Публикации воспитателей детских садов
О проекте

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Поташкина Нина Андреевна Поташкина Нина Андреевна
DOC
71
0
Предпросмотр

  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства..
Различного рода игры помогают развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. В играх по Л.С. Выготскому «первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструктивные, организаторские, художественно-изобразительские, иные творческие способности». Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Поэтому передо мной встала такая проблема – как и через что помочь детям развить творческие способности.
Каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» своей неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок, у него развито восприятие окружающего мира. Поэтому проблема развития творческих способностей, по-моему мнению, стоит сейчас очень остро.   
            Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя.
Творческие способности неразрывно связаны с психическими процессами, особенно с воображением. Так, знакомясь с характерными признаками  посредством прослушивания музыкального произведения, дети, вживаясь в образ, выражают свои чувства (кружатся как снежинки, дрожат от холода как зайчата). Они выражают свои впечатления языком движений, языком живописи, языком музыки.
Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте. Я уверена, что кому посчастливилось в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, а театр, как вид искусства, только наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Мною были определены следующие задачи:
- развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности;
- обучение дошкольников разыгрыванию несложных постановок по знакомым литературным произведениям, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умению использовать в театральной деятельности разные виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый и т.п.);
- включение в различные виды деятельности этюдов, театрализованных игр и упражнений, способствующих развитию памяти, мышления, внимания;
- развивать речевую деятельность и двигательную активность детей.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми младших групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
 1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой и художественный компонент.
 2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
 3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
4. Все названные выше принципы находят свое выражение в целенаправленной работе по развитию театрализовано-игровой деятельности и включаются в целостный педагогический процесс.
Содержание работы по развитию театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста я начинала в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действии в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Прежде всего необходимо сформировать интерес к театрализованным играм в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые я старалась показывать в утренние или вечерние часы, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включиться в театрализованную игру, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы использовались мною на занятиях, а так же в повседневном общении. От их лица я благодарила или хвалила детей, здоровалась или прощалась. В конспекты занятий, вечеров развлечений, включала фрагменты драматизации, переодевания в специальный костюм, меняла голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игр-драматизаций. Реализация данной задачи достигалась мною последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы были следующие.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и спрятался за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Игpa-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игра-импровизация но текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей». «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
•Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать вместе с воспитателем в импровизациях на заданные темы.
Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «Котята играют» и т.п.).
Для развития творческих способностей детей через театрализованные игры, по моему мнению, в первую очередь необходимо создать предметно-развивающую среду. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития. Успешному решению всех задач способствовали созданная в группе предметно - развивающая среда, тесное сотрудничество с семьей (нетрадиционные родительские собрания, досуги, консультации, наглядность, конкурсы и пр.), целенаправленный отбор художественной литературы, изготовление различных видов театров, проведение комплексных и интегрированных занятий с участием сказочных героев, включением этюдов, психогимнастики и т.п. Я использовала такие средства как игровые приемы, ситуации с элементами театрализации (этюды), малые фольклорные формы (потешки, считалки, дразнилки и т.п.), упражнения дыхательной гимнастики, техники речи и т.д., направленные на создание в воспитательно-образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки.
Как дополнение в мою работу, я использовала отдельные виды творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) - не только при подготовке к играм драматизациям, но и в режимных моментах, на занятиях, в организации индивидуальной работы с детьми .
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что если взрослый устраивает игры драматизации и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.
В этом направлении свою работу я начала с создания условий для театрально-игровой деятельности при активной поддержке родителей. Были сшиты наборы кукол, изготовлены ширма и сменные декорации, различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок, театры на фланелеграфе, ), маски-шапочки и т.д.; игровая среда пополнена наборами мелких игрушек и музыкальными инструментами.
Знакомство детей с разными видами театров начала еще в первой младшей группе и заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.).
Поэтому во второй младшей группе, в результате проведенной педагогической диагностики, были выявлены склонности и способности каждого ребенка к театрально-игровой деятельности. В последующей работе я определила ряд задач: -пробуждение интереса к театрально-игровой деятельности, при создании необходимых условий; воспитание интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам, реквизиту; развитие умения следить за развитием действия в драматизациях использование импровизационных форм диалогов; обучение сопровождению движений куклы речью, песенкой; импровизировать на детских музыкальных инструментах; развитие желания выступать и по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
На этом этапе работы с малышами, при обучении их простейшим приемам кукловождения мною использовались резиновые, мягкие и пластмассовые игрушки, различные виды театров. Работу начинала со знакомства с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними), задавая вопросы детям (например, из какой сказки куклы), и предлагая кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным - дополнить товарища.
Отмечу, что никогда не заучиваю с детьми литературный текст. И этот прием использую для того, чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти выразительные интонации, то есть пытаюсь "разбудить" детскую фантазию через наводящие вопросы, не давая готового образца для подражания.
В своей работе применяю еще один методический прием: разучивание сценок маленькими фрагментами, что позволяет каждому попробовать себя во всех ролях. Затем спрашиваю: "Какой мишка больше понравился, Димин или Андрея? Чем понравился?". Ответы ребят отличаются разнообразием: "Андрей сердито рычал, как настоящий медведь, что я даже испугалась:", "Димин мишка рычал тихо, и мне совсем было не страшно, а весело:". Этот прием способствует не только развитию связной речи детей, самостоятельности их мышления, но и развивает умение выражать свою точку зрения, аргументируя ответ. После того, как все роли детьми были "испробованы", я предлагаю каждому самостоятельно выбрать себе понравившийся персонаж, и начинаем играть сказку...
В дальнейшей работе, чтобы способствовать развитию воображения, фантазии, речи дошкольников мною используется такой метод: выбор кукол из разных сказок, придумывание новой сказки с участием этих героев, с помощью воспитателя. При этом роль воспитателя выходит на первый план, ведь речь детей еще развита недостаточно, внимание неустойчиво, и крайне необходимы вопросы наводящего характера. Но как бы примитивны не были сочиненные малышами истории, я радуюсь любому проявлению творчества, стремлюсь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого из них, стараюсь создать атмосферу доброжелательности и взаимного доверия, одновременно решая воспитательные задачи. Только тогда ребенок сможет проявить свою фантазию и творчество, когда почувствует уважительное отношение к себе и своим способностям со стороны других: взрослых и ровесников. Разыгрывание подобных сказок духовно раскрепощает малыша, дает возможность поверить в свои силы.
Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
В своей работе по развитию творческих способностей детей, в театрализованной деятельности ,опираюсь на основные приоритеты системы дошкольного образования:
личностно-ориентированная модель общения с детьми.
Принятие и поддержка его индивидуальности.
Забота о его физическом, эмоциональном состоянии.
Исходя из этого выделила основные принципы работы с детьми: это-
партнёрские отношения с воспитанниками.
Воспитание без нравоучений и наставлений.
Опора на девиз – «Каждый воспитатель-психолог».
Понимание мира внутренних переживаний каждого отдельно взятого ребенка.
Согласованность позиций в воспитании педагогов детского сада и родителей в семье.
Создание эмоционально-благополучного, творческого микроклимата для каждого ребенка.
  Все дети очень разные. Одному достаточно только предложить что-нибудь придумать, сочинить, выдумать, и тут же радостно вспыхнут глазенки и начнется сначала неумелый, а потом все более совершенный творческий поиск. А другой постарается уйти, спрятаться за уже знакомые сюжеты и задания. Один очень быстро и охотно включается в любую новую игру, а с другим надо неоднократно возвращаться к одному и тому же.
Очень важно не форсировать творческими достижениями ребенка, не сравнивать детей между собой, хваля одного и принижая другого. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся личностные особенности.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского
творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное,
сценическое, певческое.
Они позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
  Использование в своей педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка в разных видах театрализованных игр.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания. Уже в 3-4 года на занятиях по изодеятельности дети используют цвет для передачи эмоционального отношения.
Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Рисуя дождик, дети сопровождают свои действия словами: «Дождик: кап-кап», что усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным занятие. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. В процессе рисования использую звучание капель дождя. Это еще больше повышает эмоциональный настрой детей и, следовательно, образную выразительность рисунка.
Из многообразия средств выразительности в своей младшей группе
формирую у детей умения имитировать характерные движения сказочных животных, например, после слушания песни «Петушок» изобразить, как поет и двигается петушок, как прыгают зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки и т.д.;
Проговариваю с детьми слова одного персонажа – например, в сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как волк. Кто жалобнее скажет?
Разыгрываю с детьми диалог двух персонажей. Например, как разговаривают три медведя.
Учимся произнесить фразу удивленно, с грустью, весело и т.д.
Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказы-
вать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому пре-
вращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками ре-
жиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого
ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интона-
ция голоса педагога – образец для подражания.
Влияние природы на развитие творческих способностей ребенка огромно. С удивительным, бесконечным и постоянно меняющимся миром природы малыш начинает знакомиться с первых лет жизни. Его привлекают шум дождя, шорох листьев, яркая бабочка, вспорхнувшая с душистого цветка, забавный пушистый котенок и перламутровые рыбки в аквариуме, переливающиеся всеми цветами радуги. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Успешность и результативность театральных занятий зависит от со-
трудничества педагога с музыкальным руководителем, по-скольку без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в развитии творческих способностей невозможно.
Таким образом, театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей , вводит детей в мир прекрасного. Она является источником чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, формирует опыт социальных навыков поведения .


