ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ В ОБЩЕНИИ ДРУГ С ДРУГОМ
ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ В ОБЩЕНИИ ДРУГ С ДРУГОМ
Кто у нас хороший?
Цель игры — сблизить детей друг с другом, научить их доброжелательному отношению друг к другу. Игра развивает координацию движений и память у детей.
Для игры вам потребуется голова лошадки на палочке, на которой сможет «скакать» главное действующее лицо игры.
Рекомендуемый возраст детей — 2-4 года.
Играть можно группой (минимальное количество игроков — пять-шесть человек). Ведущий просит детей встать в круг, после чего сам выбирает водящего.
Дальнейший игровой процесс проходит под русскую народную потешку «Кто у нас хороший?». Можно выучить ее заранее, а можно разучить с детьми во время игры, так как слова в ней простые.
Итак, игроки (вместе с ведущим) встают в круг. Водящий «садится верхом» на лошадку. Игра начинается: слова потешки сопровождаются действиями.
Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий?
Сашенька (подставляется имя игрока) хороший, Сашенька (или другое имя,) пригожий. (Все игроки произносят эти слова, плавно делая взмахи руками в сторону водящего, который стоит в центре круга).
На коня садится, Конь под ним бодрится.
(Водящий садится верхом на «коня» и подскакивает на месте, изображая готовность двинуться в путь). Он по лугу едет, Луга зеленеют.
(Хоровод медленно движется по направлению вправо, а водящий верхом на «коне» скачет внутри круга в противоположном направлении).
К садам подъезжает, Сады расцветают.
(Хоровод останавливается, игроки медленно поднимают руки вверх, делая «фонарики». Водящий скачет).
К дому подъезжает,
Машенька (подставляется имя другого игрока)
Встречает.
(Игрок, которого назвали по имени, выходит в круг к водящему).
Люшеньки-люли! Люшеньки-люли!
(Водящий отдает лошадку второму игроку и занимает место в кругу, после чего второй игрок становится водящим и игра продолжается).
Примечание: игру нужно продолжать до тех пор, пока в роли водящего не побывают все дети. Очень важно, чтобы никто не почувствовал себя обделенным и чтобы к каждому из детей была обращена эта похвала: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»
Кто к нам в гости пришел?
Цель игры — учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих. Игра развивает у детей актерские способности (дети получают возможность «при мерить» на себя разные роли), а также пробуждает любознательность и учит догадливости.
Рекомендуемый возраст детей — 3—4 года.
Играть можно как дома — во время индивидуальных занятий с ребенком, так и в детской группе. Рассмотрим второй вариант, так как в нем есть небольшие сложности по организации игры.
В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей, а гостями этими будут разные животные, которые детям хорошо знакомы. Задача детей — правильно угадать, кто именно пришел к ним в гости.
Из числа детей ведущий сам (чтобы обойтись в игре без обид) выбирает троих игроков, каждому из которых дает определенное задание — изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, а также звукоподражаний. Например, игрок, изображающий собаку, может «помахивать хвостиком» — махать сзади рукой и лаять. Игрок, изображающий курицу, будет «хлопать крыльями» (руками, согнутыми в локтях и прижатыми к бокам) и кудахтать. Игрок, изображающий котенка, может мяукать, ловить «лапками» воображаемый бантик на веревочке, выгибать спину и т. д. Естественно, что ведущий может подсказать детям некоторые игровые движения.
Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, но их роль на этом не заканчивается: они должны приветливо встретить, каждого нового гостя и усадить его рядом. Ведущий должен стимулировать доброжелательное отношения детей к каждому гостю, обращая их внимание на каждого из пришедших, например: «Посмотрите, какой хороший котенок пришел к нам в гости! — это говорится уже после того, как дети угадали, кто к ним пришел. — Какие у него ушки, какая мягкая шерстка, какие подушечки на лапках». Пусть дети вместе с ведущим немного пофантазируют: представят себе, какая окраска шерстки этого котенка, чем его можно угостить, как с ним поиграть. Если дети смогут вспомнить и рассказать какое-нибудь известное им стихотворение о котенке, ведущий должен поощрить их.
Игру эту следует продолжать до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли такого забавного «гостя». Естественно, что в большой группе детей животных может и «не хватить». В этом случае не стоит бояться повторений: пусть в гости придут несколько «котят», «щенков» или «козочек» — в конце игры ведущий вместе с детьми может определить, кто изобразил то или иное животное лучше и выразительнее всех.
Примечание: в педагогике и психологии существуют целые методики, которые развивают навыки общения у детей. Так, например, целой группе детей предлагается попробовать себя в роли разных животных. Но суть методики не только в этом: игроки не просто изображают животных, но и общаются между собой, причем без единого слова. Вы спросите, причем же тут навыки общения? А все дело в том, что эта игра заставляет детей отвлекаться от себя самих и «переключаться» на окружающих. Для детей постарше игру можно усложнить: распределяя роли между детьми, можно дать им предметные карточки с картинками, изображающими животных: корову, собаку, гуся, петуха, кошку и т. д. Не показывая никому, кроме ведущего, эту карточку, каждый из детей самостоятельно находит средства изображения того или иного животного, а все остальные на ©енове увиденного отгадывают «гостя». В такой форме игра вполне годится и для пяти-шестилетних детей.
Снежный ком
Цель игры — помочь детям познакомиться друг с другом поближе, сплотить их. Игра развивает словесную память.
Рекомендуемый возраст детей — 5—7лет.
Для начала ведущий объясняет, почему у игры такое название, напоминает детям,, что маленький ком снега, если его катить, постепенно увеличивается и может превратиться в огромный снежный ком. В словесную игру, которая в некоторых своих чертах тоже напоминает снежный ком, ведущий и предлагает поиграть. Все игроки садятся в круг, после чего ведущий, начинающий игру, называет свое имя и поворачивается к игроку, сидящему по правую руку от него. Тот должен повторить имя ведущего, а потом назвать свое. Третий игрок, таким образом, перед тем как назвать свое имя, должен повторить имена двух предыдущих игроков, четвертый — трех, пятый — четырех и т. д. Последнему игроку «везет» больше остальных: он должен повторить имена всех игроков, прежде чем назвать себя. В заключение игры ведущий может повторить имена, после чего всех игроков можно считать представленными друг другу.
Ручейки
Цель игры — учить детей работать в команде, общаться с окружающими. Игра помогает выявить предпочтения детей в выборе друзей и в этом смысле может оказаться хорошим подспорьем в воспитательной работе, так как превосходно иллюстрирует отношения между детьми в группе.
Рекомендуемый возраст детей — 3—6 лет.
Эта хорошо знакомая многим игра наглядно показывает, как складываются отношения между детьми в группе: с кем желают дружить многие и кто пока остается в
стороне.
Играть нужно группой, причем чем больше игроков, тем лучше. Нужно, чтобы количество игроков было нечетным (если оно четное, то спасти положение может взрослый — кто-то из родителей, сыгравроль водящего).
В начале игры дети становятся парами друг за другом, держась за руки. Во время игры каждая пара игроков высоко поднимает соединенные руки так, чтобы из них в конечном счете получился своеобразный свод. Один из игроков становится водящим — у него нет пары. Водящий становится лицом к колонне, составленной из пар игроков, и игра начинается.
Водящий проходит между игроками через образованный «свод» и, выбрав кого-то из игроков, берет его за руку и идет с ним в конец колонны. Игрок, оставшийся без пары, становится водящим: теперь наступает его очередь проходить внутри колонны игроков и выбирать себе Друга. Играть можно, пока это не надоест.
Примечание: в ходе игры выясняется, с кем чаще всего образуют пары, а с кем — нет. Разумеется, получив эти сведения, невозможно насильно сдружить детей, но, ненавязчиво включая в игру тех. кто пока не слишком востребован остальными детьми как друг, можно добиться коррекции отношений межу детьми, причем сделать это в легкой и ненавязчивой форме.
Пилот
Цель игры — воспитывать доверие друг к другу у детей. Игра учит ориентироваться в пространстве, способствует развитию слухового восприятия у детей. Кроме того, игра в определенной мере является и обучающей, так как знакомит детей с особенностями профессий (в данном случае профессии пилота).
Для игры вам потребуются набор кеглей, два флажка, повязка на глаза, стульчик.
Рекомендуемый возраст детей — 6—7 лет.
Играть нужно парами: один из игроков играет роль пилота, а другой — диспетчера.
В начале игры взрослый (воспитатель или кто-то из родителей) может рассказать детям об особенности профессии пилота и, в частности, о том, как помогает пилоту диспетчер, особенно если пилот ведет самолет в плохих погодных условиях. В рассказе обязательно нужно подчеркнуть, что диспетчер должен давать пилоту точные сведения и что диспетчер необходим пилоту, хотя пилот ведет свой самолет в небе, а диспетчер, естественно, остается на земле.
После этого небольшого вступления детям предлагается поиграть. Взрослый сам (чтобы не было обид) выбирает двух игроков. Одному из игроков завязывают глаза — он будет пилотом, а другой игрок — диспетчер, наоборот, должен будет зорко следить за ситуацией в игре. Игрока-пилота отводят в сторону на некоторое время, в течение которого взрослый помощник расставляет на игровом пространстве кегли в произвольном порядке с единственным условием: пилот должен иметь возможность свободно проходить через прогал между двумя любыми кеглями. Флажками отмечается место старта «самолета» и на противоположной стороне игрового поля — место его «приземления». Диспетчер садится на стульчик с таким расчетом, чтобы видеть все игровое поле.
Игра начинается. Игрока-пилота подводят к стартовому флажку. Его задача — пройти через все игровое поле с кеглями, не задев их. Конечно, он не сможет это сделать без диспетчера, чья задача, в свою очередь, состоит в том, чтобы давать пилоту самые точные сведения о том, как двигаться. Диспетчер может использовать команды: «направо», «налево», «прямо», «назад». Если пилот во время игры все-таки опрокинул несколько кеглей, то останавливать его не надо: лучше дать ему возможность пройти через все поле, а потом подсчитать, сколько кеглей он задел. В конце игры можно будет сравнить этот результат с результатами других пар.
Примечание: игроки каждой пары должны попробовать себя в обеих ролях — каждый должен побыть и пилотом, и диспетчером.
После каждого этапа игры (перед тем, как начнет играть новая пара) кегли нужно переставлять, и сделать это уже смогут сами дети, ожидающие своей очереди или, наоборот, уже сыгравшие.
Чтобы вжиться в образ, игрок-пилот может, вытянув руки в стороны, изображать собой самолет.
Зеркальное отражение
Цель игры — учить детей работать сообща над одной задачей. Игра полезна тем, что отвлекает ребенка от самого себя и направляет его внимание на окружающих, что способствует развитию навыков общения. Кроме того, игра развивает внимание.
Рекомендуемый возраст детей —6-7 лет.
В «Зеркальное отражение» играют попарно. Двое игроков встают лицом друг к другу. Один из игроков, не
сходя с места, выполняет несложные движения, например ставит руки на пояс, поочередно поднимает руки вверх, в стороны, делает шаг вправо (влево, назад) — все это допустимо. У этого игрока самая простая роль.
Второй участник игры является «зеркальным отраже -нием» первого игрока: его задача — повторить все его движения.
Трудность этой игры состоит в том, что копировать движения игрока нужно не в точности, а по законам зеркального отражения. Если первый игрок, например, вытягивает в сторону левую руку, то второй игрок («отражение») должен вытянуть правую; если первый игрок ставит правую руку на пояс, то второй игрок должен поставить на пояс левую руку и т. д.
ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ В ОБЩЕНИИ ДРУГ С ДРУГОМ
Кто у нас хороший?
Кто к нам в гости пришел?
Снежный ком
Зеркальное отражение
Карусели
В лес по ягоды
Скульптор
Подарки
Путник
Расскажи-ка, где ты был
ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ
Нарисуй свою семью
Веселый паровозик
Погуляем-поиграем
Сапожок
На лошадке ехали
Интервью
Поворотики
Мыльный пузырь
Поймай-ка!
Карусели
Цель игры — сблизить детей в группе, научить их внимательно относиться друг к другу. Сама игровая ситуация — общность игровых движений, одинаковые для всех слова игры способствуют появлению предпосылок для дальнейшего общения между детьми.
Рекомендуемый возраст детей — 3—5 лет.
Играть в «Карусели» нужно группой. Игра начинается с того, что дети приглашают друг друга. Один из игроков (им может быть и ведущий — взрослый) приглашает вступить в игру одного из детей. Например, он может сказать: «Давайте поиграем в карусели. Сашенька, пойдем играть!» — и берет его за руку. Далее уже второй игрок будет выбирать следующего и так далее, пока не получится цепочка из игроков, Ведущий предлагает крайним игрокам взять друг друга за руку, чтобы в результате получился круг.
После этого дети хором декламируют стихотворение, выполняя под эти слова хороводные движения вслед за ведущим. Слова и движения в игре следующие:
Еле-еле, еле-еле
(Дети, не расцепляя рук, медленно ходят по кругу в правую сторону — «карусель» включили, и она пока только начинает разгоняться.)
Завертелись карусели,
А потом быстрей, быстрей
(Движения постепенно убыстряются.)
И еще быстрей, быстрей (Дальнейшее увеличение темпа движений.),
А потом бегом-бегом
Дети уже не быстро ходят, а бегают по кругу, не расцепляя рук.)
И еще бегом, бегом, (Те же движения.)
Побежали, побежали, Побежали, побежали!
(«Карусель» теперь мчится в обратном направлении,) Тише-тише, не спешите:
(Дети переходят на шаг, движения постепенно замедляются.)
Карусель о-ста-но-ви-те (Движения становятся все медленнее.)
Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
(Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг и три раза хлопают в ладоши, после чего расходятся.)
Игра заканчивается, но при желании ее можно и повторить — обычно она очень нравится детям.
Примечание: если игра проводится среди детей трех лет, то ведущий может столкнуться с некоторыми проблемами. Дело в том, что в этом возрасте навыки бегания, так же как и цепкость рук, у детей сформированы еще не полностью, так что есть риск того, что в ходе игры карусель «сломается». Что
бы избежать падений, ведущий должен играть вместе с детьми, причем брать за руки наиболее слабых в этом смысле детей — тех, чья цепкость пока оставляет желать лучшего. Также очень полезно проводить эту игру для детей двух разных групп одновременно: в этом случае более взрослые — пятилетние дети смогут не только весело играть, но и опекать маленьких. Это усиливает эффект игры: старшие учатся заботиться о младших.
Естественно, слова к игре нужно выучить с детьми заранее.
В лес по ягоды
Цель игры — учить детей общаться друг с другом, помогать им включаться в совместную деятельность. Игра знакомит детей с названием ягод.
Для игры вам потребуются шапочки для детей, изображающие лесные ягоды. Можно нарисовать и вырезать из бумаги изображения ягод и наклеить их на бумажный ободок. Потребуются изображения земляники, малины, ежевики.
Рекомендуемый возраст детей — 4—5 лет.
Играть можно группой, состоящей из пяти-шести человек (можно и больше, если сможете включить в игру больше названий ягод). Двое игроков «пойдут по ягоды», остальные игроки надевают шапочки и изображают ягоды.
«Ягоды» садятся на корточки, произвольно располагаясь на игровом поле (играть лучше всего в помещении), изображающем лес. Игроки, идущие по ягоды, берутся за руки и идут по лесу, напевая:
В лес по ягоды пойдем. Земляничку мы найдем.
Дойдя до игрока, изображающего собой землянику, дети останавливаются и говорят:
Земляничка-ягодка, Как же ты красна, Земляничка-ягодка, Как же ты вкусна, Земляничка-ягодка, руку нам давай
(Берут ее за руки.)
Земляничка-ягодка, в хоровод вставай. Дальше игроки идут «по лесу» уже втроем, напевая:
В лес по ягоды пойдем, Ежевичку мы найдем.
Дойдя до игрока, изображающего собой ежевику, дети приглашают его в свой хоровод так же, как и предыдущего игрока, только слова приглашения немного меняются:
Ежевичка-ягодка,
Синий-синий цвет.
Ежевичка-ягодка,
Краше тебя нет.
Ежевичка-ягодка,
Руку нам давай.
Ежевичка-ягодка,
В хоровод вставай.
К хороводу присоединяется, таким образом, еще один игрок.
Так же дети находят малину, смородину, голубику, чернику, сопровождая каждую свою находку все теми же стихами (меняется только название ягоды).
В конце игры, после того как все ягоды собраны, дети водят хоровод, декламируя хором:
По лесу мы шли, шли, Много ягодок нашли, —
после чего перечисляют все найденные ими ягоды. На этом игра заканчивается.
Примечание: игра эта полезна тем, что, во-первых, помогает детям включиться в определенные роли (ягод, идущих по ягоды), а во-вторых, учит детей дружбе: приглашая «ягоду» в хоровод, дети, таким образом, принимают игрока в свою компанию.
Скульптор
Цель игры — учить детей действовать сообща, доверять друг другу. Игра развивает творческие способности и сообразительность детей.
Рекомендуемый возраст детей — 6—7 лет.
Активных игроков в этой игре двое (они будут меняться в процессе игры). Остальные дети играют роль зрителей, но она в игре тоже активна. В начале игры ведущий выбирает из числа детей двух игроков и вместе с ними загадывает какой-то предмет (живой или неживой), который можно изобразить средствами мимики и жестов. После этого между двумя игроками распределяются роли: один будет скульптором, а второй — статуей.
Игра начинается: скульптор «лепит» статую, последовательно добавляя к ней по одной детали. Каждым своим действием скульптор может изменить в статуе что-то одно.
1 этап: «скульптор» берет «статую» за правую руку — второй игрок вытягивает ее в сторону.
// этап: «скульптор» берет «статую» за левую руку -та тоже вытягивает ее в сторону.
В конечном итоге получается нехитрая скульптура, изображающая собой самолет. Разумеется, можно придумать и более сложные варианты, где «лепка» статуи будет состоять не из двух, а из пяти-шести этапов, но это уже под силу только мастерам: начинающим скульпторам лучше всего начать «лепить» что-то попроще.
Остальные игроки угадывают, что же изображает собой статуя.
После того как ее смысл разгадан, игроки меняются ролями. Когда же будет правильно распознана и вторая статуя, то игроки садятся на свои места, а ведущий выбирает новую пару из числа самых догадливых зрителей.
Примечание: для детей старшего возраста игру можно и усложнить. Например, ведущий может вызывать не двоих, а сразу троих игроков: один играет роль скульптора, второй — статуи, а третий будет отгадчиком.
По большому счету эту игру любят и многие дети среднего школьного возраста: они ухитряются изобразить и такие неподатливые, на первый взгляд, предметы, как кипящий чайник, часы с кукушкой и многое другое (для «лепки» таких предметов нередко в роли статуи требуется не один человек, а несколько).
Начинать играть можно и в дошкольном возрасте, поскольку многие живые и неживые предметы обладают своими яркими чертами, которые довольно легко можно передать посредством такой вот «лепки», например:
чайник — правая рука «статуи» на поясе, левая — приподнята и согнута в локте и в запястье на манер «носика»;
зайчик — обе руки согнуты в локтях на уровне груди, локти прижаты к бокам, кисти рук опущены;
цапля — «статуя» стоит на одной ноге (вторая поджата), Руки согнуты в локтях и прижаты к бокам.
Кстати, в качестве подсказки к этой игре можно использовать упражнения из детской йоги: многие из них являются «иллюстрацией» каких-то предметов
Подарки
Цель игры — помочь детям сблизиться друг с другом. Игра способствует созданию дружеской, доброжелательной атмосферы, учит детей прислушиваться к пожеланиям окружающих.
Рекомендуемый возраст детей — 2-5 лет.
Играть можно всей группой как на площадке, так и в помещении. В начале игры ведущий спрашивает детей, любят ли они получать подарки (естественно, ответ на этот вопрос наверняка будет положительным). После этого ведущий предлагает детям поиграть в подарки: каждый игрок получит свой подарок, а делать ему подарок будут остальные дети.
Для того чтобы объяснить правила игры, ведущий сам выбирает игрока, которого будут одаривать первым (назовем его водящим). Игроки становятся, держась за руки, в круг, а водящий встает в центр круга. Дети начинают водить вокруг него хоровод, говоря при этом:
Принесли тебе подарки:
Что ты выберешь, дружок?
Конь и кукла в платье ярком,
Самолетик и волчок.
Говоря слова «конь», «кукла», «самолетик», «волчок», ребята тем самым перечисляют подарки. Водящий выбирает тот подарок, который хотел бы получить (из перечисленных). После того как водящий назвал его, остальные дети, не выходя из круга, начинают его изображать, выполняя игровые движения и произнося определенные слова (в зависимости от того, что именно пожелал себе в подарок водящий).
Если водящий выбрал в качестве подарка коня, то дети поворачиваются вправо и бегут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Руки при этом они вытягивают вперед, как будто держат поводья, сами держатся прямо. При этом игроки хором произносят следующие слова:
Конь ретивый, Цок-цок-цок!
Слышен топот быстрых ног: Цок-цок-цок, Цок-цок-цок! Тпруууу!
(Дети останавливаются и поворачиваются лицом к центру круга.)
Если водящий пожелал в подарок куклу, то движения и слова, которые произносят остальные игроки, будут уже другими:
Кукла, кукла, попляши, Нам платочком помаши!
(Слова повторяются два раза.)
Под эти слова дети свободно танцуют.
Если водящий выбирает в подарок самолетик, то дети сначала «заводят» свои самолеты (т. е., стоя на месте, крутят руками, держа их перед собой), а потом «летят» по кругу, расставив руки в стороны. Заводя мотор, дети хором произносят:
Самолет-самолет,
Ты возьми меня в полет!
После того как самолеты «завелись», дети, изображая полет, тянут звук: «ж-ж-ж». Когда самолеты описали полный круг вокруг водящего, они замедляют движение и медленно «приземляются» (дети присаживаются на корточки).
Если водящий выбирает волчок, то дети хором произносят следующие слова:
Вот как кружится волчок:
(Дети кружатся на месте.)
Прожужжал — и на бочок!
(Дети присаживаются на корточки и слегка отклоняются вбок, опираясь одной рукой об пол.)
Итак, водящий выбирает себе один из подарков, и дети изображают его. В ходе игры водящий внимательно следит за остальными игроками, отмечая того, кто изобразил подарок лучше всех, после чего объявляет его имя и меняется с ним местами.
Примечание: правила этой игры прекрасно усваиваются детьми в самом игровом процессе, поэтому не стоит заранее учить с детьми слова и пространно объяснять, как должны действовать игроки, следует лишь позаботиться о том, чтобы все игроки оказались водящими.
Путник
Цель игры — научить детей общаться друг с другом, а также помочь им осваивать оптимальные формы общения с разными людьми. Игра развивает навыки связной речи, выразительность, эмоциональность.
Для игры вам понадобится несколько (4—6) стульчиков.
Рекомендуемый возраст детей — 7 лет.
Плюсы этой игры состоят в том, что она отлично развивает навыки общения. Являясь сюжетно-ролевой, игра позволяет моделировать разные речевые ситуации, в которых игрокам приходится взаимодействовать.
Играть можно с группой детей от четырех до шести человек (в принципе, игроков может быть и больше, но в этом случае игра рискует затянуться).
В самом начале игры ведущий объясняет сюжет. Вспоминая вместе с детьми сюжеты известных сказок, ведущий говорит о том, что в них героям часто выпадает долгая дорога. Естественно, что по сюжету сказок им приходится останавливаться на ночлег (то, что при этом попасть на ночлег они могут как к доброму персонажу, так и к злому, — это уже другой вопрос). При этом ведущий заостряет внимание детей на том, что добрых сказочных героев на ночлег пускают, и предлагает подумать почему. В ходе обсуждения выясняется, что они просят об этом вежливо.
После такой предварительной беседы ведущий предлагает обыграть эту ситуацию. Один из игроков берет на себя роль усталого путника. Остальные игроки будут играть роли хозяев своих домиков, в чьей воле пустить или не пустить путника ночевать (роль домиков играют стульчики, на которых сидят игроки).
Для большей образности можно изобразить ситуацию: игрок должен постараться вжиться в роль путника, уставшего путешествовать. Ведущий может предложить детям представить, что на улице уже поздний вечер, стемнело и что погода плохая.
Как и в сюжете многих сказок, «путник» должен стучаться в дома и просить пустить его на ночлег. Дальнейшее развитие игры напрямую зависит от поведения путника: остальные игроки впускают его в дом только тогда, когда он попросил, как полагается, вежливо, и им действительно захотелось впустить путника ночевать. Естественно, что ответы вроде «пустите переночевать» не принимаются: задача путника — попросить именно так, чтобы хозяева сами хотели его впустить.
После того как путника впустят в один из домов, его роль будет играть другой игрок по выбору ведущего (но ни в коем случае не тот, кто впустил, иначе у детей появится дополнительный стимул к тому, чтобы в любом случае впустить путника).
После того как каждый игрок побывал в роли путника, ведущий должен обсудить с детьми, кто из игроков оказался самым удачливым и почему; почему кого-то захотелось впустить сразу, а кого-то — нет.
Примечание: ребенку приходится строить отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми, в том числе с близкими людьми. Преимущество этой игры состоит в том, что в нее можно играть дома — всей семьей: она позволит моделировать правильные отношения ребенка с родителями и наглядно показать, почему, например, нужно употреблять вежливые слова и почему не стоит излагать свою просьбу в приказном тоне, что, кстати, дети делают довольно часто.
Эта игра годится для разных возрастов и помогает осмыслить взаимоотношения между людьми в коллективе — в группе, в семье.
Расскажи-ка, где ты был
Цель игры — сблизить детей в группе (сама игра настраивает детей на совместную деятельность по предварительной договоренности). Игра развивает навыки связной речи, способствует развитию образного мышления, воображения и творческих способностей. Являясь подвижной, игра способствует выработке хорошей координации движений.
% Для игры вам потребуется предварительно правильно разметить игровое поле. Сделать это легко: с одной стороны игрового поля чертится линия («домик», в котором смогут прятаться дети), а с другой стороны — большой кружок (в него будут вставать водящие).
Рекомендуемый возраст детей — 6—7 лет.
Принцип этой игры — загадывание загадок, причем не словами, а посредством пантомимы. Играть в нее можно всей группой (как на улице, так и в помещении): хоть отгадывают загадки несколько игроков, но остальные дети в игре также активны, потому что они должны эту загадку не сказать, а изобразить.
Для начала ведущий выбирает среди детей нескольких (двух-трех) водящих, чья задача будет заключаться в том, чтобы правильно отгадывать загадки. Ведущий просит водящих встать в «домик» (начерченный на полу кружок) и отвернуться, чтобы не слышать и не видеть, о чем станут договариваться остальные. Сам же он предлагает детям изобразить с помощью жестов какую-либо знакомую им ситуацию, например:
сбор ягод — дети «вешают» на руки воображаемые корзиночки и собирают ягоды с «кустов»;
обед — дети «садятся за столы» и «едят» воображаемыми ложками из воображаемых тарелок;
подготовка к прогулке —дети показывают, как одеваются в раздевалке перед тем, как выйти на улицу: «надевают» шапки, куртки, шарфы, варежки;
игра в снежки — дети нагибаются, набирают в руку «снег», лепят из него шарик и «кидают» и т. д.
Таких сценок-пантомим можно придумать и изобразить много, благо их всегда можно почерпнуть и из обычного режима в детском саду, и из других хорошо известных детям ситуаций — похода в лес, в театр, в зоопарк, в
магазин.
После того как сценка загадана и действия детей под руководством ведущего согласованы, игроки подходят к водящим, которым разрешается повернуться.
Расскажите-ка нам, где вы были, — просят водящие.
Рассказать мы не можем, — отвечают дети. — Мы лучше покажем, где мы были и что мы делали, а вы отгадайте, — предлагают они.
Водящие соглашаются, после чего дети показывают им заранее отработанную сценку. Просмотрев ее, водящие, подумав, дают ответ, например: «Вы обедали» или: «Вы собирали ягоды в лесу». Ведущему в этот момент следует проследить за тем, чтобы водящие давали не только правильный (это уже зависит от их сообразительности и общей выразительности сценки), но и развернутый ответ. Мало сказать: «Собирали грибы» — водящим обязательно нужно сказать: «Вы были в лесу и собирали грибы». После этого водящие спрашивают игроков:
—Отгадали?
