Формы работы со сказкой по развитию диалогической речи дошкольников
Формы работы со сказкой по развитию диалогической речи дошкольников
Изначально (в младших группах) детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова.Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением.
Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей, назвать повторяющиеся обращения и действия. Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.
Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению.
Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.
В средней группедетей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей. Для работы можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка» и др.
Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).
В среднем дошкольном возрасте углубляетсяработа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрастевозникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. В старшей группедети пересказывают по ролям русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак» и др.
Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пересказа, интонационнаявыразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы.Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы.
В подготовительной к школе группезначительно усложняется литературный материал. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е.А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.
В широкой практике чтение сопровождается аналитической беседой даже в том случае, когда произведение сильно воздействует на эмоции детей. Часто беседы по прочитанному не отвечают методическим требованиям. Характерны такие недостатки, как случайный характер вопросов, стремление педагога к детальному воспроизведению детьми текста; отсутствие оценки взаимоотношений героев, их поступков; анализ содержания в отрыве от формы; недостаточное внимание к особенностям жанра, композиции, языку. Такой анализ не углубляет эмоции и эстетические переживания детей.
Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.
Вопросы можно условно классифицировать так:
— позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям;
— направленные на выяснение мотива поступков;
— обращающие внимание на языковые средства выразительности;
— направленные на воспроизведение содержания.
Дети любят слушать знакомые сказки по многу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию диалогической речи, в литературные утренники и развлечения.