пейзажа.

Учить рисовать пейзаж используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники (восковые мелки и белая гуашь)

«Грачи прилетели»

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», формировать умение понимать основную мысль произведения

Обучение видению изобразительных средств, которыми пользуется художник для передачи своих впечатлений и чувств

«Весна пришла»

Научить составлять весеннюю композицию, используя нетрадиционную технику рисования (рисование мятой бумагой) .


Развивать художественно-изобразительные умения, фантазию, чувство цвета, эстетический вкус, чувство ритма.


«Весенний пейзаж»

Рассматривание картины И. И. Левитана «Большая вода», с последующим рисование пейзажа гуашью.

Упражнять в умении рисовать дерево , кусты, траву,  листву. Развивать умение располагать  на листе  несколько изображений

«Белая береза под моим окном»

Рассматривание картины А. И. Куинжи «Березовая роща», рисование пейзажа.

Учить передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.

«Нарисуй, какое хочешь время года»

Диагностическое занятие

Выявить у детей умение создавать пейзажный рисунок используя различные материалы и техники.
Продолжение Табл. 3
Конспекты занятий в приложении 4.

  1. Были подобраны дидактических игры по развитию знаний детей о пейзаже (таблица 9)

Таблица 9

Название упражнения и игры

Материалы

Задачи

Игровое действие

«Реставратор»

Репродукции картин, разрезанные на части

Учить детей рассматривать картины

Собрать картину из разрезных частей по образцу

«Из чего состоит пейзаж»

Предметные картинки (живая и неживая природа, посуда и т.д.)

Закрепить знания о жанре пейзаж

Отобрать только те элементы, которые присуще только жанра пейзажа.

«Какие цвета использовал художник? »

Карточки с различными пейзажами, дидактическое пособие «Цветные таблички»

Развитие цветоведение

Дети подбирают краски к различным пейзажам.

«Собери пейзаж»

картинки с изображением природы, листы с обозначенной линией горизонта.

Развитие композиционного навыка, знание о элементах пейзажа

по собственному желанию составлять композицию пейзажа.

«Перспектива»

Картинная плоскость с изображение неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, гор, домов, облаков (разного размера)

Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближенности предметов, о переднем и заднем плане картины.

Дети раскладывают силуэты на картинной плоскости с учетом перспективы.


  1. Были подобраны дидактических игры по развитию знаний детей о пейзаже

Содержание дидактических игр приведено в приложении.
3.2. Анализ результативности формирующего эксперимента
После проведения работы мы провели контрольные тесты, что бы проверить результаты нашей работы. Детям были предложены те же задания , что и констатирующем эксперименте.
Таблица 5.

Тематика

Кол-во рисунков

Труд людей, орудия труда


-

Семья, семейные отношения


1

Природа, природные объекты и явления

18

Герои сказок и мультфильмов


-

Цветовые пятна и цветосочетания

1


Таблица 6.

цветовом решении

15%

многоплановой композиции

75%

детализации

10%

аккуратность

10%



Заключение

Изучив теорию по ознакомлению дошкольников с природой во взаимосвязи с изобразительной деятельностью, сделав соответствующие практические эксперименты, решающие задачи, поставленные целями курсовой работы, мною были сделаны выводы:
Если ребёнку задать установку нарисовать” красивое”, то в большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его жизни, миропонимания.
Рисунки на темы природы свидетельствуют о ценностных ориентациях семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Таким образом, содержание детского рисунка отражает то, что значимо именно для него в мире.
Взаимосвязь природы с изобразительной деятельностью (рисованием) дошкольников способствует закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формирует интерес к природе и положительное отношение к ней, вызывает яркие эмоциональные переживания, желание отражать её явления в своём творчестве. Через рисование природы у детей более полно и точно закрепляются знания о природе, (дети устанавливают связи между явлениями и объектами, узнают об их свойствах и т. д.), о её значимости для людей.
Общаясь с природой, дошкольник стремиться в рисунке выразить своё отношение к ней, и делает это с помощью различных выразительных средств. к изображаемому.
Таким образом, мы подтвердили выдвигаемую гипотезу о том, что разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению старших дошкольников с природой, влияют на уровень знаний об явлениях и объектах природы, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских рисунков, использование различных выразительных средств в них.


