Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие музыкально - сенсорных способностей детей раннего возраста в детском саду

Бурова Любовь Дмитриевна Бурова Любовь Дмитриевна
DOCX
462
16
Предпросмотр



Развитие музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста.


Подготовила :Бурова Л.Д.,музыкальный руководитель МКДОУ»ЦРР-д/с№4»,пгт.Анна


Наиболее благоприятной почвой для развития сенсорных способностей у детей в возрасте 1,5— 3 лет оказались занятия малышей с музыкальными игрушками и музыкально-ритмические движения. Игра — основной вид деятельности детей, поэтому игровые приемы стали основными в моей работе. Развитие звуковысотного слуха начала с формирования слуховой сосредоточенности, т. е. с выработки умения вслушиваться в музыку, особенно прислушиваться к началу и окончанию музыки. Когда дети раннего возраста (от 1,5—3лет) стали приходить в зал, говорила им: «Заиграет музыка, и дети пойдут ко мне в гости», «Заиграет музыка, и дети полетят, как птички». Появление музыки дети встречали радостными возгласами, окончание — тем, что удивленно разводили руками. Воспитатель в это время говорила: «Нет музыки! Музыка заиграет, и ребята зашагают».

Слушание инструментальной музыки, написанной в ярко контрастных регистрах («Дудочка» Ю. Рожавской, «Медведь» Г. Фрида), — следующий этап в работе. Дети с удовольствием слушают эти пьесы, быстро запоминают и различают их. Показ игрушки при слушании музыки | «Медведь» Г. Фрида дает возможность закрепить представление детей о звучании низкого регистра. Дети первой младшей группы самостоятельно передают образ шагающего мишки под звучание этой музыки.

Звуковысотные отношения наглядно выступают, если их удачно моделировать придавая им наглядный характер. Мы подобрали игрушки с нефиксированной высотой звучания для того, чтобы дать детям запас звуковых образов: поет маленькая птичка, пищит мальнькая мышка, играет дудочка. Все игрушки |звучали в верхнем регистре. С интересом дети слушали, как рычит мишка (низкий регистр).

Малыши очень любят музыкальные игрушки . Детям первой младшей группы предложила игру «Бубны и погремушки» (музыка А. бубнах Александрова , Е. Тиличеевой). Дети играли , если музыка звучала в низком регистре и на погремушках, если она звучала в верхнем _ регистре. Чтобы продлить интерес к игре ввели роль дирижера. Это дало возможность проверить, как различает регистровую окраску музыки каждый ребенок.

Подобрали песенный репертуар:«Kyкушка» муз.Е.Тиличеевой, «Корова» М. Раухвергера.

Дети слушали и интонировали звукоподражание в разных регистрах. При этом использовался показ игрушки и пояснение: «Высоко сидит кукушка, звонко поет». Мы старались связать звучание контрастных регистров с величиной игрушек.Для этого использовалась дидактическая игра «Курочка и цыплята» (Н. Ветлугиной), подвижная _ игра «Кошка и котята» (Т. Бабаджан, И. Плакида). Игру «Курочка и цыплята» включаю в 3 квартале, в группе 1,5—3 лет. На фланелеграфе выкладываю фигурки цыплят. С интересом рассматривают их дети. Говорю им, что цыплята пищат тоненьким голоском: «Ти-ти» , так они зовут свою маму. Выставляю на фланелеграфе курочку: «А вот и мама-курочка пришла ицыплята перестали пищать».

Этот эпизод из игры включаю несколько раз на занятия.

По моей просьбе некоторые дети вступают в игру ,т. е. имитируют звуки животных. Когда большинство малышей включаются в игру, говорю им : «Вышла курочка, увидела цыплят, обрадовалась и песню запела: «Ко-ко-ко!» Среди детей находятся желающие подпевать курочке. Затем исполняю песню. На нескольких занятиях предлагаю детям подпевать оба звукоподражания - затем усложняю задание: когда поет курочка и когда поют цыплята. При этом использовали фигурки на фланелеграфе. Ребенок, прослушав песню, мог показать курочку или цыпленка под соответствующую музыку. Для закрепления этой работы с детьми первой младшей группы использую дидактические игры «Кто так поет?», «Чьи детки?», в основе которых лежат дидактические игры «Кто это?», «Ну-ка, угадай-ка» Н.Ветлугиной. Игровые образы, естественно, подводят детей к жизненным ассоциациям, помогают развитию звукоразличения. Восприятия ритмических соотношений и наглядное представление о них совершенствуется наилучшим образом, если оно связано со многими видами музыкальной деятельности: игрой на музыкальных инструментах (действия с музыкальными игрушками), музыкально-ритмическими движениями, пением,подпеванием. Работатать над развитием ритмического слуха начинаю в группе 1,5—3 лет со знакомства с музыкальными игрушками: бубном, погремушками, барабаном. Большой интерес к этим инструментам рождает у детей желание действовать с ними, т.е. звенеть, ударять ладошкой и т. д. Музыка организует эти действия, способствует передаче определенных ритмических рисунков. В дидактической игре «Бубен» (Т. Бабаджан) дети передавать ритмический рисунок, состоящей ' четвертей при двухдольном размере. Ребёнок взяв бубен, сразу пытается действовать с ним .Тогда говорю: «Давай играть вместе. Музыка играет, и ты играй на бубне. Музыка кончится и бубен не звенит». Дети первой младшей группы могут передавать в игре на бубне более сложный ритмический рисунок, т. е. отмечают не только четверти, но и восьмые доли такта. В упражнении «Маленький хоровод» (украинская нар.мелодия) дети меняют движения с изменением ритмического рисунка музыки (2 части). На первую часть дети двигаются по кругу (шаг = одной четвертой, на вторую — выполняют притопы "на месте ( шаг= одной восьмой). В дальнейшем ввожу роль музыканта , который сопровождает движения детей игрой на бубне, т. е. передает в своей игре два ритмических рисунка.

Детям 1,5—3 лет трудно передавать ритмические рисунки марша, бега в силу их возрастных особенностей. Чаще всего музыка лишь эмоционально окрашивает их движения (бег детей за бабочкой). Более доступны для передачи ритмических рисунков русские народные плясовые, сопровождающие пляски детей.



Через движения рук (хлопки, повороты кистями рук) малыши более точно передают ритм музыки (пляска «Юрочка» Т. Бабаджан). Возможности детей второй младшей группы гораздо шире. Они могут идти, как солдаты, скакать на лошадках, летать, как птички.

Используя игровые приемы, стараюсь вовлечь детей в процесс подпевания, учу их подпевать в общем темпе. Все это дает возможность успешно решать задачу развития ритмического слуха.

В целях всестороннего музыкального развития провожу работу по развитию тембрового и динамического слуха, так как в дальнейшей исполнительской деятельности, например в пении, ребенок должен находить нужную силу звучания, его тембровую окраску. В развитии динамического слуха детей 1,5—3 лет широко использую дидактические игры. Они дают возможность познакомить малышей с ярко контрастными динамическими нюансами (f, р). Например, игра «Тихо — громко» (Н. Ветлугиной). Определенное место занимают подвижные игры. В игре «Догони нас, мишка!» детей увлекает само движение, довольные, они убегают от мишки. Обращаю внимание малышей на то, что мишка заснул, предлагаю посидеть тихо. Затем заполняю паузу музыкой, звучащую (р). В дальнейшем на тихую музыку предлагаю детям тихо подойти к мишке. Музыка, исполняемая (f), означает пробуждение мишки, дети вновь разбегаются. Дополняет работу по развитию динамического слуха внесение музыкальных игрушек, например игра «Где погремушки?» (Н. Френкель). Использование музыкально-ритмических упражнений дает возможность сосредоточить внимание детей только на звучании тихой музыки («Тише, мама спит», Е. Дубянской) или громкой музыки («Ножками затопали», музыка М. Раухвергера).

Развитие тембрового слуха начинается со знакомства с детскими музыкальными инструментами: металлофоном, триолой, бубном и т. д. (группа 1,5—3 лет). Например, в игре «Где музыка?» (Р. Зинич, В. Кукловской) дети слушают мелодию, исполняемую на металлофоне. Затем воспитатель накрывает металлофон салфеткой и спрашивает детей: «Где музыка?» Дети находят металлофон, и вновь звучит музыка. Малыши 1,5—3 лет накапливают запас тембровых звучаний, который позволяет детям первой младшей группы свободно ориентироваться в них. Дидактическая игра «Угадай, на чем играю?» дает возможность различать тембр музыкальных игрушек. Детям предлагается отгадать, на чем будет играть воспитатель: на бубне, барабане, дудочке. Ребенок, отгадавший название звучащей игрушки, «играет» на ней. Игра усложняется введением новых музыкальных игрушек:.-.погремушек, металлофона. Разнообразные игровые приемы поддерживают интерес к выполнению задания.

Проделанная работа опиралась на большую помощь воспитателей. Им было предложено несколько консультаций, которые помогли понять специфику работы с малышами, наладили контакт с музыкальным руководителем, например консультации «Задачи музыкального воспитания детей 1,5—3 лет», «Роль воспитателя на музыкальном занятии» и т. д. Воспитатели помогают создать радостное настроение у детей перед музыкальным занятием. Они завязывают девочкам красивые банты, мальчикам предлагают расправить воротнички. Используя игровые ситуации, мы поддерживаем интерес к занятиям. Например, воспитатель отмечает, что нет собачки, которая пришла к ним в гости. Дети находят собачку в зале, играют с ней. С большим желанием они приходят на занятие, ожидая встречи с музыкой, любимыми игрушками. В группах выделено место для музыкальных игрушек и пособий, что дает возможность закреплять навыки, полученные на музыкальном занятии.

Таким образом, проводимая работа по совершенствованию методов и приемов музыкальносенсорного воспитания позволяет говорить о повышении ее эффективности в группах раннего возраста.