Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Картотека на тему: "Игры и упражнения для развития фонематического слуха, слухового внимания, речевого слуха"

Козорец Лариса Владимировна Козорец Лариса Владимировна
DOC
8
0
Предпросмотр






















"Путешествия".
Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.


Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".


И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"





«Найди букву»


Дети ищут «заблудившуюся» букву и заменяют ее нужной.
Лужи- лыжи
Корова-корона
Папка- палка
Белка- булка
Кит- кот
Корка-кошка


«Верни слово»


Взрослый называет слово (шепотом, негромко), а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно


«Самодельная азбука».


Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.


Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.





«Добавь букву».


Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.
Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово





«Что пропало?»


Игра направлена на предупреждение чтения «по догадке», тренирует зрительное внимание. Ребенок должен найти
«пропавшую» букву в слове.
ЗОН (ЗОНТ)
СТЛ (СТОЛ)
КЛЮ (КЛЮЧ) и т.д.



«Переведи на человеческий язык»


ГА- перевод с гусиного (гамак, гараж, галка)
МУ- перевод с коровьего (мука, музыка,мул)
КАР- перевод с вороньего (карта, карман, карлик)


«Путешествие».


Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".



«Цепочка».


Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.


Выигрывает тот, кто придумал больше слов.




«Кто с какими буквами дружит».


Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.


«Это слово звонкое или тихое?»
Любимая игрушка хочет научиться произносить разные слова. Какое слово Аленушка (ласковое), рыба (громкое)? Перечисляем с ребенком все тихие, громкие и ласковые слова.




«Найди похожие слова»


Цели: автоматизация изучаемого звука, развитие слухового внимания и детского словотворчества.
Оборудование: пары предметных картинок с изучаемым звуком в названии и рифмующими окончаниями. Картинки расположены вперемешку.


Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть, правильно назвать картинки с изучаемым звуком и выбрать две, которые по звучанию «похожи» друг на друга. Обязательно дать детям образец выполнения задания.
Например: Маша- Даша, Юра- Шура.




«Найди себе пару»


Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару, чтобы слова звучали похоже: песок- носок. Как усложнение задания- подобрать рифму самостоятельно.


«В слове есть звуки?»


Учим ребенка подбирать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.


«Кто больше?»


Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.


Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)



«Радисты»


Ребенок повторяет отхлопанный (отстуканный) ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.


«Какие бывают слова?»


Проси м ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова, звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).
«Выдели слово».


Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.


«Какой звук есть во всех словах?»


Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.





«Услышишь — хлопни».


Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.


Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.


«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).


Цели: развивать фонематические представления, внимание.


Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.




«Нужное слово».


Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.


Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.



«Зоркий глаз»


Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.


Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.


«Шутки – минутки».
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.





«Звуки по кругу».


(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.


В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.


Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют
услышанный вариант.



"Путаница".


"Послушай внимательно стихотворение.Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".


Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"


Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.




"Длиннее-короче".


Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".


Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.


«Что здесь не так?»


Письмо от Незнайки: «Посылаю листок со словами. Угадай, какие слова я задумал. Первое слово- …ОРОВА. Что это за слово? (корова.) Какого звука не хватает в моем слове? Продолжаем искать задуманные мною слова».


«Поющие звуки»
Цели: воспроизводить ритм по заданной схеме Этапы работы над каждым ритмом («песней»)
Этап 1 — пропевать по схеме, указкой показывая символ произносимого звука.
Этап 2 — пропевать по схеме, отхлопывая ритм.
Этап 3 — пропевать по памяти, отхлопывая ритм.
Этап 4 — воспроизводить ритм «песни» с другим гласным звуком.
Этап 5 — воспроизводить ритмический рисунок «песни», включая в него разные гласные звуки, например: длительный звук [А], краткий звук [О].
"Назови слова"
(для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).
Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).



«Подумай, не торопись».
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей..)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
«Начало, середина, конец».
(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.




"Кружок".


Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".
Образец: МАК - 000
Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
«Звуковая мозайка»
Рисуем на листе бумаги сетку. Предварительно с ребенком обговариваем задание. Например: если в слове слышишь звук [а] (или «малыш плачет»), закрашиваешь клеточку красным цветом, если нет заданного звука- желтым (любым другим).Можно дать ребенку выкладывать фишки указанного цвета.



"Придумай новое слово".


Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.


«Подскажи Петрушке звук»


Петрушка называет предметы( картинки), но иногда не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.


«Звуковое домино»


Просим ребенка назвать слово на звук, который был последним в вашем слове (сначала используем картинки).




«Чудесный художник»


Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.


«Сложи звуки».


Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.


«Сложи букву».


Вариант 1: выкладывание букв из палочек, геометрических фигур (по образцу, по памяти).
Вариант 2: карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.



«Запоминайка».


Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:


сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба


При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.





