Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Опыт работы "Современные образовательные технологии".

Копытова Любовь Александровна Копытова Любовь Александровна
DOCX
40
0
Предпросмотр

 
 
 
Использование элементов ТРИЗ  как средства развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности.
 
С введением ФГОС перед  педагогами дошкольных организаций были поставлены новые  задачи и определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.   Идеал, к которому стремится  воспитательно-образовательный процесс, -  это свободные, самостоятельные люди, способные отстаивать собственное мнение, достоинство и право на индивидуальность, проявляющие инициативу в деятельности и общении, эмоционально отзывчивые на красоту, умеющие пережить окружающий нас мир по-новому, увидеть его с иной точки зрения, способные творчески выразить свои чувства и ощущения.
Цель деятельности взрослого в условиях дошкольной организации является конструирование  такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий.
 Старший дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей.
Изучая образовательные технологии, знакомясь с различными методами и приемами изобразительной деятельности, я решила использовать элементы ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) для развития у воспитанников творческих способностей.Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенкурадость творческих открытий.   Введение таких элементов ТРИЗ как:  прямая аналогия (на что похоже), прием «эмпатии» (поставить себя на место любого предмета, живого существа), прием «оживления», проблемная ситуация, игры на умение видеть противоречия в окружающей жизни (игра «Хорошо-плохо»), помогает детям находить позитивные решения возникающих проблем,  заинтересовать каждого ребенка, повысить эмоциональный настрой, формировать познавательные качества личности, которые лежат в основе творчества. «Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай их него лимонад» - девиз тех, кто занимается ТРИЗ.
 
Использование элементов ТРИЗ в изобразительной деятельности меняет стиль общения с воспитанниками, что соответствует требованиям ФГОС. Я бы выделила некоторые правила, которых придерживаюсь в своей работе:
а) ребенок имеет возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные, простые карандаши, акварель, гуашь, восковые карандаши, различный бросовый материал, и др., все находится в доступном месте;
 б) выбор материала, на который будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, это может быть бумага белая, тонированная, цветная, обрезки обоев и др.- все различной формы и размеров;
в)  основной девиз – можно говорить все, принимаются все ответы, даже неправильные на наш взгляд;
г)  оценка взрослого обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения, «что хотел и что получилось»;
д) важно, чтобы радость или успех ребенка были замечены и обязательно выслушаны, можно записать рассказ детей о нарисованном;
е) способствовать проявлению индивидуальных интересов воспитанников, взаимодействовать с детьми в ходе изобразительной деятельности.
 
Всем известна истина: «Принуждение – враг творчества». Не всякие события, явления жизни способствуют возникновению замысла, а только те, что заинтересовали ребенка, вызвали удивление, поразили воображение.   Развитие творчества возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации, т.е. значимой для него и побуждающей его к действию.  Для дошкольников наиболее действенными являются:
а)  игровой мотив, позволяет сделать выполнение заданий осмысленными и в то же время интересными и увлекательными;
б) мотив личной заинтересованности (использование сюрпризных моментов, подарков);
в)  мотив оказания помощи, желание сделать приятное, нужное другим (игровым персонажам, реальным людям и др.);
г) потребность общения со взрослым (одобрение, похвала со стороны взрослого);
д)  созидательный мотив (создание рисунков, поделок);
е)  познавательный мотив (стремление получить новую информацию, сопровождается радостью знания, радостью открытия.
 
Ребенок жаждет движений, игры, открытий, фантазий и сказки. Все эти потребности удовлетворяются в сказочных играх-путешествиях, которые мы проводим с детьми. В ходе их проведений снимается чувство неуверенности, повышается значимость ребенка в собственных глазах, обогащается эмоциональное и эстетическое восприятии, что в свою очередь дает простор развитию фантазии и творчества.
 
Разнообразные средства и приемы, усвоенные с интересом, способствуют сознательному и активному приобретению воспитанниками знаний  и умений, необходимых для решения разных изобразительных и познавательных задач. Способность воспринимать действительность, умение внимательно вслушиваться, всматриваться, запечатлевать множество образов и запоминать их, являются необходимыми предпосылками художественного творческого  воображения.
 
В изобразительной деятельности с воспитанниками  активно применяем нетрадиционную технику изображения:
а) рисование по мокрому  фону – сначала лист обмачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение
б) прием набрызга - используем разные виды щеток, ими можно рисовать и разбрызгивать краску;
в)  пальчиковая живопись,
г) «волшебный рисунок» - рисование свечой, он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила – и рисунок проступает на цветном фоне. На лист бумаги наносится любой жирный слой (свечой, мылом), а сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый;
д)  кляксография – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая или наклоняя лист бумаги, растекающейся краской   создать изображение;
е) рисование тычком, рисование мятой бумагой,
ж) «монотипия» - лист бумаги складывается пополам и краска наносится только на одну сторону листа, складывается и изображение получается зеркальным;
з)  коллаж - сочетание аппликации и рисования, причем аппликация  может быть самой различной – бумага, ткань, нити, любой бросовый материал; 
Эти приемы позволяют развивать фантазию, делают работы детей непохожими друг на друга, совершенствуют технические навыки.
Чтобы помочь ребенку увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научить отображать мир в цвете, я проводила работу по ознакомлению детей разным способам смешивания красок.
 
Принцип проведения занятий – от простого к сложному. С чего начинала работу? Поиграли  с детьми в игру «На что похоже?». Показывая листы с изображением геометрических форм и линий ломанных и округлых, потом сочетание форм и линий, пытались назвать как можно больше предметов, напоминающих по форме увиденное. Деятельность по развитию творческого воображения  - это импровизация, игра, мистификация. Дети придумывают свои сказки и не одну, а столько сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия. Приветствуется и поощряется  использование воспитанниками полученных умений в самостоятельной художественной деятельности.
 
Если вы хотите идти на работу как на праздник, если вам нравится, когда глаза воспитанников блестят, а активность поражает, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗ.