Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Картотека на тему: "Упражнения для развитие памяти"

Козорец Лариса Владимировна Козорец Лариса Владимировна
DOC
91
1
Предпросмотр

1. Кто к нам пришел?
Перед ребенком необходимо посадить три различные игрушки. Скажите ему, что эти игрушки пришли к нему в гости, но один из гостей опаздывает и должен прийти с минуты на минуту. Теперь пусть малыш закроет глаза, а вы посадите рядом с первыми тремя игрушками еще одну. Ребенок должен угадать, кто же пришел к нему последним.

2. Кто прячется?
Теперь посадите перед своим малышом уже четыре разные игрушки. Предложите ему поиграть в прятки и попросите закрыть глаза. А теперь спрячьте одну из игрушек, и попросите ребенка отгадать – какую именно. В следующий раз вы можете спрятать от него совсем другую игрушку или даже две сразу. Импровизируйте!

3. Поезд
На листке бумаги следует нарисовать поезд с тремя вагончиками (вагончики можно сделать разноцветными, для лучшего запоминания). Отдельно вырежьте из бумаги мордочки зверушек и разложите их по вагончикам – по одной мордочке на каждое окошко нарисованного вагончика. У вас получится, что в первом вагоне, к примеру, едет собачка, во втором – зайчик, в третьем – лисичка. Расскажите о пассажирах поезда своему ребенку, а затем снимите картинки и отдайте ему их – пусть самостоятельно посадит каждого пассажира в его вагончик.

4. Шкафчик из спичечных коробков
Есть и еще одна интересная игра для развития памяти у детей. Сделайте из пустых спичечных коробков небольшой шкафчик и принесите его своему ребенку. А затем пусть к нему в гости придет кукла с красивым ярким камушком или другой безделушкой в руках. Кукла попросит спрятать свой камушек, и малыш должен будет сам решить, какой ящичек лучше выбрать для этой цели. Затем, продолжая играть за куклу, вы должны немного поболтать со своим ребенком – задать ему несколько вопросов, рассказать интересную историю. А потом кукла начнет собираться к себе домой и попросит малыша отдать ей камушек. Пусть он самостоятельно вспомнит, в какой ящик положил это сокровище.


5. Кто сначала, а кто потом
Перед ребенком необходимо разложить в ряд три игрушки: куклу, зайца и собачку. Теперь по очереди берите каждую из них и «поите» из чашки. Когда закончите, попросите малыша рассказать, в какой последовательности вы это делали.

6. Повтор действия
Для этой игры также необходимо взять несколько сильно отличающихся друг от друга игрушек – например, машинку, куклу и зверушку. И с каждой из игрушек вы должны сделать какое-то действие – кого-то повращать, кого-то подбросить вверх, а кого-то просто переложить с места на место. Теперь дайте игрушки ребенку – пусть повторит.


7. Где кто прячется 
Возьмите 2 или 3 коробочки и, на глазах у ребенка, положите в каждую из них по предмету: в одну – куклу, в другую – мячик, в третью – кубик. А теперь попросите рассказать, что и где спрятано. А если ребенок с легкостью справился с заданием, в следующий раз можете несколько его усложнить – просто указать на конкретную коробку и спросить, что именно там находится.


8. Кто в каком домике живет
Смастерите из картона три домика (отличающихся друг от друга по размеру или цвету), а также вырежьте из бумаги или подберите среди игрушек, троих зверушек, расселите их по домикам: кошку – в первый, мышку – во второй, зайку – в третий. Пусть ребенок внимательно посмотрит, кто где поселился. А дальше отправляйте зверушек на прогулку, чтобы потом попросить ребенка самостоятельно вернуть их по домам.

9. У кого что есть
Посадите перед ребенком несколько игрушек и каждой «вручите» какой-то предмет. Пусть ваш малыш видит, что обезьянка держит, к примеру, карандаш, мишка – мячик, а волк – кубик. Теперь попросите его закрыть глаза и по памяти назвать, у какой из игрушек находится тот или иной предмет.