Библиографический список


1.Ветлугина, H.A. Методы эстетического воспитания и художественного обучения / H.A. Ветлугина // Основы дошкольной педагогики. — М.: Педагогика. 1980.-271с.
2.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, 3. А. Михайлова и др. – С-Пб.: Детство-пресс, 2000.
3. Доронова, Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. М.: Просвещение, 1992. -142 с.
4. Зубарева, Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании / Н.М. Зубарева. М.: Просвещение, 1969. - 111 с.
5. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. М.: Учпедгих, 1961. - 222 с.
6. Комарова, Т.С. Дошкольный возраст проблемы развития художественно-творческих способностей / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. 1998. - № 10. - С. 65 – 67
7. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество / Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
8. Комарова, Т.С. Как можно больше разнообразия / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1991. №3. - С. 51 - 56.
9. Комарова, Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С. Комарова. — М.: Алма-матер, 1992. — 32
10. Компанцева, JI.B. Поэтический образ природы в детском рисунке / JI.B. Компанцева. — М.: Просвещение, 1985. 96 с.
11.Компанцева, JI.B. Проблемы развития творчества детей в трудах A.B. Запорожца / A.B. Запорожец и современная наука о детях М.: Педагогика, 1995.-С. 72 - 73.
12. Лилов, А. Природа художественного творчества / А. Лилов. — М.: Искусство, 1981.-480 с.
13. Мелик-Пашаев, A.A. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей / A.A. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1975. - № 4.-С. 108-117.
14. Мелик-Пашаев, A.A. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности / A.A. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1990. -№5.- С. 22 - 30.
15. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981. - 96 с.
16. Мелик-Пашаев, A.A. Светлотные отношения в детском изобразительном творчестве / A.A. Мелик-Пашаев // Новые исследования в психологии. 1980. - №2.- С. 17-20.
17. Мелик-Пашаев, A.A. Формирование эстетических позиций как условие развития творческих способностей детей / A.A. Мелик-Пашаев //Новые исследования и психологии. 1981. - №2. - С. 49 - 53.
18.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 19.Флерина, Е.А. Детский рисунок / Е.А. Флерина. М.: Новая Москва, 1924. - 80 с.
20. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. М.: Учпедизд., 1956. - 86 с.
21. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Шацкой.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-332 с.



Приложения



Приложение 1

Конспекты занятий


Занятие 1. Рисование (акварель). Тема “Цветущий месяц май”.
В проведении занятия участвовали две группы детей по 7 человек старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
Учить передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках детей; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.
Материал: У воспитателя три-четыре репродукции или крупные иллюстрации с разной композицией, на которых изображён конец весны. У детей белые листы бумаги, мягкие кисточки и краски акварель, среди которых два-три оттенка зелёного цвета.
Предварительная работа.
1. Наблюдения за весенними изменениями в природе, экскурсии в природу, наблюдение за цветущими деревьями, кустами, травянистыми растениями (цветами).
2. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о весне (композиция, цветосочетание).
3. Проведение с детьми дидактических игр на различение оттенков одного цвета.
Ход занятия.
Воспитатель говорит:
- Кончается весна. Последний месяц весны называют цветущим маем.
Почему май называют цветущим? Вспомним, какие деревья цвели в мае (черёмуха…).
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила…
(С. Есенин)
- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.)
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят…
(Н. Некрасов)
- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких больше всего цветов мы в (черёмуха…).
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые
Что кудри завила…
(С. Есенин)
- Какие деревья расцвели в садах? (Вишни, яблони.)
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят…
(Н. Некрасов)
- Какими цветущими кустами мы любовались в мае? (Сиренью.) А каких больше всего цветов мы видели на полянах, возле дорог, заборов?
(Одуванчиков.)
Уронило солнце У него чудесный
Лучик золотой. Золотистый цвет.
Вырос одуванчик - Он большого солнца
Первый, молодой. Маленький портрет.
(О. Высотская)


