Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Введение обучающихся в мир музыкального искусства, в мир творчества

Чекунова Жанна Евгеньевна Чекунова Жанна Евгеньевна
DOCX
59
0
Предпросмотр

Особенности обучения по предмету «Развитие музыкальных способностей»
дополнительной общеразвивающей программы  «Семицветик»
МАУДО «Школа искусств» .
составитель: преподаватель  Чекунова Ж.Е.
16.03 2017
 
 
 Содержание понятий «способности»,  «музыкальные способности».
В толковом словаре В. Даля «способный» определяется, как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный. Такая  характеристика  понимается в свою очередь, и далее определяется как соотношение  успехов в деятельности.
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Задатки  могут быть врожденными и рассматриваются как способности (возможно, являются результатом ранней диагностики задатков и  их развития).
Если говорить о музыкальных способностях, то они рано или поздно проявляются с разной перспективой развития через звуковысотные и ритмические задатки. Это и есть ядро музыкальности. Оно  является  восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения дошкольника.
Диагностическая ведомость развития по предмету, индивидуальная карта развития – это эффективный  педагогический инструмент как для первичного определения, выявления и развития музыкальных задатков способностей у учащихся дошкольного возраста, так и. успехов в деятельности. Если на занятии созданы необходимые педагогические условия, то у детей проявляются явные или скрытые музыкальные интересы, иногда даже к какому-то из видов музыкальной деятельности.
Ранняя и последовательная диагностика природных задатков помогает выстроить последовательность и содержание  обучения, сформировать из задатков именно музыкальные способности, которые дошкольником будет использовать в любой музыкальной деятельности: исполнение, слушание.
Хочется уточнить следущее мнение - Б.М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность». С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления «опыта», овладение знаниями, умениями, навыками, - это и есть то, что представляет собой развитие как то новое, в отличие от «накопления» знаний и умений.
Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности имеет место разногласие некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе.
Занятия музыкальным искусством направлены на то, чтобы не только развивать но и выявить у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.
Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность.
Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то каковы ее компоненты?
Содержаниепредмета«Развитие музыкальных способностей» общеразвивающей программы «Семицветик»направлено на формирование навыков и  умений, приобретение детьми начальных базовых умений и навыков в области музыкального искусства.
Целевая направленность учебного предмета «Развитие музыкальных способностей» - введение обучающихся в мир музыкального искусства, в мир творчества.
Большое внимание в программе уделяется развитию:
- восприятию музыки;
- метро - ритмической стороне музыки;
- элементарному музыцированию;
- интонационной пластике;
- первичным певческим навыкам;
- развитию детского голоса.
Такое комплексное освоение музыкального искусства оптимизирует фантазию, воображение, интеллект ребенка. Учебный предмет «Развитие музыкальных способностей» имеет практико-ориентированную направленность. Поэтому занятия проводятся в игровой форме и основаны на активной деятельности детей. Рекомендуются следующие формы и методы работы на занятии - рассказ, беседа, «живое» музыкальное исполнение,  прослушивание и просмотр видеоматериалов и репродукций, музыкально-дидактические игры, рисование музыкальных впечатлений, театрализация песни или инструментального произведения.
Также специфика учебного предмета «Развитие музыкальных способностей»  предполагает ещенесколько форм занятий: занятие-путешествие,занятие-концерт, занятие-праздник, занятие-сказка, занятие-состязание и др.
Наиболее эффективной формой занятияявляется занятие-игра, которое позволяет максимально активизировать внимание детей и закрепить навык в разнообразной форме деятельности. Например: разученную песню или часть мелодии прослушанного музыкального материала можно воспроизвести в виде ритма на шумовых инструментах; при воспитании внимательного восприятия музыки использовать динамические возможности голоса (от шепота до возгласа); демонстрация рукой мелодической линии; проговаривание текста во время игры «ладушки».
Инсценировка русских народных песен и попевок является благодатным музыкальным материалом, который развивает  комплекс музыкальных способностей- восприятие, музыкальная память, метро-ритм, элементарное музыцирование, развитие голоса. Благодаря несложному повторному материалу этих песен  учащиеся успешно проявляют желание развиваться в такой форме обучения. Такую форму деятельности желательно проводить стоя в круге, т.к. преподаватель имеет возможность - контролировать каждого учащегося, поменять местами участников игры, скорректировать задание по движению или тексту.
Важнейшей частью программы является диагностика первичного, промежуточного и итогового уровня развития обучающегося. Диагностические мероприятия позволяют более точно корректировать уровень развития, подвести итог обучения, что является основанием для рекомендации дальнейшего обучения по разным специализациям развивающих программ.
Программа учебного предмета «Развитие музыкальных способностей» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров, фильмов-сказок, мультфильмов, литературных сказок, стихов.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к искусству.
 
