Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Современные технологии развития изобразительного творчества детей

Шаерман Елена Владимировна Шаерман Елена Владимировна
DOC
160
1
Предпросмотр


16


Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра эстетического воспитания




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Современные технологии развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста»
Тема: Семья как субъект воспитания











Воспитатель:
Шаерман Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1. Теоретическое задание

4

1.1. Семья как субъект воспитания

4

1.2. Вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ

5

1.3. Семейные творческие студии, гостиные в ДОУ – это будущее или реальность


8

Выводы

11

Список литературы

13

2. Развернутый план-конспект интегрированного занятия «Беседы по искусству» для детей старшего дошкольного возраста


14

3. Развернутый план-конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Семья у животных» (гнездо с птицами)


23

Список литературы

25


Введение


Педагоги во все времена  понимали значимость роли родителей в воспитании ребенка. Известно высказывание В.А.Сухомлинского:  «Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей… Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами»,  формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец» [9, с. 24]. 
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [10].
Основной целью взаимодействия ДОУ с семьей является - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества педагога и родителей, суть которых в расширении педагогических знаний родителей, чтобы сотрудничество шло параллельно, взаимосвязано и взаимодополняя друг друга.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
1. Теоретическое задание
1.1. Семья как субъект воспитания


Традиционно главным институтом воспитания является семья.
Семья, по мнению В.Н. Худякова, является тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни [3, С. 41-49].
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен, или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого) [6].
Таким образом, семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка.
1.2. Вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ


Организация полноценного сотрудничества педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих пред коллективами дошкольных учреждений.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через[5, с. 27]:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества педагога и родителей, суть которых в расширении педагогических знаний родителей, чтобы сотрудничество шло параллельно, взаимосвязано и взаимодополняя друг друга.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные [1, С. 28-31].
К коллективным формам относятся: утренники, развлечения, вечера - досуги, родительские собрания, открытые занятия, вечера вопросов и ответов и др.
К индивидуальным - тематические консультации, педагогические беседы, домашние задания.
К информационно-наглядным формам относятся: папки-передвижки, информационные уголки, информационные стенды, тематические выставки, выставки детских работ.
К нетрадиционным формам сотрудничества педагогов и семьи относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные [1, С. 28-31].
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных об общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение совместных праздников, досугов и конкурсов, учебные практикумы для родителей, семейные клубы, музыкальные гостиные, экскурсии, встречи с интересными людьми и творческими коллективами, круглые столы, совместные проекты.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
1.3. Семейные творческие студии, гостиные в ДОУ – это будущее или реальность


В программе «От рождения до школы», подготовленной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ведущими целями взаимодействия детского сада с семьей являются создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания [7].
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, сблизить детей, родителей и воспитателей способствует использование и такой формы работы как организация семейных творческих студий и семейных гостиных [2].
Семейные гостинные - это модель взаимодействия «родитель – ребенок – педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог, выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком дошкольного возраста [2, с. 34].
Целью создания семейных гостиных и творческих студий является развитие личности ребенка с помощью родителей и при их активном участии; внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей; создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.
Задачами семейных гостиных и творческих студий является [2, с. 40]:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
- активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
- осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
В семейных творческих студиях дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
В семейных гостиных используются следующие формы работы:
- театрализованные представления;
- тематические дни («День сюрпризов», «День бантика», «День клоунов»);
- викторины по сказкам;
- конкурсные программы;
- литературные вечера;
- совместные детско-родительские занятия интегрированного характера;
- совместные экскурсии, походы, посещения выставок, музеев, картинных галерей;
- интеллектуально-развлекательное шоу.
Посещение семейных гостиных и творческих студий позволяет родителям научиться по- новому взаимодействовать с детьми, понимать их, и эти навыки и методы совместной деятельности, родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях. В моменты специально организованного игрового и творческого взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность семейного взаимодействия в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно в период дошкольного детства, на начальном этапе развития личности.
Результатами такой совместной деятельности для ребенка могут быть [4, с. 53]:
- профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения поведения и других проблем психологического характера;
- коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
- развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.
Таким образом, семейные гостиные и творческие студии способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей дошкольного возраста, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
К сожалению, в настоящее время не во всех детских дошкольных учреждениях используются нетрадиционные формы работы с родителями в виде семейных гостиных и творческих студий.
В г. Тавда, лишь 3 детских учреждения включили семейные гостиные в годовое планирование содержания работы с родителями.
В МКДОУ Детский сад №12 «Растишка» в планирование на 2015-2016 год включены «Семейные гостиные». Семейные встречи проводятся 1 раз в месяц. В структуру встреч обязательно включены продуктивные виды деятельности или творческая работа.
За текущий период введения нетрадиционной формы работы, воспитатели отмечают, что родители стали более осознанно относиться к предлагаемым мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком и создания в семье здорового психологического климата.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещать родительские собрания стали все родители, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Таким образом, создание семейных гостиных и организация творческих студий способствуют более эффективному включению родителей в единый воспитательный процесс ДОУ.


