Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Дидактический альбом "Великие личности Казахстана"

Соболева Евгения Алексеевна Соболева Евгения Алексеевна
DOCX
9
0
Предпросмотр


Дидактический альбом для детей старшего дошкольного возраста


«Великие личности Казахстана»


Абай Кунанбаев (Ибрагим Кунанбаев) (1845 – 1904) – казахский писатель, поэт, композитор, общественный деятель.
Родился Ибрагим 29 июля 1845 года в Казахстане в аристократической семье феодала. Прозвище Абай в биографии Кунанбаева было получено еще в детстве от матери.
Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых.
Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения русской и казахской культур. Он взывал свой народ к изучению русского языка.
Среди стихотворений Кунанбаева важное место занимает борьба с социальной несправедливостью. Также биография поэта Абая Кунанбаева известна как новатора в поэзии. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант – он стал автором нескольких популярных мелодий. Скончался великий писатель и деятель 23 июня 1904 года, подавленный смертью двоих сыновей.




Шакарим Кудайбердиев - крупнейший казахский поэт конца XIX века, философ, творческая деятельность которого протекала в сложное время трех революций, гражданской войны, установления советской власти на территории Казахстана.
Шакарим Кудайбердиев родился 11 июля 1858 года в ауле Кенбулак Чингисской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район нынешней Восточно-Казахстанской области). Его родители - выходцы из крупного племени аргын, принадлежащего к роду Тобыкты. Когда умер отец, Шакариму было всего семь лет, и с этого возраста он воспитывался в семье своего дяди - великого Абая Кунанбаева.
Шакарим рос в атмосфере высокой духовности. В доме Абая царил культ любви к музыке, поэзии, знаниям, поэтому будущий поэт получил блестящее для того времени образование. Именно под руководством Абая, который был для него не только родственником, но и учителем, духовным наставником, Шакарим формировал свои взгляды, под его влиянием начал заниматься поэтическим творчеством. 
Прижизненные издания Шакарима: книга «Зеркало казахов», поэмы «Калкаман-Мамыр» и «Енлик-Кебек».
С 1922 года поэт жил в местечке Шакпан в горах Чингистау в совершенном одиночестве. 2 октября 1931 года тайно расстрелян без суда и следствия. Творчество Шакарима долгое время предавали забвению. 



(26 октября 1931-1979)
Ануарбек Таженович Дуйсенбиев родился в 1931 году в селе Кара-Кастек Джамбулского района Алма-Атинской области. Окончил филологический факультет Казахского государственного университета имени С. М. Кирова и Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. В настоящее время работает ответственным секретарем журнала «Балдырган». Член КПСС.
Известный казахский писатель. В доме бабушки в Алматинской области, где родился и воспитывался Ануарбек Дуйсенбиев, частым гостем был Жамбыл. И звучала домбра, и пел старый акын свои песни-раздумья, послушать которые собирался весь аул. А потом и сам Ануарбек подражал акыну: мастерил из дощечки и проволоки самодельную домбру, тренькал на ней и пел про все, о чем думал.
Именно тогда в его душу запало чувство преклонения перед поэтическим искусством, уважение к слову и сознание его сил.






Курмангазы Сагырбайулы -легендарный казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры).
Выходец из рода Кызылкурт. Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры. Родился в 1818 году в Букеевской Орде (ныне Жангалинский район Западно-Казахстанской области) в семье бедняка Сагырбая. С раннего детства занимался игрой на домбре. Вершиной творчества Курмангазы является кюй «Сары-Арка» наполненный светлой тональностью, рисующий картину бескрайних просторов казахской степи. Особые приёмы игры Курмангазы, во многом развивающие музыкальную технику того времени, бережно восприняли и разработали его ученики и последователи. Среди них были Махамбет Утемисов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов и другие.В 1880 году Курмангазы поселяется в местечке Сахма под Астраханью.
Курмангазы, умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству — это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен, М. Сулейменов. Широко известные в то время домбристы — Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора — также считали себя учениками Курмангазы. Умер в 1896 году, похоронен он в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России. К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы.





Даулеткерей Шыгайулы (1820–1887 гг.) родился в Ординском районе Уральской области в состоятельной семье. И отец Шыгай, и хан Боккееской орды Жангир с детства приучали его к правлению народом, к судебной деятельности. 
В 1861 году Даулеткерея назначили правителем рода в Кызылкурт, там он через год встретился с «отцом» кюев — Курмангазы. Ахмет Жубанов пишет: «На музыкальное творчество Даулеткерея большое влияние оказали беседа его с Курмангазы, встречи с другими домбристами, исполнявшими кюи в традиционно народной манере». Кюи Курмангазы и его учеников отличаются порывистым темпом, твердым звучанием, смелостью, широкомасштабностью. 
Кюи «Топан», «Жигер», выражающие стремление народа к свободе, вместе с тем отражают раздумья человека, много выстрадавшего в жизни, мужественного, сдержанного, серьезного. О кюе «Жигер» А. В. Затаевич пишет: «В этом кюе звуки превышают возможности домбры, бьют через край, бурлят. Это произведение, написанное в приподнято-возвышенном темпе, имеет большое значение». Даулеткерей скончался в 80- годах XIX века. Он оставил после себя духовное наследие, имеющее большое значение для потомков. 




