Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Картотека для дошкольников (Дидактические игры:)

Кудряшова Ольга Сергеевна Кудряшова Ольга Сергеевна
DOCX
8
0
Предпросмотр

Дидактические игры:
Весной, летом, осенью
Подготовка к игре: воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.
Дидактическая задача: уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений (например: нарцисс, тюльпан — весной, золотой шар, астры — осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.
Игровое действие: игра может быть проведена так же, «как и когда это бывает?», «Угадай, что где растет».
«Вкусная и полезная пища»
Цель: учить детей распределять продукты по степени их полезности для организма человека; закреплять представления детей о разнообразной пище для человека (богатой витаминами, вкусной и полезной).
Материал: картинки с изображением разнообразных продуктов питания — овощи, фрукты, конфеты, мясо и т.д. (пособие «Заходи в супермаркет»), Дети выбирают из всех продуктов те, в которых много витаминов и которые полезны для здоровья человека, особенно весной (фрукты, овощи, зелень).
Где спрятано растение?
Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.
Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.
Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих — до 7-8.
Ход игры
Вариант 1
Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два-три). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, — предлагает он. — Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают.)
Вариант 2.
Одно растение можно убрать. А остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.
Примечание
Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает организовать ее. Для этого предлагает 2-3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4-5 штук) ставят по кругу, на каждом из них — растение. Один ребенок стоит в середине и отгадывает, другой переставляет растения (Следует обратить внимание детей, чтобы осторожно обращались с растениями).
Кто кем будет?
Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет)... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?». При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Вариантом этой игры является игра «Кем был?». Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.п. Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову рекомендуется подбирать варианты ответов.
Кто летает, прыгает, плавает?
Подготовка к игре: педагог подбирает картинки с изображением знакомых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». Изображение должно быть реалистичным, четким, без лишних деталей. К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата (крута, треугольника), условно обозначающих классификацию: «летают» — зеленый, «прыгают» — желтый, «плавают» — синий.
Дидактическая задача: уточнить знания детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память.
Игровое действие: дети выбирают трех звеньевых, которым воспитатель дает по одному условному знаку, например квадраты разного цвета (у кого квадрат, дети не знают). Всем остальным он раздает картинки с изображением животных. По команде ведущего дети, у которых картинки с изображением тех, кто лает, собираются вокруг звеньевого, держащего, например, зеленый квадрат; с изображением тех, кто прыгает, — вокруг звеньевого с желтым квадратом; тех, кто плавает, — вокруг звеньевого с синим квадратом.
Правила игры: дети не должны знать заранее, какого цвета квадрат у звеньевого. Звеньевой поднимает квадрат по команде ведущего.
 Вырастим яблоки
Цель: учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бережное отношение к результатам их труда.
Игровые задания: «вырастить» яблоки.
Правила игры: приступать к каждому виду работ своевременно. Дополнять друг друга, не повторяясь.
Материал: румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приготовленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фишки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).
Ход игры
Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но ... их угостят, если они захотят стать садоводами.
Раздайте сюжетные картинки (по одной на двух детей). Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рассказ.
Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие могут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но картинку поставьте на место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображающей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку.
Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад...», а дети продолжают.
Уместно привести стихи-загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (весна)
Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. Настало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко, (яблоко)
Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву, (яблоко)
Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды.
Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, на­граждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек.
При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации.
Консервный завод
Содержание знаний: рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.
Дидактическая задача: определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.
Правила: разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.
Оборудование: на трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухофруктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поставить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.
Ход игры
Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые — на сок, спелые мягкие — на варенье, спелые плотные — на компоты, остальные — сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют овощи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.
Словесные игры экологического содержания
Чья это работа?
Каждый ребёнок выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа: "Кто умеет перевозить грузы?" и т.д.
Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим.
В игре участвуют не более 5-6 детей, желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями.
Угадай, кто я?
Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: "Я умею..." (действие изображается при помощи пластики.)
Дети должны отгадать и назвать изображённое действие. "А ещё я умею..." - говорит ребёнок-ведущий и показывает следующее движение. После изображения 3-4 функций дети отгадывают объект.
Например: прыгать, катиться, лежать... (мячик).
Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально загадан, предлагается вспомнить, для кого эти функции характер.
Количество участников - до 10 человек.
Метель
Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо-карусель,
 Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
Обгонялки
Каждый ребенок придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: "скакунчик", "поливалка" и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг.
Количество участников должно быть не менее 6 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь.
Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разный функций своего образа.
Кто же это делает? (разновидность игры "Да - Нет")
Один из участников загадывает предмет. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно.
Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: "Это летает? Режется? Нужно для письма?" и т.д.
За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.
Неумейка.
Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.
Например: "Я воробей, я не умею танцевать". "А я - балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы". И т.д.
Повторяка
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети "примеряют" эту функцию на себя:
Я - лягушка. Я умею прыгать.
 Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
 Я - Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
Как это было?
Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.
семечко -- росток -- цветок с бутоном -- раскрывшийся цветок
Ромашка
В игре используется волчок. Вокруг него раскладываются предметные картинки. Волчок раскручивается. Когда стрелка укажет на один из объектов кто-то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о стадиях развития этого объекта, чем он станет в скором и далёком будущем. Игра адресована старшим дошкольникам.
Был. Есть. Будет.
Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:
сейчас - сладкое, сочное, красное...
было - зелёное, кислое, терпкое...
будет - сухое, сморщенное, червивое.
Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.
Что было? Что будет?
Для игры понадобятся картинки к хорошо знакомым сказкам. Можно использовать не только иллюстрации, но и схематические "кадрики" к сюжету, нарисованные вместе с детьми.
Каждый получает одну картинку и по сигналу должен быстро занять своё место в общей шеренге. Затем идёт обсуждение: каждый ребёнок называет, что изображено на картинке, было это по сюжету или еще будет (по отношению к предыдущему выступлению).
Например: Колобок встретился с зайцем и поёт ему песенку. Это сейчас. Колобок убегает из дома. Это было. Колобок сидит на носу у лисы. Это будет.
 Волшебный мешочек
В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.
Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.
Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.
Выбери нужное
Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.
Домино
По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, половая принадлежность, место и т.д.
 Волшебная дорожка
Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.
Разведчики
Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок.
По команде: "Разведчики, вперёд!" дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д.
Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребёнок не может объяснить, почему к картине с изображением фермы он выбрал автобус: "В автобусе могли приехать доярки, привезти корм для скота "и т.д.
Цепочка
Первый ребёнок называет объект.
 Второй - его свойство.
 Третий - объект с названным свойством.
 Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.
Например:
Морковь.
Морковь сладкая.
Сладким бывает сахар.
Сахар белый.
Белым бывает снег и т.д.
Купец (модификация народной игры "Краски")
Выбираются купец и продавец. Остальные участники игры - товар. Каждому "товару" продавец называет его образ, но так, чтобы слышал купец. Затем купец обращается к продавцу: "Продавец, продавец, продай мне товар". "А что тебе продать?" Купец описывает свойства товара: "Продай мне круглое, пушистое, тёпленькое..."
Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет. Если догнал, то забирает в условленное место и выбирает следующий товар. Если нет, то товар становится купцом, купец - продавцом, а продавец занимает место товара. (В подвижной части игры возможны варианты.)
Природный мир бывает разный
Материал: картинки с изображением природных объектов.
Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.
Мир вокруг нас
Материал: глобус, графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 шт.).
Ход игры: детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету - многоцветная, по составляющим - много всего, по размеру - огромная. Далее воспитатель на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть - природный мир, белая - рукотворный.
Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок - в голубую часть, это природа. Автомобиль - в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра "Все в мире перепуталось": дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.
Назови одним словом
Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна - деревья и т.д.).
Я знаю
Материал: мяч.
Ход игры: подбрасывают мяч и говорят "Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.
Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -"Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.
Съедобное - несъедобное
Цель: упражнять в классификации по выбранному признаку.
Материал: мяч.
Ход игры: водящий бросает мяч и называет предмет. Если предмет съедобный, то ловящий удерживает мяч, если нет, то отбрасывает.
"Рыбы - птицы - звери"
Материал: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".
Цепочка
Материал: мяч, картинки объектов.
Ход игры: воспитатель сначала показывает картинку с изображением объекта, затем передает мяч. У кого в руках мяч, тот называет один из признаков объекта и передает мяч другому. Нужно назвать как можно больше признаков объекта и не повториться.
Такой листок, лети ко мне
Материал: опавшие листья различных деревьев (осенью) или их силуэты, вырезанные из цветной бумаги.
Ход игры: детям раздаются силуэты листьев (по одному). Воспитатель становится в противоположном углу комнаты или площадки, показывает детям лист и командует: "Кленовый (осиновый, берёзовый и т.д.) листок, лети ко мне". Подбежавшие дети должны убедиться, что у них в руках лист с названного дерева, затем рассказать о его признаках.
Усложнение - команда: "Такой листок лети ко мне". Признак принадлежности к какому - то растению не называется. Если среди подбежавших окажется ребёнок с листом другого дерева, он должен найти общий признак между своим и показанным листочком.
Кто где живет
Материал: картинки с животными у воспитателя, картинки с изображениями разных мест обитания - у детей (дерево, река, нора и т.д.)
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением животного, а ребенок должен определить, где он обитает, и "поселить" у себя на нужной карточке.
Летает, плавает, бегает
Материал: мяч.
Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.
Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.
Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.
Подвижные экологические игры
Найди себе пару
Материал. Цветы – одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздики, георгины.
Правила:
После слов воспитателя: «Ручки протяните – цветочки покажите», протянуть руки и хорошо рассмотреть цветочки.
На слова: «Ищи себе пару!» найти ребенка, у которого такой же цветок.
Ход игры. Каждый ребенок получает цветок и прячет его за спину. Когда цветы будут у всех детей, воспитатель просит их стать в кружок, потом говорит: «Ручки протяните – цветочки покажите». Дети протягивают руки и рассматривают цветы. На слова воспитателя: «Ищи себе пару!» дети с одинаковыми цветами становятся в пары.
Аналогичную игру можно проводить с листьями деревьев.
Сокол и лиса
Цель: Расширять знания детей о диком животном  и хищной птице.
Умение быстро действовать по сигналу ведущего.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.
Вспомнить повадки лисы.
Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.
Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные  движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.
Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.
Цветы
Цель: Называть и различать цветы.
Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.
Игровые действия:
Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.
Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.
По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.
Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.
Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
Быстрый олень
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде « на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.
Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости. Загадка: Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей).«Звери и птицы»
Описание игры. Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы.
Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.
Льдинки, ветер и мороз
Описание игры. Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.
Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер».
На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.
Цель: развитие координационных движений, быстроты, находчивости.
Куропатки и ягодки
Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено.
Описание игры. Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лёгким бегом). По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо). Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.
Ловля оленей
Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними.
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости. Гуси-лебеди
 На одной стороне зала обозначается дом, в котором находятся «гуси». На противоположной стороне зала стоит «пастух». С боку площадки находится логово «волка». Все остальное место — луг. С помощью считалочки выбираются «волк» и «пастух», остальные дети -«гуси». «Пастух» выгоняет «гусей» на «луг», погулять я побегать.
 Пастух: Гуси, гуси!
 Гуси (хором): Га — га — га!
 Пастух: Есть хотите?
 Гуси (хором): Да, да, да!
 Пастух: Так летите же сюда!
 Гуси (хором) : Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой.
 Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.
 «Гуси» бегут домой через логово «волка», а «волк» выбегает из логова и старается поймать «гусей». Отмечаются «гуси», которые убежали от «волка» и благополучно вернулись домой. Игра продолжается с другим «пастухом» и «волком».я по всему залу. По команде инструктора: «Буря! » бегут к возвышенностями и прячутся там. Когда инструктор скажет: «Буря прекратилась! », дети спускаются, («птицы» продолжают свои «полет»). Во время игры инструктор в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске. Игра продолжается 2-3 раза.
 Охотники и зайцы
Цель:  Совершенствовать навыки прыжков и метания в цель на обеих ногах. Развивать ловкость , скорость и ориентирования в пространстве.
Оборудование: мяч.
Разделение ролей: Выбирают одного или двух «охотников», которые становятся с одной стороны площадки, остальные дети — «зайцы».
Ход игры.
Зайцы сидят в своих «норках», расположенных с противоположной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамья).
На слова воспитателя:
Зайчик прыг-скок. прыг-скок
В зеленый лесок
«Зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадет, тот забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес и «охотник» еще раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».