Выводы


Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение.
При взаимодействии семьи и ДОУ, основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они - главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог». В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства «Семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. В связи с этим в ДОУ вводятся новые формы работы, такие, как организация семейных творческих студий и семейных гостиных.
Целью создания семейных гостиных и творческих студий является развитие личности ребенка с помощью родителей и при их активном участии; внедрение новых нетрадиционных форм работы с семьей; создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей. Данные формы работы обеспечивают не просто совместное участие педагогов и родителей в воспитании ребёнка, а также способствуют активному включению родителей в единый воспитательный процесс ДОУ, созданию доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, взаимопониманию. Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.


Список литературы


1. Бражицкая А.А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 28-31.
2. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. 177 с.
3. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2005. №1. С. 41-49.
4. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 130 с.
5. Зверева О.Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ «Сфера», 2005. 98 с.
6. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2007. 107 с.
7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 320 с.
8. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2007. 179с.
9. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Школьная пресса, 2003. 192 с.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва // Российская газета. 2014.URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 07.01.2016).
2. Развернутый план-конспект интегрированного занятия «Беседы по искусству» для детей старшего дошкольного возраста


Аннотация
Искусство - средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности.
Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с примерами произведений искусства, в развитии у них способностей к восприятию, выражению чувств. Понимание детьми произведений искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.
Ребенка нужно учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. Высокий познавательный уровень старших дошкольников обусловливает формирование у детей эстетического оценочного отношения к воспринимаемому, умение видеть в нем прекрасное или безобразное. У ребенка постепенно развиваются эстетические представления и чувства, на основе которых формируется творческое воображение самостоятельной творческой деятельности: игровой, изобразительной, речевой и др.
Через восприятие литературы, музыки, живописи происходит гуманизация личности ребенка. Понимая гуманные отношения, он  пытается перенести их на собственные отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок приобретает умение чувствовать, понимать окружающих, но самое главное – он учится сопереживать.
Произведения изобразительного искусства рассматриваются в едином комплексе с музыкальными произведениями и художественной литературой. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Ознакомление с различными видами изобразительного искусства формирует интерес к художественной и творческой деятельности, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ эстетического развития личности.
На занятиях «Беседы по искусству», разработанных на основе методических пособий Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество», рассматривание произведений искусства сопровождается беседой, вопросами к детям (в которых дается ориентировка, как на содержание, так и на средства выражения); самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений, подчеркивающих выразительность того или иного образа.
Тема: Семья у животных. Рассматривание картины Анастасии Лав «Аисты».
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
Цель: Развивать у детей художественное восприятие произведений живописи.
Задачи:
Образовательные. Учить понимать содержание сюжета картины, красоту природы, которую изобразил художник. Закрепить представление о цвете, как выразительном средстве.
Речевые. Побуждать передавать в речи свои впечатления о картине, высказывать оценочные суждения.
Развивающие. Развивать творческие способности детей.
Воспитательные. Воспитывать любовь к животным и птицам, бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Беседа о жизни птиц.
Чтение произведения М. Пришвина «Дергач и перепелка».
Чтение произведения К. Ушинского «Курица и утята».
Просмотр слайдов из серии «Птицы».
Экскурсии на природу.
Оборудование: Мольберт, указка, магнитофон, книги.
Материалы и средства:
Зрительный ряд:картина Анастасии Лав «Аисты». Карточки с изображением птиц, фотографии с изображением аистов.
Литературный ряд: стихи: А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Музыкальный ряд:Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (Синица, воробей, ворона, сорока, журавлей и др., из серии П. И. Чайковского «Времена года», слушание музыки с голосами птиц.
Игровая ситуация:Игра «Перелетные птицы».
Технологическая карта занятия