Шокан Валиханов (1835—1865) — одна из замечательных личностей в среде казахского народа в дореволюционный период, просветитель-демократ, путешественник, этнограф, филолог.
Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан — прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в урочище Кушмурун Кокшетауской (ныне — Северо-Казахстанская) области, в семье старшего султана — правителя Шынгыса Уалиханова. После получения первоначального обучения в ауле Шокан в 1847—1853 годах учился в Сибирском кадетском корпусе в г. Омске.
В 1854—1857 годах Уалиханов путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, по Киргизии, где собирает богатый географический, этнографический и исторический материал о казахском и киргизском народах.
В 1858—1859 годах Уалиханов совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, в Китай, которая принесла ему славу отважного путешественника и крупного ученого. Результаты этой поездки, труды, посвященные истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана были опубликованы на русском, немецком, английском и французском языках.
В конце 1859—1861 годов Ш. Уалиханов жил в Петербурге, где работал в высшем военном учреждении — Генеральном штабе, Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, Русском географическом обществе, членом которого он был избран в 1857 году.
Весной 1861 года тяжелая болезнь заставила Ш. Уалиханова оставить Петербург. Живя в ауле, он занимался изучением быта, истории народа, собиранием образцов устной поэзии.
Умер Шокан Уалиханов очень рано, в возрасте 30 лет. Он похоронен вблизи дороги у подножия Алтын-Эмельского хребта, примерно в 250 километрах от Алматы. Шокан Уалиханов был патриотом, просветителем. «Народ свой он любил... Он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой»,— писал Г. Н. Потанин, первый биограф и друг Ш. Уалиханова. Уалиханов прекрасно знал жизнь казахского народа, его быт, нравы, обычаи, многовековую духовную культуру, прекрасно разбирался в сложнейших политических проблемах, в нуждах и чаяниях своего народа, глубоко чувствовал его потребность в развитии, в выходе из темноты.

Ибрай Алтынсарин — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, ученый-этнограф. Автор казахских учебников: «Казахская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку», автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.
Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.
Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Ибрай рано лишился отца, и воспитывался у своего деда — известного бия Балгожи Жанбуршина.
В 1850 году Балгожа — би определил Ибрая в школу — интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Алтынсарин успешно окончил ее в 1857 году и в течение трех лет работал писарем у своего деда Балгожи. Некоторые время Алтынсарин работал толмачом (переводчиком) в Оренбургском областном правлении. В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении, (г. Тургай), в которой он назначался учителем русского языка.
В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В этой должности И. Алтынсарин работал до конца своей жизни.
И. Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года и был похоронен по — казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временем соответствовало генерал — майору от инфантерии.
Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. При жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско — киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян.





Ахмет Байтурсынов - великий сын казахского народа, духовный лидер нации, выдающийся просветитель, ученый-тюрколог, лингвист, реформатор орфографии казахского языка, создатель первых казахских учебников, поэт, публицист, основатель первой общенациональной газеты «Казах», видный общественный и политический деятель.
Ахмет Байтурсынов родился 15 (28) января 1873 года в урочище Сартюбек Тусунской волости Тургайского уезда (ныне – Жангильдинский район Костанайской области). 
Ахмет Байтурсынов был  основателем газеты «Қазақ»,котораяимеласвышетрехтысячподписчиков.С 1913 до 1918 годабылее редактором.
В эти же годы Ахмет Байтурсынов приобщается к литературному творчеству, переводит на казахский язык басни Крылова. Параллельно занимается созданием первых по времени пособий по родному языку, организует национальные школы, пишет книги под названием «Маса» («Муха»), «Қырықмысал» («Сорокбасен»).АхметБайтурсыновстоялуистоковлитературоведенияинаукиоказахскомязыке.В двадцатые годы на основе арабской графики, учитывая особенности казахского языка, он создал азбуку, написал ряд трудов по проблемам грамматики, морфологии, фонетики, методике обучения, проделал большую работу по развитию казахской литературы и культуры. 
В 1917 году Ахмет Байтурсынов принимал участие в формировании партии «Алаш» и в организации правительства Алаш-Орда. Тогда же его избрали в Учредительное собрание. В1919 г. провели амнистию, после чего Ахмет поддержал советскую власть. Кроме того, Байтурсынов стал членом Компартии большевиков.
В 1929 Ахмета вновь арестовали, поместили в тюрьму, а позже выслали в Архангельскую область, а жену и приемную дочь  Шолпан отправили в Томск. В 1934 г. благодаря усилиям Екатерины Пешковой Байтурсынова выпустили на свободу. К тому времени в семье было уже трое приемных детей, с которыми Ахмет переехал в Алма-Ату. В 1937 году литературоведа снова взяли под арест, а 8 декабря Ахмета расстреляли, но в 1988 его реабилитировали.



