Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Рабочая программа по вокалу

Амерханова Гузель Фаритовна Амерханова Гузель Фаритовна
DOCX
68
1
Предпросмотр

 
Содержание
1.  Целевой раздел
1.1Паспорт программы …………………………………………………….  3     
1.2. Пояснительная записка …………………………………………………3
1.3.Цели и задачи реализации программы………………………………… 5
1.4.Возрастные особенности музыкального развития детей………………5
1.5. Планируемые результаты освоения программы. …………………….. 8
2.Организационный раздел
2.1.Формы организации деятельности………………………………………9
2.2 Механизмы реализации программы……..……………………………..10
3.Содержательный раздел
3.1.Компексно-тематическое планирование……………………………….13
3.2. Литература………………………………………………………………18
3.3. Приложение……………………………………………………………..19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Целевой раздел
1.1Паспорт программы

Наименование программы

Программа дополнительного образования

кружок «Веселые нотки»

Разработчик программы

 музыкальный руководитель Амерханова Г.Ф.

Цель программы

Развитие певческих способностей посредством кружковой деятельности

Нормативно-правовые основы

- Конституцией Российской Федерации;

-  Конвенцией о правах ребенка;

       -Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – Ф3«Об  образовании» дополнительного образования детей утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. № 504 г. Москва

-Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 - «О защите прав потребителей»;

-                 Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.12-51 – 0310 03.04.2003г.

-  Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 - 1844);

-  Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 11 ноября 2005 № 107 - «Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре»;

-  Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 - «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»;

 

Срок реализации

1 год

Основные направления программы

Вокально-хоровые навыки (певческая установка, работа над дыханием, звукообразование, звуковедение, артикуляция и дикция, формирование тембра, чистоты

интонирования, эмоционально-выразительное исполнение).

Творческие задания на развитие воображения

Пальчиковые и ритмические игры

Танцевальные движения с пением

Релаксация и массаж

Планируемый результат

Формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ

 
1.2. Пояснительная записка
   Певческая деятельность являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Как известно, голос - важнейший инструмент коммуникации. Овладев собственным голосом, ребенок становится более уверенным в себе, у него повышается самооценка. Но, что еще более важно, ребенок приобретает уникальный музыкальный инструмент, позволяющий ему выразить себя, свои чувства и эмоции, свою творческую энергию.  Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Пение объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье.
Настоящая программа разработана на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создает условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
 В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как: обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач дополнительной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Данная программа способствует освоению дошкольниками универсальных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.
Программа дополнительного образования «Веселые нотки» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка и направлена на развитие у детей певческих данных, творческих способностей, эмоционального исполнения. Типовым положением об образовательном учреждении программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет и составлена в соответствии с (нормативно-правовыми документами):
- Конституцией Российской Федерации;
-  Конвенцией о правах ребенка;
       -Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – Ф3«Об  образовании» дополнительного образования детей утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. № 504 г. Москва
-Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 - «О защите прав потребителей»;
-                Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.12-51 – 0310 03.04.2003г.
-  Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 - 1844);
-  Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 11 ноября 2005 № 107 - «Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре»;
-  Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 - «О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»;
1.3. Цель программы – Развитие певческих способностей посредством кружковой деятельности.
Задачи:
Образовательные
-формировать певческие умения и навыков, способствующих выразительному исполнению;
-обогащать словарный запас музыкальной терминологией
Развивающие
-развивать музыкальные способности, творческую активность, музыкальную сенсорику (восприятие), музыкальную память;
-развивать коммуникативные навыки, инициативность;
-развивать голос ребёнка, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон.
Воспитательные
-воспитывать устойчивый интерес к  музыке, бережное отношение к своему голосу;
-привить навыки сценического поведения;
-повышать самооценку детей, их уверенность в собственных силах и результатах деятельности.
Программа предназначена  для детей старшего дошкольного возраста. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся 1 раз в неделю с оптимальным количеством детей 8-10 человек.
Отбор музыкальных произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности. Имеет место варьирование (зависит от праздников и мероприятий).
1.4.Возрастные  особенности развития детей  старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается  яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.
Общее развитие на шестом седьмом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу по развитию  певческого голоса и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
-         песни хором в унисон
-         хоровыми группами (дуэт, трио и т. д)
-         тембровыми подгруппами
-         сольное пение
-         пение под фонограмму
пение под фортепианное сопровождение.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса.
 Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
·        игровой характер занятий и упражнений,
·        активная концертная деятельность детей,
·        доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
·        атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
·        звуковоспроизводящая аппаратура (микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала
·        сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
·        восприятие музыки;
·        развитие музыкального слуха и голоса;
·        песенное творчество;
·        певческая установка;
·        певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные
в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К «слуховым навыкам» можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
«Навык эмоционально — выразительного исполнения» отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (распевания, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
«Певческое дыхание». Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки «навыка выразительной дикции» полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза. С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
1.5.Планируемые результаты освоения программы.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У дошкольников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, культурных событиях детского сада и города и т.д.
В результате освоения программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры;
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Организационный  раздел
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
2.1. Формы организации деятельности
1.   Упражнение на дыхание, игровое распевание, развивающие игры с голосом, ритмические игры.
 представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников а определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (динамическая пауза, игровой массаж, пальчиковая гимнастика, логоритмика и т.д.).
3. Основную часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
     работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
              выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии; использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни
Методическое  обеспечение программы
Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается определённая последовательность основных форм занятий с воспитанниками:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;
- практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют творческие задания;
- занятие – постановка,  на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей;
- заключительное занятие, завершающее тему, занятие – концерт (проводится для самих детей, педагогов, родителей).
Методы и приёмы занятий
1. Демонстрационный.
2. Игровой.
3. Словесный.
4. Метод наблюдений.
5. Метод упражнений.
2.2 Механизмы реализации программы
Средства, необходимые для реализации программы
Методические материалы включают в себя:
- библиотеку, содержащую справочный материал, музыкальные энциклопедии, музыкально-методическую литературу и вокально-хоровую литературу;
-Глоссарий «Детям о вокально-хоровом искусстве»
- фонотека музыкальных произведений и песен для слушания и разучивания;
-нотная литература;
- методические пособия по вокальному искусству, разработанные педагогами – вокалистами.
            Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
- видеотека музыкально-дидактических игр на развитие певческого голоса;
- фонотека;
- тематические стенды;
- портреты русских и зарубежных композиторов – классиков и композиторов – песенников;
- раздаточный материал карточки для творческих заданий, цветовые карточки, динамические оттенки и музыкальные термины).
Материально-техническая база
-фортепиано;
- музыкальный центр;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- микрофон,
-записи музыкальных произведений,
-детские шумовые инструменты.
Примерный учебный план

Содержание

Количество часов

Восприятие музыки

 

Артикуляция, выразительная дикция

 

 

Освоение техники распределения дыхания

 

Расширение певческого диапазона, чистота интонирования

Эмоционально-выразительное исполнение

 

 

Итого:

 

15ч

 
 

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА на год

Репертуар

Количество занятий

Детские песни 

 (с музыкальным сопровождением )

5

Детские песни

(без музыкального сопровождения)

 

2

Детские эстрадные песни

(с фортепианным сопровождением)

4

Детские эстрадные песни

(под фонограмму)

2

Песни из мультфильмов

(с фортепианным сопровождением)

3

Песни из мультфильмов

(под фонограмму)

2

Упражнения и распевание

16

Всего:

34

       ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
 
ДИАГНОСТИКА
уровня развития певческих умений

№ п/п

 

Показатели (знания, умения, навыки)

 

Оценка

 

0

 

1

 

2

 

3

 

1.

 

Качественное исполнение знакомых песен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Умение импровизировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

Навыки выразительной дикции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
0 - не справляется с заданием
1- справляется с помощью педагога
2 - справляется с частичной помощью педагога
3 - справляется самостоятельно


 
 
3.Содержательный раздел
3.1. Комплексно-тематическое  планирование

Месяц

Тема

Цель

Задачи

Планируемый результат

Оборудование

Литература

 

Октябрь

«Музыкальный разговор»

Знакомство  детей с вокальными произведениями

Формировать слуховое восприятие

Развивать художественный вкус

Аудиозаписи детских песен

Знакомство с понятиями (певческая установка, певческое дыхание)

Песня «Ладошки»

 Песня «Осень, осень наступила»

Песня «Дождик-огородник» И.Меньших

Ноябрь

«Веселый язычок»

Развитие артикуляционного аппарата, снятие напряжения

Учить детей чётко проговаривать текст, включая

в работу артикуляционный аппарат; учить

использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно,

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса

Картотека

логоритмических игр, аудиозаписи Железновой «Логоритмика»

1.«Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2.«Здравствуйте» Картушина.

Упражнения:

1. «Обезьянки».

2. «Весёлый язычок».

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последователь-

ности.

1.«Ветер и листья»

2.«Подуй на пальцы»

3.«Ветер»

4.«Аромат цветов»

Знакомство с русскими народными песнями, частушками хороводами « На горе-то калина»

Декабрь

«Музыкальные узоры»

Формирование умения выстраивать звуковую линию

 

Учить детей «рисовать» голосом, изображать

звуковой кластер

 

 Научить

пользоваться схемами

Картотека интонационно-фонематических упражнений

Упражнение: 1. «В гости».

2. «Здравствуйте».

Картушина.

Упражнения:

1. «Обезьянки».

2. «Весёлый язычок».

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последователь-

ности.

1. «Надуваем шарик».

2. «Взлетает самолёт».

3. «Змея».

4. «Заводим мотоцикл».

(подготовка вокалиста к пению).

1. Няня мылом мыла Милу…»

2. «Сорок сорок ели сырок…»

3. «Шла Саша…»

4. Знакомый материал.

Упражнения по методике Емельянова

1. «Тихо, тихо, сказку напевая»

2. «Ладошки».

