Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Картотека игр "Экологические игры"

Собина Анна Алексеевна Собина Анна Алексеевна
DOCX
68
0
Предпросмотр

Игры с элементами моделирования


«Живое – не живое»
Цель: научить детей определять живую и не живую природу; выкладывать схемы живой и не живой природы; определять, что относится к растительному, животному миру.
Материал: схемы – модели, карточки.
Ход игры
Дети раскладывают карточки с живой и не живой природой, называя их. Выкладывают модели растительного и животного мира. Устанавливают взаимосвязи между ними.


«Живое – неживое»
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Ход игры
Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы – приседают.


«Знаешь ли ты?»
Цель: обогащение словаря за счет названий животных, закреплять знания моделей.
Материал: фишки.
Ход игры
Готовятся фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем рыбы, в четвертом – насекомые. Играющие дети поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает тот ребенок, который выложил больше фишек.


«Кто во что одет?»
Цель: закреплять умения детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть); формировать навык пользования моделями.
Материал: карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
Ход игры
Ведущий раздает детям карты – моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
«Кто, где живет?»
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания; формировать навык пользования моделями.
Материал: карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображение животных.
Ход игры
Ведущий раздает всем игрокам карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля). Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, насекомых и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.


«Кто как двигается?»
Цель: закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники), формировать навык пользования моделями.
Материал: карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
Ход игры
Ведущий, раздает карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем он поочередно достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
В данную игру могут играть одновременно 3 ребенка. Рекомендуется подбирать картинки с изображением птиц, рыб, зверей, которые хорошо знакомы детям.


«Кто скорее соберет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, формировать быстроту, выдержку, дисциплинированность.
Материал: модель «Огород» - нарисован огурец; модель «Сад» - яблоко.
Игровое действие: поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям соревноваться в сборе урожая. Надо собрать фрукты и овощи. Дается модель «Огород» - в нее собирают овощи, и модель «Сад» - собирают фрукты. Кто считает, что все собрано, поднимают корзинку. Овощи и фрукты раскладывают на полу.
Выбираются две команды: овощеводов и садоводов (по 2-3 чел.). По сигналу воспитателя, команды собирают урожай. Чья команда быстрее и правильней соберет урожай, та команда и побеждает. Объявляется команда – победительница.


«Лесной многоэтажный дом»
Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
Материал: модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.
Ход игры
I вариант. Воспитатель дает детям задания расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
II вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.


«Овощи и фрукты»
Цель: закреплять умение детей различать и называть овощи и фрукты.
Материал: две большие карты с изображением фрукта и овоща, картинки овощей и фруктов.
Ход игры
Ведущий раздает большие карты. На одной карте в середине фрукт, а на другой овощ. Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением овощей и фруктов. Дети хором называют овощ либо фрукт и закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с изображением. Тот из детей, кто первый закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.


"Пищевые цепочки водоёма"
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Материал: карточки с изображением представителей водоемов.
Ход игры
Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба


"Пищевые цепочки в лесу"
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Материал: картинки с изображением растений и животных.
Ходигры
Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось – медведь


"С чем нельзя в лес ходить?"
Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Материал: картинки с изображением различных предметов. С которыми нельзя ходить в лес.
Ход игры
Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда и т.п. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.


«Составь и прочитай схему!»
Цель: учить детей составлять и читать схемы-модели.
Материал: схемы, модели (карточки).
Ход игры
Воспитатель составляет схему-модель, а дети читают ее и называют животное, птицу или насекомое.
Затем дети самостоятельно составляют схемы-модели, а другие дети отгадывают, какое животное, птицу он загадал.


«Составь рассказ - загадку» или «Угадай, кто я?»
Цель: продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя моделирование.
Материал: схемы-модели.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям загадать загадку, используя схемы-модели. Уметь ее прочитать (составляя описательный рассказ, не называя предмета, а только его характерные особенности). Другие дети, должны отгадать задуманный предмет.


«Узнай животное»
Цель: учить детей составлять пищевые цепи.
Материал: схемы, модели.
Ход игры
Воспитатель предлагает одному ребенку карточки (модели). Ребенок составляет схему-модель, читает ее сам, или можно предложить другому ребенку прочитать схему. Остальные дети подбирают к этой схеме-модели походящее животное (домашнее или дикое), птицу, насекомое.
Схема: дикое (елка) – животное (овал с точкой) – питается (губы) – домашним (дом) – животным (овал с точкой) – лиса, волк, медведь.


«Узнай птицу по силуэту»
Цель: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Материал: силуэты птиц.
Ход игры
Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц. Говорят: это перелетная или зимующая птица.


«Цепочка»
Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.
Материал: картинки с изображением предметов живой или неживой природы.
Ход игры
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «Белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.».


«Цепочка слов»
Цель: развивать кругозор детей, активизировать словарный запас.
Ход игры
Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.
Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово — вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Например: Зима (какая?) — холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) — мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) — сильный, северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.