Музафар Алимбаев – казахстанский писатель, поэт и переводчик.
Родился в селе Маралды Шарбактинского района Павлодарской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации окончил Казахский государственный университет имени С. М. Кирова, работал заведующим отделом журнала «Пионер», заведующим отделом художественной литературы и заместителем главного редактора газеты «Казах адебиеты». Был главным редактором детского журнала «Балдырган». В 1952 году выпустил первую книгу - «Песни о Караганде». Затем на казахском языке изданы его книги «Моему сверстнику» (1952), «Выше-выше» (1955), «Лирика» (1958), «Подснежник» (1959), «На лоне Алатау» (1960), «Мой Казахстан» (1960), «Урак-неумейка» (1962), «Пути-песни» (1964), «Шепот сердца» (1967), «Вечный огонь» (1969), книжки-картинки «Загадки», «Мои игрушки», «Не играй с огнем», «Закалка – залог здоровья».
Автор текстов современных казахских песен и текста первого гимна Республики Казахстан. Участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Хикмета, Тихонова, Суркова, Баруздина и эпоса «Манас» на казахский язык. 
Музафар Алимбаев награжден медалями Советского Союза, Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.
Алимбаев – автор текстов современных казахских песен. Его песни известны всем например, «Акмандайлым», «Аксункарым», «Аяжан», «Алматы кешінде», «Кара кыз» и множество других. Многие произведения писателя переведены на языки народов СССР. Отдельными книгами вышли сборники стихов: на русском – «Казахская песня», «Казахские степи», «Мой Казахстан»; на туркменском - «Я – гость туркмен», на кыргызском – «Мысли, песни, годы».




Абильхан Кастеев — казахский живописец и акварелист, народный художник, основоположник казахского изобразительного искусства.
Родился в ауле Чижин возле Джаркента (ныне Алматинская область).
С 1929 по 1931 годы Кастеев учился в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова (жившего тогда в Казахстане).
С 1934 по 1937 годы он продолжил учебу в Москве, в художественной студии им. Крупской.
Председатель Союза художников Казахстана (1954—1956).
Был де­путатом Вер­ховно­го Со­вета Ка­захс­кой ССР 4—6-го со­зывов.
Умер 2 ноября 1973 года, по­хоро­нен в Ал­ма­-Ате.
Многие работы Абильхана Кастеева можно увидеть в Государственном музее искусств Республики Казахстан в Алматы.
Наиболее известные работы:
«Колхозная молочная ферма», «Доение кобылиц», «Уборка хлопка», «Колхозный той», «Насильственный увоз невесты», «Купленная невеста», «Золотое зерно», «Аксайский карьер», «Высокогорный каток Медео», «Турксиб», «Долина Таласа», «Капчагайская степь».
А также портреты: Кенесары КасымоваАбаяЧокана ВалихановаЖамбыла. Лучшим его портретом считается — «Портрет Амангельды Иманова».










Идрисов Кабдыкарим (1928-1978)
Кабдыкарим Идрисов – известный казахский поэт, родился 28 августа 1928 года в совхозе им. 25-летия Октября Краснокутского района Павлодарской области ( ныне с.Отес Актогайского района).
В 1962 году окончил Казахский педагогический институт. В 1948-1952 годах работал инструктором, старшим инструктором Павлодарского облисполкома. С 1952 по 1957 год - заведующим отделом газеты «Қазақстанпионері».С 1957 по 1961 год - старшимредакторомиздательства«Жазушы».В 1962г.онбылизбрансекретаремправленияСоюза писателей Казахстана, проработал на этой должности 12 лет.
За годы своей короткой, но яркой жизни К. Идрисов создал целый ряд произведений высокого содержания. Это стихи, вошедшие в кладезь казахской литературы, песни, ставшие при жизни поэта поистине народными. Первый сборник стихов «Цветы жизни» вышел в 1955 году. Из-под пера поэта вышло свыше 30 сборников стихов, среди них: «Волны Иртыша» (1959), «Солнечные дни» (1969), «Дай руку, друг» (1973), «Здравствуй, Аравия!» (1975), «Пути-дороги» (1977), «Я расту» (1976), «Добрые сердца» (1977) и другие. Написаны книги для детей «Жмурки» (1962), «Пусть всегда будет солнце!» (1965), «Вперед, малыш!» (1980). В 1972 году Кабдыкарим Идрисов посетил Сирию, Египет и Ливан. После чего родился цикл стихов «Салем саган, Арабстан», где он воспел экзотические страны. Во всех произведениях Кабдыкарима Идрисова воспевались патриотизм, героизм и мужество людей, дружба и любовь. 
Благодаря его таланту, на казахском языке увидели свет произведения классиков мировой литературы А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Хикмета, Т. Шевченко, С. Михалкова, О. Гончара, многих зарубежных авторов. 
В Алматы на стене дома по проспекту Достык, где жил и творил поэт, установлена мемориальная доска. 
На родине К. Идрисова, в Актогайском районе в его честь названа одна из средних школ. Ежегодно в школах, библиотеках, клубах проходят Идрисовские чтения, творческие встречи, организуются книжные выставки.




