Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Консультация для воспитателей на тему «Организация предметно-пространственной среды для организации музыкальной и театральной деятельности детей в детском саду»

Филатова Татьяна Фёдоровна Филатова Татьяна Фёдоровна
DOC
18
1
Предпросмотр

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны ”Детский сад комбинированного вида №44 “Золушка” Консультация для воспитателей на тему: "Организация предметно-пространственной среды для организации музыкальной и театральной деятельности детей в детском саду"
подготовила: музыкальный руководитель 1 квалификационной категории Филатова Татьяна Фёдоровна.


Набережные Челны 2015г. "Организация предметно-пространственной среды для организации музыкальной и театральной деятельности детей в детском саду"
В ДОУ с целью приобщения ребёнка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального воспитания зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностях детского сада. Используется следующее музыкальное оборудование:

  • детские музыкальные инструменты;

музыкальные игрушки;

  • музыкально — дидактические пособия: учебно — наглядный материал, настольные музыкально — дидактические игры;

  • аудиовизуальные пособия;

  • оборудование для художественно — театральной деятельности;

  • атрибуты, костюмы.

Детские музыкальные инструменты:

  • в младших группах: бубен, барабан, погремушки, колокольчики;

  • в средних группах: добавляются деревянные палочки, металлофон;

  • в старшей группе: румба, треугольник, металлофон и другие

( на выбор );

  • в подготовительной группе: маракасы, трещотка, кастаньеты,

ксилофон и другие ( на выбор ). Интересные музыкальные инструменты получаются из бросового материала — это и пластиковые бутылочки с крупой, и коробочки, и подвешенные на ниточках ключи, и кастаньеты из скорлупок грецкого ореха и многое другое. Музыкально - дидактические игры - важное средство развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение — в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Развивать самостоятельную музыкальную деятельность детей. Такие игры должны быть разнообразны по содержанию. Красочно и эстетично оформлены. Теперь можно приобрести и фабричные настольные музыкальные игры, а можно изготовить самим по книге З.Я. Роот «Музыкально - дидактические игры для дошкольников». Предлагается примерный список игр по каждому возрасту. Организация предметно - пространственной среды для театрализованной деятельности. 3 основные цели театральных занятий: их содержание, формы и методы должны способствовать:

  1. Развитию речи и навыков театрально -исполнительской деятельности;

  2. Созданию атмосферы творчества;

  3. Социально — эмоциональному развитию детей.

Предметно — пространственная среда (ППС) не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность (ТД) детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании ППС, обеспечивающей ТД детей, следует учитывать следующее: 1 — индивидуальные социально — психологические особенности ребёнка (для обеспечения оптимального баланса деятельности детей в каждой группе должна быть оборудована театральная зона (или уголок сказки), а также «Тихий уголок». 2 — индивидуальные интересы, склонности и потребности (то есть ППС должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра:

  • для младших групп:

а) пальчиковый театр; б) театр кукол на столе (из разного материала, в том числе из конусов разной высоты). — для старших групп: а) театр ложек, деревянных лопаточек; б) варежковый театр (из материала, из бумаги); в) театр кукол из бросового материала (бутылочный, театр колпачков); г) куклы — марионетки ; д) театр кукол «би — ба — бо». е) графический театр (с использованием графической символики - сказки, графическая аналогия); ж) театр кукол «остров зверей» (двусторонние куклы); з) театр фигурок из теста; и) театр мягкой игрушки. Для повышения интереса к театрализованной деятельности в группах создаются уголки ряжения, которые можно назвать «костюмерной», тут же можно устроить и «гримёрную» (обучать детей основам накладывания грима, используя парики, шляпы, маски, полумаски). И, наконец, театральную зону в группе можно назвать «кукольным салоном», где «живут» театральные куклы разных видов. Теперь о ширме. В обыденном представлении ширма -символ кукольного театра. Но для маленького ребёнка быть скрытым от глаз в течение продолжительного времени, не имея возможности наблюдать реакцию зрителей, да ещё стоя, да ещё с поднятыми вверх руками - удовольствие ниже среднего, поэтому в работе с детьми упражнения за ширмой могут быть лишь незначительными, непродолжительными. Большую часть занятий рекомендуется проводить без ширмы: просто в кругу (стоя, сидя, в движении), у стола, у различных модулей. Малыши не менее, чем кукле, нуждаются в педагоге и в товарищах - в ситуациях «глаза в глаза». 3 — учитывать любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. Развитие всего этого основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне ДТ необходимо иметь различный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения. 4 — возрастные и полоролевые особенности. Учёт возрастных особенностей ребёнка требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Развитие театрализованной деятельности в ДОУ и накопление эмоционально — чувственного опыта у детей — это длительная работа, которая требует участия и родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и другие, где родители — это и исполнители ролей, и исполнители ролей, и изготовители декораций, костюмов. Театральная деятельность в ДОУ может быть организована в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время; органично включена в различные занятия (музыкальные, ИЗО и другие), а также запланирована специально в недельном расписании по родному и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театральной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причём в зависимости от содержания занятий в соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий: «Кукольный театр — малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т.д. Необходимо так организовать театральную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой — то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

  • выбор детьми роли по желанию;

  • назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей;

  • распределение ролей по карточкам;

  • проигрывание ролей в парах.

Самое ценное - чтобы дети как в музыкальной, так и в театральной деятельности, сами включались в игру, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные, игровые импровизации. Закончить своё выступление хотелось бы словами выдающегося русского психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».