Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Семинар-практикум "Педагогическое руководство формированием развития у дошкольников познавательных процессов"

Салахова Анна Анатольевна Салахова Анна Анатольевна
DOCX
193
0
Предпросмотр


Семинар-практикум "Педагогическое руководство формированием развития у дошкольников познавательных процессов"


Цель: Показать педагогам важность и значимость проблемы развития познавательных процессов у дошкольника.
Задачи: 1. Актуализировать  знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Расширить представление о том, что такое познавательные процессы и их качества.
3. Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.
Оборудование:  фломастеры по количеству участников, листы бумаги, воздушные шарики с различными наполнителями (вода, горох, песок, земля, и др.)
Ход мероприятия
Познавательные процессы - психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. 
Развитию познавательных процессов у детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки.
Рассмотрим структуру познавательной деятельности. Структура познавательной деятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя:
1    Цель – получить знания.
2.    Мотив – различен в зависимости от ситуации.
3.    Способы – познавательные умения, действия.
4.    Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели.
5.    Результат – получение знания.
Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие дошкольников, – осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.
Цель деятельности воспитателя дошкольного образования заключается в стимулировании разных видов активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития, что позволяет ему осваивать разные сферы жизнедеятельности.
Тем самым педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Обязательным элементом образа жизни детей является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. При этом педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Для эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать разные виды активности. 
В их числе, прежде всего, следует назвать методы, вызывающие познавательные вопросы детей:
·         метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;
·        метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
·       метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни);
·      метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
- А какие же процессы включаются во время познавательной деятельности? (Восприятие, мышление, память, внимание, речь, воображение)
Вы мыслите в правильном направлении, но давайте, систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?
- Совершенно верно, воспринимать, значит чувствовать. Поэтому,
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.
Игры на развитие восприятия дошкольников
Развитие зрительного восприятия
1. Игра «Разрезные картинки»
2. Упражнение «Выбор недостающего фрагмента изображения»
3. Игра «Контуры»
4. Игра «Лабиринты»
5. Упражнение «Читаем по губам»
6. Игра «Что забыл нарисовать художник»
7. Упражнение «Точечный рисунок»
Развитие слухового восприятия
1. Игра «Испорченный телефон»
2. Игра «Узнай по звуку»
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.
3. Игра «Где позвонили?»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.
4. Игра «Кто больше?»
Дети закрывают глаза и слушают минуту, что происходит вокруг. Когда минута истечет, считают, кто больше звуков услышал.
5. Игра «Найди коробочку с таким же шумом»
Развитие тактильного восприятия
1. Игра «Найди пару»
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок (пластины оклеены бархатом, наждачной бумагой, вельветом, фланелью и др. материалами)
2. Игра «Что внутри»
Ребенку предлагают воздушные шары, содержащие внутри различные  наполнители: воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др.) Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
3. Игра «Снежинки»
На полу разложены кусочки ваты как снежинки. Детям предстоит с завязанными глазами собрать снежинки на ощупь. Кто больше соберет, тот и выиграл.
4. Игра «Дедушка – Водяной»
Ребенок на ощупь узнает кто из детей перед ним.
5. Игра «Узнай фигуру»
На столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
Развитие обоняния
1. Игра  «Овощи и фрукты»
Предложить определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты.
После нашей игры возвращаемся к психическим процессам. Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно?
(ответы)
-  Хорошо, подытожим. Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются концентрация (степень сосредоточения на объекте), переключение (способность быстро менять объект), распределение (способность удерживать несколько объектов) и объем (количество объектов). Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру на развитие внимания.
«ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений
«СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ»
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
«ЛАБИРИНТ»
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
«НАЗОВИ ПРЕДМЕТ»
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
«СКОЛЬКО ЧЕГО?»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
«ДОРИСУЙ»
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п.
«ЗАЧЕРКНИ»
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.


Переходим к следующему психическому процессу-памяти. Кто может сказать, какая бывает память?
(ответы)
- Отлично. Мы сказали, что память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную, по длительность хранения информации на кратковременную и долговременную, по степени осмысленности на механическую и логическую. А теперь с помощью игры выясним, какие есть плюсы и минусы у разных видов памяти.
Игра «Забывчивый художник»
Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа…, дом без окон…, собака без хвоста. Остается только просить помощи у нашего малыша, чтобы понять, чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует недостающее. Со временем, « склероз» у художника  будет  прогрессировать… он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить.
Более взрослые дети могут выступать в этой игре в качестве художника, и уже задачей взрослого будет угадать: «Чего же не хватает?»
Игра «Кто больше запомнит»
Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.
Развиваем смысловую память
Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.
ШУМ -ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.
(Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита удовлетворительно)