Этапы и время занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1 этап – вступление – 15 минут

Организационный момент

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют воспитателя и друг друга

Актуализация и мотивация на деятельность

Читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой», акцентирует внимание детей на необходимости помогать птицам зимой.

Дети слушают стихотворение, анализируют слова автора, рассказывают о том, как они помогают птицам.

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Из представленных на карточках птиц предлагает выбрать зимующих и перелетных.

Дети выбирают, называют зимующих и перелетных птиц, обосновывают свой выбор.

2 этап – основная часть – 25 минут

Знакомство с птицей - аист

Рассказывает о птице – аист, показывает фотографии с этой птицей.

Дети слушают воспитателя, задают вопросы.

Физкультминутка «Аист, аист длинноногий»

Предлагает детям отдохнуть

Дети выполняют движения, соответствующие словам физкультминутки.

Рассматривание картины

Предлагает детям рассмотреть картину Анастасии Лав «Аисты».

Рассматривают вместе с воспитателем картину.

Беседа

Задает вопросы по сюжету картины, акцентирует внимание на то, что аисты изображены семьей, на изображение природы художником.

Отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают, что хотел сказать автор, внимательно слушают, дополняют друг друга, предлагают свои варианты ответов

Прослушивание аудиозаписи голосов птиц

Предлагает прослушать аудиозапись и назвать птиц, голоса которых услышали.

Дети внимательно слушают аудиозапись, предлагают свои варианты ответов.

3 этап – заключение – 5 минут

Малоподвижная игра «Перелетные птицы»

Предлагает детям поиграть в игру «Перелетные птицы», называет различных птиц.

Когда воспитатель называет перелетную птицу - хлопают два раза, зимующую – один раз.

Подведение итогов занятия

Предлагает вспомнить, что нового узнали сегодня. Хвалит детей за хорошую работу.

Дети анализируют занятие, выбирают главное, делают выводы.