«Скажи наоборот».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звукамиПА — АПАП — ПА
ПО — ...(ОП)ОП—...(ПО)
ПУ — ... (УП)ЫП — ... (ПЫ)
ПЭ— ...(ЭП)УП—...(ПУ)
ПЫ — ... (ЫП)ЭП — ... (ПЭ)
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯПЯ — ПА
ПУ — ... (ПЮ)ПИ — ... (ПЫ)
ПЭ—...(ПЕ)ПЮ—...(ПУ)
ПО—...(ПЁ)ПВ— ...(ПО)
ПЫ — ... (ПИ)ПЕ — ... (ПЭ)



«Путаница»


Узнавание букв, написанных с наложением.
Загадки «поющих» звуков, или Подскажи словечко


Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.


Шире всех открывает рот - звук ....


Губы трубочкой вытягивает - звук ....


На вытянутый кружок губы похожи у звука ....


Самая широкая улыбка у звука ....


Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук ....


Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук ....





«Допиши песню»


взрослый (ведущий), пропевая, начинает «записывать» ритмический рисунок, выкладывая первую серию кружков-звуков (символов), а ребенок, пропевая, продолжает «запись» одной или несколькими сериями.
«Послушай и запиши»


взрослый (ведущий) пропевает мелодию (ритм), а ребенок, используя символы, самостоятельно «записывает» ритмический рисунок «песни».


«Сочини мелодию («песню»)»


детям предлагается сочинить «песню» с любым гласным звуком (звуками), «записать» ее ритмический рисунок, используя символы звуков, пропеть мелодию (воспроизвести ритм).
Варианты ритмических схем («песен»)



"Хлоп-хлоп"
(обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.


1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.


2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.


Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.



«Повтори и прибавь»
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Узнай букву».
Вариант 1: узнавание и обводка букв, написанных точками.
Вариант 2: нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.


«Прятки»
Карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.





«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
«Угадай мелодию («песню»)»
на доске или столе «записи» 2—3 ритмических рисунков — взрослый (ведущий) пропевает мелодию, а дети должны выбрать «запись» ритма, услышанной «песни».
«Зайцы»


Педагог встает и вытягивает ладонь, а дети приставляют к ней указательные пальцы и произносит стих:
На горе стояли зайцы
И кричали прячьте пальцы, цап..
И чей палец успели схватить, называет 5-ть слов с заданным звуком.



«Звуковая зарядка»
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.


Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).



«Живые звуки»


Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память; умение изменять голос по высоте, силе, длительности; чувство ритма.


Начинать каждую игру следует с «настройки» слуха и голоса на восприятие и воспроизведение звуков различной длительности, а именно, дать возможность прослушать и пропеть (произнести) эти звуки с опорой на их графическое изображение.
Звуки трех типов включаются в ритмические схемы, после того как дети освоят воспроизведение ритмов из двух типов звуков (средней продолжительности и краткого).




«Поющие звуки»
Цели: воспроизводить ритм по заданной схеме Этапы работы над каждым ритмом («песней»)
Этап 1 — пропевать по схеме, указкой показывая символ произносимого звука.
Этап 2 — пропевать по схеме, отхлопывая ритм.
Этап 3 — пропевать по памяти, отхлопывая ритм.
Этап 4 — воспроизводить ритм «песни» с другим гласным звуком.
Этап 5 — воспроизводить ритмический рисунок «песни», включая в него разные гласные звуки, например: длительный звук [А], краткий звук [О].


"Назови слова"
(для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О...).
Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).




"Играем со словом"


(обучение звуковому облику слова).


Задание №1.
"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".


Задание №2.
"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".


Задание №3.
"Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".


Задание №4.
"Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".



Упражнение «Угадай, что звучало»


Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребёнок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.


Упражнение «Шумящие коробочки»
Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребёнка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берёте коробочку из своего набора, трясёте её, ребёнок закрыв газа, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берёт свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясёт одну за другой несколько коробочек, ребёнок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.


Упражнение «Что как звучит?»
Сделайте с ребёнком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребёнок запомнит, что как звучит, и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребёнку, пусть он «озвучит» всё, что попадётся ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.
Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребёнок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»



Упражнение «Где позвонили?» - определяем направление звука.


Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребёнок закрывает глаза, Вы встаёте в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и весёлый вариант – «жмурки». Ребёнок в роли водящего.



Упражнение «Громко-тихо»



Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.




Упражнение «Узнай свой голос»


Записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребёнка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребёнок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребёнок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.



Красный – белый


Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование.По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый кружок.



Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование.Полоска из цветного картона, разделённая на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок)..
Описание игры.Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они всё это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).


Кто больше?
Цель.Нахождение звука в названиях предметов по картинке.
Оборудование.Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с)? За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.



Угадай слово


Цель.Составление слов с определенным количеством слогов.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – постучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает



Слова-перевертыши


Цель.Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.
Описание игры. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают небольшое слово, зовут водящего и говорят ему слово, например лок (кол), мод (дом),зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.



Телеграф
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Описание игры.Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.
одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.




Отстукивание слогов


Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Оборудование.Барабан, бубен.
Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например, колесо. Вызванный ребенокдолжен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.