Кастек Баянбаев родился в 1936 году в селе Талдыбулак Андреевского района Талды-Курганской области. Окончив среднюю школу, работал в колхозе.
В 1960 году становится литературным сотрудником Алакульской районной газеты. Впоследствии работал в редакциях межрайонных и областных газет. С 1971 по 1976 год заведовал редакцией детской литературы в издательстве «Жазушы». В настоящее время — заместитель главного редактора издательства «Жалын». Член КПСС.
В 1972 году К. Баянбаев окончил факультет журналистики Казахского государственного университета им. С. М. Кирова.
Литературной деятельностью занимается с начала шестидесятых годов. Первые стихи были опубликованы на страницах журнала «Пионер», газеты «Казахстан пионери» и «Лениншил жас».
В 1962 году вышел в свет его первый сборник стихов для детей—«Скакун». В последующие годы— сборники стихов «Старик-левша» (1964), «Подарок детям» (1966), «Письмо человеку» (1966), «Добрый день» (1969), «Ильич и охотник» (1970), «Чайки белокрылые» (1973), «Богатыри под шатром» (1974), «Удивительный мир» (1976) «Огонек» (1977), «Птичье молоко» (1978).
К. Баянбаев перевел на казахский язык и издал отдельной книгой стихи бельгийского поэта Э. Верхарна, советских поэтов С. Данилова, 3. Александровой, И. Токмаковой, ряд стихов А. Барто, С. Михалкова, А. Исаакяна и других.
Стихи К. Баянбаева включены в учебную программу начальных классов.
К. Баянбаев награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».




Жамбыл Жабаев – акын-импровизатор, один из самых знаменитых поэтов Казахстана. Жамбыл родился 28 февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты (Старшего жуза). По семейному преданию, мать Жамбыла Улдан родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Жамбыла) в очередной раз спасался от набегов. Это случилось возле горы Жамбыл (что по-китайски значит крепость), на северо-востоке от нынешней станции Отар, в верховьях реки Чу. Мальчика нарекли в честь горы именем Жамбыл. 
Жамбылу было двадцать лет, когда он самостоятельно стал разъезжать по аулам, демонстрируя поэтическое мастерство. 
Жамбыла переводили многие известные русские поэты. В русских переводах Жамбыл стал известен и за рубежом. Его произведения, изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах. Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира. 
Умер Жамбыл 22 июня 1945 года всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея.
Жамбыл Жабаев был знатоком казахского фольклора. По словам современников, он отличался феноменальной памятью, знал наизусть и исполнял отрывки из героических эпосов «Алпамыс-батыр», «Кобланды-батыр», киргизского эпоса «Манас», широко известных произведений Востока «Сказание о Рустаме», «Кероглы», «Юсуп – Злиха» и других. 







Ро́заКуаны́шевнаРымба́ева (28 октября 1957, станция ЖангизтобеСемипалатинская областьКазахская ССРсоветская и казахстанская эстрадная певицакиноактриса и педагог-профессор. Народная артистка Казахской ССР (1986). Лауреат Государственной премии Казахстана (2004). Двукратный лауреат премии Ленинского комсомола (1976, 1981). Почетный гражданин Астаны (2016).
Единственная уроженка Казахстана, представлявшая Советский Союз на международной вокальной арене.
После окончания школы-интерната в 1984 г. Роза получила диплом  Алма-Атинского театрально-художественного института имени Жургенова. Во время обучения в университете Рымбаева выступала в  молодежном ансамбле «Гульдер» и коллективе  «Арай», которым руководил ее будущий муж Таскын Окапов.
Роза Рымбаева занималась не только музыкальной деятельностью. В 1999 году она выставила свою кандидатуру в депутаты Мажилиса казахстанского Парламента, но позже досрочно отказалась от депутатского мандата. Рымбаева является членом партии Народно-Демократической партии «Нур Отан».