Указания к игре. Следить, чтобы «охотник» бросал мяч как правой, так и левой рукой. «Охотники» бросают мяч только под ноги «зайцам». Мяч поднимает тот, кто его бросил.
Медведь и пчелы
Цель: Учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку. развивать ловкость, быстроту.
    Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне — луг. В стороне — медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье.  Медведи — в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за медом и жужжат. Как улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал «медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.
Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит,  чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказывают помощь.
Лягушки и цапли
Цель: Развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед-назад через предмет.
Границы болота (прямоугольник, квадрат или круг), где живут лягушки, отмечаются кубами (сторона 20 см), между которыми протянуты веревки. На концах веревок мешочки с песком. Поодаль гнездо цапли. Лягушки прыгают, резвятся в болоте. Цапля (водящий) стоит в своем гнезде. По сигналу воспитателя она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту, перешагивает веревку и ловит лягушек. Лягушки спасаются от цапли — они выскакивают из болота. Пойманных лягушек цапля уводит к себе в дом. (Они остаются там, пока не выберут новую цаплю.) Если все лягушки успеют выскочить из болота и цапля никого не поймает, она возвращается к себе в дом одна. После 2—3 игры выбирается новая цапля.
Указания. Веревки накладывают на кубы так, чтобы они могли легко упасть, если задеть их при прыжке. Упавшую веревку снова кладут на место. Играющие (лягушки) должны равномерно располагаться по всей площади болота. В игре  могут быть и 2 цапли.
Игры с песком и водой
Строительство  из  песка.
Сочетая  разные  виды  построек- дороги,  туннели,  мосты,  песчаные  горки,- можно  построить  трассу,  по  которой  будет  ездить  игрушечная  машинка,  управляемая  опытным  шофером.  Можно  создать  и  целый  город  с  площадями,  скверами, домами  и  гаражами.  Как  в  любом  городе,  здесь  будут  перекрестки,  мосты,  подземные  переходы.  Для  того  чтобы  игра  стала  еще  интереснее,  можно  заранее  изготовить  из  плотного  картона  плоскостные  изображения  домов,  светофоров,  деревьев,  людей  и  прикрепить  к  ним  палочки.  Эти  макеты  дети  будут  втыкать  в  песок.
Если  есть  набор  мелких  игрушек  «Дикие  животные»,  то  можно  организовать  в  песочнице  настоящий  зоопарк,  огородив его  насыпным  забором,  сделанным  с  помощью  ладоней.  Пригодятся  для  строительства  кирпичики  и  тонкая  дощечка- перекладина  для  ворот.  Можно  использовать  в  строительстве  и  формочку,  закопанную  в  песок  вровень  с  землей  и  наполненную  водой.  Получится  хороший  пруд  для  водоплавающих  птиц  или  бассейн  для  белого  медведя.
Используя  набор  игрушек  «Домашние  животные»,  предложите  детям  построить  ферму  или  птичий  двор,  посадить  сад,  сделать  грядки  для  овощей,  разбить  клумбу.  На  лугу  будут  пастись  корова,  овца,  около  дома  будет  стоять  лошадка,  ожидая  хозяина,  а  в  будке- сидеть  сторожевой  пес.  Дом  можно  сделать  так:  отделить  от  песчаной  горки  лишние  части  песка  и,  приглаживая  оставшийся  песок  фанеркой,  придайте  ему  желаемую  форму.  Забор  формируется  из  песка  ладонями  в  виде  вала.
Играя  с  влажным  песком,  дети  могут  делать  постройки  по  собственному  замыслу,  проявлять  свою  фантазию  в  самых  разных  играх.  Можно  предложить  построить «Дворец  для  своего  любимого  сказочного  героя,  а  потом  украсить  его  ракушками,  цветами  и  узорами.  Также  можно  устроить  конкурс  «чей  дворец  лучше».
Выкладываем  и  печатаем  на  песке.
Создавать  изображения,  а  также  украшать  свои  постройки  или  «выпечные  изделия»  из  песка  ребенок  может  с  помощью  камешков, желудей,  семечек,  ракушек,  шишек  или  других  природных  материалов.  Покажите  им  как  можно  выкладывать  на  песке  узор,  геометрические  фигуры,  контуры  разных  предметов,  например  самолета,  солнышка,  цветка,  или  целую  картину  с  домиком,  дорожками  и  деревьями.  Этим  же  способом  можно  изобразить  букву  или  даже  короткое  слово.