Если водящие правильно отгадывают ситуацию, то они имеют право присоединиться к остальным игрокам, а на их Место встают другие — их выбирает ведущий с тем расчетом, чтобы все дети в процессе игры смогли попробовать себя в роли водящего.
Если водящие ошибаются и дают неверный ответ, дети их поправляют, а потом на счет «раз, два, три» убегают от водящих. Водящие пытаются поймать кого-нибудь из игроков, а те бегут в свой «домик», где водящие уже не имеют права их ловить. После этого ведущий независимо от того, был кто-то пойман или нет, назначает новых водящих.
Примечание: ведущему следует следить за тем, чтобы игра проходила организованно. Так, например, в начале игры он может объявить детям, что водящими (т. е. в роли, привлекательной для детей) могут побывать только те, кто ведет себя собранно, не мешает другим и не подсказывает ответ.
Подсказывать отгадку, разумеется, нельзя: подсказкой может служить только показанная детьми пантомима, и ничего более.
Если все эти нехитрые правила будут соблюдены детьми, то игра окажется весьма эффективной и успешно разовьет у детей навыки диалогического общения (а общение по своей сути, как мы уже говорили, вообще представляет собой диалог).
Поскольку игра эта работает и на развитие творчества и фантазии, ведущему не стоит навязывать детям свое мнение: нужно дать им возможность самим подобрать ситуацию для обыгрывания и нужные для этого игровые движения. Стоит лишь сказать, что мелких движений рук в этой игре лучше всего избегать, так как они лишат игру изрядной доли выразительности.
ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ
Нарисуй свою семью
Цель игры — помочь взрослому понять степень доверия к нему ребенка. Игра развивает и закрепляет навыки рисования, развивает творческие способности ребенка.
Для игры вам потребуются лист бумаги и набор цветных карандашей и фломастеров (простой карандаш и ластик ребенку лучше не давать, чтобы не дать ему возможности исправить нарисованное — в данном случае это очень важно).
Рекомендуемый возраст детей — 4—7 лет.
Игра больше всего подходит для «домашнего применения». Суть игры проста: вы должны предложить ребенку нарисовать свою семью. Предварительно можете обговорить с ребенком какие-то детали игры. Например, можете предложить ему нарисовать не свою семью, а сказочную. Она может состоять, например, из зверей или сказочных персонажей: все равно даже самый фантастичный по сюжету рисунок ребенка окажется информативным.
Рисунок готов? Попросите ребенка рассказать о рисунке и о том, кто на нем изображен, после чего проанализируйте результат.
Кого-то из членов семьи (может быть, даже вас) на
рисунке нет? Это тревожный сигнал. Скорее всего, ребе
нок испытывает негативные чувства к этому члену семьи
и таким способом устраняет его из своей жизни.Сам автор рисунка отсутствует в сюжете? Скорее всего, отношения ребенка со взрослыми не назовешь хорошими вообще. Малыш, вероятнее всего, убежден в том, что его не понимают, и мучается из7за этого.
К реальным членам семьи ребенок добавил еще и вымышленного? Вероятнее всего, ему не хватает ласки и внимания со стороны взрослых. Ему очень хочется быть кому-то нужным, в результате он компенсирует недостаток чувств со стороны близких людей вымышленным персонажем.
Взрослых ребенок нарисовал очень большими (возможно, на бумаге даже не хватило места, так как ребенок его не рассчитал)? Все хорошо: взрослые, отличающиеся самыми большими размерами на рисунке, пользуются у ребенка авторитетом. А вот если ребенок нарисовал самым большим себя (даже больше своих родителей), значит, он явно считает себя центром Вселенной, а взрослым отводит в своей жизни роль исполнителей его желаний.
Ребенок нарисовал себя в центре среди других людей или, может быть, рисовал себя первым? Он явно и с удовольствием осознает, что нужен. А вот если на рисунке он нарисовал себя стоящим с краю или в стороне от других, значит, ему не хватает доверительных отношений с вами.
6.Члены семьи нарисованы на расстоянии друг от друга? Вероятнее всего, ребенку в общении со взрослыми не хватает положительных эмоций или же он ощущает эмоциональную разобщенность между членами семьи.
Вот такие тревожные «сигналы» может подавать детский рисунок. Игры, которые мы приводим ниже, позволят исправить положение вещей. А через некоторое время можно попросить ребенка повторить рисунок — скорее всего, он к этому времени уже забудет о своей прошлой творческой попытке — и сравнить результаты. Видите изменения в лучшую сторону? Значит, вы на правильном пути!
Погуляем-поиграем
Цель игры — помочь взрослому найти общий язык с ребенком, завоевать его доверие. Игра ненавязчиво учит подражать взрослому и слушать его. Кроме того, являясь подвижной, игра способствует выработке хорошей координации движений.
Для игры потребуются детские стульчики с отверстием в спинке (по одному стульчику на каждого игрока плюс еще один — для ведущего).
Рекомендуемый возраст детей — 2,5—4 года.
Эта игра проводится в группе детей: количество игроков неограниченно. Играть можно как в помещении, так и на площадке.
В начале игры стульчики расставляются полукругом (или кругом), очерчивая собой игровое поле, которое должно быть достаточно большим. Дети рассаживаются на стульчики. Ведущий предлагает детям поиграть в игру, после чего поворачивает свой стул спинкой вперед и разъясняет детям, что теперь стульчик похож на домик: можно присесть за него и помахать рукой в окошко (через отверстие в спинке стула), после чего предлагает детям сделать то же самое. После того как все дети спрятались в своих домиках, ведущий выглядывает в «окошко» и говорит: «На улице хорошая погода. Давайте выйдем из домиков погулять» — после чего выходит на середину игрового поля. По его примеру дети также выходят из своих «домиков» и становятся вокруг ведущего, а затем все вместе хором декламируют стихотворение о солнышке, например русскую народную закличку:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Дам тебе веретешечка,
Насыплю горошечка.
После чтения стихотворения дети «гуляют»: повторяют движения взрослого по его подсказке. Когда ведущий говорит: «Топ-топ-топ-топ!», — дети топают, а когда: «Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!», — хлопают в ладоши. Поочередно выполнив несколько раз эти движения, дети разбегаются по игровому полю, а ведущий смотрит вверх и говорит: «Посмотрите, ребята, дождик начинается. Давайте пойдем домой».
При этих словах ведущего дети убегают с игрового поля и прячутся каждый в свой домик. Постукивая пальцами по своему стулу, ведущий имитирует шум дождя, после чего говорит: «Скучно сидеть в домике. Давайте устроим так, чтобы опять наступила хорошая погода. Хотите? Давайте попросим дождик, чтобы он перестал идти». Дети наверняка согласятся это сделать. Тогда ведущий вместе с детьми хором декламируют стихотворение про дождик:
Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!
Поначалу дождик (изображаемый ведущим) не поддается на уговоры, но чем дружнее читают дети стихотворение, тем быстрее он действительно утихает и наконец заканчивается совсем. После этого взрослый вновь выглядывает в окошко и говорит: «Смотрите, опять наступила хорошая погода. Давайте выйдем поиграть!» После этого игра повторяется: читается стихотворение о солнышке, дети гуляют и т. д. Играть желательно несколько раз подряд, чтобы дать детям возможность подвигаться и научить выполнять движения по подсказке взрослого. Обычно такие игры очень нравятся детям, и они охотно выполняют все простые действия игры вместе со взрослым.