Сценарий занятия
1 этап
- Здравствуйте дети! (Дети: отвечают: Здравствуйте!)
- Дети, а вы любите птиц? А знаете как им живется зимой?
- Я вам сейчас расскажу.
Читает стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Что вы поняли, прослушав стихотворение?
- Вот видите, как птичкам нелегко зимой приходится, поэтому мы с вами должны им помогать. А вы ребята помогаете птицам? (ответы детей)
- Ребята, а вы знаете, что не все птицы остаются зимовать? Как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края?
- Давайте рассмотрим карточки и определим, где здесь нарисованы птицы, зимующие и перелетные (дети выбирают перелетных и зимующих птиц).
- Молодцы, вы отлично справились с заданием!
2 этап
- Сегодня ребята я хочу вас познакомить с одной необычной птицей. Посмотрите внимательно на эту фотографию, как вы думаете, что за птица запечатлена на ней?
- Это птица аист.
«Аист - крупная болотная птица, высотою до одного метра. Голова его украшена длинным острым твердым носом красного цвета, хвост очень короткий, туловище поддерживается двумя длинными красными голыми ногами. Птица может простаивать на одной ноге целые часы. Цвет перьев аиста белый, но есть так же и чёрный аист. Шея у него длинная и гибкая. Птица часто гнездится в деревнях на деревьях или на домах. Аист питается змеями, ящерицами, мышами, кротами и лягушками. Часто таскает и маленьких птиц, цыплят и даже гусят. Аист - перелётная птица. Осенью улетает в жаркую Африку.
- Аист - единственные из птиц не имеющие голоса. Все свои чувства и эмоции выражают  громким щёлканьем клюва. А вот аистята умеют «разговаривать». Они выпрашивают пищу негромкими сипящими звуками. Чёрные аисты «разговаривают», даже став взрослыми. Они могут и клювом щёлкать, но делают это не часто.». Черный аист занесен в Красную книгу. Он несколько меньше белого и гнездится в труднодоступных человеку малонаселенных районах. Обязательным условием для его гнездования является сочетание старых лесных массивов или хотя бы групп старых деревьев с труднодоступными болотами разнообразного характера, открытыми берегами рек и озер. Черные аисты кормятся животной пищей. Птенцов своих родители кормят 4-5 раз в сутки.
- Вы меня очень внимательно слушали, наверное немножечко устали, давайте чуть чуть отдохнем.
Физкультминутка «Аист, аист длинноногий».
- Аист, аист длинноногий. Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой, топай левою ногой.
- Снова правою ногой, снова левою ногой.
- И тогда придешь домой.
- Ребята, а я знаю одно местечко, где живут аисты. Вот это место! (воспитатель подводит детей к мольберту с репродукцией картины А. Лав «Аисты»).

- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на картине.
- Что вы видите на картине, перечислите предметы, изображенные на переднем плане, на дальнем?
- Кто изображен (люди, животные), сколько?
- Как вы думаете, эти птицы знают друг друга, связаны между собой, что их объединяет?
- Как вы думаете, с чего художник начал рисовать картину? Что нарисовал сначала, а что потом? Что нарисовать надо было обязательно, а что художник нарисовал для красоты?
- Вам интересно рассматривать эту картину?, а что первое вы увидели? На что обратили внимание, что вам сразу бросилось в глаза?
- Как вы думаете художник хотел, чтобы зритель радовался или задумался или загрустил … глядя на эту картину?
- Что для вас самое красивое на этой картине?
- Что больше всего вас привлекло в этой картине?
- Как бы вы назвали произведение, обоснуйте свой ответ?
- Есть ли в произведении явления, которые что-либо символизируют?
- Носят ли символический характер композиция и ее основные элементы: явления, включенные в композицию?
- Как настоящее название произведения, соотносится с его сюжетом и символикой?
- А сейчас ребята, я вам предлагаю послушать голоса птиц. (Прослушивание аудиозаписи голосов из серии П. И. Чайковского «Времена года»).
- Кто может сказать, каких птиц голоса прозвучали? (ответы детей)
- Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Я вам буду называть птиц, если птица перелетная, вы хлопаете 2 раза в ладоши, если зимующая, то один раз.
- Вам понравилось наше занятие?
- Вспомните, о чем мы говорили на занятии?
- Каких птиц вы увидели?
- Почему нужно помогать птицам в зимнее время?
- А я хочу вам дать домашнее задание: вместе с родителями сделайте кормушку для птиц, мы их повесим на участке чтобы наши птички были всегда сытыми и веселыми.
Развернутый план-конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник для детей старшего дошкольного возраста «Гнездо с птицами»


