Публикации воспитателей детских садов
О проекте

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Мусинова Дарья Павловна Мусинова Дарья Павловна
DOCX
383
13

В работе приводятся обоснования актуальности интерактивных технологий в дошкольном образовании, позволяющих формировать у детей интеллектуальные и творческие способности. Анализируются три образовательные платформы («Разумейкин», «Alimok», «еТреники»), рассматриваются возможности их применения в процессе развития у детей метапредметных компетенций.

Предпросмотр

Мусинова Дарья Павловна
Студент |Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 59»
Череповец
lidelpaek13@gmail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
USAGE OF INTERACTIVE GAME TECHNOLOGIES IN PRE-SCHOOL EDUCATION


Аннотация: В работе приводятся обоснования актуальности интерактивных технологий в дошкольном образовании, позволяющих формировать у детей интеллектуальные и творческие способности. Анализируются три образовательные платформы («Разумейкин», «Alimok», «еТреники»), рассматриваются возможности их применения в процессе развития у детей метапредметных компетенций.
Abstract: In this paper the relevance of interactive technologies in pre-school education, that let children to form intelligent and creative skills, is justified. Three educational platforms ("Razumeykin", "Alimok", "eTreniki") is analyzed, possibilities of it's usage in the development process of metasubject competencies is observed.


Ключевые слова: образовательные онлайн-платформы, интерактивные технологии, интернет-сервисы, дошкольное образование.
Keywords: educational online platforms, interactive technologies, Internet services, preschool education.


Появление компьютеров вызвало небывалый интерес к их применению в сфере обучения. Процесс информатизации необратим. Именно поэтому возникает потребность в интерактивных технологиях. Преимущества использования интерактивных технологий в процессе дошкольного образования неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом: 1) предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; 2) использование интерактивных технологий несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; 3) движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; 4) стимулирует познавательную активность детей; 5) предоставляет возможность индивидуализации обучения; 6) в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; 7) позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что на данный момент недостаточно разработана теоретико-методологическая база по данному вопросу, а одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с обучающимися.
Цель данной работы – разработать и внедрить в учебный процесс дошкольного образования педагогическую методику с использованием интерактивных технологий.
Данная цель подразумевает решение ряда конкретных задач:

  1. Выявить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

  2. Раскрыть педагогический потенциал интерактивных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

  3. Раскрыть содержание базовых понятий исследования: «интерактивные технологии», «игровые технологии», «образовательные платформы» на основе анализа психолого-педагогической литературы;

  4.  Подобрать эффективные образовательные интерактивные платформы для использования их в процессе развития метапредметных компетенций у детей дошкольного возраста;

  5. Составить методические рекомендации для воспитателей по развитию метапредметных компетенций у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивных технологий.

Объектом изучения является учебный процесс дошкольного образования. Предмет изучения – развитие интеллектуальных, творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования в процессе обучения интерактивных технологий.
Научно-теоретическую базу составляют работы отечественных исследователей в области совершенствования образовательного процесса на основе технологизации В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, И.А. Джидарьян, Г.К. Селевко и др.
М.В.Никитин дает следующее определение образовательной платформы: «Образовательная платформа – это комплексный образовательный продукт для системы российского образования, представляющий собой совокупность программного контента, образовательных сервисов и интерактивных технологий онлайн- и офлайн-обучения». А.А.Смирнова утверждает, что образовательная онлайн-платформа – это программные решения, реализующие для пользователей любого уровня подготовленности «доступ к обучающему контенту (массовые открытые онлайн-курсы, текстовые-, аудио-, видео-записи, трансляции лекций в режиме реального времени, тестовые задания и др.) обычно через интерфейс веб-сайта».
В целях ознакомления нами было выбрано более десяти образовательных интерактивных платформ. В данной работе мы рассмотрим особенности трех из них: «Разумейкин», «Alimok», «еТреники».
Платформа «Разумейкин» - это сайт с набором игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей. Все занятия структурированы по четырем возрастным категориям: 1) от трех до четырех лет; 2) от пяти до шести лет; 3) от семи до восьми лет; 4) от девяти до десяти лет. В соответствии с возрастной категорией предоставлены на выбор блоки занятий: для детей младшей группы – блоки «Развитие» и «Обучение»; для детей старшей группы и для группы подготовки к школе - блоки «Развитие», «Обучение», «Науки» и курс по чтению. Все блоки разделены на несколько уровней сложности, благодаря чему ребенок и наставники могут наблюдать успехи в изучении темы. С целью наилучшего понимания и усвоения материала упражнения озвучены.
Образовательная платформа «Alimok» - это онлайн-сервис для обучения детей от трех до десяти лет. Программа обучения включает в себя более десяти тысяч обучающих и тестовых заданий по математике, русскому и английскому языкам, познанию мира, а также темы: кругозор, мышление, сенсорика, внимание. Весь обучающий материал озвучивается профессиональными дикторами для лучшего восприятия информации и закрепления изученного материала. В обучении имеется мотивирующий подход в виде наград и сертификатов. На платформе присутствует функция просмотра статистики и прогресса обучения, что позволяется следить за процессом обучения ребенка. Плюсом данной платформы является безопасная среда для детей, а именно отсутствие внешних ссылок и рекламы.
«еТреники» - это онлайн-конструктор учебных тренажёров. Данная платформа дает возможность конфигурировать небольшие веб-приложения - тренажёры. Для того чтобы создавать свои тренажёры, необходимо пройти регистрацию и войти в личный кабинет. Разработчики подготовили пять типов тренажёров: «Картофан», «Кокла», «Криптон», «Морфанки», «НЛО». Для детей дошкольного возраста подойдут «Кокла», «Криптон» и «НЛО». «Кокла» - это один из самых динамичных тренажеров. Ученик распределяет заданный при конструировании тренажёра набор слов по двум, трем или четырем категориям. Тренажер «Криптон» подразумевает, что задача ученика - «разгадать» слова, в которых перепутаны буквы. «НЛО» - тренажер, в котором требуется убрать «неправильные» или «лишние» объекты из группы, при этом количество групп не ограничено, а количество слов в группе - не более пяти.
Таким образом, благодаря мультимедийному способу подачи информации, достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия цвета, величины и формы; учатся ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируют внимание и память; раньше овладевают навыками чтения и письма, активно пополняют словарный запас; развивают умение адекватно оценивать свои возможности; формируют тончайшую координацию движений глаз; воспитывают целеустремлённость и сосредоточенность; развивают воображение, творческие способности и элементы наглядно-образного мышления.
Список литературы:

  1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М. : Педагогика, 1989. - 190 с.

  2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. -М. : Высшая школа, 1991. 208 с.

  3. Джидарьян, И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности Текст. / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.-С. 145-169.

  4. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация Текст. / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. - № 4. - С. 138-143.

  5. Селевко Г. К. Технологии развивающего образования Текст. / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 192 с.

  6. Селевко Г.К. Учитель проектирует компьютерный урок // Народное образование. 2005. №8. С. 136-141.

  7. Смирнова А.А. Образовательные онлайн-платформы как явление современного мирового образования: к определению понятия // Искусственные общества. 2019. Т. 14. Выпуск 1 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. –URL:http://artsoc.jes.su/s207751800005274-0-1/ (дата обращения 20.10.2022)

  8. Никитин М.В. Становление образовательной платформы сетевого колледжа – образовательного комплекса: понятийный аппарат, дорожная карта, задачи // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №2. С.11-20.