Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Статья "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ С ОВЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Батырь Александра Юрьевна Батырь Александра Юрьевна
DOCX
33
1
Предпросмотр

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЬМИ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Батырь А.Ю.,
студентка 2 курса магистратуры
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
Художественная литература всегда являлась действенным способом умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Дошкольники учатся сопереживать героям рассказов и сказок, вставать на их место, делать выводы. Таким образом, дети учатся понимать литературные произведения и посредством этого формируются как личность. Однако в современном мире проблема восприятия детьми художественной литературы возникает достаточно часто. В основном это связывают с потерей связи с чтением художественной литературы в семье, а также недостаточной работой педагога над данной проблемой. В детском саду нередко на занятиях по знакомству с художественной литературой решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину.
В процессе наблюдения за дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности, было выявлено, что в младшей группе (15 человек, февраль 2017 г.) дети с интересом слушают сказки, однако сюжет они воспринимают фрагментарно. Отвечая на вопросы, дошкольники терялись, не могли вспомнить героев сказки, их характер.
Дети старшей группы (18 человек, февраль 2017 г.) уже не проявляют особого интереса к художественной литературе, в этом возрасте они предпочитают чтение и разглядывание энциклопедий. После прочтения рассказа или сказки с ребятами проводилась беседа, включающая вопросы на эмоциональное восприятие, воспроизведение сюжета, понимание идеи. Было выявлено, что у дошкольников вызывает затруднение понять состояние героя, причину его поступков, соотнести содержание со своим личным опытом.
Опираясь на данные, полученные в ходе наблюдения, был сделан вывод о необходимости обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Необходимо помнить, что все последующие знакомства с огромным литературным наследием будут опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве (О.С. Ушакова). Какой же есть прием, помогающий детям лучше понять литературное произведение?
Как отмечают А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская, ребенка-дошкольника постоянно сопровождает музыка. При восприятии музыки у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, становится активной деятельность воображения. Музыка развивает эмоциональную сферу, а именно: эмоциональную отзывчивость, доброту, умение сочувствовать другому человеку. Исходя из этого, можно сделать предположение, что музыка сможет помочь дошкольникам наиболее полно раскрыть и понять содержание произведений, если включать её в процессе чтения. Нами были подобраны музыкальные фрагменты, которые включались во время чтения произведений. Как же изменилось восприятие дошкольниками произведения?
В младшем дошкольном возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом детей. В центре восприятия литературного произведения – герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении дошкольникам этого возраста как раз может помочь музыкальное сопровождение. Читая детям сказку «Гуси-лебеди» мы использовали несколько мелодий: на моменте похищения братца, включали тревожную мелодию. Звуки леса помогли передать атмосферу поиска братца сестрицей.
Для прослушивания мы выбирали простые, короткие, яркие, ясные по форме, выразительные, мелодии. Тематика произведений была разнообразной, но относилась к близким и понятным детям явлениям жизни. Чтение с использованием музыки показало, что дети гораздо внимательнее слушают литературное произведение, лучше следят за развитием сюжета, могут рассказать о главных героях.
В старшей группе приведем пример на произведении В. Драгунского «Друг детства». Сначала произведение читалось без музыкального сопровождения. Хотелось бы отметить, что внимание некоторых детей во время чтения рассеивалось, они теряли интерес к происходящему, переговаривались. После прочтения с детьми проводилась беседа. Были заданы следующие вопросы: «Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши? О чем думал Дениска, глядя на своего мишку? Какие чувства вызывали эти воспоминания?». Ответы детей были следующими: «Дениска хотел настоящую боксерскую грушу, а не игрушку вместо нее», «Он думал, что игрушка старая», «Он хотел с ней поиграть; он вспомнил, как играл с ней, когда был маленький, и ему опять захотелось». Детские ответы дают нам основание предположить, что дошкольники не могут встать на позицию главного героя, разобраться в его чувствах, понять причину его слов и действий.
Следующим этапом стало чтение этого же произведения в сопровождении музыки. Было использовано два музыкальных фрагмента: «Триумфальный марш из оперы “Аида”» (Дж. Верди) и «Болезнь куклы» (П.И. Чайковский). Первый фрагмент звучал в тот момент, когда Дениска рассказывал о своих мечтах, кем бы он хотел стать в будущем. Торжественная музыка марша вызвала эмоциональный отклик детей. Подтверждение этому можно найти в ответах детей: «Такая музыка была, что я даже отважным капитаном захотел стать, подвиги совершать. Все такое торжественное», «Ой, как он весело мечтает!». Второй музыкальный фрагмент был включен на моменте описания игрушки, воспоминаний мальчика о том, как они вместе играли в детстве. Этот музыкальный отрывок особенно вызвал эмоции у дошкольников: «Музыка плачет…», «Соня, мы вообще-то все сейчас заплачем!», «Как Мишку-то жалко, а он его хотел в живот бить!», «У меня тоже дома есть мишка, я его очень люблю» и т.д. Таким образом, использование музыкальных фрагментов действительно влияет на эмоциональность восприятия литературных произведений. Дети сопоставляют характер музыки с текстом рассказа или сказки, лучше понимая состояние главного героя.
Итак, приобщение к литературе в дошкольном возрасте является очень важной и необходимой частью образовательной деятельности. Не все педагоги могут организовать этот процесс так, чтобы дошкольники полностью поняли содержание произведения, встали на место героев, поняли их эмоции. Было выявлено, что эффективным способом повысить уровень восприятия дошкольниками литературного произведения является музыкальное сопровождение. Как и в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем музыка усиливает эффект от прочитанного, акцентирует внимание детей на эмоциональное состояние героев; дошкольники лучше запоминают содержание рассказа или сказки.