Аннотация
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребёнка в детском саду. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности оказывают большое влияние на неординарное восприятие ребенком окружающего мира, развивают его кругозор, умение нестандартно мыслить, видеть прекрасное, способствуют развитию творческих способностей ребенка. Работа с необычным материалом позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает эстетический вкус, творческие способности ребёнка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию.
Занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник для детей старшего дошкольного возраста «Гнездо с птицами» разработано на основе методических пособий Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество», «Изобразительная деятельность в детском саду» и Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Содержание занятия направлено: на создание условий для художественно - эстетического развития ребёнка посредством применения различных технологий изобразительного искусства; приобщение детей к миру искусства нетрадиционной изобразительной деятельности.
Занятие строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Педагогическая целесообразность занятия предназначена для развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности для формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, что даёт возможность каждому ребёнку реально открывать для себя волшебный мир искусства.
Тема занятия: «Гнездо с птицами».
Техника выполнения творческой работы: смешанная: фломастеры + цветная ткань + нитки + перышки.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель перспективная: развитие творческих задатков детей с помощью нетрадиционных методов изобразительной деятельности, формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно - эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Цель актуальная: углубить знания о птицах, расширить представление о жизни птиц.
Задачи:
Обучающие:
Обучение детей нетрадиционным методам и способам изображения с использованием различных материалов, средств художественно – образной выразительности;
Формирование умения следовать устным инструкциям;
Создание композиций с использованием нетрадиционных средств (ткань, нитки, природный материал);
Создание условий для свободного экспериментирования с художественным оборудованием и инструментами для нетрадиционного способа изображения.
Развивающие:
Развитие художественного вкуса, творческих способностей детей;
Развитие способности видеть и выделять качества предметов (форму, величину, цвет, положение в пространстве);
Содействие становлению позиции художника – творца, поддержка самостоятельности, индивидуальности у детей.
Воспитательные:
Воспитание эстетического вкуса, интереса к изобразительному искусству, созданию образов с помощью нетрадиционных средств;
Формирование положительно – эмоционального восприятия окружающего мира;
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оборудование к занятию: медиапроектор, интерактивная доска, одноразовые бумажные тарелочки, фломастеры, ткань, клей, ножницы, нитки, перышки.
Материалы и средства:
Зрительный ряд: Презентация.
Литературный ряд: загадки о птицах.
Игровая ситуация: Малоподвижная игра «Снегири».
Словарная работа: ребенок должен запомнить понятия «панно», «композиция».
Предварительная работа с воспитанниками:
Беседа о жизни птиц.
Интегрированное занятие на тему: «Семья птиц»
Просмотр слайдов из серии «Птицы».
Рассказ о птицах - аистах.
Наблюдение за птицами во время прогулок.
Организация образовательного пространства: пространство для творчества.
Предполагаемый результат: ребенок научится создавать сюжетный рисунок, используя приёмы нетрадиционной художественной деятельности, проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи.
Длительность занятия: 45 минут.
Технологическая карта занятия

Этапы и время занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1 этап – вступление – 15 минут

Организационный момент

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют воспитателя и друг друга

Актуализация и мотивация на деятельность

Загадывает детям загадки о птицах, просит аргументировать свой ответ.

Предлагают свои варианты ответов, доказывают, обосновывают свой ответ

Беседа о птицах.

Показывает с помощью мультимедийного оборудования картинки с изображением птиц, просит детей вспомнить названия птиц, а также рассказать об этих птицах.
Поясняет ответы детей.

Предлагают свои варианты ответов, придумывают, слушают и дополняют друг друга.
Слушают пояснения воспитателя, задают вопросы.

Повторение изученного материала о перелетных и зимующих птицах.

Активизирует память детей. Просит вспомнить какие птицы относятся к перелетным, а какие к зимующим.

Предлагают свои варианты ответов, доказывают, обосновывают свой ответ.

Рассказ о семьях птиц

Показывает с помощью мультимедийного оборудования картинки из жизни птиц, рассказывает о семьях птиц. Задает вопросы.

Дети внимательно слушают воспитателя, задают вопросы, отвечают на вопросы воспитателя, предполагают, предлагают свои варианты ответов.

2 этап – основная часть – 25 минут

Рассматривание панно «Птичье гнездо»

Показывает с помощью мультимедийного оборудования картинку панно, объясняет как можно самим сделать такую поделку.

Дети рассматривают панно «Птичье гнездо», внимательно слушают воспитателя, задают вопросы.

Поэтапное выполнение творческой работы.

На каждом этапе работы описывает технологию изготовления поделки.

Поэтапно создают панно «Птичье гнездо».