А какие весенние цветы распустились на клумбах, в скверах, в парках?
(Тюльпаны, нарциссы.) Дети, какие же краски вам нужны, чтобы изобразить цветущий май?
Если дети забудут назвать какую-либо краску для изображения цветущих деревьев, кустарников, цветов, педагог спрашивает, каким цветом они нарисуют, например, кисти сирени и т. п.
- Посмотрите на свои палитры. Там имеется несколько чашечек с зелёной краской. Сколько вы заметили оттенков зелёной краски? Зачем вам нужна разная зелёная краска? (Листва деревьев, трава - имеют разные оттенки зелёного цвета.) Все названные вами краски можно назвать яркими и светлыми.
Рисунки, выполненные такими красками, должны получится радостными. Майскую природу можно нарисовать по-разному. Можно изобразить поляну, луг перед лесом с цветущими одуванчиками, например как на этой картине (показывает репродукцию или иллюстрацию с соответствующей композицией).
Можно нарисовать сад, сквер, где на клумбах расцвели весенние цветы, как, например, на этой картине. Можно нарисовать цветущие кусты сирени, черёмуху и др. А ещё можно изобразить цветущий яблоневый или вишнёвый сад. И все эти разные рисунки будут про цветущий май.
Воспитатель спрашивает двух-трёх детей об их замыслах и предлагает приступить к рисованию. В процессе рисования при необходимости напоминает о форме кистей черёмухи, сирени, о способах их изображения, об использовании разных оттенков зелёного цвета. Демонстрирует иллюстративный материал при затруднениях у детей в построении композиции рисунков.
В конце занятия педагог говорит:
- Дети! Давайте представим себе, что мы привезли свои рисунки в детский сад, который находится далеко от нас, на Севере. Там весна совсем не похожа на нашу. А детям Севера интересно узнать про нашу весну, про деревья и цветы, которые растут в наших краях. Пусть те, кто нарисовал эти рисунки, расскажут, как они изобразили цветущий май.
Дети(4-5) по очереди рассказывают, что они нарисовали (поляну в лесу, луг с цветами перед лесом, цветущий яблоневый сад и др.), как расположили деревья, кустарники, какие краски использовали. Педагог от имени детей с Севера задаёт рассказчикам вопросы, если их рассказы не полные. Затем помещает на стенд рисунки остальных детей и спрашивает:
- Можно ли все наши рисунки назвать ”Цветущим маем”? Подчёркивает, что про одно и то же можно нарисовать рисунки с разным содержанием. Предлагает детям рассмотреть все рисунки про весну, отобрать интересные и разные и оформить выставку ”Цветущая весна”.
Вывод: изучив содержание полученных на занятии рисунков старших дошкольников, можно сделать выводы, которые решают поставленную цель работы.
Дети рисовали деревья (берёзы, ели, тополя) в лесу (лугу, поляне); также цветущие среди деревьев цветы (одуванчики, тюльпаны и др.) и голубое небо с ярким согревающим солнцем. Так дети представили майскую природу.
Дошкольники выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым значимым выразительным средством для детей явился цвет. В рисунках были использованы такие цвета: зелёный (и его оттенки), жёлтый, голубой, коричневый, белый и др. Дети рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное отношение к природе, её объектам и явлениям.
В основном дети рисовали тёплый весенний день. Но некоторым детям с помощью цвета удалось передать холодный день весны. Для этого они использовали тёмно-синий цвет для неба, тёмно-зелёный цвет для листвы деревьев, передали движение (ветер), наклонив ветки деревьев в одну сторону. Так дети передали климатические особенности холодного весеннего дня, назвав свои рисунки соответственно: “Скоро будет дождь”, ”Гроза весной”, ”Солнце скрылось”.
Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце коричневым. Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы – тёмно-зелёный и т. д.).
Дошкольники рисуют объекты, используя разную форму (деревья с шатровидной и круглой кроной и т. д.), облако одно большое или много маленьких.
Особое место в этих рисунках занимает средство гиперболизации качеств или отдельных элементов с целью усиления впечатления. Так, чтобы показать мощь “проснувшегося” весной дерева, ребёнок рисует его до неба, или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно сильно греет и ярко светит.
По этим рисункам можно сразу определить, что время года - весна. Дети рисуют распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы- одуванчики и тюльпаны. Они выбрали очень контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др.
Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована.


Занятие 2. Рисование (акварель). Тема “Дикие и домашние животные”.
В проведении занятия участвовали две группы детей по 5 человек старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
- Закрепить у детей представления об объектах природного мира животных.
- Закрепить знания о диких и домашних животных, отличия их мест обитания, питания, повадках и т. д.
Материал:
Иллюстрации животных из различных мест земного шара (тигры, гепарды, жирафы; медведи, лисы, волки и др.). А также рисунки художника иллюстратора- Е.Чарушина с изображением животных, (зайцы, медвежата, котята и др.) У детей белые листы бумаги, кисти, акварель.
Ход занятия:
Дети, мы с вами говорили о природе, её явлениях. Давайте ещё раз вспомним, что такое природа? А кто населяет леса, степи и пустыни? Да, обитатели этих природных зон - животные.
Воспитатель раскладывает перед детьми иллюстрации, рисунки с изображением животных.
- Дети, какие животные здесь изображены? Где и с кем они живут? А как можно ещё сказать про этих животных, если одни живут рядом с людьми, а другие - в лесу, степи, пустыне? Правильно, это домашние и дикие животные.
Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации животных.
- Назовите диких, а потом домашних животных. Посмотрите, как художник- иллюстратор Е. Чарушин изобразил животных, их размеры, окрас, позы.
Делается вывод: животные отличаются друг от друга своими пропорциями, окраской, длинной шерсти, своеобразием внешнего вида.
Затем педагог говорит детям, чтобы каждый сам выбрал, какого детёныша будет рисовать, взять картинку с его изображением, ещё раз внимательно рассмотрел животное и нарисовал его, в какой либо позе или движении. Животное может сидеть, бежать, лежать, прыгать.
В ходе занятия воспитатель направляет внимание отдельных детей на те или другие характерные особенности животного. Например, на расположение глаз, носа на мордочке животного.
В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках (кто это, что делает, где живёт, чем питается и т. д.).
Вывод: Дети изображали в своих рисунках животных: тигра, собаку, лису, белку, гепарда, лося, кота и др. Дошкольники рисовали животных в природе: в лесу, на солнечной поляне, около реки и т. д.
Все работы детей очень красочные, они используют яркие цвета и оттенки красок: зелёный, красный, синий, коричневый и др. Почти у всех стандартный фон: зелёный низ (трава) и синий (голубой) верх (небо). Дети особенно пользуются цветом в старшей группе, они используют “неподражательный” цвет (который не передаёт признак предмета), изображая кота красным, а усы, делая у него зелёным. Тем самым дети выражают своё отношение, придавая некую оригинальность животному, используя свой любимый цвет.
В рисунках детей в большинстве преобладает зелёный цвет, символизируя приход лета, тепла.


3. Рисование на тему: «Наши любимцы»
старшая группа
Программное содержание:
1.Воспитывать у детей ответственное отношение к домашним животным.
2.Познакомить детей с нетрадиционным способом изобразительной
деятельности - рисованием тампоном из ниток.
Материал:
Тампоны из шерстяных ниток, гуашь, акварель, листы альбома. Ход: Воспитатель читает стихотворные строки:
В добрых глазах прирученного зверя,
Каждый ребёнок прочтет без труда:
Я полюбил тебя, я тебе верю!
Ты ведь не бросишь меня никогда?
Какие чувства вы испытываете, когда видите брошенных домашних животных? Почему некоторые люди выгоняют животных из дома
Я нашла в саду котёнка Он мяукал тонко-тонко Он мяукал и дрожал Может быть его побили? Или в дом пустить забыли? Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный, Лужи серые везде...
Так и быть, зверёк несчастный, помогу твоей беде.
Я взяла его домой
Покормила досыта…
Скоро стал котенок мой,
Загляденье просто
Шерсть как бархат, хвост трубой. До чего ж хорош собой Как
девочка сделала? Приходилось ли вам жалеть бездомных животных? В чём это проявлялось?
Предлагаю вам нарисовать своё любимое домашнее животное, (показ воспитателя способа изображения тампонами): тампон макаем в гуашь и отпечатываем на листе - получается пушистое изображение туловища животного. Затем дорисовываем лапки, голову, ушки.
Шарик с краскою любой
Поиграть решил с тобой,
Прыгнул раз и прыгнул два:
Получилась голова.
По листочку наутёк
Побежал зверек.



4. Рисование экологического плаката «Не убивайте животных!»
Старшая группа Программное содержание:
1.Продолжать закреплять понятие о том, что в природе всё
взаимосвязано, поговорить о охране животного мира.
2.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал:
Акварельные краски, кисти, плакаты с экологическим содержанием.
Ход:
Как вы думаете, что произойдёт, если уничтожить всех зверей? Запомните! Всё живое очень нужно и важно в природе. Если мы уничтожим волков, медведей, тигров, то некому будет уничтожать больных и слабых зверей, спасать лес от загрязнения. Если не будет зайцев, мышей и других маленьких животных - хищникам нечем будет питаться. В природе всё взаимосвязано и нет только вредных или только полезных животных, (читает стихотворение Б. Заходера «Все на свете нужны..»)
Существует Красная книга, куда вносят названия зверей и птиц, которые исчезают с лица земли. Люди должны сделать всё, чтобы сохранить природу, Но некоторые люди не понимают этого, Они из-за жажды наживы уничтожают животных, браконьерничают. Чтобы этого не было мы с вами должны встать на защиту животных. Что мы можем сделать для этого? (ответы детей) Я предлагаю нарисовать плакат «Не убивайте животных


5.Ознакомление с искусством: И. Левитан «Золотая осень»
Старшая группа Программное содержание:

  1. Учить детей воспринимать пейзажи: показать красоту осеннего леса, дать понятие, что природа прекрасна в любое время года.

  2. Формировать умение воспринимать, чувствовать его настроение.

  3. Активизировать словарь детей. Материал:

Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень» Ход:
Воспитатель даёт возможность детям самостоятельно рассмотреть репродукцию в течение 2-3 минут, затем читает стихотворение или фрагмент из прозы И.С. Тургенева:
«А осенний, ясный, немного холоден утром, морозный день, когда берёза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща всё мерцает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долины, и свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья..»
-Какое время года изображено художником?
-Что вы видите на переднем плане картины?
-Какие деревья нарисовал художник?
- Что можно сказать о них, какие они?
-Куда течёт река?
-Что изображено на заднем плане картины?
-Как вы думаете, о чём хотел рассказать художник?
-Как вы думаете, почему картина такая светлая? Какое настроение она у вас вызывает?
-Как бы вы хотели назвать эту картину?


Воспитатель:
Эту картину написал художник И.Левитан, назвал он её «Золотая осень». Перед нами яркий, осенний пейзаж: поле, лес, речка. В центре картины яркая, голубая речка, в которой отражается небо, бегущие облака. Справа от речки небольшая берёзовая рощица, на небольшой, ещё ярко-зелёной лужайке. Берёзовая рощица вся как бы горит нежным золотом. Хочется подойти к ней и погладить её золотые листочки.
Справа, в верхнем углу картины изображены, как бы в дали ещё берёзы и осины. Только на них больше зелени. За рощицей синее небо, оно чистое и прозрачное, лёгкие облака едва-едва видны. На картине преобладают мягкие, светлые и яркие тона.
Дети, ещё раз рассмотрите картину.
Ребята, понравилась ли вам эта картина? Картина, на которой изображена природа, называется пейзаж.
6. Рассматривание картин на тему «Красота русской зимы!
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с пейзажем. Показать, что природа прекрасна в любое время года и многие её состояния соответствуют переживаниям людей - от тихой радости до хмурой бесприютности и сверкающего великолепия зимы.
Предварительная работа:
Воспитатель просит родителей группы рассказать своим детям о том, как они впервые увидели снег, как играли с ним. Вспомнить забавные случаи,
связанные с зимой или новогодними праздниками.
Ход:
Воспитатель предлагает поделиться своими впечатлениями о зиме. Выслушав ответы детей обращает внимание, что в каждом рассказе отведено место зимней природе: белому пушистому снегу, горке и т.п.
Затем, воспитатель размешает репродукции пейзажей зимней природы.
Воспитатель:
Где бы вы хотели сейчас очутиться, погулять, поиграть и почему?
Что изображено на картине?
На каждой репродукции мы видим природу в разное время суток.
На какой картине день? (вечер)
На далёком севере в зимнее время ночь длится целые сутки. Наверное, потому на картине И.Шишкина мы видим зимнюю ночь (воспитатель читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере дальнем..»).
Художник использует контрастное изображение: ослепительно белый снег и чернеющее небо. Почему же так ослепительно сияет снег ночью? Если мы внимательно присмотримся к изображению сосны, то увидим, что правой стороны снег на ветках освещен. На картине не видна луна, но именно её свет озаряет вершину скалы.
На картине Грабаря «Февральская лазурь» мы не видим солнца. Почему же мы видим, что оно светит? Два противоположных цвета: тёплый - жёлтый и холодный голубой спорят друг с другом, и от этого контраста каждый цвет
выиграл, стал еще выразительнее. От голубых теней на снегу и ярко-синего неба веет холодом, а золотистые блики на ветвях и стволе березы создают ощущение тепла. Все цвета радуги можно увидеть на картине: розово- коричневый лес, зеленые елочки. В такой яркий зимний день хорошо дышится.
Посмотрите на картину внимательно и назовите известные вам цвета и оттенки. При помощи разных оттенков цвета художник способен передать свойства снега: пушистый, колючий, липкий. На картине Шишкина снег пушистый, а на картине Грабаря – похож на губку: рыхлый, шершавый.


