Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Сообщение из опыта работы. "Деятельность педагогического коллектива по развитию музыкальных способностей детей".

Славакова Наталья Александровна Славакова Наталья Александровна
PPTX
8
0
Предпросмотр

«Деятельность педагогического коллектива по развитию музыкальных способностей детей (певческие умения и навыки)».
Сообщение из опыта работы.
 
Важнейшей и самой сложной задачей музыкального воспитателя детского сада является обучение детей пению. Методика решения этой проблемы складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного количества вариантов. Использование «единственно эффективного метода» таит в себе опасность пойти по пути шаблона и стандарта, что не соответствует педагогике искусства. Поэтому мне, как, впрочем, и любому музыкальному педагогу, постоянно приходится обращаться к разработке идей, которые  я считаю интересными, необходимыми и эффективными для своей работы в данное время.
            Методическая направленность моей работы базируется на современных концепциях и теоретических трудах Б. Асафьева, К. Орфа, В. Келлера, З. Кодаи, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, на знании авторских методик Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного, а также знакомстве с опытом работы музыкальных педагогов-новаторов  Т. Тютюнниковой, Т. Боровик, О. Кацер.
            Рассмотрим голос человека как музыкальный инструмент,единственный и неповторимый, как отпечатки пальцев. Мы можем им воспользоваться всегда и в любое время на протяжении всей жизни. Благодаря нему можно выразить своё настроение, передать в пении своё эмоциональное и душевное состояние. Голос способен не только красиво звучать, принося удовольствие поющему и слушающим его людям. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма, освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит к состоянию покоя и радости. И всё-таки пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое и зависит от нескольких факторов: наличия наследственных музыкальных способностей, окружающей музыкально-певческой среды и процесса обучения пению.
            Наследственные музыкальные способности детей чаще всего очень скромны или их нет.  Видимо, в настоящее время, большинство взрослых по тем или иным причинам не могут организовать для своих детей достойнуюокружающую музыкально-певческую среду, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие детей с рождения. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поёт, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.
            Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребёнка. В это время формирование голоса и речи ребёнка полностью зависит от окружающих его взрослых.
В нашем детском саду (МДОУ «Детский сад №24 «Теремок» ст. Незлобной») музыка и пение стали частью жизни детей. У воспитателей есть желание работать в этом направлении совместно с музыкальным руководителем. У всех педагогов  достаточно развит мелодический слух.
В ясельной и младшей группах от  воспитателей зависит, будет ли заложен фундамент, на котором сформируется речевой и певческий голос ребёнка, а также его музыкальные способности.
У воспитателей Ерлашовой В. Н. и Акопян А. Р. накоплены достаточно большие библиотечки детского фольклора, куда входят пестушки, потешки, попевки, колыбельные, прибаутки, небылицы, а также произведения детского народного творчества: считалки, дразнилки, мирилки, молчанки, заклички, приговорки. Они доступны любому ребёнку, помогают овладеть своим речевым и певческим голосом, познать речевое богатство родного языка. Знание детского фольклора необходимо всем: родителям, педагогам и в первую очередь, детям, поэтому я слежу, чтобы в родительских уголках всегда имелись в наличии  распечатки рекомендуемых  образцов.
Наши воспитатели любят и умеют петь детские песни, т. к. самым главным инструментом для маленьких детей является голос человека.
Пение на ребёнка действует благодатно, если оно соответствует его природе и возможностям. В дошкольном возрасте голос детей очень эластичен и податлив, поэтому чем раньше ребёнку привить  естественные навыки звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше «настраивается» его речевой и певческий голос. Достигается это путём подражания пению и речи взрослого, в нашем случае – моего или воспитателя.
Ежедневное звучание в группе попевок, колыбельных, пестушек, хороводов приносит нашим воспитанникам  неоценимую пользу для формирования их памяти, слуха, ритма и, в конечном итоге, речи и пения.
Сама возможность поддержания музыкально-певческой среды с ясельного возраста до школы позволяет подготовить и настроить музыкальный инструмент каждого ребёнка – его голос  - к дальнейшему его совершенствованию.
Процесс обучения пению включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса. Если развитию голоса ребёнка помогают полученные по наследству от родителей певческие и музыкальные способности, а также окружающая певческая среда в семье, то сам процесс обучения пению решающего значения иметь не будет. При таких условиях голос ребёнка всё равно будет развиваться. Специалисты музыкального воспитания знают, что таких детей очень мало, поэтому их сразу определяют в солисты.
Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:
способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.;
активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;
развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
- естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
приводит к тому, что и речевой голос ребёнка становится более устойчивым и выносливым, т. е. не срывается, не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку;
создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