3 этап – заключение – 5 минут

Физкультминутка

Предлагает детям отдохнуть

Дети выполняют движения, соответствующие словам физкультминутки.

Выставка работ

Хвалит детей за хорошую работу.

Рассматривают работы друг друга.



Сценарий занятия
1 этап
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень много гостей, а кто именно к нам пришел вы узнаете, отгадав загадки!
Красные грудки, черные спинки –
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри!
Видишь? На белом снегу – (снегири).


Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик! (сорока)


Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится. (синица).


Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто же это? (воробей)
- Молодцы ребята, сейчас вы узнали, кто пришел к нам в гости?
- Правильно, птицы! Посмотрите сколько красивых птиц у нас в гостях! Ребята, а вы узнали этих птичек?
- Давайте вместе вспомним, как они называются.
- Конечно же, это синичка!
- Ребята, а по каким признакам вы узнали синичку?
- Вы помните, где зимует синичка?
- Как они кричит?
- Как человек заботится о ней?
- Следующий наш гость – снегирь!
- А по какому признаку вы поняли, что это снегирь?
- Как вы думаете, почему снегирь прилетел к нам зимовать?
- Следующий гость вам хорошо известен. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?
- Ребята, смотрите, к нам в гости пришла удивительная птица - поползень. Его можно увидеть разгуливающим по стволу дерева в любом направлении. Он может передвигаться даже вниз головой. Короткие лапки с острыми крючковатыми коготками надёжно удерживают поползня в самом неожиданном положении. Поползня можно узнать по серо – голубой спинке и светлому брюшку. По бокам головы, от клюва и через глаза проходит чёрная полоска.
- Следующий наш гость ворон.
- Ребята, а вы помните как кричит ворона?
- А эту птичку вы ребята узнали? Правильно - это свиристель! Голову свиристелей украшают задорные серебристо-розовые хохолки. Свиристели любят спелые ягоды рябины. Поэтому их можно увидеть на рябине.
- Ребята, прячьте скорее все блестящие предметы, к нам прилетела (дети хором – сорока).
- А как вы поняли, что это сорока?
- Что вы можете о ней рассказать?
- Городской житель также не оставил нас без внимания. Вы догадались что это за птичка?
- Правильно, ребята, это голубь!
- Что вы знаете о голубях? Где они живут, чем питаются?
- Следующий наш гость появляется обычно только весной. Отгадав загадку, вы узнаете кто это.
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач).
- Правильно, ребята, это грач. Грач – это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Грачи прилетают самыми первыми, как только растает снег на полях.
- Вы узнали следующего гостя? Правильно, это ласточка. Ласточка – маленькая изящная птичка. Всю жизнь ласточка проводит в полете, очень редко опускается на землю. Ласточки являются насекомоядными – свой корм они ловят прямо на лету. За сезон ласточка уничтожает большое число насекомых, поэтому считается очень полезной птицей. Эту птичку называют городская ласточка, так как она селится в городах и строит свое гнездо, прикрепляя его снаружи постройки, при этом в непосредственной близости друг от друга свои гнезда строят сразу несколько пар.
- А сейчас давайте вспомним, какие птицы относятся к перелетными, а какие к зимующим.
- Ребята, а почему одни птицы могут зимовать в наших краях и переносить суровую зиму, а другие нет?
- Правильно ребята! Потому, что зимующие птицы, питаются не только насекомыми, но и семенами и плодами деревьев и кустарников, а также пищевыми отходами.
- А вы знаете, что у птиц, как и у людей бывают семьи. Но прежде, чем завести семью, птицы строят домик – гнездо.
- Перед тем, как начать строительство гнезда, птица выбирает подходящее место, рядом с которым должно быть много еды и до которого хищникам будет трудно добраться. Птица приносит к этому месту в клюве и лапках разные веточки, листья, мох и другие материалы, пригодные для строительства гнезда. Потом она начинает клювом складывать из этих материалов гнездышко, а лапками себе помогает.
