Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Рекомендации воспитателям Уровень взаимодействия с детьми в сюжетно-ролевой игровой деятельности

Джагаева Зинаида Пирузовна Джагаева Зинаида Пирузовна
DOCX
57
0
Предпросмотр

Рекомендации воспитателям
Уровень взаимодействия с детьми в сюжетно-ролевой игровой деятельности
Используя различный уровень участия воспитателя в сюжетно-ролевой игровой деятельности можно определить три типа взаимодействия педагога с детьми. (Чуракова Р.Г)
1. Пассивное участие ("Экскурсант"').
На этом этапе педагог не принимает активных действий, а только наблюдает за развитием сюжета, разыгрываемого детьми. В промежутках
между игровыми событиями они могут свободно обмениваться впечатлениями и задавать вопросы. Желательно наличие игровой атрибутики.


2. Ограниченное участие ("Ведомый").
Педагог непосредственно включён в игру. Он принимает роль и
действует согласно гибкому сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает сюжетные фрагменты, с помощью которых
разъясняется сложившаяся ситуация и даётся толчок дальнейшему ходу
игры.
3. Свободное участие ("Игрок").


Для проведения таких игр необходимо наличие опыта у детей и чёткая работа педагога. Педагог самостоятельно определяет свои действия в игре, сам разрабатывает личные и командные легенды на основе сюжетных установок. Ход игры зависит от активности всех участников.
Глубина "погружения" педагога в игру может меняться.


Рассмотрим, как эти алгоритмы повлияют на взаимодействие педагога с детьми.


I - Алгоритм "экскурсант" - это игра педагога рядом с ребёнком.
Педагог наблюдает, что делают дети в игре, какие роли выбирают и как справляются с ними, не нужна ли помощь взрослого.

  • Педагог задаёт вопросы :

- В какую игру вы играете?
- Кто вы в игре? Что вы делаете в игре? Что вы будете делать потом?
- Что вам для этого понадобится?
- Кого ещё вы примете в игру? Для чего? Кем они будут? Что они
будут делать? И т.п.


• Педагог обменивается впечатлениями с детьми:
- как прошла игра, что удалось, что и почему было не очень интересно,
- кто и почему был самым интересным игроком,
- где и как можно продолжить игру, если она поправилась детям.


II - Алгоритм "ведомый" - это игра вместе с детьми.


• Педагог задаёт вопросы детям:
- В какую игру вы будете играть?
- Кем вы хотите быть в игре? Почему?
- Что вы будете делать?
- Что будет потом?


• Педагог принимает роль по предложению детей или по своему желанию. Сначала это второстепенная роль, взятая на себя педагогом с целью показать определённому ребёнку способ смены ролей в игре.
На втором этапе развития игровых умений взрослый может взять на себя главную роль, а ребёнок будет менять свои
роли в процессе игры.


• Педагог действует в рамках сюжета.
На первом этапе он, действуя во второстепенной роли, может менять свою роль на другую (например: был пассажиром - стал милиционером, затем шофёром другой машины), но с согласия ребёнка или по его предложению.
На втором этапе — педагог в главной роли. Он предлагает ребёнку в рамках того же сюжета изменить роль (например: педагог в роли врача предлагает ребёнку, выполнявшему роль больного: "Давай, теперь ты - медсестра, ты будешь делать уколы и давать лекарство другим больным".).


• Педагог обменивается с детьми впечатлениями, как и в алгоритме "экскурсант", спрашивает и о том, понравилось ли детям, как он выполнял свою роль, что больше всего поправилось, что не удалось, высказывает своё мнение об игре.


• Педагог может предложить детям свои версии развития сюжета или нацелить их на придумывание (например: "Как вы думаете, что
произошло бы с Красной Шапочкой, если бы она пошла к бабушке вместе с Буратино? Если бы они по дороге нашли какой-то волшебный предмет? Что бы это могло быть? Что произошло бы с ними дальше? А вы хотели бы поиграть в такую игру? Кем бы вы хотели в ней быть? Почему?).


Ш - Алгоритм "игрок" предполагает партнёрские взаимоотношения педагога и детей.


• Педагог наблюдает, что собираются делать дети, во что играть, как они договариваются на игру, как распределяют роли между собой.
• Педагог поощряет организаторские способности детей, словом, жестом или мимикой показывая своё отношение.
• Педагог советуется с детьми на всех этапах игры: при организации игры - во что и как играть; при распределении ролей - кому какую роль выполнять, чтобы интересно было всем; при подготовке места и атрибутики - где детям удобнее играть в ту или иную игру, и что для этого им необходимо; в процессе выполнения ролевых действий - о смене ролей и развитии сюжета и изменениях в нём в ходе игры и т.д.
• Педагог выполняет роль, действуя как партнёр, согласовывая свои ролевые действия с действиями ребёнка или группы детей.
• Педагог ведёт ролевой диалог в игре в соответствии с действиями
своего персонажа, договаривается с партнёром-ребёнком при необходимости о содержании ролевого диалога.
• Педагог выполняет игровые действия, соответствующие роли, предварительно оговариваясь, советуясь об их содержании с партнёром-ребёнком.
• Педагог обменивается с детьми впечатлениями об игре (см.предыдущие алгоритмы).


В предложенных алгоритмах нет стиля руководства игровой деятельностью детей, а представлены разные стили взаимодействия педагога с детьми:
- рядом с детьми,
- вместе с детьми,
- партнёр детей.