Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Информационные технологии для работы с детьми 4-6 лет по обучению рисованию и музыке

Архипова Ирина Алексеевна Архипова Ирина Алексеевна
DOC
287
3
Предпросмотр

17

Реферат по эстетическому воспитанию на тему: Информационные технологии для работы с детьми 4-6 лет по обучению рисованию и музыке

Содержание


Введение2Глава 1. Теоретические аспекты информационных технологий обучения41.1.Сущность понятия «педагогические технологии обучения»41.2.Особенности информационных технологий обучения6Глава 2. Особенности применения информационных технологий в обучении рисованию и музыке с детьми 4-6 лет92.1. Общие проблемы информационных технологий в обучении живописи и музыке92.2. Технология презентации112.3. Интерактивное тестирование13Заключение15Список использованной литературы17

Введение

XXI век – век информации и технического прогресса. Активно развиваются компьютерные технологии. Их распространение повсеместно. Современные дети, начиная с дошкольного возраста, ориентируются в современном мире техники, интересуются компьютером. Привлечь их внимание к процессу обучения бывает довольно сложно. Одним из способов насыщения учебного процесса эмоциональностью, современностью, привлекательностью является использование информационных технологий. В обучении предметам общеобразовательного цикла они давно заняли по праву достойное место. С недавнего времени информационные технологии стали проникать и в сферу эстетического обучения детей. В обучении рисованию и музыке информационные технологии играют большую роль, помогают детям усвоить больший объем информации, насыщают процесс обучения непринужденностью, эмоциональной свободой. Вышесказанное обусловило актуальность нашего исследования и выбор темы – «Информационные технологии для работы с детьми 4-6 лет по обучению рисованию и музыке. Цель исследования – теоретически изучить информационные технологии при обучении рисованию и музыке с летьми 4-6 лет. Задачи: 1). Выявить сущность понятия «педагогическая технология обучения». 2). Определить особенности информационных технологий обучения. 3). Охарактеризовать общие проблемы в использования информационных технологий в обучений рисованию и музыке. 4). Рассмотреть технологию презентации. 5). Рассмотреть интерактивное тестирование. Объект работы – информационные технологии обучения. Предмет – процесс использования информационных технологий на занятиях музыкой и рисованием. Методы исследования: аналих педагогической и методической литературы по теме исследования. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты информационных технологий обучения

    1. Сущность понятия «педагогические технологии обучения»

Ключевое слово «технология» греческого происхождения: techne – искусство, мастерство; logas – понятие, учение, знание, наука. Совокупно оно отражает наивысший уровень знаний и конкретных видов человеческой деятельности. Термины и понятия «технологии обучения», «педагогические (образовательные, дидактические, интеллектуальные и т. п.) технологии» пришли к нам через технологии производственной деятельности, путем их трансформации и поиска аналогов применительно к процессам обучения. О необходимости разработки и использования педагогических технологий педагоги и ученые стали говорить еще в 20- 30-е годы нашего века.1 Педагогическая технология – это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Этот способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляет собой систему форм , методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективные достижения поставленных целей. Наиболее существенные признаки и характеристики педагогической технологии: - технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основу которого положено определенная методологическая, дидактическая, философская позиция ее авторов или авторского коллектива; - технологическая цепочка составляющих ее действий, операций и связей реализуется в полном соответствии с принятыми целевыми установками и конкретными ожидаемыми результатами; - технология обучения предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и обучаемого с учетом возможностей индивидуализации и дифференциации обучения и использования возможностей их общения и диалога, технических, в том числе компьютерных, средств обучения; - любая технология обучения разрабатывается и реализуется как решение многокритериальной задачи с получением максимальных планируемых результатов при минимуме затрачиваемых на это средств и труда; - педагогические технологии планируются с учетом того, что они могут быть воспроизведены любым педагогом и обеспечат достижение намеченных результатов всеми учащимися4 - технологии обучения непременно включают в себя различные диагностические (дидактически, психологические, социометрические и др.) процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности субъектов педагогического процесса; Существует несколько классификаций педагогических технологий обучения: по сферам обучения; по целям обучения; по предметной сфере использования технологий; по применению технологических средств; по формам организации учебного процесса; по методическим задачам и другим факторам и признакам.2

