Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста

Уткина Татьяна Александровна Уткина Татьяна Александровна
DOCX
73
1
Предпросмотр

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров.
На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотреть книгу, аккуратно положить её в отведенное место. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей. Иногда – это целая система образов, сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно.
Как отмечает Н. Гавриш «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно - окрашивая 14 свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко). Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы. Ребёнок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль малых фольклорных форм песенок, потешек, поговорок, прибауток, закличек и др.
Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» - и о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этой потешке отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нём самом потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую.
Знакомство детей суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка…»), накормить («травка - муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под 15 звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Знакомя детей с потешками «Курочка - Рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - Мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением А. Барто «Кто как кричит» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. В наше время, когда вопросы нравственно-эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.
Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей.
Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т.д. у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.
В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное 16 обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим, через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть этот путь будет освещен солнцем народного творчества.