Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Статья на тему "Роль семьи в развитии музыкальных творческих способностей"

Семенова Елена Александровна Семенова Елена Александровна
DOC
166
1
Предпросмотр


автор данной статьи еще раз хотел подчеркнул,что музыкальное воспитание и развитие творческих способностей во многом зависит не только от врожденных способностей




Роль семьи в развитии музыкальных творческих способностей


Семенова Е.А.
МДОУ № 25 «Родничок», г.Елабуга


Музыка объединяет поэзию, танец, философию, творчество. В современном, очень непростом мире естественно стремление педагогов к воспитанию детей по законам красоты, к воплощению в жизнь прекрасной формулы Платона: « От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте». Принцип воспитывать ребенка в радости пришел к нам из глубин народных традиций. Музыка вносит в общую цепь радостных настроений, незабываемых впечатлений детства свои особые чувства и переживания.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития музыкального творческого воображения.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и творческих способностей ребенка подтверждают биографии многих музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьей М.И. Глинка, А.Г. и Н.Г. Рубенштейн, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев. Они отмечают, что домашние музыкальные вечера, царившая в них атмосфера любви и уважения к искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность ей.
Семейное воспитание более разнообразно в отличие от воспитания в дошкольных учреждениях, где программа воспитания и обучения сосредоточивает внимание ребенка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. Это снижает адаптационные способности ребенка к реальной жизни. Поэтому опыт, приобретаемый ребенком в семье, отличается реализмом. Семейная воспитательная среда является основой для первоначальных представлений об окружающем мире, а также формирования соответствующего образа жизни. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на развитии его творческих способностей. Поэтому педагоги образовательного учреждения должны установить взаимодействие и совместную работу для полноценного развития ребенка. В се семьи имеют разный уровень социальной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать музыкальное образование своему ребенку, развить его способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план.
Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации, знакомить родителей с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературных композициях.
Главным в процессе музыкального воспитания ребенка остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его способности и таланты в нужное русло.
Задача музыкального руководителя – раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Играть и творить –это цель, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности.   
Для того чтобы это стало осуществимым, мной используются следующие формы взаимодействия с семьёй:
1. Родительские собрания и консультации, целью которых является повышение родительской компетентности в области:
• Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
• В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых на музыкальных занятиях в детском саду.
2. Совместные праздники ,такие как «Посвящение в родители» , «Поляна комплиментов», «В гостях у сказки», игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации. Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
• Обмен практическими советами по поводу предстоящего праздника;
• Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью.
• Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита
• Помощь в оформлении помещения
• Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
4.В каждой группе имеются музыкальные папки- передвижки
Они содержат информацию, касающуюся:
• Работы музыкального зала;
• Значимости музыкального воспитания детей;
• Об особенностях эмоционального мира дошкольника;
• Фотографии занятий, выступлений;
Музыкальные занятия помогают ребенку воспринимать те или иные явления, пробуждают интерес и любовь к музыке, особенно если эти занятия проводит любящий свое дело педагог. Детям предлагается для слушания как классическая, так и современная музыка, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании участвуют родители, которые не менее заинтересованы во всестороннем развитии детей, формировании их творческих способностей. Их старания станут еще более эффективными, если в семье царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости.
Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома.
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.
Уверена,что семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Выполнение этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует от них определенной педагогической подготовленности. Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими знаниями должны исходить от образовательного учреждения, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.