Примечание: практически все, что касается хода игры, зависит здесь от взрослого, причем не только от его знания правил, но и от его настроения. Вот почему хотелось бы посоветовать ведущему быть открытым, улыбчивым — важно, чтобы у Детей от игры оставались только хорошие впечатления. Не стоит забывать о том, как соблюдаются правила игры детьми: они должны все выбегать на улицу, если хорошая погода, и прятаться в домик, если начинается дождь, а также выполнять все движения игры, согласуя их с подсказками взрослого.
Домики в игре необязательно должны изображаться посредством стульчиков: если игра проходит на улице, то можно начертить домики на земле в виде кружочков или квадратиков такого размера, чтобы каждый игрок мог свободно стоять на них.
Стихотворения, использующиеся в игре, нужно разучить с детьми заранее. Помимо предложенных вариантов, можно воспользоваться и другими закличками:
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.
Солнышко, Солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!
Дождик, дождик, перестань!
Я поеду во Рязань
С ключиком, с замочком,
С аленьким цветочком!
А ты, радуга-дуга,
Отворяй-ка ворота —
Ключиком, замочком,
Аленьким цветочком!
Веселый паровозик
Цель игры — учить детей слушать взрослого, выполнять действия сообща. Игра позволяет детям подвигаться, способствует выработке хорошей координации движений, а также дисциплинирует детей.
Рекомендуемый возраст детей — 2,5—4 года.
Игра проводится всей группой и прекрасно подходит для занятий в детском саду.
Ведущий (воспитатель) предлагает детям покататься на паровозике. Для того чтобы сесть в «паровозик», дети вста- • ют друг за другом. Каждый держит впереди стоящего за талию. Сам паровозик изображает ведущий, а дети становятся «вагончиками». По команде -ведущего паровозик трогается в путь. При этом можно изображать, как стучат колеса паровозика (например, повторять «чух-чух-чух!»), а можно и читать стихи про паровозик. Например:
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят,
Тараторят, тарахтят.
Кстати, приведенный текст является отличной скороговоркой, так что, играя, дети еще и развивают речь.
«Проехав,» вместе с детьми немного, ведущий объявляет, что паровозик доехал до леса, и предлагает детям выйти из паровозика и пойти в лес собирать грибы. Дети соглашаются. Они ходят по игровому полю, время от времени приседая, как будто нашли гриб.
Через некоторое время ведущий объявляет: «Скоро стемнеет. Давайте-ка сядем в паровозик и поедем домой». При этих словах дети вновь выстраиваются и, изображая собой паровозик, «едут» домой: до помещения группы или (если игра проходит в помещении) до своих стульчиков, на которые садятся отдохнуть.
Примечание: эту игру лучше проводить регулярно, так как она дисциплинирует детей. Особая прелесть этой игры заключается в том, что на основе поездки на веселом паровозике можно смоделировать много игровых ситуаций, которые разнообразят игру. Например, на паровозике можно отправиться не только за грибами, но и за ягодами, на реку купаться, в гости к бабушке и т. д.
Сапожок
Цель игры — помочь взрослому найти общий язык с детьми. Игра развивает у детей волевые качества, такие как собранность и самостоятельность, а также такие нравственные качества, как внимание к окружающим, умение считаться с ними. Игра является подвижной и развивает у детей навыки бега, прыга-ния и приседаний.
Для игры потребуется разметить игровое поле: провести длинную черту (на нее будут вставать все игроки), а затем, отступив от нее 22—25 шагов, провести вторую.
Рекомендуемый возраст детей — 3-4 года.
Играть в «Сапожок» нужно всей группой. Суть игры состоит в последовательном воспроизведении движений вслед за взрослым, которые облечены в образную форму, что придает всей игре вид небольшого, но увлекательного путешествия.
Перед игрой ведущий предлагает детям совершить небольшое путешествие и объясняет, что начнется оно от стартовой черты, а закончится — у второй, финишной («Здесь вы должны будете остановиться»).
В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте (играя в первый раз, ведущий встает вместе с детьми). Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут повторять за ним движения, одновременно произнося следующие слова:
Наши ножки, наши ножки Побежали по дорожке.
(Дети бегут по направлению к финишу.)
А бежали мы лесочком, Прыгали через пенечки.
(Дети выполняют четыре прыжка вперед.)
Прыг-скок! Прыг-скок!
Потеряли сапожок!
(Дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища «потерянный сапожок».)
После этого ведущий говорит: «Нашли сапожки! Бегите домой!» Дети бегут к первой черте, после чего игру можно повторить.
Строясь на стартовой черте, дети должны разойтись на расстояние вытянутых рук, иначе игра не обойдется без столкновений, ссор и-обид.
Примечание: мы рассказали о самом простом для детей варианте игры, однако цели игры станут реализовываться более эффективно, если ведущий в следующий раз встанет уже не в один ряд с детьми, а за второй линией и, таким образом, дети будут стремиться именно к нему, действуя самостоятельно.
В эту игру можно играть часто, но для разнообразия в нее можно внести некоторые дополнительные моменты, заинте-ресующие ребенка. Например, взрослый может помочь детям искать их сапожки. Найденный сапожок ребенок может надеть на ногу (сымитировать это движение).
И еще: в группе детей наверняка найдутся те, кого не назовешь активными. Таких детей нужно особенно стараться вовлекать в игру. Возможно, им подойдет роль своеобразных помощников ведущего: они станут помогать детям «отыскивать сапожки».
Стихотворное сопровождение лучше всего выучить с детьми заранее.
На лошадке ехали
Цель игры — научить детей слушать взрослого. Эта цель реализуется через разнообразные игровые движения, которые подсказывает детям взрослый. Игра способствует выработке у детей хорошей координации движений.
Для игры вам потребуются детские стульчики (по количеству игроков).
Рекомендуемый возраст детей— 3—4,5 года.
В игру нужно играть всей группой. Роль ведущего выполняет взрослый.
За основу игры взято стихотворение И. Токмаковой «На лошадке ехали...», которое можно разучить с детьми заранее. Во время игры ведущий предлагает детям инсценировать это стихотворение, сопровождая слова игровыми движениями;
В начале игры дети расставляют стульчики полукругом или кругом так, чтобы ряд стульев ограничил игровое пространство, которое должно быть довольно большим, чтобы дети получили возможность подвигаться. Дети рассаживаются на стульчики, ведущий также занимает свое место, усаживаясь так, чтобы его видели все дети. Игра начинается. Ведущий вместе с детьми читает стихотворение, сопровождая его слова движениями. На лошадке ехали,
(Дети сидят на стульчике, держа руки с пальцами, сжатыми в кулаки, перед собой, как будто они крепко держат поводья.)
До угла доехали. Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали,
(Дети сидят на стульчиках и руками изображают, как рулят.)
До реки доехали. Трр! Стоп! Разворот! На реке пароход. Пароходом ехали.
(Дети встают со стульчиков, складывают согнутые в локтях руки ладонями, а потом плавно выпрямляют и разводят руки, как будто плывут.)
До горы доехали.