7.Рисование на тему «Нам нужен чистый воздух!»
Программное содержание:
1.Уточнить представления детей об объекте неживой природы - воздухе,
об охране воздуха и что для этого нужно делать.
2.Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:
Целлофановые мешочки, изобразительный материал по выбору детей, альбомный лист на каждого ребёнка.
Ход:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(воздух) Воспитатель предлагает детям взять мешочки.
-Что там внутри? А теперь скрутите мешочек.
-Что с ним случилось? Что там внутри? Воздух всегда прозрачен, его никто не замечает. Но постоянно нужен нам всем. Всем живым. Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха не проживёт и 5 минут.
-Что было бы, если бы воздух был загрязнён дымом, ядовитым газом?
Если бы воздуха не было или он был бы совсем загрязнён, существовали бы на земле люди, животные или растения?

  • А кто же загрязняет воздух? (фабрики, заводы и т.д.)

  • Что же нужно сделать, чтобы воздух был чистым?

На фабриках и заводах поставить специальные очистительные фильтры, сажать дольше деревьев.
Давайте сегодня нарисуем плакат, чтобы люди увидели их и знали, что нужно делать, чтобы не загрязнять воздух.


8.Рисование на тему «Вечер» Программное содержание:

  1. Учить детей использовать в работе шаблоны, а также вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной гармошкой.

  2. Воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей природы.

Материал:
Шаблоны, чёрная бумага 30 на 13 см, акварельные краски, ножницы, клей, салфетка.
Ход:
(звучит музыка) Воспитатель читает стихотворение:
Тишина кругом стоит
Скоро ночь придёт с дозором.
Кое-где лишь петухи
Солнце с неба провожают,
Да весёлые сверчки
Вечер трелями встречают.

  • О каком времени суток говориться в стихотворении?

  • В какие цвета окрашивается вечернее небо? (красный, оранжевый, жёлтый, синий).

  1. Используя, пошаговый способ показа действий вместе с детьми тонируем альбомный лист.

  2. Беру прямоугольную полоску бумаги чёрного цвета, складываю «гармошкой», на неё прикладываю шаблон и обвожу его, затем по контуру вырезаю изображение - разворачиваю. Получилась деревенская улица.

3 .Наносим на улицу клей и наклеиваем на тонированный лист.

  • Как выглядят предметы на фоне заходящего солнца?

  • Какой цвет они приобретают?

- Можно ли вечером разглядеть какие-либо мелкие детали, легко видные днём?
На фоне заходящего солнца вырисовываются лишь чёрные силуэты домов,
деревьев.
-Что с наступление темноты люди включают в домах?
4. Дети самостоятельно подклеивают «вечерние окна» в дома (заготовки из оранжевой или жёлтой бумаги)


8.1 Конспект интегрированного занятия (ознакомление с природой + ИЗО) в старшей группе на тему: «Многообразие и разнообразие осенних листьев».
Цель: 1.Расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев. 2.Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе. 3.Воспитывать умение замечать красоту в осенней природе. 4.Познакомить с новой техникой изображения осенних листьев.
Методические приемы: показ предметных картинок и иллюстраций с изображением осенней природы/ рассказ воспитателя; подвижная игра; использование художественного слова; показ техники изображения набрызгом; пояснения.
Предварительная работа: в ясный осенний день предложить детям походить по опавшей листве; прислушаться как шуршат листья, рассматривать листья различных деревьев.
Материал: картинки с изображением листьев различных деревьев и иллюстраций с изображением осенней природы, атрибуты к п/и «Мы осенние листочки» букет осенних листьев; листы желтой бумаги; засушенные листья с деревьев, гуашь разноцветная, разведенная в тарелочках, зубные щетки.
Ход занятия:
Воспитатель: О том, как хороша природа,
Нечасто говорит народ.
Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово - благодать!
И, действительно, ребята, природа дает нам благо или другими словами можно сказать добро. Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, изображающие осеннюю природу.
Воспитатель: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льется ...
Ребенок 1: Это время года осенью зовется! Дети в желтых нарядах разбрасывают листья (из цветной бумаги) под ноги всем.
Воспитатель: Вот художник, так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:


Кто художник этот? Дети: Осень! (хором) Ребенок 2: День осенний так хорош!


