Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Театрализованное развлечение в старшей группе «Поверья русского народа»

Масленникова Любовь Сергеевна Масленникова Любовь Сергеевна
DOCX
98
0
Предпросмотр

театрализованное развлечение в старшей группе
«поверья русского народа»
Воспитатель Масленникова Л. С.
ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:  1. Познакомить детей с древнерусскими народными верования в духов природной стихии и жилищ.
2. Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.
3. Вызвать интерес к культуре русского народа.
Оборудование: Репродукции с изображением духов низшей русской  мифологии (домовой, леший, водяной, кикимора); аудиозапись с русской народной мелодией; атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка для глаз).
Предварительная работа.
1. Изготовление парика.
2. Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси.
3. Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля «бадья», «домовой», «хохлома».
     ХОД.
Звучит музыка.
Дети входят в комнату русского народного быта (уголок обустроенный в старинном русском стиле).
Ведущий (в образе хозяюшки):  Милости прошу, гости дорогие. Вставайте поудобнее. Да послушайте мой рассказ о моей избе: В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете как называется этот угол?
Дети: Красным, т.е. красивым. Здесь принимают гостей.
Ведущий: Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами». А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывают её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите – вот вьется травка – былинка, а из неё выглядывают ягодки: смородинка, малинка или цветы – маки, ромашки, колокольчики. А как вы думаете, что же ели из этой посуды?
Дети: (варианты ответов).
Ведущий: Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб – всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища.
А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок – домовой, водяной, леший, кикимора, баба-Яга. Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думают, что каждый из этих существ живет в своей стихии. Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей. Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной – знатным уловом, леший – хорошим сбором грибов и ягод. Домовой – порядком и миром в доме. (Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями).
Вдруг раздается стук в дверь. Входит Баба-Яга.
Баба-Яга:  Охти-ох! Что-то слышала, про меня говорят, да про моих братьев и сестер.
Ведущий: Ой, ребята! Кто же к нам пожаловал? Здравствуй бабушка Яга. Зачем же ты пожаловала?
Баба-Яга: Да ищу своего братишку названного, домовенка Кузю. Не пробегал сие?
Ведущий: Да Кузя у нас уже давно живет в своем домике в уголке. А зачем он тебе?
Баба-Яга: Хотела, чтобы он у меня похозяйничал в избушке на курьих ножках, а то мыши меня совсем одолели, да и порядка нет никакого ох-ох-ох! Пусть он у меня поживет немножко, пока его друг Нафаня не вернётся из стран далеких. Можно?
Ведущий: Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам – без него нам тоже плохо!
Баба-Яга: Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».
Дети становятся в круг, держась за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами:
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку,
Поиграем в шуточку!
На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным.
Баба-Яга: Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?
1. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружка,
А всего одна игрушка.
 
2. На голове у толстяка
Блестящая корона,
Но только не имеет он
Ни царства и ни трона.
 
3. Это платье на Руси
 Женщины носили,
И еще его всегда
Безрукавным шили.
 
4. Три струны, а звук какой
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Это русский инструмент.
 
5. Обувь делали крестьяне
Для себя конечно сами.
Как назвать её нам, дети
Поскорее нам ответьте.
Баба-Яга: Охти-охти! И загадки вы могли отгадывать! Какие молодцы! А петь умеете?
Дети: Да (Исполняется песня «Однажды Бабка-Ёжка»)
Баба-Яга: Ох, и развеселили вы меня! Поиграю с вами за это в свою любимую игру: «Гори-гори, ясно».
Дети идут хороводным шагом, проговаривая слова: Выбирается «горелка»
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо, птички летят
Колокольчики звенят,
Раз, два, три, беги
«Горелка», пробегая в кругу , останавливается у двух игроков, которые оббежав круг, должны успеть перехватить у «горелки» ленточку).
Баба-Яга: Вот так, детушки! Молодцы! Ребятушки! Весело мне с вами было. Да пора домой. Дома порядок наводить. Скоро весна-красна придет – пора мне Лешего будить. А за то. Что вы такие добрые, да смышленые , вот вам мой подарочек (Корзина с угощениями).
Баба-Яга прощается и уходит. Дети садятся за столы.
 
Используемая литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.-№4. С. 28-35.
2. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.:  Творческий центр, 2003.
3. Маханева М.Д. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11. – С. 20-24.
4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород.: Изд-во Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.
5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000.
6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999.
7. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. - Спб., 1998
8. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.