«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».
«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Цель моей работы: создать условия для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Для достижения цели мною были выдвинуты следующие задачи:
- формирование у детей певческих умений и навыков (выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции), способствующих выразительному исполнению;
- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку;
- формирование коммуникативных навыков - умения взаимодействовать со сверстниками в коллективе;
- развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;
- развитие музыкальных способностей – тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память;
- развитие певческого голоса, формирование естественного детского звучания, укрепление и расширение певческого диапазона;
Искусство пения еще в период античности считалось первым признаком наличия у человека образования. Это мнение можно применить и в наше время, поскольку развитие певческих навыков у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности.
В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников стоит задача: развивать способность исполнительства, певческие навыки, слуховой самоконтроль, выразительность пения. Значительная часть дошкольников приходит из детских садов в школу практически не поющей. Дети не научены фальцетному голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, у детей не наблюдается необходимых навыков слуховой и вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены.
В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал: затруднялись петь в высоком и низком регистрах, заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот, «боялись выходить» за рамки диапазона. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию звуками. Были замечены затруднения при умении детей правильно выполнять бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.
На сегодняшний день современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащается эмоциональная сфера ребенка-дошкольника, возможность самореализации.
Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. При организации образовательного процесса по развитию певческих навыков важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а главное, уровень развития певческого голоса каждого ребенка.
В процессе своей работы я применяю традиционные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) и специальные методы для развития певческих навыков, разработанные В.В. Емельяновым, Н.А. Ветлугиной, Н.А. Метловым.
«Интерес к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Так, пение может перейти в инсценирование, распевка может стать зачином для музыкальной игры, слушание плавно перетекать в танцевальное или песенное творчество. Такие варианты придают живость, непосредственность занятию, способствуют развитию творческой инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии.
Использование голосовых игр для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста окажется эффективным при условии, что этому разделу будет уделяться систематически 5-7 минут на занятии музыкальной деятельностью и он будет закрепляться в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, на концертах, праздниках и развлечениях, итоговых мероприятиях.
С самого раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу контраста: «высоко – низко», «большой – маленький».
Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних и низких звуков очень важно закреплять на практике голосом. Для этого существует раздел «распевание». Детям, как правило, очень нравится петь. А распеваться?
Беседуя с детьми, мы рассуждаем: сможет ли летчик без подготовки поднять в небо самолет? Может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Сможет ли портниха сшить красивое платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? – Конечно, нет! Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?
Целью распевания является подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов, развитие певческой техники и музыкального слуха.
Виды игрового распевания разнообразны по своей направленности и значимости:
Алгоритм работы на ООД строится следующим образом:
1. В качестве предварительной работы провожу комплекс дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой и артикуляционную гимнастику М.Ю. Картушиной.
2. Для развития слуха и голоса включаю в работу:
- систему фонопедических упражнений по методу В. Емельянова;
- оздоровительные интонационно-фонетические голосовые песенки-игры Л. Волошиной «Музыкальные складушки про веселые игрушки», Т. Рыбкиной и Т. Шеверевой «Давайте учиться петь», О.Н. Арсеневской;
- игровые песенки-массажи М.Ю. Картушиной, О.Н. Арсеневской;
-диалогические игры-распевки на контрастное сопоставление А. Евтодьевой.
Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим. Здесь и пение, и игра, и преемственность с работой воспитателя – повтор прочитанных сказок.
Задачи игрового распевания:
1. Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.
2. Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
3. Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.
4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.
Собираем внимание.
Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь). Концертмейстер все это время подыгрывает нам на инструменте.
Этой игрой решаем несколько задач:
1. Собираем внимание детей.
2. Приучаем к жестам дирижера.
Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.
Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);
2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);
3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:
1. Разогреваем артикуляционный аппарат.
2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.
Таким образом, можно сделать вывод: использование системы специальных голосовых игр-упражнений, индивидуальная и подгрупповая и групповая работа с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями.
В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности. Это доказывает наличие призовых мест не только в поселковых и районных вокальных конкурсах, но и в конкурсах федерального и международного уровня.
Автор: Наумова Алена Борисовна, педагог дополнительного образования, руководитель младшего и подготовительного хора МБУДОД «Детская хоровая школа искусств мальчиков и юношей «Молодость» г. Челябинска.
Любое хоровое или вокальное занятие должно начинаться с распевания, которое должно длиться не менее десяти минут. Оно должно выполнять ряд необходимых функций, о которых мы поговорим позднее. Наша задача – сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.
Этот материал будет полезен музыкальным работникам детских садов, учителям музыки в начальных классах, руководителям и хормейстерам младших и подготовительных хоров.
Цель разработки: описание игровых приемов, используемых на уроках в процессе распевания детей.
Высокий: ребенок понимает и выполняет задание правильно, самостоятельно, голос имеет ярко выраженную тембровую окраску, активный артикуляционный аппарат, чисто интонирует, бесшумно берет дыхание.
Средний: ребенок правильно понимает задание, действует по словесному указанию, голос не имеет ярко выраженной тембровой окраски (сип), артикуляционный аппарат средней активности, интонирование приблизительное, дыхание правильное с помощью педагога.
Низкий: ребенок затрудняется при выполнении задания, речь невнятная, вялый артикуляционный аппарат, интонирует нечисто, навык правильного дыхания отсутствует.
Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что дошкольники старшего возраста испытывают затруднения при управлении своим голосом, отчего зависит чистота интонации, напевность звука, широта диапазона.
Учитывая выше описанные причины, а так же возникшее противоречие (с одной стороны важность и необходимость повышения уровня певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, и с другой – отсутствие целенаправленной систематической работы), возникла необходимость в поисках новых эффективных педагогических подходов, при которых детский певческий голос сформировался бы более успешно. Это и привело к выбору темы, по которой и стала углублённо работать:
Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.
Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.
При распевании также можно использовать артикуляционные жесты Н.В.Рыбкиной, они помогают сформировать правильные гласные, и вносят игровой момент. Эти жесты можно использовать как в речевых упражнениях, так и в попевках.
«У»: ладони положить на щеки (пальцы – к шее), рисовать руками раструб трубы.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например,
валелогическая песенка-распевка «Здравствуйте!»:
Солнышко ясное, здравствуй!
Небо прекрасное, здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья,
Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!
Дыхательная гимнастика..
Музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачёва и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Например,
упражнение основного комплекса «Ладошки»:
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. звуком
Например,
фонопедическое упражнение «Погреемся»:
Мёрзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко! Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а!» Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.
Упражнение для профилактики горла «Таня плачет»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч!
Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Например,
игровой самомассаж «Дождь»:
Дождь!Дождь! Надо нам «Бегают» пальчиками по лицу.
Расходиться по домам!
Гром! Гром!Как из пушек! Барабанят пальчиками по лбу
Нынче праздник у лягушек. щекам.
Град!Град! Сыплет град! Хлопают в ладоши.
Все под крышами сидят, Изображают руками «крышу Только мой братишка в луже Гладят себя по лицу.
Ловит рыбу нам на ужин. Проводит большим пальцем по
крыльям носа.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Например,
пальчиковая игра «Кошка»:
Посмотрели мы в окошко Делают пальцами обеих рук «окошко»
По дороге ходит кошка «Бегают» указательным и средним п пальцами правой руки по левой руке.
С такими усами! Показывают «длинные усы»
С такими глазами! Показывают «большие глаза»
Кошка песенку поёт,
Нас гулять скорей зовёт! «Зовут» правой рукой.
Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Например,
речевые игры:
«Солнышко»
Солнышко, солнышко, Ритмичные хлопки.
Выгляни в оконышко
Твои детки плачут, Притопы.
По камушкам скачут. Лёгкие прыжки с хлопками.
«Листопад»
Осень, осень! Листопад! Ритмичные хлопки.
Лес осенний конопат. Щелчки пальцами.
Листья рыжие шуршат Трут ладошкой о ладошку.
И летят, летят, летят! Качают руками.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Солнышко» р.п Чишмы
Муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
«Игровое распевание как эффективное средство для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Музыкальный руководитель: Янбарисова А.Р.
р.п. Чишмы, 2017