Сколько листьев соберешь!
Золотой большой букет -
Нам от осени привет. Ребенок читает стихотворение с.букетом осенних листьев в руках. После прочтения стиха передает букет воспитателю. Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько красивых листьев принес на наше занятие Миша. Здесь и желтые, и оранжевые, и багровые, и бурые листья. А как вы думаете, почему осенние листья окрашены в разные цвета? Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, верно. Листья, которые сейчас у меня в руках, слетели с разных деревьев, а разные деревья осень раскрашивает в разнообразные цвета. Давайте поставим этот букет в вазу и будем им любоваться. А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу.
Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева.
Воспитатель проводит игру «Мы - осенние листочки». Ребята хором вместе с воспитателем говорят слова и делают движения, которые он показывает:


Мы - листочки, мы - листочки. (Дети стоят кружком с листочками в руках)
Мы - осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели. (Дети разбегаются).
Мы летали, мы летали.( Дети бегают, помахивают листочками)
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок – (Дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой)
Мы присели все в кружок,
Ветер снова вдруг подул. (Дети снова разбегаются, помахивая листочками)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели .( Дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут)
И на землю тихо сели.
Воспитатель читает детям стихотворение М.Авдеевой, дети усаживаются на стульчики.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как шуршат листья под ногами.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают? Нравятся ли вам цветные листочки? Любите ли вы их собирать? Почему? Что вы с ними делаете? Воспитатель рассказывает о том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут. Опавшие листья убирают только с асфальта и твердых покрытий. II часть.
Воспитатель: Сегодня я научу вас очень интересному способу изображения. Раньше мы с вами рисовали кисточкой, палочкой, ватой, пальчиками, а сегодня научимся рисовать зубной щеткой. А рисовать мы будем осенние листья, из которых потом соберем большой осенний ковер. Для этого нам понадобятся: лист желтой бумаги, осенний лист (у всех разные), цветная гуашь, зубная щетка. (столы застелены клеенкой) Воспитатель демонстрирует технику исполнения. Дети смотрят, потом выполняют на местах. Воспитатель комментирует:
На лист желтой бумаги положите свой осенний листочек. Окуните щетку в тарелочку с краской. Стряхните излишки краски. Держите щетку перед листом. Быстро проведите палочкой по щетке по направлению к себе. Передвигайте щетку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Оставим бумагу и листочек сохнуть, а потом уберем листья. Дети увидят силуэты листьев, окруженные брызгами краски. После полного просыхания можно вырезать листья, оставляя широкий край окрашенной бумаги, сделать коллаж из листьев, наклеив эти силуэты на лист бумаги.








Приложение 2


Дидактические игры на развитие эстетического восприятия.

  1. «Рыбки плавают в ручейке».

Цель игры: развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображение по цвету.
Подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету ручья), располагать изображения одинакового цвета, но разных оттенков, от светлого к темному и от темного к светлому.

  1. «Ягоды, овощи, фрукты.

Цель: Развивать интеллектуальные действия анализа, сравнения (выбери такой же), учить действиям классификации («подбери все овощи, все фрукты, все ягоды по цвету»). Учить выкладывать ряды одинаковых изображений.
Материал: картинки с изображениями разных ягод, овощей, фруктов.

  1. «На лугу расцвели красивые цветы»

Цель: Развивать образное мышление, воображение, эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбирать по цвету, разнообразя цветовую гамму.
Закреплять цветовую гамму теплых цветов и холодных.
Материал: фон - поле, цветы разных цветов и оттенков.
4. «Что растет в лесу?»
Цель: закреплять знания детей о лесе, о том, что там растет. Учить дифференцировать лесные и садово-огородные растения. Развивать эстетическое восприятие, образное мышление, операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Материал: картинки грибов, ягод, цветов, растений, поле леса.