Поначалу  взрослый  может  рисовать  на  песке  палочкой  контур  предмета,  а  ребенок  будет  выкладывать  по  нему  изображение.  Затем  дети  сами  начнут  придумывать  сюжеты  для  своих  картин.
На  песке  можно  создавать  изображения  методом  печатания.  Чтобы  выдавливать  на  песке  контурные  или  объемные  изображения,  нужно сначала  с  помощью  лопатки  разровнять  влажный  песок,  а  дальше  вжимая  в  песок  формочки,  а  затем  осторожно  их  снимая,  отпечатывать  на  нем  разные  изображения.  Для  печатания  можно  использовать  формы  без  дна,  которые  применяют  кулинары  для  вырезания  из  теста  печенья  разной  конфигурации.  Можно  использовать  обычные  формочки  для  песка,  желательно  разного  размера  и  формы.  Комбинируя  оттиски  разной  формы  и  величины,  вы  сможете  составлять  из  них  узор.
Школа  на  песке.
Играя  с  песком,  рисуя  на  нем  вместе  с  детьми  можно  реализовать  еще  одну  важную  задачу – в  игровой  форме  обучать  ребенка  грамоте  и  счету.
Пройди  по  квадратам.  Нарисуйте  вперемешку  разные  геометрические  фигуры.  Объясните что  это  «камешки»,  по  которым  ему  надо  перейти  через  «реку».  Предложите  ребенку  перебраться  на  другой  берег  реки,  наступая  лишь  на  круглые  камешки,  а  в  другой  раз  на  квадратные  и  т.д.
Найди  и  покажи  фигуры.  Нарисуйте  на  песке  различные  фигуры,  и  предложите  ребенку  показать  фигурки,  посчитать  и  т.д.
Клад.  
Незаметно  закопай  в  песок  небольшую  игрушку.  Предложите  ребенку  найти  ее  по  вашей  подсказке.  Начать  поиск  можно  с  любого  места.  Но  при  этом  взрослый  указывает  маршрут.  Например: «сделай  2шага  вперед,  3шага  налево  и  т.д.
Всех  детей  очень  привлекают  игры  с  водой.  Летом,  в  теплый  солнечный  день,  можно  организовать  игры  с  водой  на  свежем  воздухе.
Рыбалка.
Пластмассовые  рыбки  с  металлической  серединкой  бросить  в  таз  с  водой.  И  предложить  детям  поиграть  в  рыбалку.  Например : кто  быстрее,  или  кто  больше  наловит  рыбы  магнитной  удочкой.  В  ходе  игры  объясните  детям,  почему  рыбки  притягиваются  к  магнитной  удочке.
Тонущий  корабль.
На  поверхность  воды  в  таз  положите  мыльницу,  миску  или  небьющуюся  тарелку.  Затем  покажите  детям,  как  из  лейки  или  любой  другой  посуды  с  носиком  тонкой  струйкой  лить  в  нее  воду,  ожидая  момента,  когда  уровень  воды  в  плавающей  емкости  достигнет  критического  и  она  начнет  крениться  и  тонуть.
Можно  организовать  эту  игру  для  2  детей,  внеся  в  нее  соревновательный  момент.  Пусть  дети  льют  воду  в  одинаковые  емкости  очень  тонкими  струйками  так,  чтобы  «корабли»  дольше  оставались  на  поверхности.  Выигрывает  в  этом  соревновании  тот,  у  кого  корабль  затонет  последним.  Спросите  у  ребенка,  почему  корабль  сначала  плавал,  а  потом  затонул.
Дальнее  плавание.
Сделайте  вместе  с  детьми  бумажные  кораблики,  а  затем  спустите  его  на  воду  в  таз.  Покажите  ребенку , как  надо  на  него  подуть,  чтобы  кораблик  начал  двигаться,  удаляясь  от  вас.  Чем  сильнее  и  дольше  будет  воздушная  струя,  которую  вы  выдуваете,  тем  дольше  будет  плыть  кораблик.  Поэтому  дуть  надо  не  раздувая  щек.  Устройте  соревнования  чей  кораблик  уплывет  дальше.
