Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Мастер - класс на тему"Игровые приемы обучения творческому рассказыванию детей дошкольного возраста".

Ермакова Наталья Сергеевна Ермакова Наталья Сергеевна
DOCX
0
0
Предпросмотр

Мастер – класс.

Игровые приемы обучения творческому рассказыванию

на примере картины «Опять двойка» художника Фёдора Решетникова.
Цель: Систематизировать знания педагогов о методике обучения творческому рассказыванию по описанию картинины.
Организационный момент: объединение педагогов в три группы.
        Предлагаю вам немного отвлечься и поиграть в «Цвета». Для этого   все встаем в круг. Я раздаю вам цветные карточки, своим соседям не показывайте цвет вашей карточки. Но знайте, что вы не одни, и еще есть люди, у которых есть такой же цвет карточки. Я перечисляю вам овощи, фрукты, цветы, и каждый раз, когда ваш цвет карточки совпадет с названием перечисляемого, вы поднимаете (и опускаете) вверх руку. По ходу выполнения этого задания внимательно следите за остальными. Вам необходимо вычислить тех, кто имеет карточку такого же цвета и объединиться в группу.  Сделать это нужно как можно быстрее, и без лишнего шума. Кто закончит задание,  поднимите все карточки одного цвета.
Спасибо, а теперь займите свои места за столами.
Вы со мной согласитесь, что особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является творческий рассказ по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое), наличием слов-повторов («ну»..., «потом»..., «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является, то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4—6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.
Из отзывов педагогов можно сделать вывод, что большинству детей  неинтересно на  занятии по составлению рассказа по картине. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.
Сегодня мы хотим познакомить вас с игровыми методами обучения рассказыванию по картине. При использовании этих методов, результат является достаточно гарантированным: у ребенка-дошкольника появляется устойчивый интерес к этому виду деятельности.
 Основные этапы работы  по описанию картины, которые мы рассмотрим и проиграем:
1.    Определение состава картины
    2. Установление взаимосвязей между объектами
    3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов        чувств
   4. Составление образных характеристик объектов
   5. Составление рассказов от лица разных героев
Сегодня мы будем работать с картиной «Опять двойка» художника
Фёдора Решетникова.
Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 5-10 минут. Затем участники группы демонстрируют всем присутствующим, как применять  игру, на каждом этапе работы, по составлению творческого рассказа по картине.
1.Определение состава картины
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование.
Задание для первой группы:

Игра с «подзорной трубой»

Цель: упражнять в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
Материалы: рассматриваемая картина, альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
Ход игры.
Каждый участник по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект.
Например: червяк, пень, земляника, река, трава, жук...
Задание для второй группы:

Игра «Кто в кружочке живет?»

Цель: учить производить замену выделенных объектов схемами.
Материалы: картина, чистый лист бумаги (50 х 30 см), фломастер одного цвета (например, синий).

Ход игры

Каждый участник должен назвать, кто из персонажей или объектов картины «живет» в кружочке, и схематично нарисовать названное существо или предмет. Игровое правило: в кружке должен находиться только один объект, например:  лягушка — червяк — пень — река – земляника – жук  – трава.
Задание для третьей группы:

Игра «Ищу родственников»

Цель: учить классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.
Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:
1) природный мир;
2) живая — неживая природа;
3) целое — частное;
4) по месту нахождения;
Например:
1)   Трава, земля, деревья, жуки, червяк, трава, пень, земляника — природный мир.
2)    Лягушка, жуки, червяк, трава, земляника — живая природа.
3)    Земля — неживая природа.
2. Установление взаимосвязей между объектами
Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам.
Задание для первой группы:

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами на уровне «хорошо — плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.
Необходимо не повторять ответы других, отвечать развернуто и доказательно.
Задание для второй группы:

Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»

Цели:
— учить объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей;
— подвести к выводу, что все на картине взаимосвязано;
— упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.
Материалы: картина, лист со схематически обозначенными объектами (из игры «Кто в кружочке»), фломастеры контрастных цветов.
Игровое действие: нахождение физических связей между объектами. Нужно соединить кружочки с выбранными объектами линией и обосновать их связь, не повторяя друг друга.
При установлении взаимосвязей обращать внимание на то, что один объект при взаимодействии с другим всегда что-то приобретает и что-то отдает.
Задание для третьей группы:

Игра «Живые картинки»

Цели: учить ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры

Каждый участник «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).
Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается 5—7 секунд после построения всех объектов на ковре.
 
3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств
Цель: научить «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Задание для первой группы:
Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»
Цели:
— учить представлять различные звуки и передавать свои представления взаконченном рассказе;
— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры

Всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.
Задание для второй группы:

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

Цель: учить представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры

Нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».
Задание для третьей группы:

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятии запахов.

Ход игры

Нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».
 
4. Составление образных характеристик объектов
Задание для первой группы:

Игра «Подбери такое же по цвету»

Цель: упражнять в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых объектах.
Игровое действие: назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира.
Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты и имеют множество отгадок.
Например:
Белый цвет. Загадка: белый как снег, как простыня, халат доктора и т.п. (Под эту характеристику подходят: частичный окрас ежихи, ее ежат, цветы и т.д.)
Задание для второй группы:

Игра «Сравни по форме»

Цель: упражнять в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.
Игровое действие: назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира.
Составление открытых загадок.
Задание для третьей группы:
-        Игра «Сравни по материалу»
Цель: упражнять в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.
Игровое действие: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала, в окружающей среде.
Составление открытых загадок.
Далее воспитатель может самостоятельно провести серию игр по выделению специфических признаков объектов, их действий, назначений, размеру и т.д.
Итогом является составление описательных загадок через речевые связки: «Как...» или «Но не...».
Например:
Загадка про дерево: «Зеленое, как зеленка; высокое, как башня; само растет, как человек;  дает тень, но не зонтик».
 
5. Составление рассказов от лица разных героев
Задание для первой группы:
Цель: учить вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

Ход игры

1.Предложить участникам «превратиться» в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект).
Задание для второй группы:
Цель: учить вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
1.Выбрать специфическую характеристику объекта, например: старый пень или больная ветка. И от лица этого героя составить связный рассказ.
Задание для третьей группы:
Цель: учить вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
или его часть
3. Предложить участникам «превратиться» в часть кого-нибудь или  чего-нибудь (глаз ёжика, нога ёжика, ветка дерева, лепесток цветка и т. д) Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

 

Заключение

Используя данные игровые методы, проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится  решаемой.  Педагог целенаправленно отрабатывает с детьми мыслительные операции по анализу картины, как целостной системы, так и изображенных на ней отдельных объектов.
 
Рефлексия
Оцените своё отношение к семинару, нужно закрасить  круг, выбранным цветом:
Желтый - знаем и используем такие приемы в работе с детьми.
Зелёный - для меня это ново, буду применять в работе с детьми.
Красный - есть необходимость в индивидуальной помощи.