- В нашей местности гнезда птицы обычно строят на деревьях, но также можно увидеть гнезда в самых неожиданных местах.
- Ребята, а как вы думаете, зачем птицам нужно гнездо?
- Гнезда нужны птицам, чтобы откладывать и насиживать яйца. Гнездо защищает и предохраняет яйца от хищников и непогоды. Птицы защищают гнезда по - разному: одни строят их в недоступных для многих врагов местах, другие - хорошо их маскируют. Гнездо также необходимо для того, чтобы в нем жили птенцы, пока они не научатся летать.
- Птицы являются заботливыми родителями. Чтоб прокормить своих детёнышей птицы умело ловят больших сочных насекомых.
- Кормление постоянно голодных птенцов — нелегкая работа, поэтому папы зачастую помогают мамам в этом важном деле. Птицы кормят своих птенцов все световое время суток, прилетая к гнезду с кормом до 300 и много более раз.
2 этап.
- Ребята, давайте мы с вами попробуем изобразить гнездо птиц.
- Посмотрите внимательно на картинку, вот такую птичку мы с вами будем делать – техника в стиле панно «Птичье гнездо».
- Давайте вместе определим, что нам нужно для создания такого панно.
- Правильно, нам нужны тарелочки, ткань, клей, ножницы. Вначале работы, мы должны сделать шаблон птички, затем перенести его на ткань. После этого делаем шаблон яичек, также переносим на ткань. Ну а наше гнездо мы сделаем из ниток, добавив в него перышек, чтобы получилось настоящее птичье гнездо.
- Прошу вас садиться на свои места и приступать к работе.
- Для начала берем белую бумагу и рисуем фломастером форму птички и яйца.
- Молодцы ребята, у вас прекрасно все получается. Сейчас возьмите ножницы и вырежете из бумаги птичку и яйцо.
- Вот такие у нас получились шаблончики!
- Сейчас нужно взять кусочек ткани любого цвета, какого вам нравится, приложить шаблон птички на ткань и обвести фломастером. То же самое нужно сделать с яйцами, только для них нужна белая ткань.
- Берем ножницы и вырезаем по контуру наши заготовочки для панно.
- Очень хорошо у вас получается, молодцы!
- Сейчас возьмите бумажные тарелочки, мы должны определить расположение нашей птицы и гнезда с яйцами на тарелочке.
- Вы правильно расположили птичку, сейчас нужно её приклеить.
- Яички также намазываем клеем и приклеиваем на тарелочку.
- Чтобы наше гнездо было настоящим, мы оформим его нитками. Возьмите нитки и отрежьте необходимую длину. Кончики ниточек нужно приклеить на тарелочку.
- Ой, какая красота у вас получилась! Давайте еще украсим наше гнездо перышками, их также приклеиваем за кончики.
3 этап.
- Вы хорошо потрудились, пришло время отдохнуть.
Физкультминутка
Вот на ветках, посмотри, Движение «Пружинка»
В красных майках снегири
Распушили перышки Поднимаем руки в стороны
Греются на солнышке
Снегири на ветках сидят, Присели, руки отвели в стороны
По сторонам они глядят Поворот головой
Порезвиться захотели, Имитация полета руками
Друг за другом полетели.
Прилетела к нам стая снегирей,
Сели и ждут нас у дверей. Сели
Мы возьмем кормушки поскорей, Имитация кормления птиц
И накормим птичек снегирей.
- Молодцы ребята! Прекрасные работы у вас сегодня получились! Мы разместим ваши работы на стенах, для ваших мам и пап, чтобы они любовались вашими птичками.
Список литературы


1. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. М.: Просвещение, 2001. 160 с.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 1997. 224 с.
3. Давыдова Г.И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 210 с.
4. Казакова Т.Г.Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 2005. 146 с.
5. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. // Дошкольное воспитание, 1991, №9. С. 43-45.
6. Комарова Т. Детское художественное творчество. М.: Сфера, 2009. 154 с.
7. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». Изд.2-е, испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2002.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. 120 с.
9. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой. М.: ТЦ Сфера, 2005. 130 с.