Игры – эксперименты
 Песок, глина
 1. Сыпучесть
 Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги
 Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.
 2. Сравнение частичек песка и глины
 Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло
 С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
 3.  Как песок и глина пропускают воду
 Оборудование: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной
 Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
 Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
 4. Как песок и глина сохраняют форму
 Оборудование: Мокрые песок и глина, доска для лепки
 Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму
 5. Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает
 Оборудование: Две воронки в одной песок, в другой глина, два пустых стакана и стакан с водой
 Берем две воронки в одной песок, в другой глина ставим в стакан наливаем воду и наблюдаем: в стакане с песком вода появляется быстро, а глина воду не пропускает
Воздух
 Пустой стакан?
 Оборудование: стакан, банка с водой
 Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
 Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
 Вытеснение воздуха водой
 Оборудование: стакан, банка с водой
 Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
 Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
 Буря в стакане воды
 Оборудование: стакан с водой, соломинка
 Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?
 Воздушный шарик
 Оборудование: воздушные шарики, нитки
 Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).
 Мой весёлый звонкий мяч
 Оборудование: Мячи спущенный и надутый
 Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
 Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
 Тонет - не тонет
 Оборудование: Ёмкость с водой, игрушки, наполненные воздухом
 Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
 Вывод: Воздух легче воды
 Сколько весит воздух?
 Оборудование: палка длинной около 60-ти см., верёвка, два воздушных шарика
 Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
 8. Плыви, плыви, кораблик
 Оборудование: Кораблики с парусами (можно сделать самим из ореховой скорлупы и бумаги, широкая ёмкость с водой
 Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать) .
Жизнь растений
 1. Куда растут корни?
 Оборудование2 растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.
 -Воспитатель предлагает детям полить 2 растения по-разному:циперус-в поддон, герань-под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне у герани не появились корешки (корешки не появились, так как они тянутся за водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне) .
  Много - мало
Оборудование: Три растения:1- с крупными листьями, 2-с обычными, 3-кактус;целофановые пакетики, нитки.
 -Воспитатель предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают 3 растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа-много, мало воды) .Дети надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать, достраивают модель изображением нужного символа.
 3. Летающие семена
 Оборудование: семена различных растений
 Дать детям по одному летающему и по одному нелетающему семени.
 Предложить поднять руки как можно выше, встать самим и одновременно отпустить оба семени из рук (например, фасолину и семя клена). Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения.
 Вывод. Растения имеют различные по форме, размерам приспособления для полета семена.
Вода
Имеет ли вода цвет, вкус и запах?
 Оборудование:
 Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная) .
 Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)
 Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
Почему снег мягкий?
 Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
 Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
 Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
 Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка».
 Где лучики?
Оборудование: Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
 Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
 Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
 Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра
Угадай по запаху
 Оборудование: ширма с прорезями для носа, футляры от киндер-сюрприза с дырочками, ароматические вещества
 — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
Отгадай на вкус
Оборудование: фрукты, сахар, соль
 — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.
 Как определили? (с помощью языка)
Сколькими способами может передвигаться человек?
Цель: показать, что человек может передвигаться разными способами в зависимости от обстоятельств.
Программные задачи: продолжить формирование понятий о разнообразии функций органов и приспособлении живого организма к среде обитания; уточнить, в чем заключается сходство и различие человека и животного;
закрепить представление о том, что одно и тоже действие можно выполнить разными способами; активизировать в речи детей глагольный словарь.
Методы обучения: игра, логические рассуждения, наблюдение, практическая деятельность детей.
Оборудование. Кегля.
Методические рекомендации. Дети сидят на стульчиках. Игру следует проводить в высоком темпе, на демонстрацию движения отводится несколько секунд.
Примерные варианты: обычные движения, танцевальные, физические упражнения.
 Ход игры.
- Ребята, вы уже проводили опыты с водой, песком, растениями. А сегодня мы проводить опыты на человеке, т.е. на самих себе. Но прежде ответьте мне на несколько вопросов:
- Человек живой или неживой?
- По каким признакам можно узнать, что он живой?
- По каким главным признакам он отличается от животных? (дети называют разные признаки, среди них педагог выделяет ум).
- Для чего человеку ум?
Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете думать.