Методика проведения театрализованных игр заключается в следующем:
первый раз театрализованную игру я проводила в вечернее время на фланелеграфе, т.к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Чуть позже познакомились с настольным театром игрушек и картинок, которые обладают теми же свойствами, что и фланелеграф. Затем с театром теней, получив массу приятных эмоций. Театр теней хорошо использовать в часы досуга. Затем дети учились игре драматизации с пальчиками. Здесь можно было обыгрывать персонажа как находясь за ширмой, так и изображать действия передвигаясь свободно по группе.
К концу года в младшей группе драматизируются небольшие сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок" и т.п.
Далее провожу цикл занятий, на которых дети в изобразительной деятельности и художественном труде отображают свои впечатления о прочитанном (рисуют, лепят, конструируют и т.д.).
Содержание театрализованных занятий должно включать в себя:
• упражнения по формированию выразительности исполнения , по социально эмоциональному развитию детей, задания для развития речевой интонационной выразительности, образные упражнения, пальчиковый игро-тренинг для развития моторики рук, упражнения на развитие выразительной мимики, подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,
знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.
Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
1) развитию речи и навыков театрально исполнительской деятельности;
2) созданию атмосферы творчества;
3) социально-эмоциональному развитию детей.










Методические рекомендации.


1.Целенаправленно вести работу в ДОУ по организации театрализованной деятельности, используя теоретический и практический опыт, новые технологии и программы.


2.Включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театров в систему занятий, а так же во все процессы воспитательно-образовательной работы .


3.Для наиболее полного развития творческих способностей детей создать театрализованные кружки в ДОУ.
4.Объединить воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра.

10