10. «Сказочная» память
Если ваш малыш хорошо знаком с такими известными сказками, как «Рукавичка», «Репка», «Колобок» или др., можно поиграть с ним в такую игру. Вырежьте картонки с изображение каждого героя той или иной сказки и, рассказывая ребенку эту сказку, демонстрируйте ему картинки. А затем, когда вы закончите, пусть он сам выложит картинки той последовательности, в которой в сказке появлялись эти герои.
Не жалейте времени на развивающие игры со своим ребенком, и вскоре вы заметите, как сильно улучшилась его память!


11.Игра «Мяч»
Цель: развивать память.
«Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем позна­комиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга, Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая мяч, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомить­ся. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мячик друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».
Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нужно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.


12.Игра «Я умею»
Цель: формирование умения у детей осознавать свои способности и возможности. Взрослый говорит: «Давайте поиграем в игру». По кругу каждый называет или показывает своё умение. Выиграет тот, кто больше назовёт своих способностей, возможностей.


13.Игра «Приглашение в гости»
Цель: развивать память, умение у детей слушать друг друга и умения выступать перед группой. Каждый ребенок по очереди приглашает всех детей к себе в гости, но для этого он рассказывает, как к нему придти, где он живет, как до него доехать. Дети задают вопросы, уточняют.

14.Игра «Штирлиц»
Цель: развитие памяти, наблюдательности.
Инструкция: «Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Остальные игроки замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Посмотри еще немного, запоминай. Запомнил(а)?. А теперь ведущий выходит из комнат, играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Не у каждого пять, а всего пять. Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно, найди пять изменений в позах одежде играющих. Не у каждого игрока, а всего пять.

15.Игра «Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти. Материал: набор игрушек.
Дети запоминает, что лежит на столе. Ведущий прячет игрушку или меняет положение, а дети узнают, что изменилось.


16.Рисунок «Мой портрет»
Цель: формирование умения видеть и понимать себя. Педагог предлагает нарисовать себя, какими они себя видят, какими будут. На следующем занятии рисунки выставляются на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображён .


17.Игра «Снежный ком»
Цель: развивать память.
Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий – повторяет его, за­тем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по име­нам всю группу.

18.Игра «Конспиратор»
Цель: развитие тактильной памяти. Взрослый (ведущий): «Внимание! Встанем в круг, лицом к центру». Водящий стано­вится внутрь круга. Внимательно смотрим на ребят, затем ему завязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться ме­стами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят, к которым его, подводят.

19.Игра «Закончи предложение»
Цель: развития беглости мышления, активизация словарного запаса. Детям необходимо, поймав мяч и кинув его обратно руководителю, закончить предложе­ние.


20.Игра «Не зевай»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти. Дети идут по кругу. По сигналу ведущего – хлопок – остановиться и повернуться налево, затем продолжить движение; 2 хлопка – остановиться и повернуться направо и продолжить движение. Можно играть на выбывание.



21.Игра «Кто есть? Что есть что?»
Цель: развитие памяти, активного словаря. Инструкция: «Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из вас бросать мяч, а вы должны будете поймать его и, бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе: 1) домашних животных; 2) диких животных; 3) деревьев; и т. д. Но вы долж­ны как можно быстрей называть слова, те ребята, которые долго не смогут назвать слово или неправильно назовут его, выбывают из игры».
Рекомендации: в первый раз нужно немного давать подумать детям при ответах, чтобы меньше ребят выбыло из игры. Если ребята не сумели назвать много слов, надо самому руководителю их на­звать. В конце игры выделить тех учащихся, которые назвали много.


22. Пуговица.
Цель:развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Методика проведения:играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого
игрока есть игровое поле - это квадрат,разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток ипуговиц, тем игра становится сложнее.


23. Открытка.
Цель:развивать память.
Участники встают в круг. Ведущий держит в руках несколько открыток.
Открытки начали передавать по часовой стрелки. Детям необходимо внимательно смотреть на открытки и запоминать что изображено на них. После чего открытки забираются. Детям предлага­ется рассказать об открыт­ках, которые запомнили.


24.Картинки.
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которой изображён знакомый вам предмет (время показа 1-2 секунды). А теперь назовите предметы, которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.