Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"

Бахаева Тамара Адамовна Бахаева Тамара Адамовна
DOCX
0
0
Предпросмотр



«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
В процессе использования дидактических игр»

(методические рекомендации)











Содержание:


Введение………………………………………………………………………..3
Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема ……….6
1.2. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………..….11
1.3. Специфика использования дидактических игр для сенсорного развития детей…………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы………………………………………………………..... 43
Приложение









Введение
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г.Пилюгина, Е.И.Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
Объект исследования: сенсорное развитие младших дошкольников.
Предметисследования: процесссенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр.
В ходе работы над темой была выдвинутагипотеза исследования: мы предположили, что сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней при организации следующих психолого-педагогических условий:
- подбор комплекса дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;
- просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;
- создание развивающей среды в группе детского сада.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачиисследования:
1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.
2.Рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
3.Проанализировать специфику использования дидактических игр для сенсорного развития детей.
4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
4.Реализовать экспериментальную работу по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе занятий по сенсорному воспитанию;
- педагогический эксперимент.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.












Теоретические основы проблемы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

    1. Сенсорное развитие

как психолого-педагогическая проблема
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. Свосприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.
Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Коменского «Материнская школа» подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории. Фридрих Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.
- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.
- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.
- Движущие силы развития: внутренние и внешние.
- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.
Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанного Л.А. Венгером и его учениками. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям. В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.
Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». Задача не в информации, а насыщение подсознания ребенка опытом, переходящим в сознание, выводам и открытиям. Психологический комфорт и свобода благотворно влияют на психологическое развитие детей. Глубокое осмысливание педагогической идеи на основе анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и процессов системы Монтессори возможно лишь на основании анализа ее философских взглядов и понимания ее природы и развития ребенка.
Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), во вкусовом и обонятельном.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки, и условия его жизни, и практической деятельности.




1.2. Особенности сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
В отечественном словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.
Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.
В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.
Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.
Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.
В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.
Исследования группы ученых Запорожца, Лисиной и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и младшего дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Ученые пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности. Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.













1.3. Специфика использования дидактических игр
для сенсорного развития детей
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. По мнению группы педагогов (Ф.И. Блехер, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой и др.), дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Исследователями в области игры А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, Л.В. Артемова, Л.А. Венгер, В.Н. Аванесовой и др. выделена ее структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия.
Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.
В.М. Букатов говорит, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Правила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.
В практике работы нередко происходит смешение понятий «игра» и «игровое упражнение» и часто именно игровые упражнения педагогами необоснованно именуются играми. Преимущественное применение игровых упражнений нередко приводит к быстрому угасанию интереса детей к предлагаемой взрослым деятельности.
Н.А. Короткова и Н.Я. Михайленко выделяют следующие компоненты игры с правилами: игровые действия (что необходимо делать каждому участнику игры); игровые правила, обязательные для выполнения всеми участниками (как надо действовать в игре); выигрыш (как сопоставление результатов играющих). Если в предлагаемой педагогом деятельности отсутствует соревновательный компонент и выигрыш как способ фиксации первенства играющих, можно смело называть ее игровым упражнением. Поэтому чтобы игра не становилась игровым упражнением, необходимо ввести в игровые действия соревновательный компонент.
В педагогической литературе встречается несколько классификаций дидактических игр: по игровому действию и правилам, по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.

  2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

  3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

  5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

  6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

По мнению А.Н. Аванесовой для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т.д.). Наконец на этой основе происходит формирование (закрепление) представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре.
Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.
Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Руководство дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте:
1.У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
2.Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
3.Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
7.При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
8.Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
9.Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
10.Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.  










Заключение
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе и сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
На основе проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:
- определена сущность понятия «сенсорного развития» дошкольника, под которым понимается развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Установлено, что традиционно усвоение сенсорных эталонов включено в общую систему образования и воспитания детей в детском саду и осуществляется в ходе умственного, физического, трудового, эстетического воспитания, во время непосредственно организованной деятельности педагога с детьми по коммуникации, познанию, математике, изобразительной деятельности, физкультуре и т.д.
- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
- рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр.
2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
3. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
Список литературы:
1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
3. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
8. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.
11. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.
12. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.
13. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
14. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
15. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. - М.: Модэк, 2007.
16. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6. – с. 21 – 26.
17. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
18.Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.
19. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.
20. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб. : Дельта, 2001.
21. Каралашвили Е. А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего воспитателя, -2008. -№5. –с.13
22. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. - М.: Академия, 2001.
24. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.




Приложение 1
Дидактические игры на развитие восприятия цвета:
1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Подбери по цвету. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.
3. У кого какое платье. Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета.
Дидактические игры на развитие восприятия формы:
1. Подбери фигуру. Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в  их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
2. Кому какая форма. Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур.
3.Геометрическое лото. Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).
Дидактические игры на развитие восприятия величины:
1. Башня. Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими  и объемными предметами.
2. Что там? Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 2  предметов по величине при составлении матрешки.
3. Сбор фруктов. Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Комплексная дидактическая  игра:
1. Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».
Дидактическая задача: закрепить представления детей о 3 геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и 4 основных цветов  (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины.