Публикации воспитателей детских садов
О проекте

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДВУХ КУЛЬТУР(ТАТАРСКОЙ И РУССКОЙ)

Ханова Гульнара Шамильевна Ханова Гульнара Шамильевна
DOCX
6
0
Предпросмотр

Г.Ш.Ханова
Ульяновская область, Барышский район,
Р.п.Старотимошкино,
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п.Старотимошкино» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
ryabinka.detsad@mail.ru


СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДВУХ КУЛЬТУР(ТАТАРСКОЙ И РУССКОЙ)











В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям других народов, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения.
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оказывая значимое влияние на его становления как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образовательных институтов. [2,с.2].
Значимым параметром социально-образовательной среды является и её творимость или авторство субъектов в создании этой самой среды. Это авторство проявляется в реальной возможности ребенка, педагога, любого жителя участвовать в создании всех компонентов социально-образовательной среды. [6,с.35].
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. [3,с.8].
В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой этнокультурности и толерантности. [1,с.3].
Дошкольные группы МОУ СОШ р.п.Старотимошкино посещают детей из русских и татарских семей. Каждая из этих культура самобытна, но живя в одном поселке бок о бок, мы уважаем и ценим традиции и обычаи тех, с кем ни год и не два, а целые тысячелетия.
Поэтому поликультурное воспитание стало занимать центральное направление в нашей работе с детьми дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте, ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный период развития. Заложенные в это время нравственные, духовные, национальные основы сопровождают человека в течение всей жизни.
Этнокультура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности [3,16].
Очень важен комплексный подход в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Как оптимальная форма организации работы выбрана - разработка творческих педагогических проектов. Каждый воспитатель разработал свой проект по ознакомлению дошкольников с народной культурой
Коновалова Роза Ревгатовна разработала проект на тему: «Изучаем народный костюм с помощью кукол и сказочных персонажей». Традиционный костюм – важная часть традиционной культуры. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка не бывает полноценной. Поэтому для изучения народного костюма мы использовали кукол. Кукол изготавливаем совместно с детьми и родителями. Также, мы используем сказочные персонажи. Для этого изготовили их по мотивам русских и татарских народных сказок. Персонажи всех сказок одеты и в татарские и русские народные костюмы. Мы не просто знакомим детей с костюмом, но и показываем, что люди разных национальностей должны жить в мире и согласие.
Огнева Лилия Шамильевна знакомит детей и родителей с бытом русского и татарского народов. «Картины старины»- так называется ее проект.
«Музыкальный фольклор». Музыкальный фольклор – замечательная школа общения. Ведь и песня, и танец, и игра в народной традиции были не только самореализацией своих способностей, но и умение войти в социум, научиться взаимодействовать с другими людьми. Изучает с детьми музыкальный фольклор Ханова Гульнара Шамильевна.
«По страницам семейных традиций», так называется направление работы воспитателя Хусаиновой Екатерины Вячеславовны.
Большим достижением в создании отношений сотрудничества и партнерства между родителями и педагогами является организация работы семейного клуба «Дуслык», где рассматриваются вопросы этнокультурного воспитания и образования, как детей, так и родителей, проблемы личностного роста и особенностей развития детей, проблемы внутрисемейных отношений с точки зрения народной педагогики.
Коллективом дошкольных групп разработан Народный Календарь. Особенность нашего календаря в том, что в нем представлены русские и татарские праздники.
Народный календарь представляет собой красочно оформленный журнал, в котором представлены основные русские и татарские народные праздники.
Ярко и весело проходят в дошкольных группах фольклорные праздники, согласно Народному календарю: «Ледоход», «Жаворонки», «Масленица», «Карга буткасе», «Посиделки», «Каз омясе», «Капустиники», «Нардуган».
Самым ярким событием 2016 года стал этнографический фестиваль «Волжская радуга». На праздник были приглашены гости из соседних сел. Фестиваль был посвящен – покровителям ремесленных дел Кузьме и Демьяну.
Родители воспитанников и учащихся, сотрудники , учащиеся МОУ СОШ р.п.Старотимошкино изготовили народных осенних обрядовых кукол Красивые танцы, звучные песни исполнялись участниками фестиваля.
В номинации «Ярмарка ремесел» были представлены народные умельцы каждого из сел.
Интересно прошло дефиле ,на котором была представлена рабочая одежда с элементами народного костюма.
На фестивале были показаны обряд ощипывания гусей «Каз омясе» и «Капустник».
В дошкольных группах организована музейная комната «Тропинками родного края». Там проходят занятия с воспитанниками.
Работа над проектом дала свои результаты: дети овладели знаниями названий и назначения предметов народного быта;
-повысился уровень знаний разных видов народно-прикладного творчества,
-овладели умениями воспроизводить характерные признаки предметов
народного быта в рисовании, лепке, аппликации,
- в течение года у детей сформировался устойчивый интерес к народным играм, праздникам, развлечениям.
Родители воспитанников стали активными участниками жизни дошкольных групп.


Библиографический список
1.Ильченко. Л. Педагогика поликультурности и толерантности / Дошкольное воспитание, 2004. - № 8. – С. 20 – 22.
2. Фрумин ,И.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. – М.: 1993, №1
3. Этнология / Под ред. Миськовой Е. В., Мехедова Н. Л., Пименова В. В.: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Издательство «Культура», 2005. – 624 с.
4. Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.)
5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А.Ясвин. – М.,
6.Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. – М.: 2000. № 2