    1. Особенности информационных технологий обучения

В последние годы понятие «компьютерная технология» обучения все чаще заменяют термином «информационная технология» (НИТ – новые информационные технологии обучения). Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. В современный период встает необходимость разработки и применения открытых систем интенсивного обучения. Эти системы дают учащемуся возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий: - всесторонний учет характеристик педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения: содержательные характеристики педагогической среды определяются знаниями, умениям и навыками, познавательными, культурными потенциалами, формами и методами организации обучения и самостоятельной работы учащихся; - соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности учащегося: этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составления ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения учащимися: - ускорение индивидуального освоения учащимися общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию «логического конструкта» дисциплины, в котором даны базовые знания в современном виде. Алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины включает следующие процедуры: - представление содержания в виде системы отдельных элементов; - проектирование матрицы взаимосвязей элементов содержания для выделения базисных знаний; - моделирование базисных знаний в символической, графической или иной форме; - преобразование модели базисных знаний с целью выделения наиболее общих понятий и систем связей между ними; - формирование общих структур познавательной деятельности, характерных для данной области научного знания; - разработка системы частных задач, решаемых общими способами.3 Накоплен достаточно большой опыт разработки, создания и использования аппаратных средств и мультимедийных продуктов обучения. По мере совершенствования программной продукции выявляются главные преимущества этой технологии. Преимущества прежде всего заключается в наличии точек разветвления в обучающих программах, что позволят обучаемым индивидуально регулировать процесс восприятия информации. Причем, чем больше точек разветвления, тем выше интенсивность программы и гибкость ее использования в процессе обучения. Другим из достоинств информационных технологий является возможность осуществлять обучаемому выбор из нескольких альтернатив, с последующей оценкой правильности каждого шага. Текущий самоконтроль особенно необходим в процессе самообразования, самообучения. Важными преимуществами является сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией или анимацией, что позволяет постепенно, шаг за шагом, разъяснять самые сложные процессы в развитии объектов. Информационные педагогические технологии обучения обладают еще одним достоинством – занимательностью и эмоциональностью. Построение процесса обучения в виде развивающих интерактивных игр резко повышает интерес и внимание к учебному материалу и детей, и взрослых, а музыкальное сопровождение приносит эстетическое удовлетворение и повышает качество информации. При использовании мультимедиа существенно изменяется и роль учителя, который стал более эффективно использовать учебное время, сосредоточив внимание на индивидуальной помощи ученикам, на обсуждении информации, на развитие у учащихся творческого подхода.4

Глава 2. Особенности применения информационных технологий в обучении рисованию и музыке с детьми 4-6 лет

2.1. Общие проблемы информационных технологий в обучении живописи и музыке

В самом общем плане возможности компьютера в оснащении дисциплин, связанных с обучением детей 4-6 лет рисованию и музыке, можно условно определить следующими тремя позициями: - обеспечение наглядности в представлении учебных материалов; - поддержка контроля знаний и навыков, органично создающая среду для тренажа; - организация различных форм креативной деятельности. Одним из основных требований для преподавателя изобразительного искусства и музыки с применением информационных технологий сегодня становится обладание развитой лексикой, интонационно-выразительной речью, психологической свободой общения с публикой. Потому что компьютер готов подменить педагога во многих функциях, и особенно в функции презентации стандартного знания. Он предоставляет в свободное распоряжение ученика массивы информации, которые ранее способен был дать только преподаватель с нотами, иллюстрациями, репродукциями и книгой в руках. Компьютер обеспечивает исключительную наглядность: аудио- и видеоиллюстрации, а также более удобно структурированный, украшенный словесный текст на экране.5 В ситуации «мониторной», экранной конкуренции основной функцией (задачей, ролью) учителя становится только и исключительно общение. Его стиль – это стиль умного и интересного человека, умеющего «добыть» интересную информацию и интересно ее представить. Педагог – главный вдохновитель и организатор общения, инициатор коммуникативного тона и азарта в обучении. При помощи компьютера можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тест, использовать презентацию различных информационных блоков. Электронная поддержка контроля-тренинга – тоже очень широкая сфера. Здесь также обеспечивается наглядность и используется технология презентации. Это могут быть нотная запись, репродукции картин, звучание, изобразительные эффекты. В слуховых проверках и тренажере – предъявления музыкальных образцов для пения, образцов изобразительного искусства для анализа, угадывания. Тесно переплетаются тренировочный и креативный потенциал педагогических возможностей компьютера. Под креативным обычно имеют в виду преимущественно компьютерные манипуляции с музыкальным текстом, направленные на творчество, аранжировку, а также эскизы рисунка, предназначенные для дорисовки, досоздания, совершенствования. Очень простые программы позволяют даже детям сочинять музыку, создавать картины. По-разному можно применять в учебном процессе минусовые фонограммы: и как средство обеспечения наглядности в тренировочном контексте, и как тренажер развития слуха.6

2.2. Технология презентации

Презентация на уроках рисования и музыки в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлечение, погруженность в материал. Такая эмоциональная атмосфера создает благоприятную психологическую основу для усвоения знаний. Потому что медиапрезентации, безусловно, предусматривают общение, то есть комментарии, обсуждение – различного уровня сложности. И сведения, на которых педагог акцентирует внимание, благодаря эмоциональной активности, усваиваются гораздо прочнее. По сравнению с самым ярким объяснением видео захватывает внимание мгновенно. Имеется в виду не полная замена урока просмотром, а монтаж комментария преподавателя с обсуждением. Просмотры презентаций на уроках рисования и живописи с комментарием могут составить содержание гораздо большего числа занятий. Замечательный дидактический эффект – раскрепощение учеников, для которого не нужна какая-либо специальная психотехника. Обсуждение видеоматериала в классе представляется не совсем уроком, столь демократичной становится атмосфера. Ученики могут свободно высказывать свое мнение, причем оно приходит спонтанно и сразу по ходу урока. Педагогическое умение и мастерство надо сосредоточить в таком случае на плавном переходе беседы из ранга «житейской» в познавательную, стимулирующую размышление. Такой формат занятий способствует развитию привычки к речевому высказыванию, снимает психологическую зажатость.7 Личностные психологические компоненты и профессиональный багаж тесно и органично переплетаются в видеоконтактах с музыкой и живописью. Одно из главных достижений таких занятий – доверительно и приязненное отношение учителя и ученика. Аудиовизуальные просмотры сближают. Стоит учесть и «интригующий» стимул видеоуроков. У обучающихся возникает посмотреть презентацию, фильм целиком, вернуться к нему еще раз. С компьютером легко и органично увеличивается объем аудиовизуальной презентации. При интеграции информационных технологий в обучение музыке и рисованию с компьютером можно заготовить для урока и скомпоновать любые иллюстрации, любые музыкальные произведения как для объяснения, так и для опроса, проведения различных тестов. Компьютер позволяет концептуально изменить систему контроля – используя технологию мультимедийных презентаций, обеспечит «декорированные» формы тестирования-тренажа. Широкий диапазон возможностей медиапедагогика представляет для творческих действий с компьютером. С компьютером можно обеспечить сколько угодно иллюстраций по слушанию музыки, в оригинальном звучании и с видеорядом. Пение по нотам также очень просто снабдить компьютерной презентацией образцов в оригинале. Презентация на роках рисования незаменима, так как специфика урока заключается в преобладающей роли наглядности.8

2.3. Интерактивное тестирование

Сегодня проверочные задания и их системы устарели, они утратили дух творчества. Но учебный процесс не может обойтись без надежного контроля. Тестирование в процессе работы с детьми 4-6 лет имеет свои особенности. В обучении музыки, помимо тестирования знаний, нужны тесты измерения навыков, особенно слуховых, а в обучении изобразительному искусству – навыков наглядных, цветовых. Тестирование в процессе обучения дошкольников 4-6 лет должно быть составлено с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей, степени их развитости и умственного, интеллектуального развития. Тесты позволяют стандартизировать процедуры контроля, создавать принципиально равные условия для испытуемых. В работе с детьми 4-6 лет тестирование является не столько формой контроля, сколько формой проверки знаний педагогом, усвоенности навыков, умений. Это позволяет в дальнейшем скорректировать процесс обучения в нужном направлении. Тестирование можно с успехом осуществлять в сфере контроля слуховых навыков и умений, а также навыков и умений изобразительной деятельности. Проверочному акту в форме тестирования свойственна мягкость и комфортность. При составлении специальных музыкальных тестов, проверки навыков необходимо не только ранжировать привычные упражнения, но и проектировать новые, отвечающие психологической комфортности. Важнейшим достоинством тестов является возможность проконтролировать усвоение гораздо большего объема знаний и навыков данной дисциплины, чем при использовании традиционных форм. Сегодня процессом работы преподавателя со слухом учащегося в различных дисциплинах руководит подсознательный расчет на стихийный слуховой запас, приобретенный на основе жизненного опыта и практического музицирования. Современная музыкальная педагогика вообще и теоретическая в частности не считают уровень музыкально-слухового багажа острой дидактической проблемой, что является болезненным симптомом.9 Есть и другие методические преимущества тестового контроля музыкальной эрудиции: разнообразие форм и видов заданий, возможность ориентироваться в материале за счет выбора предлагаемых ответов. Кроме того, сама по себе процедура проверки на звуковом, и особенно видеоматериале, привлекательна по двум психологическим причинам: с одной стороны, она опирается на свойственную человеку привязанность к манипулярной деятельности, которая лежит в основе игр и игровых действий. Другое примечательное качество тестов с широким использованием аудио- и видеоинформации – их насыщенный эмоциональный фон. Звучание музыки, кинофрагменты, нотная запись, требующие ответов на вопросы и совершения действий, приближают такие тесты к игровой технике. А вовлечение в учебный процесс различных сфер чувств – любопытства, интереса к игре, содержательного «переживания» - неизбежно способствует лучшему усвоению знаний. Широко известной формой контроля знаний музыки и изобразительного искусства является викторина. Не случайно в музыкальной педагогике ее называют «музыкальной угадайкой» - она, действительно, в большей степени игра, чем строгая методическая проверка. Используя идеи заданий в тестовой форме в викторинах, их можно бесконечно разнообразить. Причем не просто ради некой модернизации, а с целью добиться более эффективных замеров слуховой и изобразительной культуры. В целом интерактивное тестирование характерно и более широко применяется в обучении детей музыке. Но некоторые приемы и задания характерны также для педагогики рисования. Направленность интерактивного тестирования детей 4-6 лет должна быть представлена всегда в игровой, занимательной форме.10

Заключение

Проведенное нами теоретическое исследование на тему «Информационные технологии в обучении детей 4-6 лет рисованию и живописи», позволяет сделать следующие выводы. В настоящее время информационные технологии приобретают все большую популярность и распространение. Их используют и в обучении дошкольников музыке и рисованию. Информационные технологии являются разновидностью педагогических технологий, поэтому важно знать теоретические основы педагогической технологии, которая имеет ряд особенностей, характеристик, процесс создания. В обучении детей 4-6 лет рисованию и музыке используются такие формы информационных технологий, как презентация, интерактивное тестирование. Презентация больше характерна для занятий по рисованию, а тестирование – для музыкального обучения. При создании информационных технологий обучения, следует учитывать возрастные пихофизиологические особенности детей. В соответствии с этим, нужно данные технологии направлять в игровую деятельность, так как именно игра является основной деятельностью дошкольника, именно в игре происходит усвоение основного объема информации, знаний, умений, навыков. В качестве примера использования информационных технологий на занятиях музыкой и рисованием с детьми 4-6 лет можно привести следующее: музыкальные и изобразительные викторины, «угадайки», презентация, состоящая из репродукций, музыкальных примеров, нотного текста, фонограмм, фотографий и т.д. Информационные технологии важны в занятиях музыкой и рисованием с детьми-дошкольниками 4-6 лет, так как с помощью них обучение эмоционально насыщается, повышается интерес к нему, дети учатся в атмосфере раскованности, непринужденности, имеют возможность свободно общаться, высказывать свое мнение.

Список использованной литературы

  1. Волочай А.В., Димитрова Л.В., Ермакова Л.И., Илюхина Л.В. Педагогика: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону; Феникс, 2006.

  2. Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям. – Самара: СГТУ, 2009.

  3. Развитие личности ребенка от 5 до 7./ Под ред. Л.А. Головей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

  4. Столяренко Л.Д. Педагогика: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

  5. Тараева Г.К. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: Стратегии и методики. – М.: Классика-XXI, 2007.

  6. Тараева Г.К. Технология презентации на предметах эстетического цикла. – М.: Классика-XXI, 2007.

  7. Тараева Г.К. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: Интерактивное тестирование. – М.: Классика- XXI, 2007.

1Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям. – Самара: СГТУ, 2009. – с.61

2 Волочай А.В., Димитрова Л.В., Ермакова Л.И., Илюхина Л.В. Педагогика: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону; Феникс, 2006. – с.52-53

3 Столяренко Л.Д. Педагогика: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с.269-271

4Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям. – Самара: СГТУ, 2009. – с.104

5Тараева Г.К. Технология презентации на предметах эстетического цикла. – М.: Классика-XXI, 2007. – с.27

6Развитие личности ребенка от 5 до 7./ Под ред. Л.А. Головей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – с.279

7 Тараева Г.К. Технология презентации на предметах эстетического цикла. – М.: Классика-XXI, 2007. – с.80

8Тараева Г.К. Технология презентации на предметах эстетического цикла. – М.: Классика-XXI, 2007. – с.57

9Тараева Г.К. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: Интерактивное тестирование. – М.: Классика- XXI, 2007. – с.49

10 Тараева Г.К. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике: Интерактивное тестирование. – М.: Классика- XXI, 2007. – с.110