Будь внимателен
Цель.Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование.Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т.д.
Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук «с», вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предмет, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук «с» встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком «с». В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов ( аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).



Кто больше слов придумает?

Цель.Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование.Мяч, фанты.
Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фант не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.


Найти место для своей картинки
Цель. Активизация словаря, дифференциация разных звуков.
Оборудование.Картинки, в названии которых, например, есть звук «ш» или «ж».
Описание игры.Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш … Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж … «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук «ш» или «ж». Если услышите звук «ж», то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук «ж» стоит в конце слова или перед глухим согласным.



Кто внимательнее?

Цель.Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование.Картинки на определённый звук.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесённых мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука «С»: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: «С». Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука «С». Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком. Игру можно усложнить.



Поймай рыбку
Цель.Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование.Магниты или металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Магниты (или скрепки) прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например ,р), его место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.












































Где позвонили?
Цель.Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.
Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.


Скажи, что ты слышишь
Цель.Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.



Тихо – громко!
Цель.Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.
Оборудование.Бубен, тамбурин.
Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.



Кто что услышит?
Цель.Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование.Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.


Продавец и покупатель
Цель. Развитие слухового внимания, словаря и фразовой речи.
Оборудование.Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры. Один ребенок – продавец. Перед ним коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужна ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает их в коробку, встряхивает каждую и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.



Найди игрушку
Цель.Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование.Небольшая яркая игрушка или кукла.
Описание игры. Дети сидят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идёт к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает к кому он должен подойти. После того как найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.



Часовой
Цель.Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование.Повязки для глаз.
Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.



Где звенит?
Цель.Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик или погремушка.
Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.



Где постучали?
Цель.Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование.Палочка, стульчики, повязки.
Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.





Жмурки с колокольчиком
Цель.Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Оборудование. Колокольчик, повязки.
Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.
Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти и дотронуться до ребенка с колокольчиком, который теперь старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.
Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит им. Дети с завязанными глазами должны его поймать.



Жмурки с голосом
Цель.Развитие слухового внимания. Найти ребенка по голосу и определить направление звука в пространстве.
Оборудование.Повязки
Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат, петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.


Встречайте гостей!
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование.Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)
Описание игры.Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет трех ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка - шапочку с длинными ушками, а мишка – шапочку медведя. Педагог предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.


Ветер и птицы
Цель. Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).
Описание игры.Педагог делит детей на две группы: одна группа – птички, другая – ветер, и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.
Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.



Скажи, что звучит


Цель.Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.





Солнце или дождик


Цель.Развитие слухового внимания, координации и темпа движений.
Оборудование.Тамбурин или бубен.
Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».
Педагог проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза




Угадай, что делать


Цель.Развитие слухового внимания и координации движений.
Оборудование.По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.
Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.



Угадай по звуку
Цель.Развитие слухового внимания и фразовой речи.
Оборудование.Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).
Описание игры. Играющие сидят спиной к ведущему, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.
Тот, кто больше отгадает звуков, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.























Угадай, чей голосок

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры.Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остаётся в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра повторяется несколько раз.



Улиточка
Цель.Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я.
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.





Угадай, кто это


Цель.Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза, а затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, он становится в круг; то, кого узнали, будет водящим.





Лягушка

Цель.Узнать товарища по голосу.
Описание игры Дети стоят в кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.




Улавливай шёпот

Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив и чётким, внятным шёпотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдаёт команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант 2. Все дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.



Кто внимательный?
Цель.Развитие речевого слуха и фразовой речи.
Оборудование.Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.п.
Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличиваетс от 3-4 до 5-6 м. Выявляются победители.


Горшочек
Цель.Развитие речевого слуха и координации движений рук. Закрепление представлений «горячий – холодный».
Оборудование.Мяч.
Описание игры. Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч (горшочек). Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.
Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одной ноге или обоих коленях (по усмотрению водящего).





Принеси игрушки
Цель.Развитие речевого слуха, ориентации в пространстве и количественных представлений.
Оборудование. Мелкие игрушки.
Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.


Слушай и выполняй
Цель. Развитие речевого слуха, понимания словесных инструкций и фразовой речи.
Оборудование.Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).
Описание игры. Вариант 1. Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (одно – пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие – очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.
Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в группу, открой там шкаф», «Коля, подойди к столу, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.


Хлопки
Цель. Развитие речевого слуха и количественных представлений.
Описание игры. Дети сидят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти и, как только он произнесёт число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться» : при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом, пока не отыграются.



Лото

Цель.Развитие речевого слуха. Упражнение в правильном соотнесении слова с изображением предмета.

Оборудование.Любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).
Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2-3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня …» - называет предмет.
В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?» У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.
Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садится за их спиной, и игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.



Кто летит (бежит, идет, прыгает)?
Цель. Развитие речевого слуха. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных.
В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.



Запомни слова
Цель. Развитие речевого слуха и памяти. Накопление словаря.
Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.