- Ну а теперь поговорим о важнейшем познавательном процессе-мышлении. Расскажите мне, что вы знаете о мышлении.
(Ответы)
-  Итак, ученые сформулировали, что мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Виды мышления:
• Наглядно -действенное мышление (форма мышления, манипулирующая предметной сферой) имеется у детей с рождения до 1, 5 лет)
• Наглядно - образное мышление (осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти, доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста) .
• Абстрактно - логическое мышление (мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе) Формируется с 7 лет
И все вышеперечисленные компоненты можно и нужно развивать в игре. Попробуем на примере.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказат!"
Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, РУ.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Литературные тексты
Цель: Побуждать находить скрытый смысл рассказа, логически объяснять его, делать простейшие умозаключения.
Утёнок.
Как-то раз на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой ты маленький» сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит в траве жук жужжит: «Ого, какой ты большой утенок». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» (А ты как думаешь?)
Кот Васька.
Сидит в лодке кот Васька и его хозяин. Васькин хозяин закидывает удочку и приговаривает:
- Ловись, рыбка, большая - пребольшая! А Васька потихоньку бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая!  (Почему он так говорит?)
Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
- А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеться. (Как он догадался?)
Лев и лиса.
Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пришла ко льву лиса и остановилась у порога.
- Почему ты не заходишь в мой дом? - спрашивает Лев у Лисы.
- Потому что я вижу много следов, которые ведут к твоему дому, и не вижу
следов, которые ведут обратно.
(Почему Лиса не вошла в дом ко Льву? о чем говорили следы?)
Бараночка
Один мальчик захотел кушать. Он купил в магазине булочку и не наелся. Он купил себе еще булочку, съел и не наелся. У него осталось немного денег, он купил маленькую бараночку, съел и наелся. Мальчик подумал: «Зачем я покупал булочки, лучше бы я купил маленькую бараночку» (Правильно ли думал мальчик? Наелся бы мальчик бараночкой? Почему?)
Осел и муравей.
Осёл хотел есть. Но трава росла далеко на горе. Осёл стал подниматься на гору, увидел муравья и спрашивает: «Муравей, скажи мне, пожалуйста, высокая ли трава на горе?» «Очень высокая и густая, как лес» - отвечает муравей. Осёл быстро пошел в гору. Когда он поднялся на самый верх, то увидел маленькую и редкую травку. Осёл подумал: «Зачем муравей меня обманул?» - и стал спускаться в низ. (Обманул ли муравей осла ? Какая трава росла на горе на самом деле?)
- Мы замечательно и плодотворно поработали и коснулись частично следующего психического процесса- воображения. Что это, как вы считаете?
(ответы)
-  Хорошо, а сейчас научная формулировка. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать им.
Особенную ценность представляет такой вид воображения как продуктивное или творческое. Вот сейчас мы с вами и попробуем себя в этом.


Игра «Клякса». Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Воспитатели должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.


Игра «Несуществующее животное». Дополнительно: листы бумаги, фломастеры. Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пофантазируйте: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба - ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?» (Воспитателям предлагается нарисовать несуществующую рыбу).
-  Молодцы, все проявили себя как творческие люди. Ну и наконец, рассмотрим оставшийся процесс-речь. Как вы думаете, а по каким критериям можно оценить речь?
(Ответы) .
-  Хорошо. Теперь сформулируем, что же такое речь. Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь может быть устной и письменной, диалогической и монологической. Сейчас мы поиграем в игру для развития монологической речи, наиболее сложной для детей.
Игра: «Похожие слова».
Задание:  подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка
Игра: «Кошка».
Задание:  подобрать как можно больше глаголов к существительному.
- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)


Игра: «Многозначные слова».
Команды получают карточки со словами, имеющими несколько значений.
Задание:  доказать многозначность слов:
труба (муз. инструмент, печная),
звезда (небесное тело, знаменитость, геометрическая фигура, морская, светлое пятно на лбу животного),
иголки (портняжная, сосновая, ежа),
резинка (для волос, жевательная, ластик, бельевая),
рама ( конструкция, велосипедная, автомобильная, бог в индуизме, ),
ключ (гаечный, скрипичный, родник, от замка).
-  Отлично. У вас все получилось. Это была последняя игра на сегодня.
-  Спасибо за  внимание, за хорошую работу. Надеюсь то,  что вы сегодня узнали, пригодится вам в вашей работе.