5. «Радуга»
Цель: развивать чувство цвета, учить детей подбирать изображенные на картинках предметы по цвету. Развивать действия анализа, сравнения, выделения нужного цвета.
Материал: фон - Радуга, картинки предметов.
6. «Составь пейзаж»
Цель: учить детей составлять многоплановую пейзажную композицию, закреплять названия разных пород деревьев, времена года. Воспитывать любовь к природе.
Материал: фланелеграф, силуэты деревьев, грибов, ягод, людей по разным временам года.
7. «Составь натюрморт»
Цель: учить детей составлять натюрморт, композицию, подбирать цвет предметов. Учить понимать красоту в сочетании форм и цвета.
Материалы: фланелеграф, силуэты ваз, тарелки, овощей, фруктов.










Приложение 3

Конспект практикума
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»


Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.
Проведение практикума.
Предложить родителям совместное рисование с детьми «Дорисуй, что я задумал».
Ребенок начинает рисовать что-либо, а родитель дорисовывает. Важно не только дорисовать рисунок, но угадать и подержать замысел своего ребенка. По окон-чании совместного рисования предложить родителям поделиться своими ощу-щениями - легко или трудно было им поддерживать рисуночный диалог с ребенком.
Познакомить родителей с результатами анкетного опроса о понимании ими ценности изобразительного творчества в развитии ребенка в семье (содержание анкеты прилагается к конспекту).
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Педагог бросает мяч любому родителю, при этом произносится начало фразы. Поймавший мяч заканчивает фразу по своему усмотрению, если затрудняется, перебрасывает мяч другому родителю.
Примерные фразы для игры
Если рисунок ребенка выполнен в темной гамме, то ...
Если, рисуя пейзаж, ребенок изображает небо в тучах, склоненные деревья, то ...
Если, изображая семью, ребенок рисует одного себя или на дистанции от других членов семьи, то ... и т.д.
Закончив упражнение, организовать небольшое обсуждение обоснованности прозвучавших ответов.
Игровое моделирование родителями своего поведения в следующих ситуациях.
Ребенок что-то нарисовал и хочет показать вам. Вы:
а) говорите ему, что потом посмотрите, сейчас заняты;
б) делаете ребенку замечание, что не следует пустяками отвлекать взрослых от дела;
в) рассматриваете рисунок, выражаете свое отношение.
Ребенок мечтает сделать рисунок на сюжет из понравившегося мультфильма, сказки, но это трудно, у него не получается. Вы:
а) нарисуете ребенку то, о чем он мечтает;
б) посочувствуете ему в том, что его навыки еще ограничены и предложите пока отказаться от мечты;
в) поступите как-то иначе.
Родителям предлагается выбрать тот вариант поведения, который они одобряют, или заявить свой.
Прокомментировать следующие педагогические ситуации.
Ситуация 1.
Сима (6 лет) мечтательно смотрит вверх на причудливые облака.
«Что ты там увидела, смотри под ноги, а то упадешь», - говорит мать дочери.
«Ух ты, как здорово! Вон смотри - это облако совсем как наша собака Тишка, белый, пушистый и хвост колечком».
"Ну и фантазерка! Где ты видишь собаку? Это на небе-то собака? Облака это. Выдумываешь ты все! Не отставай, иди быстрее».
Ситуация 2.
Одна мать говорит другой: «Как хорошо рисует ваш Сережа! А у моего Пети одни каракули».
«А вы пробовали его учить?»
«Да, я часто усаживаю сына рисовать. Наверное, он у меня неспособный», - отвечает мать Пети.
Ситуация З.
Мать рассматривает рисунок пятилетнего Саши:
«Ты что это у меня такой глупый? Где ты видел оранжевые елки? А трава, почему розовая? Отвечай!»
Саша, опустив голову: «Потому, что это красиво».


В заключении практикума сделать вывод о том, что изобразительная деятельность - важный помощник родителей и педагогов в формировании у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, самому себе. Поблагодарить родителей за участие в практикуме.













Приложение 4


Анкета
(вопросы для родителей)


Какие животные и растения есть у вас дома?
Помогают ли ваши дети в уходе за ними? Как помогают?
Умеет ли ваш ребенок любоваться природой?
Знает ли ваш ребенок, для чего существуют реки, леса?
Что знает ваш ребенок о «Красной книге»? Каких животных и какие растения, находящиеся под охраной он может назвать?
Совершаете ли вы совместные прогулки в природу? Как часто? Что приносите домой?
Наблюдали ли вы у своего ребенка признаки жестокости по отношению к живому?
Являетесь ли вы для своего ребенка примером бережного отношения к природе?
Есть ли в вашем доме книги о животных, растениях?
Какова ваша личная роль в деле охраны природы?