Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Проект "Шумовой оркестр" для детей средней группы.

Иванова Светлана Александровна Иванова Светлана Александровна
DOCX
6
0
Предпросмотр

Проект «Шумовой оркестр»


Составитель: Иванова Светлана Александровна.
Участники: дети средней группы (4-5 лет), воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
База исследования: МАДОУ № 239, группа «Веселые нотки».
Тип проекта: образовательный.
Вид проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: 01.02.17 – 20.05.17
Актуальность проекта:
Музыкальное воспитание ребенка направлено на развитие чувствительности к языку музыки и потребности ее слушать, формирование эмоционального отклика, активизацию слуховых способностей. В период дошкольного возраста ребенок особо чувствителен к внешним сенсорным воздействиям и главная задача воспитателей и музыкального руководителя привить любовь к музыкальным занятиям и играм. Чтобы поддержать интерес у детей к музыке, начало обучения должно быть увлекательным, наполненным разнообразными впечатлениями. Массу положительных эмоций, замечательное настроение, море удовольствия получают дети от игры «в оркестр», легко используя при этом разнообразные шумовые инструменты. Это дает ребенку простор для детской импровизации, полета фантазии, а полученные знания, умения, навыки позволяют детям перейти на новый этап овладения творчеством.


Музыкальное оборудование: шумовые инструменты:
а) ударные – звуковысотные инструменты, представляющие собой резонансовый ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или
металла (ксилофоны, металлофоны);
б) ударно-шумовые инструменты без определенной звуковысотности (деревянные и кожаные барабаны, бубны, бубенцы, тамбурины, треуголь-
ники, маракасы, трещотки, кастаньеты, румбы, литавры и др.).
Цель проекта: развитие у детей интереса к музыкальной деятельности и музицированию на шумовых инструментах.
1
Задачи:

  • развитие навыков музицирования;

  • развитие творческих способностей;

  • определение и развитие музыкальных способностей;

  • знакомство с разнообразием стилей музыки в искусстве;

  • обучение переживанию эмоций, вызываемых музыкой.


Ожидаемые результаты:

  • В ходе овладения культурными практиками будет сформирован интерес к музыке и музыкальной деятельности.

  • В ходе выполненной работы будет наблюдаться улучшение музыкальных способностей у детей.

  • Будет организован шумовой оркестр; записана сказка

С. Я. Маршака «Курочка Ряба и десять утят» в музыкальной обработке (итоговый продукт деятельности детей).


Основополагающий вопрос:
Как создать музыку, используя шумовые инструменты?


Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный

  • изучение и подбор литературы по теме проекта;

  • подбор дидактического материала;

  • изучение темы на интернет-сайтах.


II этап: основной
Проектная деятельность проходит через образовательную работу в режимных моментах: беседы, занятия (НОД), самостоятельную деятельность детей.
Примерная структура занятия.

  • организационный момент;

  • сообщение темы и целей занятия;

  • игра или упражнение для развития слуха;

2

  • игра и упражнение для развития ритма;

  • игра и упражнение для развития ладового чувства;

  • физкультурная минутка;

  • разучивание детских стихов о разных шумовых инструментах;

  • рассказывание стихотворения с использованием шумовых инструментов;

  • подведение итога занятия.

Для развития музыкальных способностей мы используем игры и упражнения, развивающие у ребенка:

  • музыкально-слуховые представления;

  • чувство ритма;

  • ладовое чувство.


Музыкально-слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.
Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами, способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.


Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию слуха:

  • прослушивание музыкальных произведений;

  • игра на музыкальных инструментах;

  • танец под музыку;

  • пение;

  • сочинение собственных мелодий.