Исполнение песенок «колядок»

 

Январь

«Звонкий голосок»

Развитие певческого голоса

Способствовать правильному дыханию

охране и укрепле-

нию здоровья детей.

Учить петь естественным голосом правильно брать дыхание

Наглядный материал, дидактические игры

1. «Приветствие»

Модель И. Евдокимовой.

2. «Здравствуйте» Картушина.

«Путешествие язычка». Пермякова

И.В.

«Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий

выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»-

на звук «У» (протяжно, на цепном ды-

хании, повышая и понижая голос).

Упражнение «Бронтозаврик»

 «Подуй на пальцы»

 «Мышка принюхивается»

Картушина

 Знакомые упражнения

Проговаривание текста песен, попевок.

«На дворе трава».

«Четыре чертенка»

Игровые распевания Евтодьева

Репертуар по усмотрению руководите-

ля.

Массаж биологически активных зон

«Снегири» Картушина

Релаксация («Колыбельная»)

Расширение словаря и понятий из глоссария  «Детям о  вокально-хоровом  искусстве».

 

 

Февраль

«Ритмическая игра»

Развитие чувства ритма

Развивать мелкую и крупную моторику, развивать творчество, фантазию

Ритмично выполнять движения по тексту.

Дидактические игры, наглядный материал

сб. «Этот удивительный ритм»

Речевые  и ритмо-интонационные игры

1.Игры с ладошками

2.Игры с палочками

3.Разучивание песни «Три танкиста»

4. Разучивание песни «Мама» А. Чешегорова

Март

«Поем и танцуем»

Формирование сценической культуры

Побуждать детей к активной певческой деятельности.

Петь естественным звуком без напряжения, чисто интонировать в удобном диапазоне;

 

Развивать умение у детей петь под фонограмму

Микрофон, музыкальный центр

 

1.Разучивание песни-импровизации "Дело было в Каролине" Р.Бойко

2."Мама" А.Чешегорова

Апрель

«Музыкальные картинки»

Приобщение детей к активной творческой  деятельности

Учить импровизировать на заданный текст

Создание  яркᴏᴦᴏ эмоционального образа, формирование у детей навыков импровизации в соответствии с характером «героя»

Атрибуты и костюмы дя импровизации песни

Подготовка и выступление на городском конкурсе "Праздник детства". Исполнение репертуара

 

Май

 

Повторение

Закреплять певческие навыки.

Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

 

Исполнение репертуара по желанию детей

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.2 Литература.
1.М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в  детском саду»,
2.О.В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению»,
3.И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день»
4.И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Логопедические распевания»
5.И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Этот удивительный ритм»
6..Н.Б.Гонтаренко,  «Сольное пение»,  «Секреты вокального мастерства».
7.  Е.В.Емельянов « Развитие голоса» 2007.
8.М.Антонова  «Лучшие дыхательные практики» (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная дыхательная гимнастика»), 2008г.
9.О. А. Апраксина  «Методика развития детского голоса: учебное пособие».
10.Е. В. Емельянов  «Фонопедический метод развития голоса».
11. С. В Кульневич, В. Н Иванченко  Дополнительное образование детей: методическая служба, изд-во «Учитель», 2005 г.
12.М.И.Родина, А.И.Буренина «Кукляндия» учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. 2008г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.3.Приложение
Материал к беседам
Певческий голос
   Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.
   Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.
Певческая установка
    Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.
   От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.
   Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).
   Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову.
   Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула.
   Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.
Поговорим о дыхании
    Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены.
    Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.
Слух является основным регулятором голоса
    Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.
    Слуховые восприятия через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).
Берегите свой голос
    Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
    Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!
    Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.
    Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?
    У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.
   Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:
                                              А – а – а
                                              Э – э – э
                                              И – и – и
                                              О – о – о
                                              У – у – у
    Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.
     Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.
    Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнение на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.    Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.
 Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.    Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен, но кашель связан с сильными выдыхательными точками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.
 
Мелодия
   Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
   Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.
    Мелодия всегда имеет тот или иной ритм – чередование звуков, различных по длительности и силе звучания. Короткие звуки сменяются более длинными, протяжными, слабые – сильными.    Из чего складывается мелодия? Из семи основных звуков лада.     Сколько же можно сложить мелодий из семи звуков? Миллиарды! Бесчисленное множество! И ни одна не будет повторять другую.
Вокальная музыка
        Итальянское «vokale» означает голосовой. То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – сначала это, скорее всего, были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов, которые она сопровождала, и от танца. Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.
 
 
Песня
    Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.
    В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине.   Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди.
    Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» - в духе городского романса, авторские, эстрадные, массовые, хоровые. Есть песни – плачи и жалобы, а есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни – баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, прибаутки, теплые, душевные колыбельные. Большое признание у детей получили песни на современные эстрадные мотивы – песни из мультфильмов, сказок, художественных фильмов.
    Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа.
    Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной.
    Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей.
    В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок-групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен обычно не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии – стихи С.Есенина, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Б.Пастернака. В таких случаях мелодия, как правило, является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.