Задание. Вы должны придумать разные способы передвижения и добраться до кегли, (выставить кеглю). Вначале хорошо подумайте, как и с помощью чего выполните задуманное действие.
Заключение, (игра может проводиться как соревнование)
В конце подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения и этим сильно отличается от животных; возможности животных в этом отношении значительно ниже.
 - У человека много способов передвижения, а у животных всего 6 способов.
Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, коленях, протанцевать, на четвереньках, пройти на руках, перекатиться, и т.д.
Сколькими способами можно напиться?
Цель: развивать мыслительные способности детей.
Программные задачи: сформировать у детей представления о том, что любое действие можно выполнить разными способами;
продолжить закрепление гигиенических навыков;
развивать логическое мышление;
развивать дружбу и взаимопомощь.
Материалы и оборудование. Для каждого ребенка: чашка с водой, кружка, блюдце, ложка, бутылочка, трубочка для коктейля, кусочек ткани, лист бумаги, чайник, пипетка, шприц, чистая резиновая груша, чистая губка, ситечко для чая, пульверизатор, карандаш, полотенце для вытирания рук и др.
Методы обучения: логические рассуждения, наблюдение, экспериментирование.
Методические рекомендации. Поскольку планируется пить воду по-настоящему, все предлагаемое оборудование должно быть чистым и соответствовать общепринятым гигиеническим нормам.
Примерные варианты: выпить из кружки; полакать из блюдца; напиться из носика чайника; выпить из ладошки; пить через трубочку; сделать кулечек из бумаги; выжать себе в рот мокрую ткань; побрызгать в рот из пульверизатора и т.д.
Обычно количество предлагаемых детьми вариантов превышает 20.
 Ход игры.
Задание. Ребята. Посмотрите внимательно на предметы и назовите их. Вы должны придумать разные способы, как можно напиться воды.
Условие. Показывать придуманный способ. Сначала подумайте, как с помощью этих предметов можно напиться, а потом покажите этот способ всем.
Заключение, (игра может проводиться как соревнование)
В конце подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно напиться. Делаются выводы о том, что человек может использовать большое количество разных способов, чтобы утолить жажду. Этим он сильно отличается от животных, возможности которых значительно ниже.
Сколькими способами можно есть хлеб?
Цель: развивать мыслительные способности детей.
Программные задачи: закрепить у детей представление о том, что любое действие можно выполнить разными способами;
Развивать логическое мышление;
Активизировать в речи детей прилагательные и глагольный словарь;
Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, волю к победе.
 Материалы и оборудование. Булка хлеба, на каждого ребенка: блюдце, нож, вилка, ложка, кусочек ткани, лист бумаги, палочка, пинцет.
Методы обучения: логические рассуждения, наблюдение, экспериментирование.
Методические рекомендации. Поскольку планируется, есть хлеб по-настоящему, все предлагаемое оборудование должно быть чистым и соответствовать общепринятым гигиеническим нормам.
Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить от целого куска, выцарапать вилкой, ложкой, палочкой, отщипнуть, взять губами со стола, покормить.
 Ход игры.
- Ребята. Какой бывает хлеб?
(белый, черный, бородинский, злаковый, черствый, свежий, вчерашний, вкусный, ароматный, праздничный, круглый, прямоугольный, сладкий, соленый.)
Задание. Посмотрите внимательно на предметы и назовите их. Вы должны придумать разные способы, как можно есть хлеб.
Условие. Показывать придуманный способ. Сначала подумайте, как с помощью этих предметов можно есть, а потом покажите этот способ всем.
Заключение, (игра может проводиться как соревнование)
В конце подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб. Делаются выводы о том, что человек может использовать большое количество разных способов, чтобы есть хлеб.
Свет
Свет повсюду
 Оборудование: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
 Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
 А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
Свет бывает разный. Дед «Знай»  предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого) .
 Свет и тень
Оборудование: оборудование для теневого театра, фонарь.
 Воспитатель спрашивает его: «Что это? Для чего нужен фонарик? » Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. По чему мы хорошо все видим, когда светит фонарик? Что видим
 на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют.
 Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
Предметный мир
Почему все звучит?
Оборудование: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Что звучит?  Воспитатель издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит
 муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)
 Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Назовитепредметы, которые будут звучать.