(Дети стоят, приложив руку козырьком к глазам, и смотрят вверх, как бы окидывая взглядом воображаемую гору.)
Пароход не везет,
(Дети разводят руками, пожимают плечами.)
Надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит.
(Дети разводят руки в стороны и бегут по кругу.)
У-у-у!
(Пробежав еще один-два круга, дети останавливаются и садятся на свои места.)
Интервью
Цель игры — научить детей общаться и находить общий язык со взрослыми. Игра пробуждает интерес к жизни близких людей и знакомых, учит не замыкаться на самом себе, а интересоваться окружающим, развивает навыки связной речи и учит ребенка высказывать его собственное мнение.
Для игры потребуется атрибутика, связанная с интервью: микрофон (если его нет, то его можно заменить похожим по форме предметом: карандашом, ложкой), магнитофон для записи интервью. Если вы пользуетесь видеокамерой и уже позволяете ребенку брать ее, можете воспользоваться и ею.
Рекомендуемый возраст детей — 5,5-7 лет.
Суть игры состоит в том, что ребенок должен больше узнать о взрослых, окружающих его, и заинтересоваться хотя бы некоторыми моментами семейной истории.
Играть в эту игру желательно дома: лучше всего она подходит для индивидуальных занятий с ребенком. Однако проведение такой игры в группе тоже возможно, только в этом случае ребенок будет брать интервью, скорее, не у взрослых, а у своих сверстников, что также полезно и познавательно. Необходимость проведения такой игры связана с тем, что далеко не всегда дети любят спрашивать взрослых о чем-либо. Интервью научит детей общаться.
В начале игры собираются ее участники. Хорошо, если к действию удастся подключить не только родителей, но и бабушек и дедушек, старшую сестру или брата. Ведущий (кто-то из родителей) включает магнитофон и, протягивая ребенку микрофон, просит его ответить на какой-либо вопрос, например: «Во что ты любишь играй больше всего?» После того как ребенок дает развернутый ответ на вопрос, подробно рассказывая о своих предпочтениях, ведущий обращается к нему с предложением: «А теперь давай узнаем, во что любил играть твой дедушка, когда был маленьким». Узнав ответ, ребенок высказывает свое мнение: соглашается с тем, что дедушкина игра тоже интересна, или нет (если нет, то объясняет почему), В разговор постепенно включаются другие участники игры. После этого ведущий задает следующий вопрос, и игра продолжает идти по той же схеме.
Не стоит увлекаться большим количеством вопросов: четырех-пяти хватит вполне. Гораздо лучше будет вернуться к этой игре через несколько дней или, по желанию ребенка, раньше. Можно спросить ребенка, например, о следующем.
Кто твой лучший друг, и почему?
Твое любимое блюдо?
Чего ты боишься?
Расскажи о своей любимой книжке.
Какая игрушка твоя любимая? И т. д.
Поворотики
Цель игры — научить детей вслушиваться в просьбы взрослого и точно выполнять их. Игра развивает координацию движений, учит детей правильно различать право и лево, а также способствует выработке самостоятельности у детей.
Рекомендуемый возраст детей — 6-7 лет.
Обязательное условие этой игры состоит в том, что дети должны знать простые команды: «направо», «налево» и «кругом». Этим командам учат детей на уроках физкультуры в первом классе, но обучить им можно и шестилетних детей на спортивных занятиях в группе.
Играть в «Поворотики» нужно.группой. Можно собрать во дворе группу из пяти-шести игроков.
Суть игры состоит в том, что дети точно выполняют за ведущим его команды. Особенность же игры связана с тем, что все команды дети выполняют «вслепую», т. е. с закрытыми глазами.
В начале игры ведущий просит детей встать в линию, разойдясь при этом на ширину вытянутых рук (чтобы избежать столкновений в ходе игры). Игроки должны закрыть глаза (либо завязать их). Ведущий просит детей быть честными и не подглядывать, ведь всем будет интересно узнать, что же получится в результате.
Игра начинается. Ведущий дает команды «направо», «налево» и «кругом» в произвольном порядке, а каждый игрок выполняет эти команды настолько точно, насколько может. Ведущий, отдавая команды, должен постараться запутать игроков (например, несколько раз подряд скомандовать «налево», а потом вдруг «направо» или же два раза подряд скомандовать «кругом» (игрок при этом, как вы понимаете, должен вернуться к исходному положению)). Наконец, ведущий объявляет, что игра закончена. Это означает, что игроки могут открыть наконец глаза и посмотреть, кто где оказался, выполняя команды. Мы почти уверены в том, что не всем"удастся выполнить команды точно, тогда к концу игры получится небольшая неразбериха, которая только позабавит всех. Ведущий отмечает самых точных игроков. Тех, кто не вполне хорошо справился с заданием, ведущий должен обязательно обнадежить, сказав, например, что в эту игру все непременно сыграют еще (время от времени ее вообще полезно повторять) и тогда у остальных тоже появится шанс проявить себя с лучшей стороны.
Примечание: игра будет протекать более интересно, если ведущий, отдавая команды, будет выполнять их сам вместе с игроками. В этом случае у детей появится шанс сравнить свои успехи с эталоном — результатом, который показывает ведущий, и выяснить, насколько правильно они действовали.
Детям шести лет не всегда бывает легко сориентироваться в левой и правой стороне и поворачиваться в ту сторону, которая была задана командой. Помочь им в этом может нехитрый прием: поворачиваясь, например, направо, игрок может поднять правую руку вверх и поворачиваться «в сторону этой руки». Тот же самый прием срабатывает и применительно к команде «налево». Отдавая детям команду «кругом», ведущий должен заранее научить их тому, что по правилам поворачиваться надо через правую сторону.
Мыльный пузырь
Цель игры — сблизить взрослого и детей, а также детей друг с другом. Игра построена на выполнении движений под определенный текст, способствует развитию образного мышления.
Рекомендуемый возраст детей — 3—5 лет.
Игра начинается со своеобразного ритуала приглашения в ней поучаствовать. Поскольку по сути своей игра эта представляет собой хоровод, ведущему (воспитателю) нужно, чтобы все дети встали в круг. Конечно, можно просто попросить их взяться за руки, а можно применить следующий нехитрый прием. Дети в начале игры сидят на стульчиках. Ведущий подходит к одному из них и, взяв его за руку, приглашает поиграть. После этого уже выбранный игрок, в свою очередь, приглашает кого-нибудь поучаствовать в игре, тот приглашает следующего и т. д. Этот прием помогает сблизить детей, ведь не секрет, что цель хорошего воспитателя — не только научить детей слушать его самого, но и общаться между собой.
После того как образовался хоровод (все игроки приглашены и встали в круг, держась за руки), начинается собственно игра. Хоровод изображает собой мыльный пузырь. Ведущий объясняет детям это и просит их сделать так, чтобы мыльный пузырь стал совсем маленьким. Для этого дети должны сблизиться и встать плечом к плечу. «Посмотрите, какой у нас пока маленький мыльный пузырь, — говорит ведущий. — А что нужно сделать, чтобы пузырь стал большим? Как вы сами играете в мыльные пузыри?» Дети объясняют, что пузырь, чтобы он стал большим, нужно раздувать. После этого игроки начинают «раздувать» свой пузырь, чтобы он стал большим. Для этого дети составляют руки на манер трубочки (т. е. ставят кулачок на кулачок) и, слегка наклонив голову вперед, начинают дуть в «трубочку», произнося при этом звук «ф-ф-ф», имитирующий звук надуваемого пузыря. Выдув воздух, дети выпрямляются и набирают его снова. При каждом «надувании» дети отходят на шаг назад, имитируя тем самым увеличение в размерах раздуваемого мыльного пузыря. Эта процедура повторяется два-три раза, а затем дети вновь берутся за руки и расходятся подальше (на расстояние вытянутых рук), чтобы показать, как раздулся пузырь. Желательно, чтобы во время надувания пузыря ведущий стоял в центре круга. После того как «мыльный пузырь» раздуется до максимального размера, ведущий проходит вдоль него, касаясь рукой каждой сцепленной пары рук, после чего неожиданно говорит: «Лопнул пузырь!» — и хлопает в ладоши. Дети вслед за ним разнимают руки и хлопают в ладоши, после чего сбегаются к ведущему. После этого игру можно возобновить. Примечание: чтобы завершить игру, ведущий, после того как пузырь «лопнул», может сказать детям: «Посмотрите, сколько маленьких пузырьков у нас получилось!» При этих словах дети могут просто немного побегать по игровому полю — либо по одному, либо попарно, взявшись за руки. После этого игра заканчивается.
Делай, как я
Цель игры — помочь детям научиться подражать взрослым. Кроме этого, игра нацелена на выработку выразительности речи и обучение основам актерского мастерства.
Рекомендуемый возраст детей — 6—7 лет.
Играть можно как группой детей, так и индивидуально (последний вариант в данном случае является предпочтительным). Суть игры состоит в том, чтобы ребенок повторял за взрослым слова известного обоим стихотворения, но с теми интонациями, которые задаст ребенку взрослый.
За основу берется любое стихотворение, которое известно как взрослому, так и ребенку. Например, такое: Умный кролик
Умный кролик
Сел за столик.
А затем в одно мгновенье
Сочинил стихотворенье:
«Умный Кролик
Сел за столик».
(Г. Сатир)
Стихотворение должно быть небольшим по объему: одно-два четверостишия. Если есть любимое стихотворение, но оно большое, то смело берите первые несколько строчек.
Что делать с этим стихотворением? Несколько раз декламировать его, но с разными интонациями, например:
1) радостно;
2)грустно;
3) будто хвалите собеседника;
будто сердитесь;
будто произносите торжественную речь.
Для начала стихотворение с заданной интонацией декламирует взрослый для того, чтобы ребенок понял ее характерные черты. А после вслед за взрослым стихотворение с заданными интонациями повторяет и ребенок. Оба игрока должны стремиться к выразительности речи, даже если интонация совершенно не совпадает со смыслом стихотворения (например, если вы читаете стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» С. Я. Маршака, где сами слова «звонкий» и «веселый» настраивают на позитивные интонации). Различные настроения и интонации обязательно нужно пробовать на одном и том же стихотворении — так игра станет занимательнее.
Примечание: плюсы такой игры состоят в том, что играть в нее можно в любой обстановке. Например, можно развлечь ребенка, стоя в очереди или во время поездки.
Естественно, что стихотворения нужно выбрать и выучить заранее. Возможно, взрослому придется самому поупражняться в актерском мастерстве до того, как предлагать эту игру ребенку. Предлагаем еще несколько вариантов стихотворений для игры.
Интересный разговор
С карасем усатый сом Толковал о том, о сем. И кричал глухой карась: «Ничего не слышу! Ась?» (М. Пляцковский)
Лягушонок
Лягушка веселилась И в яму провалилась. Сидит лягушка в яме И очень хочет к маме. Вот мы достанем крошку И пустим на дорожку. (Э. Успенский)
Флажок
Горит на солнышке Флажок, Как будто я Огонь зажег. (А. Барто)
Поймай-ка!
Цель игры — помочь взрослому сблизиться с детьми, а также сблизить детей друг с другом. Игра позволяет детям подвигаться (дети выполняют движения, благотворно влияющие на работу сердечно-сосудистой системы), настраивает на положительные эмоции.
Для игры вам потребуется удобный для захватывания мягкий предмет (нарядная самодельная кисточка длиной примерно 20 см, поролоновая игрушка, например фигурная мочалка), небольшая подушечка, сшитый из ярких лоскутков тряпичный мячик. Мячик (или другой выбранный для игры предмет) подвешивается на крепком шнуре длиной 50—75 см к короткой палочке (не больше 20 см длиной).
Рекомендуемый возраст детей — 4-6 лет.
Игру можно проводить как с группой детей в детском саду, так и дома, во время индивидуальных занятий с ребенком.
Ведущий показывает детям «удочку», к которой подвешен мячик, и, несколько раз опуская и поднимая палочку, показывает, как мячик то взлетает, то опускается. После этого ведущий предлагает детям попробовать поймать этот мячик (сперва лучше попросить об этом самых ловких из детей). После этого ведущий предлагает поиграть всем. Дети становятся в круг, а ведущий с мячиком — в центр круга. Поднося «удочку» к любому игроку, ведущий говорит: «Поймай-ка!» — и при этом немного поднимает палочку, так что игрок, чтобы схватить мячик, должен будет подпрыгнуть. Так ведущий подносит мячик то к одному, то к другому игроку, а тот должен ухитриться
его поймать.
После того как все дети наловчились ловить подвешенный на шнурке мячик, игру можно немного и усложнить. Теперь ведущий держит палочку с подвешенным к ней мячиком довольно высоко. Дети бегают по кругу, в центре которого находится ведущий, и, добежав до висящего над их головой мячика, подпрыгивают и ловят его. Игрок, поймавший мячик, становится за ведущим, держа его за талию. С каждым кругом к ним будут присоединяться все новые и новые ловкие игроки, сумевшие, подпрыгнув, схватить мячик. В конце игры образуется «паровозик» из игроков с ведущим, стоящим первым. Все так же, изображая паровозик, игроки могут сделать «круг почета» по игровому полю.
Примечание: для ведущего эта игра не просто средство сблизиться с детьми, но и хорошая возможность выяснить степень физической активности каждого из детей. Это очень важно: в первую очередь к такой игре нужно подключать именно пассивных детей и детей, которые боятся сделать что-то «не так» (в дальнейшем можно поиграть с такими детьми отдельно, так как более ловкие дети буквально затмевают их).
Из двух вариантов игры (первый — ведущий сам подносит мячик к игрокам, второй — игроки бегают по кругу) второй является, пожалуй, менее динамичным, поскольку каждый игрок может с точностью предсказать, когда наступит его онередь ловить мячик. Однако у этого варианта есть и свои плюсы: при первом варианте не возбраняется ловить мячик и нескольким стоящим рядом игрокам одновременно, что, конечно, веселее, но может привести к излишнему перевозбуждению детей. Учитывая плюсы и минусы обоих вариантов, их можно чередовать: второй вариант снимет чрезмерное напряжение детей после первого, а первый даст больше эмоций, чем второй.В любом случае, даже если дети расшалятся чуть больше, чем нужно, ведущему ни в коем случае не надо делать замечания в резкой форме, поскольку одна из основных задач игры — дать положительные эмоции.