Лично мне очень нравится девиз программы «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой – введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой. Он несёт в себе суть отношения педагога к ребёнку. Дети, как и взрослые, не любят, когда их принуждают что-нибудь делать. Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно.
Развитие певческого голоса детей я начинаю с речевого этапа. Такой подход опирается на теоретические положения Б. В. Асафьева о внутреннем органическом  родстве музыки и речи. Я предлагаю поздороваться, попрощаться, назвать своё имя или имя приятеля в различных интонациях (весело, грустно, испуганно, грозно, нежно и т. д.), темпах (медленно, умеренно, быстро) и тембрах и регистрах (как мышки, мишки, мультяшный персонаж). На этом этапе легко и удобно работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, лёгкость и полётность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко запеть, ребёнок учится высоко и выразительно говорить.
Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идёт параллельно певческому.
Основными видами на речевом этапе являются:
- артикуляционная гимнастика;
- игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
- развивающие игры с голосом;- речевые зарядки;
- речевые игры и упражнения;
 - ритмодекламация.
Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
«разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата,
обострить интонационный слух,
-  подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков,
- сделать обучение пению более лёгким, понятным и привлекательным.
Переход от речи к пению я провожу в игровой форме, с использованием театрализации и движения. Наступает момент формирования координации слуха и теперь уже певческого голоса.
            Например, после речевой игры «Имена» играем в «Эхо», но певческим голосом.
1 вариант. Пою имя ребёнка на удобном для всех (примарном) звуке – дети повторяют. 
            Пою имя другого ребёнка на том же звуке – дети повторяют.
            И так далее, последовательно «впевая» один и тот же звук, затем предлагаю детям взять звук на полтона выше и т.д.
2 вариант.   Пою имя ребёнка на одном звуке (Ма-ша), прошу ребёнка спеть на том же звуке, но ласково (Ма-шень-ка), и так далее по кругу. Затем поём звук на полтона выше и т. д.
Вариант 3.     Пою имя ребёнка на двух звуках малой терции сверху вниз – дети повторяют.
Вариант 4.    Пою имя ребёнка (Ма-ша) на двух звуках малой терции – дети повторяют, но в другом ритме, поют ласково (Ма-шень-ка).
Вариант 5.   Предлагаю петь слова «мама», «здравствуй», название игрушек и т. д.
Когда я слышу, что общий звук получается почти у всех детей точно, тогда изменяю его высоту по полутонам, раздвигая границы певческого голоса детей.
            Переход к пению можно сделать через рисование голосом (разработка Т. Тютюнниковой «Музыкальные узоры»).
            Интонациями голоса «рисуем» с детьми различные образы: ветер, волны моря, облака, дождь, солнце и т. д. Интонационно-речевое рисование возможно различными способами: «клястер» - гроздь звуков (одновременное и произвольное звучание многих голосов), скольжение или глиссандирование голосом вверх и вниз, по кругу, точечно и т. д.
            На этом этапе я стараюсь соблюдать определённые условия:
- начинаю формирование певческого голоса с простых и протяжных попевок и песенок на примарных звуках;
- постепенно включаю бодрые песенки, активизирующие артикуляцию, дыхание, дикцию;
- пою без сопровождения инструмента, стараюсь петь максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.
Если мы хотим, чтобы дети пели чисто, не фальшивя, нужно набраться терпения. Основные усилия я направляю на формирование координации слуха и голоса. И только в рамках освоенного диапазона беру песню для очередного разучивания.
            Само же разучивание песни я провожу по-разному: традиционным (дети сидят на стульчиках передо мною) и нетрадиционным (стоят или сидят на ковре в кругу) способами.
            Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребёнок может ощутить свою значимость  для других детей, почувствовать их поддержку и защиту. Использование круга совершенно естественно для игрового обучения.   Кроме того, можно привлечь к деятельности всех детей, даже неуверенных в себе.
            Вот несколько способов, которые я использую для показа песни.
1.      Я хожу внутри круга и пою песню. Как только я спела запев, пение прекращается, я останавливаюсь. Ребёнок, напротив которого я встала, берёт из моих рук какой-нибудь предмет (цветок, колокольчик и т. д.) и продолжает ходить под моё пение внутри круга. Теперь он ведущий. На следующую паузу ведущий ребёнок останавливается и отдаёт предмет тому, возле кого он остановился.  Если детей много, в кругу могут ходить одновременно 2-3 ребёнка.
2.      «Превращаю» всех детей в Птиц или Зайчиков, Медведей, Гномов, Великанов, Инопланетян и т. д. Дети образно двигаются по всему залу. Услышав сигнал, дети собираются в условленном месте или ложатся на ковёр и слушают песню или её часть. Как только пение прекращается, персонажи опять начинают двигаться.
3.      Под моё пение дети отмечают метр песни хлопками, шлепками.
Во всех вариантах показы песен я делаю без инструментального сопровождения. Дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают сами подпевать.
Варианты игрового показа и разучивания песен могут быть самыми разными, они зависят от возраста детей и содержания песни. Мои воспитанники с удовольствием перевоплощаются в сказочные и реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку.
Из  этой практики у меня  возник  «Театр детской песни «Очаровашки», - своеобразная форма индивидуальной и подгрупповой работы, во время которой дети в силу своих возможностей участвуют в создании красочного музыкального спектакля на основе  одной детской песни.