 Увеличительные стёкла
 Оборудование:лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.
 Дети рассматривают мелкие предметы. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Как лучше видно — глазами или с помощью этого стеклышка? В чем секрет стеклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)
Лёгкий-тяжёлый
 Оборудование: предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.
 Перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи
 и чем отличаются. (Похожи по размеру, отличаются по весу.)
 Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе!
 Угадайка — из сенсорного ящика дети выбирают предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть предмета? (От того, из какого материала он сделан.)
 детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый. (У тяжелого предмета звук от удара громче.)
 Так же они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета. (От тяжелого предмета всплеск сильнее.) Затем бросают предметы в таз с песком и определяют нес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке. (От тяжелого предмета углубление в песке больше.)
Магнит
 Оборудование: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.
 Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?
 Рассматривают рыбок, удочку иобнаруживают металлические пластины, магниты. Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. В каких еще играх вы видели магниты? Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?
 Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается
Развивающие игры с природным материалом
Найди пару
 Берем 12 пар шапочек от желудя, каждую пару красим в один цвет, в итоге должно получиться 12 разноцветных пар, а внешнею сторону можно покрасить в один какой-нибудь нейтральный цвет.
 Правила игры: необходимо разложить «шапочки» вверх на стол, а затем переворачивать по две. Если они совпадают, то ребенок забирает их и получает еще ход. Если же нет – ход переходит к другому игроку. Задача – набрать как можно больше «шапочек».
Найди отличия
 Здесь можно придумать различные варианты с природным материалом. Например, на двух листах бумаги А4 можно составить композицию, и затем ребенок должен найти отличия.
 Дорисуй
 Игра направлена на развитие воображения и фантазии. Так же в этой игре можно использовать разные варианты, так например: на листке бумаги и приклеить один листок дерева, а ребенок должен дорисовать или также использовать природный материал, чтобы в итоге получилась картинка.
 Что изменилось?
 На столе располагаются природный материал или заранее сделанные с ребенком различные изделия из природного материала. Ребенок должен внимательно смотреть и запомнить их расположения. Потом он закрывает глаза, а педагог должен что-нибудь поменять (убрать один из предмета, поменять местами или развернуть). Задача ребенка сказать точно, что изменилось.
 Угадай, что там
 Нужно сделать мешочки, которые будут наполнены природным материалом. Ребенок должен на ощупь угадать, что в данном мешочке лежит.
 В данной статье в играх использовались осенние природные материалы. Предложенные игры подходят к любому дошкольному возрасту в зависимости он их усложнения.
 В процессе игры и после ее завершения дети испытывают большое эмоциональное наслаждение, повышается их жизненный тонус, способствующий поднятию настроения.
Найди отличия
Цель: развивать умение сравнивать узоры из ракушек, находить в них сходства и отличия, развивать память, мелкую моторику рук.      
Материал: образцы узоров или сюжетные картинки.        
Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку или образец узора. Затем предложить ему вторую карточку (образец) на котором отсутствуют или заменены некоторые предметы. Ребенок должен определить, что изменилось.  
Повтори орнамент 
Цель: Способствовать развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой моторики рук, памяти.        
Материал: ракушки разной величины          
Описание: воспитатель дает ребенку половину природного игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывая произвольную композицию, затем в течение 1-2 сек. показывает ребенку. Тот должен выложить из ракушек точно такую же композицию по памяти.
 Заполни пустые клетки
Цель: развивать умение сопоставлять сравнивать группы предметов, находить отличительные признаки.
Материал: разнообразные ракушки по форме и цвету.            
Описание: Каждый ребенок должен изучить расположение ракушек в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и цвет. Найти закономерность в их расположении и запомнить пустые клеточки. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться таблицами.  
 Цветы на клумбах 
Цель: развивать мелкую моторику рук, логическое мышление.  
Материал: ракушки, «клумбы» из картона круглой, квадратной, прямоугольной форм.                      
 Описание: Предложить ребенку  распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: белые цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе; большие цветы росли не на круглой и не на прямоугольной клумбе. Где какие цветы росли?            
  Лабиринт для пальчика
Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.              
Материал: дорожка–лабиринт из ракушек и морских камушков.    
Описание: предложить ребенку добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке.