Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Ознакомление дошкольников с произведениями живописи казахстанских художников.

Троценко Татьяна Александровна Троценко Татьяна Александровна
DOCX
101
0
Предпросмотр

Троценко Татяна Александровна, г. Костанай, ул. Герцена, д. 60, кв. 65,
тел. 8 (7142) 55-01-96, методист,
ГККП «Ясли-сад №69 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»,
г. Костанай, пр. Абая 18.


Ознакомление дошкольников с произведениями живописи казахстанских художников
«Нельзя растить полноценного человека
без воспитания в нем чувства прекрасного»
Р. Тагор
Проблема  эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского  отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием».
Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.
   Особое значение приобретает приобщение детей дошкольного возраста к богатейшим традициям отечественной культуры. В воспитательно-образовательном процессе произведения изобразительного искусства позитивно влияют на развитие дошкольников, на формирование их нравственно-эстетических взглядов. Ознакомление с произведениями живописи казахстанских художников способствует формированию эстетического отношения детей к окружающей действительности, стимулирует эмоционально-образную, художественно-познавательную активность, способствует развитию их интереса к национальной культуре.
На каждом этапе дошкольного возраста задачи ознакомления детей с искусством будут разные:

  • Во второй младшей группе необходимо развивать эмоционального отклика на красоту произведений искусства художников, на узнанные в изображении знакомые предметы.

  • В средней группе развивать у детей способность рассматривать произведения изобразительного искусства, вызывать интерес к ним.

  • В старшей группе развивать у детей способность воспринимать произведения искусства, вызывать эмоциональное отношение к изображенному явлению, образу при рассматривании репродукций.

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.
А.Кастеев «Красная юрта», «Молодой Абай», «На высокогорном катке», «Доение кабылиц», М. Лизогуб «Сказка», К. Тельжанова «Жамал», А. Дюзельханова «Лев и лиса», «Храбрый осел», «Начало года», «Весна», А. Галимбаевой «Дастархан», А. Риттих «Груши», Г. Исмаилова «Казахский вальс», Э. Бабад «Хамарьяш и цветы», С. Айтбаев «Гость приехал», «Счастье», Е. Карасулова «Натюрморт с кошмой», Е. Бейсембинова «Светлая радость моя», М. Кенбаев «Песнь чабана», У. Тансыкбаев «Кочевье» и др.
Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.
Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.
Методы и приёмы ознакомлении детей с живописью:
Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете
Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.
Игровые приёмы.
Этапы ознакомления дошкольников с живописью
Первый этапискусствоведческий рассказ педагога.
Структура искусствоведческого рассказа: сообщение названия картины, сообщение фамилии художника, о чём написана картина, что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали, что красивого показал своим произведение художник, о чём думается, что вспоминается.
Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине. Структура рассказа-образца: название картины, кто написал, о чём произведение, какими красками написано, какое в нём передано настроение, что особенно понравилось, какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.
После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.
На втором этапе:

  • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

  • выделять выразительные средства,

  • формировать умения «читать» картины,

  • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению.

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера. Например:
- О чём картина?
- Почему думаете так, расскажите?
- Как бы вы назвали картину?
- Почему именно так?
- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
- Как он изобразил это в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: «Что изменилось на картине между людьми, предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
На третьем этапе

  • Формирование творческого восприятия картины.

  • Сравнение изображенного с личным опытом

  • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения. Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.


Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?».
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.
Эстетическое восприятие действительности, развитие индивидуальных творческих способностей реализуется через живописные произведения отечественных художников, благодаря которым вопросы нравственного воспитания приобретаютособую значимость, оказывая позитивное влияние на понимание моральных ценностей и формируя личность гуманиста и патриота.


Троценко Татьяна Александровна, методист
ГККП «Ясли-сад № 69 акимата города Костаная
отдела образования акимата города Костаная