3


Реализация данных видов деятельности:

  • прослушивание классических произведений (Моцарт, Чайковский, Вивальди, Шопен);

  • прослушивание звуков природы, детских песенок, легкого джаза;

  • обсуждение (какое настроение передает музыка: грусть, радость, веселье);

  • просмотр музыкальных мультфильмов («Катерок», «Большой секрет для маленькой компании», «Бременские музыканты», «Летучий корабль» и др.);

  • прослушивание музыкальных сказок перед сном (сон час);

  • изображение ассоциации, которая вызывает музыка на бумаге;

  • прохлопывание музыкального произведения в ладоши или простукивание барабанными палочками (для произведений, имеющих выраженный ритмический рисунок, например И. Штраус «Радецкий марш»);

  • посещение детских концертов, музыкальных представлений и театра.


Игры с инструментами для развития музыкального слуха:


  • Шумовые коробочки.

Делаются они просто путем засыпания различных сыпучих материалов в яйца от киндеров. Чтобы контейнер не открылся его обвязывают или надевают термопленку для пасхальных яиц. Теперь шумим полученными коробочками и находим самую громкую, тихую, с нежным и грубым звуком. Если в коробочки засыпать парные наполнители, то можно играть в игру «Найди пару на слух». Важно, чтобы контейнеры были одного цвета и ребенок определял пары и громкость именно на слух, а не запоминал нужные коробочки.


  • Ищем зверюшек.


(Если у вас дома есть настоящий музыкальный инструмент, покажите, как сыграть шаги разных животных (высота звука будет изменяться в зависимости от животного с высоких нот до низких):

  • мышка бежит;

  • зайчик скачет;

  • волк ищет поживу;

4

  • медведь идет сучья ломает.

Теперь загадывайте друг другу загадки – закрывайте глаза, ребенок исполняет, а вы отгадываете, кого он сыграл. Потом меняйтесь ролями.

  • Узнай по звуку.

Собираем все музыкальные, которые есть у нас дома, играем. Потом ребенок закрывает глаза (можно надеть повязку) – вы играете, а малыш угадывает, какой инструмент издает звук.

  • Где звук?

Игра похожа на предыдущую. Ребенок с закрытыми глазами сидит в центре, а вы перемещаетесь по комнате и звените в колокольчик (инструмент может быть любой). Задача ребенка угадать ваше положение и указывать пальчиком откуда доносится звук.

  • Тихо – громко.

Подвижная игра для которой понадобится барабан или бубен. Под тихие удары ребенок ходит. Под удары средней интенсивности прыгает, под громкие удары бегает. Игра также развивает внимание и физическую сферу. Подобная игра с погремушкой. Тихо шумим – хорошая погода и ребенок резвиться на солнышке, сильно тарахтим – пошел ливень, скорее прячемся в домик (на диван, под зонт).


  • Играем на инструментах.

Позвольте ребенку играть на настоящих инструментах, научите его исполнять детские песенки в рамках одной октавы. Для этого замените ноты числами или разными цветами (при игре на цветном ксилофоне). В случае с числами договоритесь с ребенком какие цифры какой клавише соответствуют.


Примеры упражнений на развитие слуха:
◾Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
◾Определение направления звука и местонахождения его источника.
◾Различение голосов детей.


5
Как ритм связан со слухом?
Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, — это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха.


Игры и упражнения для формирования и развития чувства музыкального ритма:


  • Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: с хлопками.

Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели- посидели.
Песенку запели.
Услыхали ложки-
вытянули ножки.
Услыхали калачи-
Да попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды,
Ходят ноги не туды.
А как дудочку почуют,
Сами ноженьки танцуют.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух.


Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.


Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки,
Заиграли в локотки:
Тук- ток, тук- ток


6
Скоро Ванечке годок.


Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:


О, чки, чки, чки,
Очуречечки,
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!


При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.


  • Разучиваем забавные стишки, прибаутки (тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению).


Дождь идет, дождь идет,
А когда же он пройдет?
Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
Мыло и мочало песенки начало.
Лампа и картина песни половина
Хлеб и огурец,- песенки конец!
И. Михайлова.


  • Упражнение «Осенняя гамма» модель Т. Боровик.

До. Пусто ласточек гнездо.
Ре. Осенины на дворе.
Ми. Плачет ветер за дверьми.
Фа. Дождика тиха строфа.
Соль. У него своя есть роль.
Ля. Затихает вся земля.
Дождик скуку унеси!


7

  • Игры и упражнения с музыкальными инструментами во время пения знакомых песен.


Упражнение «Козлик».
Серенький козленок, маленькие рожки; Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках. Будешь козлик, ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (Ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями. Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит):
Будешь ты теперь козленком,
Поиграй на ложках звонко!


Упражнение «Музыкальные молоточки».
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра:
Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.


  • «Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова


8
выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей
на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,
2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток
3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка
4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.
Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
«Кто справа?»
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа, потом слева.


  • Ритмические импровизации.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, по сигналу останавливаются.
Перемена ритма.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.


Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!


Ритмические орнаменты.
Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д. После выполнения дети меняются ролями.


9


Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами. Упражнение «Будь внимателен!»
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.


Упражнение «Веселые четверки».
Исходное положение: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль
10
ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.


Упражнение «Вопрос – ответ».
Исходное положение: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.


Упражнение «Найди пару».
Исходное положение: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым. С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях. По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Упражнение «Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш - кыш (свободное движение рук),
Хлоп - хлоп (в ладоши),
Шлеп - шлеп (по коленям),
Топ - топ (ноги поочередно.)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.


Игра «Мы похлопаем в ладошки».
Условные обозначения.
I-Один удар
II-Два быстрых удара
11
III-Три быстрых удара
Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях.
Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III.
Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.
Дети сидят на стульчиках, руки на коленях.
На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть – левой рукой по левому колену.
На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой.
Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.
Упражнение можно провести под мелодию русской народной песни «Василек».


Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.


Упражнение «Поклоны».
Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставят на пояс правую руку, на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются. При повторении дети убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь кланяются. Упражнение повторяется несколько раз подряд.
Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.
Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.
Упражнение может быть проведено под счет: на «раз» - правая рука на пояс, «два» -левая рука на пояс, «три» - поклон, «четыре» - выпрямиться.
12
Музыкальное сопровождение: «Петушок», русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой.


Упражнение «Погрози».
Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую пару восьмых дети грозят друг другу указательными пальчиками, сначала правым, потом левым. На четверть дети поворачиваются на 180 градусов и, оказавшись лицом к новому соседу, вновь по очереди грозят указательными пальцами. Ритмический рисунок (II II I) может быть продемонстрировать детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента. Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.


Упражнение «Хлопки и хлопочки».
Описание упражнения: дети стоят по кругу, лицом в центр круга, и выполняют следующие виды хлопков. На первую пару восьмых дети делают два быстрых хлопка слева, а на вторую пару восьмых – два быстрых хлопка справа. Затем на первую четверть хлопают один раз перед грудью, на вторую четверть отводят руки вниз и назад и хлопают у себя за спиной. Ритмический рисунок (II II I I) передается детьми сначала под ритм, задаваемый взрослым, а потом по памяти. Упражнение проводится под счет или хлопки педагога. дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и наконец выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется. На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот. В дальнейшем упражнение может выполняться и под текст: Тук, тук молотком строим, строим птичкам дом. Ритмический рисунок: I I III. Другие варианты ритмических рисунков: I III I; III I I.
Упражнение «Флажки».
Дети стоят полукругом и держат в каждой руке по флажку. Педагог демонстрирует действия, а дети наблюдают. Затем дети вместе с педагогом
13
повторяют игру с флажками и наконец выполняют ее самостоятельно по памяти. На первый такт стучать флажком о флажок, одновременно произнося звукоподражания: «Тук-тук, ту-у-к; тук-тук, ту-у-к», а на второй такт поднять флажки над головой, кружиться на месте (оборот на 360 градусов) и петь в том же ритме: «Ля-ля, ля-я-я; ля-ля, ля-я-я». Ритмическийрисунок: II I II I / II I II I.


Упражнение «Кукушки на опушке».
Дети стоят полукругом лицом к педагогу. Педагог дает ритмическое задание каждому ребенку индивидуально, и ребенок его повторяет по памяти. Варианты заданий:
1.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенный крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать: «Ку-ку», на вторую пару восьмых – повторить те же движения и звукоподражания, но с поворотом корпуса влево. 2.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать: «Ку-ку». На четверть сделать глубокий наклон вперед и длительно произнести: «Ку-у-у». На вторую пару восьмых – слегка наклониться, повернув корпус влево и произнести: «ку-ку». Ритмический рисунок: II I II. Аналогично детям даются задания и с другими ритмическими рисунками: I I II; II II II; I II I; I I I.


Игра с обручем.
Вариант I. Дети стоят в шеренге и держат в руках над головой обручи. На первый такт дети делают наклон влево и одновременно произносят: «Вле-во», затем наклон вправо и говорят: «Впра-во». Затем перешагивают через обруч, одновременно пропевая: «Че-рез об-руч». Ритмический рисунок: II II/ II II.
Вариант II. Дети стоят в шеренге. Повернув голову влево, говорят соседу, стоящему слева: «Здравствуй», затем поворачивают голову вправо и говорят соседу, стоящему справа: «Здравствуй», после этого смотрят вперед на педагога и с наклоном головы вперед медленно проговаривают: «Здрав-ствуй-те!». Ритмический рисунок: II II III.


Упражнение «Кулачки и ладошки».
14
Дети делятся на две группы и садятся на стульчики напротив друг друга.
Одни из них будут стучать кулачками, а другие хлопать в ладошки. Обе группы детей поют по очереди свои слова и точно передают ритм движения руками. Музыкальное сопровождение: песня «Кулачки и ладошки», слова Ю. Островского, музыка Е. Тиличеевой.


Пляска парами.
Вступление: дети стоят в кругу, пара за парой.
1-4 такты: дети бегут.
5-12 такты: поворачиваются лицом друг к другу, берутся обеими руками и притопывают ногой.
13-16 такты: дети бегут.
17-24 такты: поворачиваются лицом друг к другу т хлопают.
25-28 такты: дети бегут парами по кругу.
29-36 такты: берутся обеими руками и кружатся.
Музыкальное сопровождение: «Пляска парами» литовская народная мелодия в обработке Т. Попатенко.


Упражнение «Передай платок».
Дети стоят по кругу. Педагог дает одному из детей платочек.
1 часть музыки. На затакт ребенок, держащий платок, плавным движением передает его соседу справа, на «раз» следующего такта тот принимает платок правой рукой и передает его дальше. Оба ребенка сопровождают передачу платочка небольшим поклоном друг другу.
2 часть музыки. Ребенок, получивший платок, входит в круг и пляшет, размахивая платочком. С окончанием музыки возвращается на свое место.
Упражнение повторяется несколько раз. При этом передача платочка может происходить по кругу как в правую, так и в левую стороны.
Музыкальное сопровождение «передай платок», музыка Т. Ломовой.


Игра «Веселые подружки».
15
Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.
Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.


  • Упражнения «Слушай сильную долю».

После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.
Упражнение «Дядя Степа и мальчик с пальчик».
Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети, сидя на стульях, говорят:

Дядя Степа длинноногий

По дороге зашагал

ребенок идет широким шагом и на последний слог останавливается, не приставляя ногу.

Мальчик с пальчик по дороге
Вслед за дядей побежал

«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на последний шаг останавливается.

Дядя Степа оглянулся,
Но ни слова не сказал

идет и на ходу оглядывается.

Мальчик с пальчик усмехнулся
Дядю Степу он догнал

бежит и останавливается рядом с дядей Степой.
16
Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.
Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.
Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны - отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.


Игра «Хлопки в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.


Игра «Музыкальные топотушки».
Выбиваем ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.


Упражнения:
1.Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.
2.Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.
3. Любые шумовые инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести игры на барабанах, ложках, бубнах и т. д. или под их аккомпанемент маршировать по помещению группы.


Необходимо помнить, что музыкальный слух совместно с ладовым чувством составляет основу гармонического слуха. Следовательно, развивать их очень важно. Предлагаем игры и упражнения для развития ладового чувства.


17
Чудесный мешочек.
Цель: различать знакомые произведения.
Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный
аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно
использовать персонажи из кукольного театра.
Ход игры.
Участвует вся группа. «Дети,— говорит педагог,— к нам на
занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь?
(Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».
Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям
произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая
кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и
др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка
соответствующую игрушку и показывает всем.


Подумай и отгадай.
Цель: закрепить знание знакомых произведений.
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены
медведь, зайчик, птичка.
Ход игры
Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в записи
звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова,
«Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную
карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают
карточку с изображением медведя.


Найди игрушку.
Цель: развивать умение различать музыкальные произведения.
18
Игровой материал: игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик,
медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с записями программных
произведений.
Ход игры.
Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Педагог
предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка)
соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется
ни одной игрушки.
Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений
и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).


В лесу.
Цель: совершенствовать умение детей узнавать знакомые песни.
Игровой материал: на планшете изображен лес; 2-3 дерева, пенек
приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается
объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен
кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки
и т. д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.
Ход игры.
«Дети, посмотрите, какой красивый лес! - говорит педагог- Здесь
березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за
деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане
отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано
или в записи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в
обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается
заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается
вдоль по центру, там кармашек).
19


Буратино.
Цель: совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой
стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными
иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка,
паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.
Ход игры.
Педагог объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и
привез с собой песни, а какие - дети сами должны отгадать. Музыкальный
руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки
ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например,
исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с
изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3.
Компанейца- из коробки достают картинку паровоза и т. д.


Что делают дети?
Цель: развивать умение различать характер музыкальных произведений.
Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине
которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина
пустая; фишки.
Ход игры.
Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые
музыкальные произведения (можно в записи): «Колыбельную» А.
Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню
(которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение,
закрывает фишкой пустую половину карты.


20
Зайцы.
Цель: совершенствовать умение детей различать характер музыки.
Игровой материал: на планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны
разрезы, куда могут вставляться картинки - «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».
Ход игры.
Педагог предлагает детям пойти погулять на полянку,
нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они
делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».
Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее
и по просьбе педагога вставляют соответствующую картинку в прорези на
планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети
аплодируют.
Подумай и отгадай.
Цель: развивать умение детей различать музыкальные произведения.
Игровой материал: карточки по числу участников с изображением зайца,
медведя, птички.
Ход игры.
На доску выставляют картинки с изображением зайца, птицы,
медведя. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать знакомые
пьесы и отгадать, чья музыка звучит. Детям раздают карточки, они слушают
пьесу и поднимают нужную картинку.
«Медведь» В.Ребикова, «Птичка» М.Красева, «Зайчик» М.Старокадамского.


Три цветка.
Цель: развивать умение детей различать характер музыкальных
произведений.


21
Игровой материал: записи с инструментальной музыкой, карточки с
изображением веселого, грустного и спящего цветков.
Ход игры.
Дети слушают музыкальные произведения в исполнении
музыкального руководителя или в записи, определяют настроение в музыке и
поднимают условно обозначенную карточку: веселый цветок – веселая
музыка, грустный – грустная, спящий – спокойная.


Укрась музыку.
Цель: развивать умение детей различать характер музыкальных
произведений и соотносить их с тембровой окраской.
Игровой материал: записи с инструментальной музыкой, знакомой детям;
музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен,
маракас и др.)
Ход игры.
Ребѐнок слушает музыкальное произведение, определяет
настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по
своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном
инструменте, украшая звучание.


Что делают дети?
Цель: различать характер произведений.
Игровой материал: карточки по числу игроков. На одной половине
изображены дети (они поют, маршируют, спят), другая половинка пустая.
Ход игры.
Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые
музыкальные произведения: колыбельные, пляски, песни, марши. Дети,


22
угадавшие мелодию, закрывают, пустую половинку карточки фишкой.


Найди игрушку.
Цель: совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: игрушки или картинки, соответствующие содержанию
песен: зайка, мишка, кошечка, петушок и т.д.
Ход игры.
Педагог предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребенок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют пока не закончатся все игрушки.


Упражнение «Покажи эмоцию».
Еще для совершенствования и развития ладового чувства, используется система речевых игр, при помощи которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций, посредством воспроизведения художественного текста, с передачей например:

  • радости;

  • злости;

  • нежности;

  • грусти.


Художественно-творческая деятельность дошкольников будет намного эффективнее, если активно приобщать детей к основам художественного слова. Музыка при декламировании стихотворения поможет найти пластическое решение образа, подскажет характер героя, придаст выразительность движениям ребенка, звучанию шумового инструмента.




23
Календарно-тематический план разучивания стихотворений о шумовых инструментах.

1 неделя

февраля

Н. Хилтон

«У меня есть барабан».

барабан

2 неделя
февраля

О. Шалимова

«Моя первая игрушка».

погремушка

3 неделя
февраля

Е Панкратова

«Трам-там-там!»

барабан

4 неделя
февраля

Л. Разумова

«Мне купили погремушку».

погремушка

1 неделя
марта

И. Семененко

«В цирке медвежонок пляшет».

бубен

2 неделя
марта

З. Шумов

«Мне купили барабан».

барабан

3 неделя
марта

О. Ковальчук

«Веселая игрушка».

погремушка

4 неделя
марта

И. Горбачева

«Мой барабан».

барабан

1 неделя
апреля

Х. Винокур

«Новая погремушка»

погремушка

2 неделя
апреля

Т. Трефилова

«Бубенцы».

бубенцы

3 неделя
апреля

Н. Глушнев

«Первая игрушка».

погремушка

4 неделя
апреля

О. Вайсбекер

«Мне подарили барабан».

барабан

1 неделя
мая

С.Я Маршак

«Курочка Ряба и десять утят».

шумовые
инструменты

2 неделя
мая

С.Я. Маршак

«Курочка Ряба и десять утят».

шумовые
инструменты

3 неделя
мая

С.Я. Маршак

«Курочка Ряба и десять утят».

шумовые инструменты


Путем постановки проблемных вопросов и изучения тем исследований дети и педагог ищут ответы на поставленные вопросы во время организации непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работы и групповых занятий.
Проблемные вопросы:

  • Укажите, какие инструменты относят к шумовым?

  • Какие игры и упражнения развивают музыкальный слух?

  • Какие игры и упражнения развивают чувства ритма?

  • Можно ли развить ладовое чувство?

  • Возможно ли развивать музыкальные способности, используя художественное слово?


Темы исследований (с помощью которых участники проекта смогут найти ответы на поставленные вопросы учебной темы).


24

  • Определите, какие инструменты относятся к шумовым.

  • Укажите игры и упражнения, которые вам понравились в ходе реализации проекта, которые показались вам наиболее интересными.

  • Выявите игры и упражнения, к которые вам хотелось бы вернуться.

  • Как рассказывание стихов, с использованием музыкальных шумовых инструментов, помогает в раскрытии музыкальных способностей?


III этап: заключительный


  • Мониторинг. Тестирование.


Чтобы определить эффективность проделанной работы используйте несколько традиционных тестов.
Тест 1.
Предложите ребенку подойти к пианино и отвернуться. По очереди сыграйте два звука в верхнем и нижнем регистрах, затем спросите ребенка, какой звук был выше, а какой ниже.
Тест 2.
Нажмите одну клавишу фортепиано и спросите малыша, сколько звуков прозвучало. После нажмите одновременно две клавиши (лучше те, которые расположены далеко друг от друга), спросите, сколько теперь прозвучало звуков. В случае, если ребенок затрудняется с ответом, то спросите, сколько прозвучало звуков – один или много.
Тесты № 3, 4, 5 проверяют музыкальную память, музыкальный слух, диапазон голоса малыша, способность ребенка интонировать («чисто» петь).
Тест 3.
Попробуйте пропеть с ребенком разные ноты, чтобы установить диапазон голоса малыша. Пойте сами, без помощи пианино. Звуки инструмента сбивают детей, к ним сложнее подстроиться, чем к привычному человеческому голосу. Не рекомендуют использовать в этих целях детские музыкальные инструменты (ксилофон, дудочки, детские синтезаторы). Чтобы не ошибиться со звуками, воспользуйтесь камертоном.
25
Тест 4.
Спойте короткую простую мелодичную фразу, после чего попросите ребенка повторить ее.
Тест 5.
Предложите ребенку спеть любимую песенку.


Для определения чувства ритма ребенка так же существует ряд тестов.
Тест 1.
Не очень быстро простучите простую ритмическую последовательность, попросите ребенка повторить. Если у него не получается, усложните последовательность.
Тест 2.
Попросите малыша похлопать в ладоши под музыку. Пусть покажет, как это делают зрители на концерте, когда им нравится песня.
Тест 3.
Предложите ребенку промаршировать под музыку (например, «Вместе весело шагать»).

  • Запись сказки Самуила Яковлевича Маршака «Курочка Ряба и десять утят» в музыкальной обработке - итоговый продукт деятельности детей.

  • Пополнение дидактических материалов музыкального уголка шумовыми инструментами, выполненных совместно с родителями.

  • Запись и оформление методической разработки по теме проекта.


Виды деятельности участников проекта:

  • игровая;

  • коммуникативная;

  • познавательная;

  • музыкальная.

Методы работы с детьми:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа, пример);

  • наглядный;

  • практический.

26
Используемая литература:


1.Ким О.Г. Содержание и формы деятельности младших школьников в малых группах на уроках музыки. //Вестник Бурятского государственного университета № 1, 2013, стр. 36.
2.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: 2006 г АРКТИ, - 96 с.
3.Сат, Н.Д. Приобщение дошкольников к музыкальной и театрализованной деятельности// Вестник Тывинского государственного университета № 4, 2010, стр.49.
Электронные ресурсы:
1. Как развить музыкальный слух у ребёнка? [Электронный ресурс]/
журавушка103.рф /URL:http://журавушка103.рф/roditelyam/muzykalnyy_rabotnik/kak_razvit_muzykalnyy_sluh_u_rebenka.html.(Дата обращения: 19.01.17).
2.Кузмичева И.Н. Игры и упражнения для формирования чувства музыкального ритма. [Электронный ресурс]//infourok.ru//23.10.16//URL:
https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-dlya-formirovaniya-i-razvitiya-chuvstva-muzikalnogo-ritma-1285366.html (Дата обращения: 19.01.17).
3.Развитие музыкального слуха у ребенка: музыкальные игры и занятия. [Электронный ресурс]/Мама и малыш//URL:https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1435/muzykalnyy-sluh-u-rebenka. (Дата обращения: 19.01.17).
4.Сахно В. Развитие музыкального слуха у детей. [Электронный ресурс]. Развиваш-ка. ру/URL:http://razvivash-ka.ru/razvitie-muzykalnogo-sluha-u-detej
(Дата обращения: 19.01.17).
5.Формирование музыкальных способностей у детей дошкольного возраста и их развитие. [Электронный ресурс]//Воспитание детей // 14.08.2016 //URL http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/formirovanie-muzykalnyh-sposobnostej-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-razvitie.html//
(Дата обращения: 22.01.2016)
27