Музыкальная память – важное комплексное явление.
Музыкальная память – явление комплексное. Рассмотрим этот комплекс  Зрительная память – один из общих видов памяти и ее значение достаточно велико для развития музыкальных способностей и эстетического восприятия музыкального искусства.
Каждое занятие желательно предлагать для просмотра и обсуждения видеоряд музыкальных инструментов и исполнителей (скрипка - скрипач, песня - певец, полька - танцор…), музыкальные выразительные средства в виде образов и состояния природы (минор, мажор, быстро, медленно, плавно, отрывисто, громко, тихо). Учащиеся лучше воспринимают изображения  животных и птиц. Например, иллюстрации по книгам русских народных сказок.
 Тактильный вид памяти -  переводится с латинского как осязательный, ощущаемый, прикасаемый. Это техническое чувство, возникает  как память ощущений при игре на музыкальных инструментах.
Следующий вид музыкальной памяти – это логический, который закрепляет ассоциативный ряд понятий( марш- барабан- метр, тихо-минор- плавно…)
 Моторная память – это не всегда запоминание движений рук и пальцев. Сформированные слуховые ощущения вступления и заключения мелодии, чувствование сильной доли музыкального метра в размере формирует точные понятия-формы.
Заключительным этапом в комплексном явлении – музыкальная память(слуховая память), которая считается универсальной. Проявление слуховой памяти преподаватель определяет по признакам- запоминание и вовпроизведение ритма, мелодии, динамики, лада и др. При вспоминании прослушанных музыкальных произведений  участвует эмоциональная память. Эта память чувств, эмоций и переживаний.
Рассмотрим характеристику каждого критерия как проявление музыкальных способностей в личности ребенка дошкольника.
К. Спинор рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп:
музыкальные ощущения и восприятие;
музыкальное действование;
музыкальная память и музыкальное воображение;
музыкальный интеллект;
музыкальное чувствование.
Для вышеперечисленных групп очень важна такая способность как память.
В таблица диагностической ведомости  имеются 5 критериев для определения динамики образовательной музыкальной деятельности. На основании таких критерий формируется первичная - промежуточная -итоговая оценка каждого ученика.
 
Практическое содержание критериев и их взаимодействие.
Арсенал методов и приемов педагога в работе над развитием музыкальных способностей у дошкольников и диагностикой могут  быть настолько разнообразными, насколько позволяет его профессиональная подготовленность и фантазия. Но в данном возрастном периоде как дошкольник, следует максимально четко и узко формулировать задания и проводить диагностику развития.
 

Критерий

Действия

Что диагносцировать

Развитие музыкального слуха

музыкальные ощущения,  восприятие

ладовое, тембровое, динамическое, темповое изменения голоса,  музыкального инструмента

Развитие ритма

музыкальные ощущения,  восприятие, музыкальное действование

метроритмическая пульсация постоянная, переменная

Развитие музыкальной памяти

музыкальные ощущения,  восприятие, музыкальное действование

образное восприятие-вспоминание и исполнение с достаточной точностью интонаций, ритмических рисунков, характеристика и пояснение  образов музыкального произведения

Певческие навыки

музыкальные ощущения,  восприятие, музыкальное действование

точность воспроизведения интонаций, ритма, объем воспроизводимой мелодии, качество вокального звука по силе и длине

Развитие слухового внимания

музыкальные ощущения,  восприятие, музыкальное действование

творческие навыки, уровень наблюдения за разнообразием характеров и образов, созданных различными средствами выразительности мелодии – ритмического строения, динамики, своеобразия движения мелодической линии, музыкального жанра и формы

 
Таким образом, анализируя  результаты диагностики, мы фиксируем творческие достижения дошкольников.
1. Мелодический слух - слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии.
2. Тембровый слух - уметь различать разные тембры, давать им образную характеристику.
3. Звуковысотный слух - использовать свой диапазон голоса, учиться интонировать чисто звуки лада в интервале от секунды до квиты на различные слоги.
4. Чувство ритма- работа с ритмическими заданиями, умения воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков без особого труда и напряжения.
5. Музыкальная память - образное восприятие, исполнение с достаточной точностью, воспроизведение интонаций, ритмических рисунков.
6. Творческие навыки - использование приобретенных знаний в практической деятельности как самовыражение в музыкальной деятельности.
Выделенные компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки) это и есть основные  критерии оценки музыкальных способностей, определяющие показатели и уровни развития.
Литература:
1.      http://diplomba.ru/work/104236
2.     ttp://festival.1september.ru
3.     http://refleader.ru/poljgeqasbewmer.html
4.      Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.
5.      Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 2008.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Аннотация
 
 
В статье «Особенности обучения по предмету «Развитие музыкальны способностей» дополнительной общеразвивающей программы  «Семицветик» МАУДО «Школа искусств»  преподаватель Чекуновой Ж.Е. рассматривает формы и методы работы на занятии.
Наиболее эффективной формой обучения преподаватель Чекунова Ж.Е. считает  занятие -    игра, которое позволяет максимально активизировать внимание детей и закрепить навык в разнообразной форме деятельности.
Особенное внимание уделяется значению комплексности обучения на каждом музыкальном занятии: развитию восприятия музыки, музыкальной памяти, элементарному музыцированию, метро- ритмической деятельности, интонационной пластике, певческим навыкам и развитию детского голоса.
Чекунова Ж.Е.  характеризует критерии музыкальных способностей и их  диагностику.